Формирование навыков функционального чтения младших школьников как основа развития читательской компетентности на следующей ступени обучения
статья по чтению

Международная программа по оценке качества обучения PISA -  это самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества образования в школе, который проводится раз в 3 года и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественно-научной, математической, компьютерной и читательской.

PISA-2018 сосредоточила внимание на читательской грамотности учащихся.

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_iroyskaya_sosh_zhugdurova_ts_yarmarka_ped.idey_.docx726.43 КБ

Предварительный просмотр:

 «Ярмарка педагогических идей и образовательных проектов малокомплектных школ Селенгинского района»

Тема доклада:

Формирование навыков функционального чтения

младших школьников как основа

развития читательской компетентности

на следующей ступени обучения

Докладчик: Жугдурова Туяна Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ Иройская СОШ

Селенгинский район

Республика Бурятия

         

                                                                                                                         апрель 2021 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………..

3

1

Читательская компетентность - основа  успешного обучения всем школьным предметам………………………………………..

4

2

Чем понятие «чтение» отличается от понятия «смысловое чтение»? .............................................................................................

5

3

Что такое «смысловое чтение»? …………………………………

5

4

Какие проблемы мы наблюдаем у современного школьника?...

7

5

Инструментарий по формированию читательской компетенции младших школьников…………………………………………….

8

6

Заключение…………………………………………………………

Использованные  интернет-ресурсы……………………………..

12

13

Введение

В 2018 году 15-летние обучающиеся нашей школы приняли участие в исследовании PISA.

Международная программа по оценке качества обучения PISA -  это самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества образования в школе, который проводится раз в 3 года и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественно-научной, математической, компьютерной и читательской.

Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач.

Исследование PISA сосредоточено на оценке практических навыков учащихся и их умении применять академические знания в жизни, в отличие от других международных мониторингов (TIMSS и PIRLS), которые проверяют уровень академических знаний, заложенных в учебные программы.

В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века, а именно решение реальных жизненных проблем и самостоятельная работа с информацией.

Цель: трансляция  опыта использования приемов смыслового чтения.

1. Читательская компетентность

- основа  успешного обучения всем школьным предметам.

Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям:

грамотность чтения,

математическая грамотность,

естественнонаучная грамотность.

PISA-2018 сосредоточила внимание на читательской грамотности учащихся.

Читательская грамотность  это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них.

Слово «понимать» (прочитанное) говорит о самом существенном элементе читательской деятельности и важнейшем направлением педагогической работы при обучении чтению.

Слово «использовать» подчеркивает функциональные, прикладные аспекты работы читателя. Слово «размышлять» указывает на активность читателя, который для понимания авторской мысли использует свои собственные мысли и опыт.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Ученые установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов.

Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы.

Без чтения – нет учения. Перед учителем стоит задача эффективного использования приемов смыслового чтения на уроках.

Читательская грамотность, читательская компетенция, читательская компетентность. Чем отличаются эти понятия?

Читательская грамотность понимается как способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, способность использовать их содержание для достижения различных целей в разных жизненных ситуациях.

Читательская компетенция – это сформированные навыки, овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

Читательская компетентность – это качество личности, понимание необходимости знаний, умений и навыков, связанных с чтением.

В ФГОС четко прописаны метапредметные образовательные результаты, которые будут получены при условии сформированной читательской компетенции:

1. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

 2. Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения.

3. Выпускники начальной школы в результате изучения всех без исключения предметов должны приобрести первичные навыки работы с информацией (текстом). В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции в соответствии со стратегией смыслового чтения.

Формирование навыков смыслового чтения начинается на уроках литературного чтения в начальной школе, целью которых является:

  • научить детей читать художественную литературу;
  • подготовить к её систематическому изучению в средней школе;
  • вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

  1. Чем понятие «чтение» отличается от понятия «смысловое чтение»?

Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.

Смысловое  чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Ученик, у которого сформированы навыки читательской грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

Т.е. умение работать с текстом - основной способ развития навыков смыслового чтения.

Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая:                                                      Техническая:

понимание содержания                                       способ чтения,

    и смысла читаемого                                             темп чтения                                                                                                                        

                                                                           правильность чтения,

                                                                           выразительность.

  1. Что такое «смысловое чтение»?

Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения». При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. первостепенной считалась техническая сторона чтения.

В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на самоопределение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.

Что такое «смысловое чтение»?

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

умение осмысливать цели чтения;

умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

умение определять основную и второстепенную информацию;

умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

К сожалению, большинство младших школьников при переходе в среднее звено имеют проблемы в области смыслового чтения и выполнению заданий детьми по содержанию текста.

4. Какие проблемы мы наблюдаем у современного школьника?

1. Бедный кругозор и речевое развитие.

Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора.

