Использование приемов смыслового чтения в начальной школе
статья по русскому языку
Фундаментом всего последующего обучения в школе является образование, которое дети получают в начальной школе. В первую очередь это отражается в сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, то есть самостоятельно добывать знания, а в дальнейшем станут базой для самообучения и самообразования.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст. До введения Стандарта в начальной школе большое внимание уделялось увеличению темпа чтения и правильности чтения, а задаваемые вопросы по тексту проверяли лишь поверхностное усвоение содержание текста. Такая работа не позволяла учащимся максимально извлекать информацию из текста и понимать ее.
В настоящее время, когда к концу обучения в начальной школе дети должны быть готовы к систематическому изучению литературы в основной школе, иметь необходимый уровень читательского и речевого развития, произошла смена традиционных технологий передачи знаний учащимся на технологии смыслового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_smyslovogo_chteniya_na_urokah_v_nachalnoi_shkole_pri_podgotovke_k_oge.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование смыслового чтения на уроках в начальной школе при подготовке к ОГЭ
Фундаментом всего последующего обучения в школе является образование, которое дети получают в начальной школе. В первую очередь это отражается в сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, то есть самостоятельно добывать знания, а в дальнейшем станут базой для самообучения и самообразования.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст. До введения Стандарта в начальной школе большое внимание уделялось увеличению темпа чтения и правильности чтения, а задаваемые вопросы по тексту проверяли лишь поверхностное усвоение содержание текста. Такая работа не позволяла учащимся максимально извлекать информацию из текста и понимать ее.
В настоящее время, когда к концу обучения в начальной школе дети должны быть готовы к систематическому изучению литературы в основной школе, иметь необходимый уровень читательского и речевого развития, произошла смена традиционных технологий передачи знаний учащимся на технологии смыслового чтения.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Если ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.
Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники чтения с целью формирования навыков осмысленного чтения.
Вот некоторые общие приёмы работы с текстом во время чтения, которые часто используют учителя начальных классов:
1. «Чтение в кружок».
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
2. «Чтение про себя с вопросами».
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
3. «Чтение с остановками».
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".
4. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста по его заголовку.
5. Ромашка Блума
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации.
- Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
- Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
- Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
- Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
- Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
- Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд просты
- Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.
Как бы я поступил на месте героя?
Использование приемов смыслового чтения на уроках русского языка
- «Рассыпанные предложения».
Задание: соберите из «рассыпанных» предложений текст, чтобы ответить на вопрос: какова основная мысль?
2. Вставить пропущенные (недостающие слова).
1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.
3. Составить план текста.
Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Использование приемов смыслового чтения
на уроках математики
Опыт работы показывает, что современный ученик не умеет работать с текстом задачи. Он невнимательно читает условие, не может отделить условие задачи от вопроса, не умеет критически оценить полученный результат.
Развитие способностей решения задач напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения. Ведь чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:
- осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;
- уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;
- уметь критически оценивать данную информацию;
- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.
Для этого мы организуем определенную систему работы над задачей.
1. Научить детей различать
рассказ литературный и математический (представляется два варианта текста, из которых ребята выделяют математический рассказ и доказывают свой выбор)
2. Научить различать математический рассказ и задачу
- По рисункам составляем математический рассказ
-чего не хватает чтобы рассказ стал задачей
-что сделать чтобы ответить на вопрос
- решение и ответ
3. Научить различать текст задачи от условия
На данном этапе ведется работа по содержанию задачи и выделение отличий текста задачи от условия.
4. работа со схемами краткой записи задач.
Приведу примеры вопросов и заданий, которые я использую на уроках курса “Окружающий мир”
- Приём «тонкие и толстые вопросы». Этот приём использую для осмысления информации, постановки вопросов к тексту и нахождение ответов на них. В начале урока ребята чертят таблицу, состоящую из двух колонок. По ходу урока в левую колонку записываем вопросы, требующие простого ответа, а в правую – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Например,
Этот приём способствует развитию мышления и внимания учащихся. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
- Так же в работе использую приём «Верные и неверные утверждения». Например, при изучении новой темы «Живая и неживая природа» были заданы вопросы: - Верно ли, что природа бывает живая и неживая?
- Верно ли, что вода является объектом неживой природы?
- Работа с текстом до чтения. Сравнение содержания текста со своими предположениями. Постановка проблемного вопроса к тексту. (Мы уже знаем, что есть группа животных, которая называется рыбы. А можно ли тритона тоже отнести к этой группе? Дети высказываются).
Начальная школа – это этап в жизни ребёнка, в котором формируется умение учиться и способность к организации своей деятельности. И только читательские умения обеспечат ребенку возможность самостоятельно приобретать новые знания, а также создадут основу для самообразования в следующих ступенях обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе .
Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе ....
Доклад "Приемы смыслового чтения в начальной школе"
Доклад содержит информацию о видах и приемах смысловго чтения в начальных классах...
Из опыта работы «Использование приемов смыслового чтения во внеурочной деятельности»
Обучение смысловому чтению учащихся начальных классов через образовательный курс внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источник...
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается проблема реализации работы по смысловому чтению в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к обучению младших школьников в рамках нормативно-правовых документо...
Использование приемов смыслового чтения на уроках английского языка
В данной статье раскрывается понятие смыслового чтения, рассматриваются вопросы актуальности обучения смысловому чтению и описываются приемы, используемые на различных этапах...