Задание №2. ПП.04.02 Формирование методических компетенций
статья

Солопенко Арина Игоревна

Выступление для ШМО на тему "Проектная деятельность на уроках в начальной школе как средство формирования УУД".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Задание 221.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Проектная деятельность на уроках в начальной школе как средство формирования УУД»

Цель: выявление важности проектной деятельности как средства формирования УУД.

Задачи:

  1. раскрыть роль проектной деятельности в формировании УУД;
  2. выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние;
  3. разработать методические рекомендации по организации работы проектной деятельности.

План:

  1. Актуальность темы
  2. Роль проектной деятельности в формировании УУД
  3. Методические рекомендации по организации работы проектной деятельности
  4. Заключение
  5. Список используемых источников

Считаю данную тему актуальной и важной, так как школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО. «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Поэтому сегодня возникает проблема поиска  инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. 

Рассматривая роль проектной деятельности  в формировании УУД, можно сказать, что в зависимости от вида проекта формируются в большей степени те или иные универсальные действия. Если речь идет об информационном проекте, то это, как правило, формируются познавательные универсальные действия, творческие проекты способствуют развитию регулятивных УУД и т.д.

В проектной деятельности выделяют следующие 5 этапов:

  • подготовительный,
  • планирование деятельности,
  • исследовательский,
  • защита проекта,
  • итоговый.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

1 этап. 

В сфере личностных УУД – у учащихся формируется внутренняя позиция, мотивация к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных  УУД –  учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

В сфере познавательных УУД – обучающиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.

В сфере коммуникативных УУД – учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

2 этап

В сфере личностных УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

В сфере регулятивных  УУД – организация учебного места и времени, планирование совместной деятельности.

В сфере познавательных УУД – ребята учатся наблюдать, обобщать.

В сфере коммуникативных УУД – учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

3 этап.

В сфере личностных УУД – устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

В сфере регулятивных  УУД – выбор путей достижения, определении последовательности этапов деятельности.

В сфере познавательных УУД – умение работать с информационными источниками, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую  (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму.

В сфере коммуникативных УУД – разрешение конфликтов, выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

4 этап. 

В сфере личностных УУД – самоопределение, действия нравственно-этического характера. 

В сфере регулятивных  УУД – обучающиеся учатся  определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

В сфере познавательных УУД – учащиеся приобретают навык построения сообщения в устной форме.

В сфере коммуникативных УУД – учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

5 этап. 

В сфере личностных УУД – адекватное оценивание себя и других.

В сфере регулятивных  УУД – определение последовательности высказываний с учетом конечного результата.

В сфере познавательных УУД – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

В сфере коммуникативных УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Методические рекомендации по организации работы проектной деятельности:

1.  Учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций;

2.   Не сдерживайте инициативы детей;

3.   Не делайте за них то, что они могут делать (или могут научиться делать) самостоятельно;

4.    Не спешите с вынесением оценочных суждений;

5.    Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

- самостоятельно выявлять проблемы;

-прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;

-формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

- учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации;

6.    Учите отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.

Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе. 

Список используемых источников:

  1. Асмолов,  А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов. -  М. : Просвещение, 2010.-152с.
  2. Воронцова, А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А.Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
  3. Господникова, М. К. Проектная деятельность в начальной школе / М.К. Господникова. – Волгоград : Учитель, 2010. – 131 с.
  4. Кузнецова, О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева // Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2011. – 33 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание №1. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Охрана растений" для 3 класса. Данная технологическая карта является продуктом первого дня производственной практики "Ф...

Задание №2. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Данный документ является продуктом второго дня производственной практики "Формирование методических компетенций". Выступление для ШМО на тему "Развитие познавательных способностей у мла...

Задание №3. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Презентационный материал к выступлению для ШМО на тему "Проектная деятельность на уроках в начальной школе как средство формирования УУД"....

Задание №4. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Литературная викторина для 1 класса по теме "Русская народная сказка Лиса и Тетерев"...

Задание №5. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Эссе по теме: "Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей"...

Задание №3. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Презентационный материал к выступлению для ШМО на тему "Развитие познавательных способностей у младших школьников"....

Задание №4. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Интерактивная викторина для 3 класса «Полезные ископаемые». Направлена на проверку знаний по данной теме. В конце викторины дети могут проанализировать свою работу, выбрав круг необходимог...