Классный час "Путешествие в Антарктиду"
классный час (3 класс)
Цель классного часа: Познакомить учащихся с историей открытия русскими мореплавателями Антарктиды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antarktida_1.docx | 37.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» Технологическая карта классного часа Тема: Путешествие в Антарктиду Составили студентки 321 группы Коробейникова Наталья Богданова Наталья МАОУ СОШ № 18, класс 3А Дата проведения занятия: 4.02.2020г Начало урока ФИО учителя школы: Булышева Любовь Анатольевна ФИО преподавателя-консультанта: Тютюнник Валентина Николаевна Допущена к проведению классного часа: ____________________, дата ________ (Подпись преподавателя) _____________________ дата _______ (Подпись учителя) | Цель классного часа: Познакомить учащихся с историей открытия русскими мореплавателями Антарктиды. Задачи: Предметные: формировать у детей представления о климатических особенностях природы Антарктиды. Регулятивные: развивать у детей способности ставить цели и задачи классного часа. Познавательные: познакомить учащихся с историей открытия материка Антарктида. |
Оборудование У учителя: конспект, кинофильм, презентация У учащихся: |
Ход классного часа:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |
Вступление | Здравствуйте ребята. Сегодня мы предлагаем вам отправиться в путешествие, а куда вы узнаете, послушав описание: «Представьте себе мир, в котором нет людей. Мир в котором нет никаких звуков, кроме свиста ветра. Мир, в котором всего два цвета: белый цвет и голубой. Мир, в котором почти космический холод сочетается с острой нехваткой кислорода. Этот материк, лежащий в южной полярной области, почти целиком покрыт ледяным щитом». О каком материке идет речь? Вы правы, отгадкой является материк Антарктида. А знаете ли вы, где находится этот материк? (Вызываем случайного ребенка показать на глобусе местоположение) А задумывались ли вы когда-нибудь почему Антарктида так называется? Все идет из греческой мифологии. Громовержец Зевс влюбился в нимфу Каллисто, но завистливые боги не смогли видеть, как счастливы Зевс и Каллисто и превратили беременную женщину в медведицу. После этого она родила сына. Аркад, так звали сына (по-гречески медведь – арктос), вырос без матери. Однажды, охотясь, он замахнулся копьем на свою мать медведицу Каллисто (разумеется, он не знал, кто она). Увидев это, Зевс превратил обоих дорогих себе существ в созвездия – так появились Большая медведица и Малая медведица. Эти созвездия помогали найти полярную звезду, всегда указывающую на север. Поэтому всю северную область древние греки стали называть Арктикой. Затем появилось название Антарктика (противоположность Арктике). Ну а позже возникло слово Антарктида – шестая часть света, южный материк у самого полюса Земли. | Дети отгадываю материк | ||
Основная часть | Прежде чем отправиться в это путешествие мы должны решить на чем доберемся. Посмотрите на слайд и выберите подходящий вид транспорта (слайд 1) -Самолет-самый наилучший способ добраться до Антарктиды. А во что мы оденемся? Конечно же мы возьмем самую теплую одежду, ведь температура в антарктиде зимой от -60 до -70 градусов и недаром его называют «Полюс холода». На материке была зарегистрирована самая низкая температура на Земле на станции Восток (-89,2 oС). Итак, мы с вами отправляемся в наше путешествие. Путь нам предстоит долгий и увлекательный. Добро пожаловать на борт самолёта 3А-18 и первым делом взгляните в окно, что вы видите? ( на слайде 2 вид из окна самолета на Антарктиду) Для начала мы хотим вам рассказать о появлении Антарктиды. Знаете ли вы кто открыл Антарктиду и когда это было? Антарктида была открыта двумя русскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым в 1820 году. (Слайд 3) Они стремились к полярным широтам. 22 декабря моряки впервые увидели огромную льдину, которая кишела пингвинами. 3 января 1820 года экспедиция оказалась поблизости от острова Южный Туле — это был самый близкий к полюсу островок. К середине января 1820 года впервые в истории русского флота шлюпы «Восток» и «Мирный» пересекли Южный полярный круг. На крайнем юге лютый холод не остановил закаленных сынов Севера. У многих моряков имелся опыт службы в суровом климате Балтики и Белого моря. А вы знаете какие океаны омывают Антарктиду? Антарктиду омывают Атлантический, Индийский, Тихий, а также Южные океан. Южный океан считается самым молодым на планете. Находится он в Южном полушарии и соседствует с другими океанами. Воды Южного океана омывают только один материк – Антарктиду. (слайд 4, показать на карте эти океаны и моря) Сколько же лет прошло с открытия? -Вы правы. Ровно 200 лет. Именно в 2020 году отмечается двухсотлетие со дня открытия Антарктиды. 