Одним из направлений работы по развитию речи в начальной школе является обогащение словарного запаса ребят. На своих уроках русского языка в 4 классе я использую различные приемы работы над словом. Это могут быть диктанты. Например:  

  • словарный диктант с использованием загадок. Читаю загадку, дети ее отгадывают и объясняют, по каким признакам они нашли отгадку. Записывают слово, выделяют орфограмму.
  • Лексический диктант. По толкованию лексического значения узнать слово, записать, подчеркнув буквы, которые нужно запомнить. Например:

Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена).

Земельное пространство с определенными границами (территория).

Поезд, пароход или автобус, идущий с высокой скоростью, с остановками только на крупных пунктах или без остановок (экспресс).

Человек одинакового с кем-либо возраста (ровесник).https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/62191/pub_5cf06e3ecce44424bfb5bc59_5cf06f25d186fc22c7a8d0e8/scale_1200

Очень эффективна этимологическая справка на уроках русского языка для того, чтобы сократить механическое запоминание младшими школьниками непроверяемых написаний и повысить возможности осмысленной работы. Например, коньки – от слова «конь»; первоначально изгиб конька украшали изображением лошадиной головы. (Коньки – проверочное: конь). 

D:\Documents\Desktop\1024418_3.jpeg

Использование ребусов. 

Игровая технология в начальной школе является приоритетной. Интересные игры: «Растеряйка», «Смысловые группы», «Пропавшие слова», «Собери предложение», «Шиворот - навыворот» и др.

Благодаря такой работе обогащается словарь младших школьников.

И таких приемов работы над развитием речи очень много. Важно заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, тем самым разбудить в обучающихся интерес к русскому языку.

Отсутствие в речи нужного слова не дает возможности воспринять смысл понятий, добиться ясности в учебных вопросах. Многие слова и понятия ребята средней школы слышали,  но у них не возникает никакого образа предмета. Поэтому материал не воспринимается, хотя взрослому кажется, что он говорит просто и объясняет понятно. Возникает также проблема неясного, смутного, примерного понимания, абсолютно недостаточного для закрепления знаний. Трудно представить, сколько сложностей возникает перед старшеклассниками, готовящимися к ГИА, если им не ясны даже обычные разговорные слова (их приходится запоминать как термины), в этом случае не ясен для них сам предмет беседы.

2. Недостатки  устной речи.

Для развития устной речи младших школьников  можно использовать следующие задания.

1. Что я такое?

Инструкция: «Перед тобой несколько наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

2. «Расскажи про меня».

Инструкция: детям предлагаются сюжетные картинки. Сначала школьника просят  подробнее рассказать, что изображено и что происходит на картинке. Затем попробовать составить небольшой рассказ по ней.

3. «Разговор по телефону»: инсценировка диалога на определённую тему (звонок в скорую, милицию, учителю, другу и т. д.).

3. Отсутствие навыка работы со словарём и справочной литературой.

Многие дети не понимают половины того, что читают. Именно книжная (бумажная) форма словарей при поиске слова дает возможность увлечься словарной работой.

Есть интересная игра «Справочное бюро»: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом, толковом словаре и объяснит, как это слово писать, что оно обозначает.

  1. Инструментарий по формированию

читательской компетенции младших школьников.

Моя работа по формированию читательской компетенции младших школьников реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и поселковой библиотек.

4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

В своей практике я использую комплексную работу над текстом. Их у нас 30 вариантов. Каждый вариант содержит 10 заданий. Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося.

При работе с данным материалом формируются основные умения смыслового чтения (текстовые умения), развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

«Технология развития критического мышления» позволяет сделать уроки литературного чтения эффективными и развивающими. Совокупность разнообразных методов и приемов технологии развития критического мышления позволяет заинтересовать ученика, пробудить в нем исследовательскую активность, создать ему условия для осмысления материала и помочь ученику обобщить приобретенные знания.

  1. Прочитай название текста.

1 этап. Работа с текстом до чтения.  Стадия вызова - о чем будет идти речь?  Метод «корзина идей».

Цель: развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

Профессиональные компетенции учителя на данном этапе: вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст.

Приемы работы:

Чтение фамилии автора

Чтение заглавия текста

Чтение выделенных слов

Рассматривание иллюстраций

Высказывание предположений о теме, содержании текста

                                                     Плохо.ф1.jpg

    Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

   В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

– Как вам не стыдно!

– А что – стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

– Вот это и стыдно! – гневно ответила женщина.                                                                      

                                                                                     (В. Осеева)

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.                                                                                                    

2. Почему автор назвал рассказ «Плохо»? Выбери верный ответ. Постановка проблемного вопроса к тексту.

        Котёнку было плохо.
       Мальчики совершили плохой поступок.
        Женщина пристыдила мальчиков.
(формируем представление о добре и зле)

3. Основная  мысль текста. (нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста) На подобных произведениях развивается действие самопознания - "Не было ли в твоей жизни похожей ситуации?"

4. Дополни диалог словами женщины. Упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.

 ______________________________________

– А что – стыдно? Мы ничего не делали!

