Программа работы с одарёнными детьми.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Программа работы с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx76.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СШ №9

Программа

«Наше будущее »

Возраст учащихся: 7-11 лет
Сроки реализации программы: 4 года 


Пояснительная записка

Модернизация  российской системы образования, введения новых  образовательных стандартов и научно-технический   прогресс  обусловили  необходимость формирования и развития интеллектуального  и духовного потенциала нации. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих.

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.

Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач.

Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.   Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе. В результате  многолетней педагогической работы в школе, сложились необходимые условия для творческого самовыражения обучающихся, выбора форм и методов обучения, воспитания и развития. Они отражены в программе «Наши надежды».

Сроки  реализации: 2015-2019 гг.

Этапы работы:

1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи  в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.

2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеурочную.

Цельапробация системы работы с одаренными  обучающимися.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, проектные задания и т.д.

3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей  обучающихся.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Задачи программы:

  • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;
  • развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

2. Описание модели работы с одаренными детьми

 

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

  • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

  • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, блиц-турниры, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Основные мероприятия по реализации программы


I. Диагностика: 
1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости. 
2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся с 1 по 4 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования. 
4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования. 
5. Изучение работы  обучающихся на уроке. 
6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми. 
II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального  потенциала одаренных детей: 
1. Организация консультативной помощи для  обучающихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность. 
2. Информирование  обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности. 
3. Знакомство  обучающихся с новинками литературы. 
4. Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми. 
5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников. 
6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир. 
7. Организация помощи ученикам в подборе литературы. 
8. Увеличение времени для самостоятельной работы  обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы. 
III. Развитие творческих и познавательных  способностей: 
1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов. 
2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный. 
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: 
- творческие ответы; 
- выполнение творческих тематических заданий; 
- выполнение проблемных поисковых работ; 
- повышение степени сложности заданий; 
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий. 
IV. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности: 
1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных победителям и призерам муниципальных олимпиад. К празднованию Дня семьи - выставка творческих достижений  обучающихся. 
2. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся (линейки, молнии-объявления). 
3. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях. 

Мероприятия по реализации программы «Одарённые дети»

  1. Мероприятие

Период  исполнения

1

Откорректировать список одаренных детей с указанием предмета.

Октябрь 2015

2

Диагностика  обучающихся по следующим направлениям:

  • Творческое мышление
  • Толерантность
  • Предпочтительные виды деятельности
  • Доминирование левого и правого полушария
  • Вы лидер?
  • Диагностика задатков и склонностей (по В.П. Симонову)
  • Поведенческая характеристика одарённых детей

ежегодно

3

Составление банка данных о школьниках, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи  в изучении отдельных предметов, соотношение данных результатов с результатами диагностики учителей- предметников  и психолога

ежегодно

4

Составление графика регулярных занятий с одарёнными  обучающимися.

2015– 2019

5

Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

ежегодно

6

Привлечение  одарённых, обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.

2015 – 2019

7

Вовлечение  одарённых  обучающихся к участию в школьных, городских  олимпиадах, в марафонах знаний по предметам, конкурсах, выставках, фестивалях  с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей.

ежегодно

8

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

Сентябрь- октябрь 2015

9

 Применение   здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

2015– 2019

10

Проведение  педагогических  консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации,  проведение родительских  собраний, дней открытых дверей, консультаций  с психологом школы.

2015 – 2019

11

Расширение системы дополнительного образования    для развития творческих способностей одарённых детей

Сентябрь-октябрь 2015

12

 Осуществление  взаимодействия  с педагогами дополнительного образования, работающими с одарёнными детьми.

2015 – 2019

13

 Подготовка и проведение предметных недель и декад

Раз в триместр

14

Подготовка и проведение школьной научно-практической конференции «Гости из будущего», «Творческий салют»

 Март - апрель

15

Участие школьников в Интернет-конкурсах, проектах, викторинах, смотрах

В течение года

16

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми, распространение опыта работы с одарёнными детьми

ежегодно

17

Участие в международной игре  по математике «Кенгуру»

Февраль-март

18

Участие во всероссийских  конкурсах по разным предметам

В течение года

19

Участие обучающихся в городских творческих конкурсах и спортивных мероприятиях

постоянно

20

Организация и проведение школьных спартакиад, соревнований

В течение года

21

Организация и проведение классных, школьных интеллектуальных  и творческих конкурсов

В  течение года

22

Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми

постоянно

23

Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми

В течение года

24

Выставка научно- практической продукции методических объединений по теме. Создание банка  творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

В конце года

25

Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям.

В течение года

26

Активное  внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках

        постоянно

27

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

2015 – 2019

28

Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной программы обучения

2015 – 2019

29

Анализ результативности с одарёнными обучающимися:

  • методических объединениях
  • на административном совещании
  • педсовете

2015 – 2019

 

 

 

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;
  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники внеурочной деятельности будут принимать участие в школьной и муниципальной олимпиадах «Юниор» по русскому языку, математике и окружающему миру.

Мониторинг результативности работы с учащимися

  • педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
  • изучение структуры интеллекта;
  • отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
  • отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся .

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в олимпиадах разного уровня, в том числе дистанционных;

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 124с.
  2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.
  3. Савенков А.И. Путь к одарённости: Исследовательское поведение дошкольника. СПб, 2004.
  4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2004.
  5. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000.
  6. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное образование. 1999. №10. С. 152-158.
  7. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
  8. Всесвятский Л.С. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.
  9. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
  10. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М., 1976.
  11. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.
  12. Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982. Т 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одарёнными детьми

Программа составлена на основе Устава ОУ. С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей создана данная программа...

Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год

Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год...

Программа работы с одарёнными детьми

программа  работы  с  одарёнными  детьми  ,    рассчитана  на  четыре  года  обучения....

Программа работы с одарёнными детьми

Обучать и воспитывать, не выводя ребёнка  из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его однокл...

Программа работы с одарёнными детьми

Программа  работы с одарёнными детьми...

Программа работы с одарёнными детьми

Каждый человек талантлив! Каждый ребёнок - вдвойне!...

Программа работы с одарёнными детьми

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества....