Задание №5. ПП.04.02 Формирование методических компетенций
статья

Солопенко Арина Игоревна

Эссе по теме: "Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_5.docx13.72 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей

Мастерство педагога проявляется прежде всего в сфере его общения. Эффективное взаимодействие преподавателя и учащегося в педагогической деятельности – основное условие успеха и удовлетворенности учителем своим трудом. В то же время неумение наладить контакт с детьми – причина многих неудач и разочарований в педагогической профессии. Бесспорно, отношения, которые сложились между учителем и учеником следует рассматривать не только как желаемое условие, но и как основной компонент педагогической деятельности.

Воспитание и формирование коммуникативных и профессиональных качеств учащихся нереально без сформированной коммуникативной культуры преподавателя. Ведь основным средством передачи информации выступает общение, взаимодействие преподавателя и учащегося.

Выделяют три взаимосвязанные стороны общения:

∙ коммуникативная - обмен информацией,

∙ интерактивная - организация взаимодействия между людьми (согласование действий, распределение функций или влияние на настроение, поведение, убеждение собеседника и др.),

∙ перциптивная – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения является неотъемлемой частью всего педагогического процесса прежде всего потому что сам термин «коммуникация» (лат. – общее, разделяемое со всеми) подразумевает процесс двустороннего обмена информацией, ведущего к взаимному пониманию. Поэтому в начальной школе необходимо создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем.

Младший школьный возраст – оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

     Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к общению с одноклассниками, активности, самостоятельности в процессе учебного общения, старается соблюдать правила поведения в школе и вне школы. Если ученик ищет и открывает новые знания, решает сложные задачи проблемного характера – это способствует развитию коммуникативных УУД.

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Также, существует положительная связь между коммуникативными навыками и успеваемостью учеников и целенаправленно организованная работа по развитию коммуникативной сферы учащихся в процессе обучения может оказать позитивное влияние на успеваемость детей.  Чем выше показатель коммуникативных навыков, тем выше показатель успешности в учебе.

Таким образом, роль учителя в формировании личности ученика очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение учителя - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание №1. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Охрана растений" для 3 класса. Данная технологическая карта является продуктом первого дня производственной практики "Ф...

Задание №2. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Данный документ является продуктом второго дня производственной практики "Формирование методических компетенций". Выступление для ШМО на тему "Развитие познавательных способностей у мла...

Задание №2. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Выступление для ШМО на тему "Проектная деятельность на уроках в начальной школе как средство формирования УУД"....

Задание №3. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Презентационный материал к выступлению для ШМО на тему "Проектная деятельность на уроках в начальной школе как средство формирования УУД"....

Задание №4. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Литературная викторина для 1 класса по теме "Русская народная сказка Лиса и Тетерев"...

Задание №3. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Презентационный материал к выступлению для ШМО на тему "Развитие познавательных способностей у младших школьников"....

Задание №4. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Интерактивная викторина для 3 класса «Полезные ископаемые». Направлена на проверку знаний по данной теме. В конце викторины дети могут проанализировать свою работу, выбрав круг необходимог...