_______________________________________  

5. Запиши, по отношению к каким героям ты испытываешь эти чувства.

 (нравственная оценка поступков героев; жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценка конкретных поступков как хорошие или плохие)

уважение к

жалость к

стыдно за

(заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации).

6. Составь план текста из трех пунктов (определению смысловых частей текста и их взаимосвязей)

8. Составь вопросы по рассказу. (Постановка к тексту обобщающих вопросов)

9. Проект «Качества человека» (проектная деятельность – формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций)

Подготовьте проект о том качестве человека, которое вы считаете наиболее важным. Подберите подходящую иллюстрацию и напишите о нем маленькое сочинение, почему вы считаете его самым необходимым.

Тема проекта: ______________________________

Автор:

Иллюстрация и сочинение:

Научить детей работать с текстом сложно, но возможно. Здесь, как в математике. Самое главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения в соответствии с заданным текстом приходят с опытом.

ФОРМУЛА:

П=Т+И

где П – произведение

Т – тема (т.е. о чём) предмет повествования.

И – идея (т.е. зачем? для чего?) основная мысль, определяющая содержание какого-нибудь произведения.

Комплексные контрольные работы, ВПР направлены на проверку умения работать с информацией. Поэтому постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию,  работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами, а также успешно выполнять комплексные работы и ВПР.

В 4 классе введены всероссийские проверочные работы, в которых задания даны в больших объемах, что обычно пугает учащихся, вызывает тревогу. Но, при внимательном и неторопливом чтении, делении текста на смысловые части, задания становятся не такими «страшными и невыполнимыми».

Это касается задач по математике, логических задач по окружающему миру и работы с текстом во второй части ВПР по русскому языку. Рассмотрим одну из трудных задач. А решим её с помощью расписания и выделения из текста ключевой информации.

По русскому языку выполнить домашнее задание Оле помогает бабушка, по английскому языку — старшая сестра, а по математике — дедушка. Оля тратит ровно 40 минут на выполнение домашнего задания по каждому предмету. Бабушка готовит завтрак с 8 до 9 часов, сестра гуляет с сыном с 9 до 10 часов 20 минут, а дедушка возвращается из шахматного клуба в 11 часов 15 минут. Оля пришла с тренировки по теннису в 9 часов 45 минут, в 10 часов начала делать уроки и управилась с домашним заданием ровно в 12 часов. Кто помогал Оле в 10:05? Задание по какому предмету Оля выполняла последним?

Составив расписание не сложно ответить на поставленные вопросы. По таблице видно, что в 10.05 Оле помогала делать уроки бабушка, а последним предметом, по которому девочка выполняла задание — математика, т. к. дедушка приходит с шахматного клуба позже всех.

Заключение

Обучение работе с текстами, продуманное и поэтапно реализуемое, даёт свои реальные результаты. В 2019-2020 учебном году была проведена диагностика сформированности навыка смыслового чтения учащихся 3 класса. Результаты позволяют сделать вывод об эффективности проделанной работы. Многие задания были знакомы детям. Они не испугались, отнеслись к работе спокойно. Даже слабый ученик был доволен своей работой. Но такое обучение требует от учителя  безошибочно отбирать тексты и в системе вести обучение,  воспитывать в учащихся  чувства при чтении, переживать вместе с учениками,  побуждать их к творчеству,  самому иметь желание меняться  и быть «в ногу со временем» и подготовить детей к обучению в основной школе.

Таким образом,  продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обеспечение преемственности всех ступеней общего образования. Следовательно, работа по формированию навыка смыслового чтения не должна прерываться при переходе обучающихся начальной школы на следующую ступень обучения. Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения.

Интернет-ресурсы:

https://www.hse.ru/data/2011/02/21/1208561931/PISA2009.pdf

https://урок.рф/library/metodicheskie_rekomendatcii_rabota_s_tekstom_na_uro_001623.html 

https://cnppm.unitech-mo.ru/upload/iblock/9f4/9f476ca80646073c2031bed2c9710903.pdf 

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2020/01/19/zadaniya-pisa

https://media.prosv.ru/fg/ 

https://www.eduneo.ru/formiruem-smyslovoe-uchenie-u-uchashhixsya-nachalnoj-shkoly-rabotaem-s-tekstom-na-uroke/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы

Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы стан...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы стан...

читательская компетентность как основа успешности обучения

читательская компетентность основа успешности обучения учащихся в начальной школе...

Формирование навыков функциональной грамотности на основе текста-описания и текста-повествования

Данный рабочий лист подходит для отработки умения различать текст-описание и текст-повествование. Также в листе присутствуют задания на отработку изученных частей речи и на нахождение грамматической о...

Мастер-класс. «Формирование навыков функциональной грамотности на примере заданий ВПР по математике»

Мастер-класс. «Формирование навыков функциональной грамотности на примере заданий  ВПР по математике»...