Задание №2. ПП.04.02 Формирование методических компетенций
статья
Выступление для ШМО на тему "Проектная деятельность на уроках в начальной школе как средство формирования УУД".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задание 2 | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Проектная деятельность на уроках в начальной школе как средство формирования УУД»
Цель: выявление важности проектной деятельности как средства формирования УУД.
Задачи:
- раскрыть роль проектной деятельности в формировании УУД;
- выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние;
- разработать методические рекомендации по организации работы проектной деятельности.
План:
- Актуальность темы
- Роль проектной деятельности в формировании УУД
- Методические рекомендации по организации работы проектной деятельности
- Заключение
- Список используемых источников
Считаю данную тему актуальной и важной, так как школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО. «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Поэтому сегодня возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата.
Рассматривая роль проектной деятельности в формировании УУД, можно сказать, что в зависимости от вида проекта формируются в большей степени те или иные универсальные действия. Если речь идет об информационном проекте, то это, как правило, формируются познавательные универсальные действия, творческие проекты способствуют развитию регулятивных УУД и т.д.
В проектной деятельности выделяют следующие 5 этапов:
- подготовительный,
- планирование деятельности,
- исследовательский,
- защита проекта,
- итоговый.
Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
1 этап.
В сфере личностных УУД – у учащихся формируется внутренняя позиция, мотивация к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
В сфере регулятивных УУД – учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
В сфере познавательных УУД – обучающиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.
В сфере коммуникативных УУД – учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.
2 этап.
В сфере личностных УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.
В сфере регулятивных УУД – организация учебного места и времени, планирование совместной деятельности.
В сфере познавательных УУД – ребята учатся наблюдать, обобщать.
В сфере коммуникативных УУД – учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.
3 этап.
В сфере личностных УУД – устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
В сфере регулятивных УУД – выбор путей достижения, определении последовательности этапов деятельности.
В сфере познавательных УУД – умение работать с информационными источниками, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму.
В сфере коммуникативных УУД – разрешение конфликтов, выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
4 этап.
В сфере личностных УУД – самоопределение, действия нравственно-этического характера.
В сфере регулятивных УУД – обучающиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.
В сфере познавательных УУД – учащиеся приобретают навык построения сообщения в устной форме.
В сфере коммуникативных УУД – учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
5 этап.
В сфере личностных УУД – адекватное оценивание себя и других.
В сфере регулятивных УУД – определение последовательности высказываний с учетом конечного результата.
В сфере познавательных УУД – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
В сфере коммуникативных УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Методические рекомендации по организации работы проектной деятельности:
1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций;
2. Не сдерживайте инициативы детей;
3. Не делайте за них то, что они могут делать (или могут научиться делать) самостоятельно;
4. Не спешите с вынесением оценочных суждений;
5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
- самостоятельно выявлять проблемы;
-прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;
-формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации;
6. Учите отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.
Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.
Список используемых источников:
- Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов. - М. : Просвещение, 2010.-152с.
- Воронцова, А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А.Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
- Господникова, М. К. Проектная деятельность в начальной школе / М.К. Господникова. – Волгоград : Учитель, 2010. – 131 с.
- Кузнецова, О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева // Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2011. – 33 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задание №1. ПП.04.02 Формирование методических компетенций
Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Охрана растений" для 3 класса. Данная технологическая карта является продуктом первого дня производственной практики "Ф...
Задание №2. ПП.04.02 Формирование методических компетенций
Данный документ является продуктом второго дня производственной практики "Формирование методических компетенций". Выступление для ШМО на тему "Развитие познавательных способностей у мла...
Задание №3. ПП.04.02 Формирование методических компетенций
Презентационный материал к выступлению для ШМО на тему "Проектная деятельность на уроках в начальной школе как средство формирования УУД"....
Задание №4. ПП.04.02 Формирование методических компетенций
Литературная викторина для 1 класса по теме "Русская народная сказка Лиса и Тетерев"...
Задание №5. ПП.04.02 Формирование методических компетенций
Эссе по теме: "Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей"...
Задание №3. ПП.04.02 Формирование методических компетенций
Презентационный материал к выступлению для ШМО на тему "Развитие познавательных способностей у младших школьников"....
Задание №4. ПП.04.02 Формирование методических компетенций
Интерактивная викторина для 3 класса «Полезные ископаемые». Направлена на проверку знаний по данной теме. В конце викторины дети могут проанализировать свою работу, выбрав круг необходимог...