Портфолио как способ повышения самооценки школьника.
статья (1, 2 класс)
Портфолио как способ повышения самооценки школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_kak_sposob_povysheniya_samootsenki_uchenika.docx | 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио как способ повышения самооценки ученика
Одним из методов оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является самооценка ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Именно саморефлексия, по мнению одного из американских авторов, является «сердцем всего портфолиопроцесса»
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
- Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
-максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;
-развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
-формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
-формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
-Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»)
-формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован.
Роль учителя в работе с портфолио.
1.Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио
2.Производить своевременную оценку заполнений всех разделов
3.Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя.
Всё это помогает формироваться личности ребёнка. Главное то, что портфолио не несёт идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
Роль родителей в работе с портфолио.
Большая часть работ, помещаемых в папку достижений, рождается в классе, в совместной деятельности с учителями, а отзывы, фоторепортажи и т. п. выполняются дома с помощью заинтересованных родителей. Успех совместной работы зависит от общего настроя на подобный вид сотрудничества всех участников процесса, от выбора форм работы, от учёта индивидуальных особенностей ребёнка. В первом классе, когда ребёнок начинает работать над составлением портфеля достижение, без помощи родителей ему не обойтись, однако помощь эта должна минимизироваться по мере взросления. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребёнок сам прикладывал определённые усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Структура портфолио.
Жёстких требований по введению не существует. Ведь работа над портфолио хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что- то своё, оригинальное
Разделы портфолио.
Титульный лист
Мой мир
Моя учёба
Моя общественная работа
Моё творчество
Мои впечатления
Мои достижения
Отзывы и пожелания
Титульный лист.
Содержит основную информацию
-Ф.И.О.
-заведение
-класс
Контактная информация
Фото ученика
Раздел «Мой мир».Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.
Раздел «Моё имя».Информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том , что она обозначает.
Раздел «Моя семья». Здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
Раздел «Мои друзья». Здесь можно расположить фотографии друзей, информацию об их интересах, увлечениях.
Раздел «Мои увлечения». Это небольшой рассказ о том, чем увлекается ребёнок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивных секциях, учёбе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
Раздел «Мои любимые школьные предметы».
Небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…. Потому что…».также неплох вариант с названием школьного предмета. При этом ребёнок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя
Раздел «Моя учёба».В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, творческими работами.
Раздел «Моя общественная работа».
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
Раздел «Моё творчество». В этот раздел ребёнок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объёмная работа (поделки), нужно поместить её фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребёнку при наполнении этого раздела.
Раздел «Мои достижения». Здесь размещают грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости.
Раздел «Отзывы и пожелания». В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Например: «Принял участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы». Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Подготовил стенгазету, при этом привлёк к оформлению своих товарищей.
Заключение: В конце учебного года можно провести презентацию портфолио, на которой жюри определит победителей и лауреатов в различных номинациях: например, «Самый оригинальный портфолио», «За лучшее оформление портфолио», «За трудолюбие», «За творческий подход» и т.д.
Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика , максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рейтинг результатов учебной деятельности обучающихся, как способ формирования самооценки и самоконтроля младших школьников
В статье описывается способ внедрения рейтинговой системы оценивания результатов учебной деятельности, которая способствует созданию условий, направленных на формирование у школьников адекватной...
Организация парной и групповой форм работы на уроках русского языка как способ повышения мыслительной активности младших школьников
Происходящие изменения в современном образовании требуют применение новых способов обучения, педагогических технологий, реализующих системно-деятельностный подход в обучении младших школьников. Несомн...
Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»
Инновационный педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...
Портфолио как средство развития самооценки младших школьников.
Ещё одно определение предложено Д. Майером: “Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллек...
Рекомендации педагога-психолога родителям по повышению самооценки младших школьников.
Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, уважайте его чувства, интересы и стремления....
Повышение самооценки у младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
В статье автор делится опытом работы с учащимися над долгосрочным проектом. Долгосрочный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интерес...