Программа внеурочной деятельности "Интеллектуал"
рабочая программа (4 класс)
программа внеурочной деятельности для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektual_2018-19_.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Интеллектуал» разработана на основе авторской программы О.А. Вербицкой «Эрудит», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Тип программы – общеобразовательная.
Направление – общеинтеллектуальное.
Большую роль в процессе учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста, как отмечают психологи, играет уровень развития таких познавательных процессов, как внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных способностей детей, нужно начинать как можно раньше, так как формирование мышления происходит интенсивно именно в младшем школьном возрасте. Строгие рамки уроков не всегда позволяют использовать в учебном процессе нестандартные задания, постоянное выполнение только типовых заданий не только не развивает, но и обедняет личность.
С этих позиций была задумана и составлена программа «Интеллектуал».
Курс внеурочной деятельности «Интеллектуал» призван содействовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся по математике и русскому языку; подготовке их к участию в интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня (игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру»). Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Поэтому детей к олимпиаде надо готовить для того, чтобы они правильно воспринимали задания нестандартного характера, повышенной трудности.
Цели:
- подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам по математике, русскому языку;
- развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий;
- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Задачи:
- прививать интерес к математике, русскому языку;
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики, русского языка;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Возраст участников программы
Программа «Интеллектуал» рассчитана для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.
Режим занятий
Учебный курс рассчитан на 1 год, 2 часа в неделю (68 часов в год). Продолжительность одного занятия 45 минут. Место проведения – учебный класс, библиотека.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) .
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, простейшие умозаключения, доказывать;
- обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач;
- составлять, моделировать и штриховать предметы;
- находить закономерность;
- классифицировать предметы, слова;
- определять истинность высказываний;
- решать геометрические задачи, ребусы, задачи-шутки, числовые
головоломки
Формы и средства контроля
Оценка УУД учащихся проводится через:
- олимпиады;
- участие в интеллектуальной игре «Кенгуру», «Русский медвежонок -языкознание для всех» и др.;
- участие в международных и всероссийских олимпиадах, играх;
- смотр знаний для родителей.
Формы организации учебного процесса: беседы, викторины, конкурсы; интеллектуальные игры, творческие работы, проектные работы, выставки.
Формы работы учащихся на занятиях:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные.
Содержание курса
Математика – царица наук (68 часов)
Математика и профессии людей. В мире цифр и чисел. Решаем примеры с увлечением. В мире математических задач. Доли и дроби в играх и занимательных заданиях. Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА». Игры со счётными палочками. Логические задачи. Интеллектуальный марафон. Решение комбинаторных задач. Задачи на поиски закономерностей. Игра «Смекай, решай, отгадывай». Числовые ребусы. Решение олимпиадных задач. Практикум «Подумай и реши». Решение задач по математике для 4 класса всероссийского конкурса «Кенгуру». Проект «Создание задачника по математике». Математические игры.
Секреты русского языка (68 часов)
Как возникла наша письменность. Кто-кто в алфавите живет. Происхождение слов. Устаревшие слова. Новые слова в русском языке. Слова-пришельцы. Одно и то же, но по-разному. Синонимы в русском языке. Слова с противоположным значением. Антонимы в русском языке Устойчивые выражения (словосочетания). Крылатые слова и выражения. Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть звуки. К тайнам звуков и букв. Ударение-молоток. Нормы произношения. Рифмовка слов. Литературная гостиная. Проба пера. «Казнить нельзя помиловать». Найди «меня» в тексте. Выразительные средства языка. Словари – кладовые слов. Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех». Конкурс эрудитов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | ||
Всего часов | Теор. | Практ. | ||
Математика – царица наук | 34ч | 3 | 31 | |
1 | Математика – царица наук. Математика и профессии людей | 1 | 1 | |
2 | В мире цифр и чисел. | 1 | 1 | |
3 | Решаем примеры с увлечением | 3 | 3 | |
4 | В мире математических задач. Решаем задачи с увлечением | 3 | 3 | |
5 | Доли и дроби в играх и занимательных заданиях. | 3 | 3 | |
6 | Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА». Игры со счётными палочками. | 1 | 1 | |
7 | Логические задачи. Интеллектуальный марафон. | 2 | 2 | |
8 | Решение комбинаторных задач. | 3 | 3 | |
9 | Задачи на поиски закономерностей. | 1 | 1 | |
10 | Игра «Смекай, решай, отгадывай». Числовые ребусы. | 2 | 2 | |
11 | Решение олимпиадных задач. Практикум «Подумай и реши». | 4 | 4 | |
