План - конспект "Литературное слушание произведения Е. Ильина "Шум и Шумок""
материал (1 класс)

Формирует нравственные понятия о дружбе, поведение в школе, отношение к другим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slushaniya.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:


ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ДЕТЯХ.
Е. ИЛЬИНА «ШУМ И ШУМОК»

Цель: создать условия для ознакомления с рассказом Е. Ильиной «Шум и Шумок», для осознанного восприятия литературного произведения, формирования нравственных понятий о дружбе, поведении в школе, отношении к другим людям.

I. Организационный момент.

Игра «Скороговорка».

Шелест шелестит листвой.

Шепот шепчется с травой.

Тишь затихла в тишине.

«Тише, тише...», – слышно мне.

II. Работа по теме урока.

1. Вступительная беседа.

− Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит запись шума моря; шума леса; шума детских криков, голосов.)

− Что вы услышали и представили? Какой шум не понравился? Почему? Где можно услышать этот шум? (На улице, в магазине, в школе.)

Слово об авторе (информация для учителя).

Елена Ильина (настоящее имя − Лия Яковлевна Прейс, урождённая Маршак; 1901−1964) − русская советская писательница.

Сестра С. Я. Маршака. Окончила Ленинградский институт истории искусства. Печаталась с 1925 года. Автор повестей «Медведь-гора» (1936), «Четвёртая высота» (о подвиге Гули Королёвой, 1945), «Это моя школа» (1955), документальной повести для детей «Неутомимый путник» (1964). Елене Ильиной принадлежит много рассказов, стихов и сказок для детей младшего и среднего возраста. Занималась переводом иностранной литературы на русский язык.

2. Слушание произведения, беседа после чтения.

Учитель читает рассказ до рубрики «Прочитай*».

− Какое чувство вызвало это произведение?

Как вы думаете, почему автор так его назвала?

Каким представляете Шум в рассказе?

Как на Шум подействовало слово «тихо»?

Хотите узнать, куда спрятался Шумок? Читаем дальше.

3. Повторное чтение текста.

− О каком Шуме идет речь в тексте? Какие слова использует автор, называя его?

На доске записаны слова: Шумок, Шум, Большой Шум, Шумиголова.

− Как вы думаете, почему названия разные? От чего это зависит? Кто помогает рождению Шума? Чего боится Шум? Когда он снова появляется? Почему?

− Как вы понимаете предложение: «Тут Шумок под шумок подобрался к ребятам»?

− Что чаще появляется в классе: Шум или Шумок? Как от него избавиться?

III. Итог урока.

− С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор? Почему Елена Ильина назвала свой рассказ «Шум и Шумок»? Можно ли сказать, что этот рассказ о вас?  Чему учит рассказанная автором история?  (Где много шуму, там мало толку.)

Игровой момент.

Заранее подготовленные дети инсценируют отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Угомон».

УГОМОН

(отрывок)

Что случилось нынче в школе:

Нет учительницы, что ли?

Расшумелся третий класс

И бушует целый час.

Поднял шум дежурный Миша,

Он сказал: «Ребята, тише!»

«Тише!» – крикнули в ответ

Юра, Шура и Ахмет.

«Тише! Тише!» – закричали

Коля, Оля, Галя, Валя.

«Тише! Тише! Тишина!» –

Крикнул Вася из окна.

«Замолчите!» – на весь класс

Басом выкрикнул Тарас.

Тут  учительница пенья

Просто вышла из терпенья,

Убежать хотела вон…

Вдруг явился  УГОМОН.

Оглядел он всех сурово

И сказал ученикам:

«Не учи молчать другого,

А молчи побольше сам».

           С. Маршак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация . Слушание произведений о животных.

Данная презентация относится к уроку по литературному слушанию  "Зайчик" А. Блок в 1 классе...

Литературное слушание. Произведения о семье Тема: Работа с произведением С. Михалкова «А что у вас?»

Урок во 2 классе (УМК «Начальная школаXXI»)Литературное слушание. Произведения о семьеТема: Работа с произведением С. Михалкова «А что у вас?»Цели:·...

Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...

Конспект интегрированного урока музык, пения и ритмики в 3 классе по теме "Разучивание песни В.Шаинского «Чунга-чанга». Слушание произведения Н.А.Римского-Корсакова «Океан-море синее». Разучивание игры «Всадники и упряжки»

Цели: развитие певческих навыков, чувства ритма, музыкальной памяти, слуха, ориентировки в пространстве, коррекция дикции, расширение кругозора, развитие творческих способностей учащихся....

Конспект урока литературного чтения " Литературное слушание. Произведения о животных. А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец-молодец» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Литературное слушание. Произведения о животных. А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец-молодец»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А. Куприна «С...

Конспект урока литературного чтения "Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки." (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки.Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведениях фольклора; развитие знаний об особенностях устного народного творч...