Развитие речевой культуры воспитанников театрального коллектива
методическая разработка (4 класс)

Koronova Olga

Мастер-класс по развитию речевой культуры воспитанников театрального коллектива в процессе интеграции музыки и театра на занятиях по театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс  для педагогов театральных объединений и коллективов

«Использование принципов интеграция  на занятиях по театрализованной деятельности»

или

«Развитие речевой культуры воспитанников театрального коллектива в процессе интеграции музыки и театра на занятиях по театрализованной деятельности»

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Коронова Ольга Николаевна, ПДО ДДТ «Юность», коллективу 5 лет, и только в этом учебном году мы стали проводить занятия с живым  музыкальным сопровождением. И в этом нам помогает концертмейстер - Самойленко Наталья Владимировна. При помощи музыки преодолеваются речевые недостатки, так как музыка и речь имеют много общего (темп, высота, ритм, тембр, динамика, интонация)

И уже видны первые результаты: дети стали лучше слушать и слышать, стало развиваться чувство ритма. На занятиях с концертмейстером мы учимся извлекать свободный, не зажатый звук, разрабатываем органы речи для четкого произношения. Обязательно используем  интонацию – именно она эмоционально обогащает слова, усиливает их значение, привлекает внимание слушателей.

Сегодня я хочу поделиться с вами, тем как мы работаем над развитием речевой деятельности воспитанников театрального коллектива с помощью музыки.

  1. Занятие начинаем с дыхательной гимнастики и упражнений на опору дыхания. Чтобы успокоиться, насытить легкие кислородом, увеличить их объем, улучшить кровообращение, настроиться на позитивную работу.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Повороты головы.

Ушки.

Малый маятник: наклоны головы.

Обними плечи.

Кошка (лапки, повороты в стороны).

Насос.

Большой маятник (насос + обними плечи).

  1. Без сопровождения, на животе прорабатываем согласные звуки С-с-с – з-з-з

                                                                                      П-п-п – б-б-б

Затем разогреваем связки музыкальными распевками.

  1. Прорабатываем гласные звуки и-и-и с музыкальным сопровождением
  2. Подключаем  эмоции и интонационную окраску

Еля-еля теля, теля, теля

Недомеля-меля-меля,

Перемеля-меля-меля,

Растетеря-теря, теря.

С младшими детками поем в разных образах:

 Медведь – медленно, неуклюже, протяжно…

Заяц – (прыгая на скакалке) поем легко, прыгуче,

Со старшими – с  разными интонациями. Антон Семенович Макаренко говорил, что он стал считать себя мастером когда научился говорить фразу «Иди сюда!» с 18 разными интонациями. Эта фраза может быть произнесена с различными оттенками: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничтожительным, любовным, доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, уничижительным, насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и т.д.

Также используем музыкально-ритмические разминки не только для развитие речи, но и на внимательность, на выработку умения сосредоточится, умения слышать и слушать.

«Чепуховая считалка»

1 группа

2 группа

3 группа

На огне в чугуне жабы       квакают во сне

А на сковородке квакают селедки.

Распевает колбаса сразу

на три голоса

Подпевает ей батон, кто

не слышит –

Батон - батон

Кренделек - сушка

Выйди вон

Использование музыкального сопровождения при говорении и проговаривании скороговорок и чистоговорок.

Показываю:  

Карл у Клары украл кораллы

Клара у Карла украла кларнет.

А теперь с вами. Разделимся на две команды.

Бык тупогуб тупогубенький бычок

У быка бела губа была тупа.

Жили были два китайца,

Як – Цедрак и Як - Цедрони,

Жили были три китайки

Цыпа, Дрипа, Дримпампони.

Я говорю, пока Наташа готовится к «Шляпе».

Использую  музыку при разучивании роли.  Перевоплощаясь, например, в кошек или курицу (например «Кошкин дом»), учимся правильно, попадая в ноты мяукать, мурлыкать, кудахтать.

Поющие распевки мурррр-ррр, для роли Кота Василия.

Использование музыки помогает перестроить, подстроить свой голос под тот или иной образ.

Показывая на инструменте, как петь мягко, остро, что такое «точка». Наглядно дети воспринимают и понимают это лучше.

После распевок, речевых упражнений, мы переходим к музыкально – игровым этюдам.

«А у меня есть шляпа»

А у меня есть шляпа тра-ля-ля-ля-ля-ля

И у тебя есть шляпа тра-ля-ля-ля-ля-ля

Мы головой мотали

И шляпы все упали…

Упали наши шляпы тра-ля-ля-ля-ля-ля                

        Разбираем образ:         Кто я (девочка, старики, военный…)

                                Почему, откуда у меня появилась шляпа (купил, нашел)

                                Какая шляпа (новая, старая)

Именно из этих составляющих и складывается образ, появляется действие, движения, интонация, мимика…

Финал

Дорогие коллеги, уже друзья.  Спасибо вам за творчество, фантазию и активное участие в мастер-классе. Надеюсь, вы взяли что-нибудь для себя полезное…

И закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами немецкого композитора и педагога Карла Орфа: «Всякий музыкальный звук влечет за собой слово и движение. Всякое слово может родить музыкальный звук и жест, всякое движение человеческого тела может создать образ, требующий соучастия музыки и слова».

Спасибо за внимание, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий для театрального коллектива.

Знакомая с детства сказка " Колобок" представлена более музыкальной и современной. Сценарий имеет много песен, детям нравится показывать сказку по-новому....

« Использование игровых методов обучения при развитии речевой культуры учащихся начальной школы в процессе изучения ими филологических дисциплин»

Опытно-экспериментальная работа была проведена на основе выдвинутой гипотезы: развитие речевой культуры в начальной школе будет проходить успешно, если:*...

Коммуникативный подход к обучению русскому языку – возможный путь к совершенствованию речевой культуры и развитию творческих способностей учащихся младших классов.

Коммуникативный подход к работе по развитию речи школьников может обеспечить высокие результаты: развитие мышления детей, формирование правильности, образности и выразительности их речи....

«Развитие речевой культуры младших школьников во внеурочной деятельности»

Развитие речи обучающихся происходит на материале УНТ курского края, который даёт возможность не только расшить кругозор, обогатить словарь, а прикоснуться к историческому прошлому народа, воспитывать...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко». Младшая группа (3-4 года) №1.

Конспектобразовательной деятельностипо речевому развитию«Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко».Младшая группа (3-4 года) №1....

Рекомендации родителям по развитию речевой культуры ребенка.

Хорошая речь - залог успешной учебы ребенка в школе. В данном материале даны рекомендации родителям по развитию устной речи детей....