12 | Решение задач по математике для 4 класса всероссийского конкурса «Кенгуру». | 5 | 5 | |
13 | Проект «Создание задачника по математике». Защита своей работы. Секреты успешного выступления. | 2 | 1 | 1 |
14 | Математические игры. | 3 | 3 | |
Секреты русского языка | 34ч | 5 | 29 | |
15 | Как возникла наша письменность. Кто-кто в алфавите живет | 1 | 1 | |
16 | Происхождение слов. Устаревшие слова. Новые слова в русском языке. Слова-пришельцы | 1 | 1 | |
17 | Одно и то же, но по-разному. Синонимы в русском языке | 2 | 2 | |
18 | Слова с противоположным значением. Антонимы в русском языке | 2 | 2 | |
19 | Устойчивые выражения (словосочетания). Крылатые слова и выражения | 3 | 3 | |
20 | Анаграммы и метаграммы | 1 | 1 | |
21 | Шарады и логогрифы | 1 | 1 | |
22 | Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть звуки | 1 | 1 | |
23 | К тайнам звуков и букв. Ударение-молоток. Нормы произношения | 1 | 1 | |
24 | Ударение-молоток. Нормы произношения | 4 | 4 | |
25 | Рифмовка слов. Литературная гостиная. Проба пера | 1 | 1 | |
26 | «Казнить нельзя помиловать». Найди «меня» в тексте | 5 | 5 | |
27 | Выразительные средства языка | 1 | 1 | |
28 | Словари – кладовые слов | 4 | 4 | |
29 | Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех». | 5 | 5 | |
30 | Конкурс эрудитов. Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Всего | 68ч | 8 | 60 |
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ-ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Дата | Корректировка | |
Математика – царица наук | ||||
Математика – царица наук. Математика и профессии людей (вводный урок). | ||||
В мире цифр и чисел. | ||||
Решаем примеры с увлечением. | ||||
Решаем примеры с увлечением. | ||||
Решаем примеры с увлечением. | ||||
В мире математических задач. | ||||
В мире математических задач. | ||||
В мире математических задач. | ||||
Доли и дроби в играх и занимательных заданиях. | ||||
Доли и дроби в играх и занимательных заданиях. | ||||
Доли и дроби в играх и занимательных заданиях. | ||||
Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА». Игры со счётными палочками. | ||||
Логические задачи. Интеллектуальный марафон. | ||||
Логические задачи. Интеллектуальный марафон. | ||||
Решение комбинаторных задач. | ||||
Решение комбинаторных задач. | ||||
Решение комбинаторных задач. | ||||
Задачи на поиски закономерностей. | ||||
Игра «Смекай, решай, отгадывай». Числовые ребусы. | ||||
Игра «Смекай, решай, отгадывай». Числовые ребусы. | ||||
Решение олимпиадных задач. Практикум «Подумай и реши». | ||||
Решение олимпиадных задач. Практикум «Подумай и реши». | ||||
Решение олимпиадных задач. Практикум «Подумай и реши». | ||||
Решение олимпиадных задач. Практикум «Подумай и реши». | ||||
Решение задач по математике для 4 класса всероссийского конкурса «Кенгуру». | ||||
Решение задач по математике для 4 класса всероссийского конкурса «Кенгуру». | ||||
Решение задач по математике для 4 класса всероссийского конкурса «Кенгуру». | ||||
Решение задач по математике для 4 класса всероссийского конкурса «Кенгуру». | ||||
Решение задач по математике для 4 класса всероссийского конкурса «Кенгуру». | ||||
Проект «Создание задачника по математике». Защита своей работы. Секреты успешного выступления. | ||||
Проект «Создание задачника по математике». Защита своей работы. Секреты успешного выступления. | ||||
Математические игры. | ||||
Математические игры. | ||||
Математические игры. | ||||
Секреты русского языка | ||||
Как возникла наша письменность. Кто-кто в алфавите живет | ||||
Происхождение слов. Устаревшие слова. Новые слова в русском языке. Слова-пришельцы | ||||
Одно и то же, но по-разному. Синонимы в русском языке | ||||
Одно и то же, но по-разному. Синонимы в русском языке | ||||
Слова с противоположным значением. Антонимы в русском языке | ||||
Слова с противоположным значением. Антонимы в русском языке | ||||
Устойчивые выражения (словосочетания). Крылатые слова и выражения | ||||
Устойчивые выражения (словосочетания). Крылатые слова и выражения | ||||
Устойчивые выражения (словосочетания). Крылатые слова и выражения | ||||
Анаграммы и метаграммы | ||||
Шарады и логогрифы | ||||
Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть звуки | ||||
К тайнам звуков и букв. Ударение-молоток. Нормы произношения | ||||
Ударение-молоток. Нормы произношения | ||||
Ударение-молоток. Нормы произношения | ||||
Ударение-молоток. Нормы произношения | ||||
Ударение-молоток. Нормы произношения | ||||
Рифмовка слов. Литературная гостиная. Проба пера | ||||
«Казнить нельзя помиловать». Найди «меня» в тексте | ||||
«Казнить нельзя помиловать». Найди «меня» в тексте | ||||
«Казнить нельзя помиловать». Найди «меня» в тексте | ||||
«Казнить нельзя помиловать». Найди «меня» в тексте | ||||
«Казнить нельзя помиловать». Найди «меня» в тексте | ||||
Выразительные средства языка | ||||
Словари – кладовые слов | ||||
Словари – кладовые слов | ||||
Словари – кладовые слов | ||||
Словари – кладовые слов | ||||
Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех». | ||||
Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех». | ||||
Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех». | ||||
Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех». | ||||
Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех». | ||||
Конкурс эрудитов. Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...