План - конспект "Литературное слушание произведения Е. Ильина "Шум и Шумок""
материал (1 класс)
Формирует нравственные понятия о дружбе, поведение в школе, отношение к другим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_slushaniya.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ДЕТЯХ.
Е. ИЛЬИНА «ШУМ И ШУМОК»
Цель: создать условия для ознакомления с рассказом Е. Ильиной «Шум и Шумок», для осознанного восприятия литературного произведения, формирования нравственных понятий о дружбе, поведении в школе, отношении к другим людям.
I. Организационный момент.
Игра «Скороговорка».
Шелест шелестит листвой.
Шепот шепчется с травой.
Тишь затихла в тишине.
«Тише, тише...», – слышно мне.
II. Работа по теме урока.
1. Вступительная беседа.
− Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит запись шума моря; шума леса; шума детских криков, голосов.)
− Что вы услышали и представили? Какой шум не понравился? Почему? Где можно услышать этот шум? (На улице, в магазине, в школе.)
Слово об авторе (информация для учителя).
Елена Ильина (настоящее имя − Лия Яковлевна Прейс, урождённая Маршак; 1901−1964) − русская советская писательница.
Сестра С. Я. Маршака. Окончила Ленинградский институт истории искусства. Печаталась с 1925 года. Автор повестей «Медведь-гора» (1936), «Четвёртая высота» (о подвиге Гули Королёвой, 1945), «Это моя школа» (1955), документальной повести для детей «Неутомимый путник» (1964). Елене Ильиной принадлежит много рассказов, стихов и сказок для детей младшего и среднего возраста. Занималась переводом иностранной литературы на русский язык.
2. Слушание произведения, беседа после чтения.
Учитель читает рассказ до рубрики «Прочитай*».
− Какое чувство вызвало это произведение?
Как вы думаете, почему автор так его назвала?
Каким представляете Шум в рассказе?
Как на Шум подействовало слово «тихо»?
Хотите узнать, куда спрятался Шумок? Читаем дальше.
3. Повторное чтение текста.
− О каком Шуме идет речь в тексте? Какие слова использует автор, называя его?
На доске записаны слова: Шумок, Шум, Большой Шум, Шумиголова.
− Как вы думаете, почему названия разные? От чего это зависит? Кто помогает рождению Шума? Чего боится Шум? Когда он снова появляется? Почему?
− Как вы понимаете предложение: «Тут Шумок под шумок подобрался к ребятам»?
− Что чаще появляется в классе: Шум или Шумок? Как от него избавиться?
III. Итог урока.
− С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор? Почему Елена Ильина назвала свой рассказ «Шум и Шумок»? Можно ли сказать, что этот рассказ о вас? Чему учит рассказанная автором история? (Где много шуму, там мало толку.)
Игровой момент.
Заранее подготовленные дети инсценируют отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Угомон».
УГОМОН
(отрывок)
Что случилось нынче в школе:
Нет учительницы, что ли?
Расшумелся третий класс
И бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша,
Он сказал: «Ребята, тише!»
«Тише!» – крикнули в ответ
Юра, Шура и Ахмет.
«Тише! Тише!» – закричали
Коля, Оля, Галя, Валя.
«Тише! Тише! Тишина!» –
Крикнул Вася из окна.
«Замолчите!» – на весь класс
Басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья
Просто вышла из терпенья,
Убежать хотела вон…
Вдруг явился УГОМОН.
Оглядел он всех сурово
И сказал ученикам:
«Не учи молчать другого,
А молчи побольше сам».
С. Маршак
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация . Слушание произведений о животных.
Данная презентация относится к уроку по литературному слушанию "Зайчик" А. Блок в 1 классе...
Литературное слушание. Произведения о семье Тема: Работа с произведением С. Михалкова «А что у вас?»
Урок во 2 классе (УМК «Начальная школаXXI»)Литературное слушание. Произведения о семьеТема: Работа с произведением С. Михалкова «А что у вас?»Цели:·...
Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»
Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...
Конспект интегрированного урока музык, пения и ритмики в 3 классе по теме "Разучивание песни В.Шаинского «Чунга-чанга». Слушание произведения Н.А.Римского-Корсакова «Океан-море синее». Разучивание игры «Всадники и упряжки»
Цели: развитие певческих навыков, чувства ритма, музыкальной памяти, слуха, ориентировки в пространстве, коррекция дикции, расширение кругозора, развитие творческих способностей учащихся....
Конспект урока литературного чтения " Литературное слушание. Произведения о животных. А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец-молодец» (Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: Литературное слушание. Произведения о животных. А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец-молодец»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А. Куприна «С...
Конспект урока литературного чтения "Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки." (Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки.Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведениях фольклора; развитие знаний об особенностях устного народного творч...