4 июля 1819 года в путь отправились два судна- «Мирный» и «Восток». Экспедиция длилась 751 день, судна прошли более 92000 километров. Мореплаватели открыли шестой материк – Антарктиду, 29 островов, собрали научные материалы, составили карты. Вот мы и прилетели. А что вы знаете о животном мире Антарктиды. Перед вами картинки животных. Как вы думаете какие из них можно увидеть на материке?(слайд 5) (слайд 6) Пингвины-представляют одно из самых многочисленных семейств. Это единственные на сегодняшний день нелетающие птицы, входящие в отряд «Пингвинообразные». Они прекрасно плавают и ныряют, но совсем не умеют летать. Эти животные обладают обтекаемой формой тела, что позволяет им без проблем перемещаться по водным просторам морей и океанов. Это достигается благодаря прекрасно развитой мускулатуре, устройству костей, а также наличию крыльев. Благодаря быстрой мощной работе крыльев, достигается такая хорошая скорость перемещения животных в толще воды. В отличие от летающих пернатых, у пингвинов явно выражена грудина с килем, а также достаточно развитая мускулатура. Кости плечевого пояса и предплечий соединены неподвижно, что позволяет оптимизировать работу крыльев, сделав ее более мощной. Мускулатура в области груди занимает почти треть всей мускулатуры тела. (слайд 7) Тюлени-внешний вид тюленя обусловлен их водным образом жизни. С одной стороны ласты, давшие название целому виду – «ластоногие», превращают этих неуклюжих наземных увальней, в отличных пловцов. С другой стороны тюлени в отличие от китов и дельфинов не утратили своей связи с сушей, где все также проводят немало времени. Все тюлени – довольно крупные животные. Так масса тюленя в зависимости от вида составляет от 40 кг до 2,5 тонн. Также и длина тела тюленя варьируется от 1,25 метра у нерпы – самой маленькой среди семейства настоящих тюленей, то 6,5 метра у морского слона, чье название красноречиво говорит о наибольших размерах этого вида тюленей. И что интересно, многие тюлени одного и того же вида могут менять свои размеры в зависимости от сезона, так как им свойственно накапливать сезонные запасы жира, которые потом исчезают. (слайд 8) Морской леопард — это удивительное существо, обитающее в антарктических водах. Хотя эти тюлени играют уникальную роль в антарктической экосистеме, их часто неправильно понимают как вид. Есть много интересных аспектов жизни этого грозного хищника Южного океана, которые следует знать. Этот вид тюленей находится практически на самой вершине пищевой цепи. Свое название он получил из-за характерной окраски. (слайд 9) Морские котики относятся к семейству ушастых тюленей. Это ластоногие хищники, ведущие одновременно наземный и водный образ жизни. От других семейств ластоногих отличает строение ластов и черепа, который приближен по форме к медвежьему. (слайд 10) Синий кит- самый массивный обитатель нашей планеты, кожа серая, с пятнами. Оттенок спины и боков немного светлее, а головы, напротив, темнее. Брюхо отчётливо желтоватое, отчего ранее блювала называли желтобрюхим китом. Современное название животному было дано потому что его спина может показаться синей, если смотреть через морскую воду. А теперь давайте посмотрим фильм о животных Антарктиды. А как же растения? Есть ли они на материке? Конечно, так как территория Антарктиды практически вся покрыта льдом, а температура редко поднимается выше 0 градусов, флора и фауна материка почти скудны. На окринах материка, где снег в теплые месяцы неаконец-то тает, можно заметить мхи, лишайники и водоросли. (слайд 11)Водорослей здесь действительно много-около 700 видов, а вот цветущих растений всего два: колобантус кито и антарктический луговик. А как вы думаете, в Антарктиде есть вулканы? В Антарктиде есть 2 действующих вулкана, возможно, их больше, однако, над поверхностью льда видны пики только этих двух вулканов. Самой высокой из них является гора Эребус.