Развитие речевой культуры воспитанников театрального коллектива
методическая разработка (4 класс)
Мастер-класс по развитию речевой культуры воспитанников театрального коллектива в процессе интеграции музыки и театра на занятиях по театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер класс "Интеграция театр и музыка на занятиях по театрализованной деятельности" | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов театральных объединений и коллективов
«Использование принципов интеграция на занятиях по театрализованной деятельности»
или
«Развитие речевой культуры воспитанников театрального коллектива в процессе интеграции музыки и театра на занятиях по театрализованной деятельности»
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Коронова Ольга Николаевна, ПДО ДДТ «Юность», коллективу 5 лет, и только в этом учебном году мы стали проводить занятия с живым музыкальным сопровождением. И в этом нам помогает концертмейстер - Самойленко Наталья Владимировна. При помощи музыки преодолеваются речевые недостатки, так как музыка и речь имеют много общего (темп, высота, ритм, тембр, динамика, интонация)
И уже видны первые результаты: дети стали лучше слушать и слышать, стало развиваться чувство ритма. На занятиях с концертмейстером мы учимся извлекать свободный, не зажатый звук, разрабатываем органы речи для четкого произношения. Обязательно используем интонацию – именно она эмоционально обогащает слова, усиливает их значение, привлекает внимание слушателей.
Сегодня я хочу поделиться с вами, тем как мы работаем над развитием речевой деятельности воспитанников театрального коллектива с помощью музыки.
- Занятие начинаем с дыхательной гимнастики и упражнений на опору дыхания. Чтобы успокоиться, насытить легкие кислородом, увеличить их объем, улучшить кровообращение, настроиться на позитивную работу.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой
Повороты головы.
Ушки.
Малый маятник: наклоны головы.
Обними плечи.
Кошка (лапки, повороты в стороны).
Насос.
Большой маятник (насос + обними плечи).
- Без сопровождения, на животе прорабатываем согласные звуки С-с-с – з-з-з
П-п-п – б-б-б
Затем разогреваем связки музыкальными распевками.
- Прорабатываем гласные звуки и-и-и с музыкальным сопровождением
- Подключаем эмоции и интонационную окраску
Еля-еля теля, теля, теля
Недомеля-меля-меля,
Перемеля-меля-меля,
Растетеря-теря, теря.
С младшими детками поем в разных образах:
Медведь – медленно, неуклюже, протяжно…
Заяц – (прыгая на скакалке) поем легко, прыгуче,
Со старшими – с разными интонациями. Антон Семенович Макаренко говорил, что он стал считать себя мастером когда научился говорить фразу «Иди сюда!» с 18 разными интонациями. Эта фраза может быть произнесена с различными оттенками: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничтожительным, любовным, доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, уничижительным, насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и т.д.
Также используем музыкально-ритмические разминки не только для развитие речи, но и на внимательность, на выработку умения сосредоточится, умения слышать и слушать.
«Чепуховая считалка»
1 группа | 2 группа | 3 группа |
На огне в чугуне жабы квакают во сне А на сковородке квакают селедки. | ||
Распевает колбаса сразу на три голоса Подпевает ей батон, кто не слышит – | Батон - батон | Кренделек - сушка |
Выйди вон |
Использование музыкального сопровождения при говорении и проговаривании скороговорок и чистоговорок.
Показываю:
Карл у Клары украл кораллы
Клара у Карла украла кларнет.
А теперь с вами. Разделимся на две команды.
Бык тупогуб тупогубенький бычок
У быка бела губа была тупа.
Жили были два китайца,
Як – Цедрак и Як - Цедрони,
Жили были три китайки
Цыпа, Дрипа, Дримпампони.
Я говорю, пока Наташа готовится к «Шляпе».
Использую музыку при разучивании роли. Перевоплощаясь, например, в кошек или курицу (например «Кошкин дом»), учимся правильно, попадая в ноты мяукать, мурлыкать, кудахтать.
Поющие распевки мурррр-ррр, для роли Кота Василия.
Использование музыки помогает перестроить, подстроить свой голос под тот или иной образ.
Показывая на инструменте, как петь мягко, остро, что такое «точка». Наглядно дети воспринимают и понимают это лучше.
После распевок, речевых упражнений, мы переходим к музыкально – игровым этюдам.
«А у меня есть шляпа»
А у меня есть шляпа тра-ля-ля-ля-ля-ля
И у тебя есть шляпа тра-ля-ля-ля-ля-ля
Мы головой мотали
И шляпы все упали…
Упали наши шляпы тра-ля-ля-ля-ля-ля
Разбираем образ: Кто я (девочка, старики, военный…)
Почему, откуда у меня появилась шляпа (купил, нашел)
Какая шляпа (новая, старая)
Именно из этих составляющих и складывается образ, появляется действие, движения, интонация, мимика…
Финал
Дорогие коллеги, уже друзья. Спасибо вам за творчество, фантазию и активное участие в мастер-классе. Надеюсь, вы взяли что-нибудь для себя полезное…
И закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами немецкого композитора и педагога Карла Орфа: «Всякий музыкальный звук влечет за собой слово и движение. Всякое слово может родить музыкальный звук и жест, всякое движение человеческого тела может создать образ, требующий соучастия музыки и слова».
Спасибо за внимание, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий для театрального коллектива.
Знакомая с детства сказка " Колобок" представлена более музыкальной и современной. Сценарий имеет много песен, детям нравится показывать сказку по-новому....
« Использование игровых методов обучения при развитии речевой культуры учащихся начальной школы в процессе изучения ими филологических дисциплин»
Опытно-экспериментальная работа была проведена на основе выдвинутой гипотезы: развитие речевой культуры в начальной школе будет проходить успешно, если:*...
Коммуникативный подход к обучению русскому языку – возможный путь к совершенствованию речевой культуры и развитию творческих способностей учащихся младших классов.
Коммуникативный подход к работе по развитию речи школьников может обеспечить высокие результаты: развитие мышления детей, формирование правильности, образности и выразительности их речи....
«Развитие речевой культуры младших школьников во внеурочной деятельности»
Развитие речи обучающихся происходит на материале УНТ курского края, который даёт возможность не только расшить кругозор, обогатить словарь, а прикоснуться к историческому прошлому народа, воспитывать...
Развитие речевой культуры младших школьников во внеурочной деятельности по средствам краеведческого материала
Краеведческий материал по УНТ для начальной школы....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко». Младшая группа (3-4 года) №1.
Конспектобразовательной деятельностипо речевому развитию«Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко».Младшая группа (3-4 года) №1....
Рекомендации родителям по развитию речевой культуры ребенка.
Хорошая речь - залог успешной учебы ребенка в школе. В данном материале даны рекомендации родителям по развитию устной речи детей....