(слайд 12) Почему Антарктиду называют «ледяным континентом? Ледовым его называют из-за того, что на 99% он покрыт ледниками, толщина которых парой достигает 3 км. Знали ли вы о таких понятиях, как «полярный день" и «полярная ночь"? Поля́рная ночь — период, когда Солнце более 24 часов (то есть более суток) не появляется из-за горизонта. Это совсем не означает полную темноту, просто Солнце не поднимается выше горизонта Полярный день- период, когда солнце не заходит за горизонт дольше 24 часов. Сейчас мы раздадим вам интересные факты про Антактиду и будем задавать вопросы. Вы должны определить ложное или правдивое это высказывание. А знаток этой информации нам расскажет. Итак, начинаем. Кто согласен-поднимает руку, а кто нет- сидит смирно. 1.В Антарктиде растут всего два вида цветов: антарктический луговик и колобантус кито. Зато там около 100 видов мхов и 200 видов лишайников. 2.В Антарктике не живут полярные медведи. Там нет обширных полей морских плавучих льдов с полыньями, и они не смогли бы добывать себе пищу. 3.Удивительно, но они выяснили, что на антарктическом побережье раньше вовсю росли пальмы и цветы, а вода в океане была тёплой. То есть, чуть более 50 миллионов лет назад Антарктида располагалась на тропических широтах. 4. 98% территории материка покрыто слоем льда, составляющим примерно 70% мировых запасов пресной воды. Средняя его толщина – 2200 метров, а в Восточной Антарктике она достигает 4800 метров. 5. В Антарктиде есть пожарная часть. Она расположена на станции Мак-Мердо и на ней работают профессиональные пожарные. 6. 53 миллиона лет назад Антарктида была настолько теплой, что вдоль ее берегов росли пальмы. Температура на континенте поднималась выше 20 градусов Цельсия. 7. В Антарктиду не пускают тех, у кого не удалены зубы мудрости и аппендикс. Связано это с тем, что на станциях в Антарктиде не проводятся хирургические операции, поэтому перед поездкой на ледяной материк нужно удалить зубы мудрости и аппендикс, даже если они абсолютно здоровы. 8. В Антарктиде нет постоянных жителей. Единственные люди, которые проживают там какой-то период времени это те, кто является частью временных научных сообществ. 9. Одним из интересных фактов об этом континенте является факт того, что Антарктида - это лучшее место, где можно найти метеориты. Судя по всему, метеориты, попавшие на антарктический ледяной покров, сохраняются лучше, чем в любом другом месте на Земле. 10. На Антарктиде нет правительства, и ни одна страна мира не владеет этим континентом. 11. Это единственный континент без часовых поясов. Научные сообщества в Антарктиде, как правило, придерживаются времени, которое связанно с их родной землей, либо сверяют время в соответствии с линией поставки, которая снабжает их едой и важными вещами. 12. Это единственное место на Земле, где можно найти Императорских пингвинов. Это самые высокие и крупные из всех видов пингвинов. 13. Айсберг B-15 является одним из самых больших зарегистрированных айсбергов. Его длина составляет примерно 295 км, ширина около 37 км, а площадь поверхности - 11 000 кв. км, что больше острова Ямайка. 14.Благодаря высокому содержанию железа, в водопаде, который находится в долине Тейлора, образовывается ржавчина. За красноватый цвет его прозвали Кровавым. Кстати, вода в нем никогда не замерзает. 15. У Антарктиды есть собственный флаг (на голубом фоне изображен контур континента), есть телефонная связь и интернет. Хорошо, мы еще немного узнали о неразгаданном материке. | Дети выбирают самолет Дети отвечают Дети отвечают Дети отвечают Дети отвечают | ||
Завершение | Вот и подошло к концу наше занятие. Благодарим вас за путешествие! | До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира ( Проблемный урок в 4 классе по программе Л. В. Занкова) Тема: "Природа Антарктиды".
Тема данного урока взята из курса Окружающего мира для 4 класса по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок построен в режиме проблемного обучения и представляет собой исследование самой холо...
"Путешествие по континентам - Антарктида"
Занятие с детьми. Конспект....
Путешествие в дальние страны. Австралия и Антарктида
Материал содержит технологическую карту урока к уроку по окружающему миру 2 класса "Путешествие в дальние страны. Австралия и Антарктида"....
Тест на тему Антарктида, Австралия, Евразия 4 класс
Тест презентация на тему Антарктида, Австралия, Евразия 4 класс по программе Планета знаний....
Конспект занятия "Антарктида".
Конспект занятия может быть использован при изучении материков. В нем содержаться теоретические сведения о материке Антарктида, фотоматериалы, практические задания для детей. На основе учебного матери...
Презентация "Антарктида"
Материал создан для использования на уроках окружающего мира....
Презентация "Арктика и Антарктида"
Презентация к уроку по окружающему миру....