Статья."Рекомендации по повышению самооценки младших школьников."
статья на тему
Предварительный просмотр:
3.3. Рекомендации по развитию самооценки.
Анализ общей и психолого-педагогической литературы, разработанная методика и анализ ее результатов позволили составить рекомендации по развитию самооценки младших школьников. Была разработана модель комплексного сопровождения.
В современной научной литературе проблема комплексного сопровождения развития ребенка в настоящее время занимает одно из приоритетных мест. В качестве основных постулатов современной теории комплексного сопровождения выступают: «необходимость системного, междисциплинарного сопровождения; его непрерывный характер; опора на позитивный внутренний потенциал развития ребенка; взаимодействие вместо взаимодействия»
В современной психологической литературе эффективность психологического сопровождения развития ребенка, целью которого в конечном итоге выступает индивид, субъект деятельности, личность, связывает с наличием психологического обеспечения процесса сопровождения. В настоящее время разработаны принципы психологического обеспечения процесса сопровождения, к которым относятся:
- Направленность психологического обеспечения на всех учащихся;
- Направленность психологического обеспечения на весь период пребывания ученика в образовательном учреждении;
- Гибкость и последовательность психологического обеспечения и ориентация на потребности школы;
- Ориентация психологического обеспечения на успешную реализацию целей, содержания, технологий педагогического процесса;
- Охват всего педагогического персонала, учеников, родителей;
- Комплексный характер, опора на деятельностный подход;
- Координирующая роль педагога-психолога.
Разработка модели психологического сопровождения развития самооценки школьников со зрительной недостаточностью опирается на методологическую платформу, основу, которой составляет система принципов, включающая: общие принципы, отражающие своеобразие метода сопровождения, специальные принципы, учитывающие специфику работы с детьми, имеющими зрительную недостаточность, и, специфические принципы, отражающие своеобразие работы по развитию самооценки.
К общим относятся:
- Ответственность субъекта развития за принятие решения;
- Соблюдение приоритета интересов сопровождаемого;
- Непрерывный характер сопровождения;
- Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
К специальным относятся принципы:
- Единства и коррекции;
- Единства диагностики и коррекции нарушений развития;
- Взаимосвязи коррекции и компенсации;
- Учета возрастных, типологических и индивидуальных особенностей развития школьников со зрительной недостаточностью;
- Использования комплекса методов психолого-педагогического воздействия;
- Личностно-ориентированного подхода;
- Компенсаторно-развивающей направленности.
К специфическим относятся принципы:
- Создание ситуации успеха;
- Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе по развитию самооценки ребенка;
- Ориентация на ведущий вид деятельности.
В соответствии с принципами, положенными в основу модели психологического сопровождения развития самооценки школьников с нарушениями зрения, ее содержательный компонент должен включать три блока:
- Диагностический блок представляет собой программу изучения уровня развития когнитивного и эмоционального компонентов самооценки и степени ее реалистичности;
- Развивающий блок включает такие направления работы, которые, обеспечивая прежде всего развитие когнитивного и эмоционального компонентов и реалистичности самооценки.
- Содержание психокоррекционного блока направлено на коррекцию самооценки субъектов психологического сопровождения.
В ходе реализации психологического обеспечения указанной модели работа должна осуществляться в следующих направлениях:
- Расширение знаний о формировании заниженной, завышенной самооценки у детей с нарушением зрения;
- Углубление знаний об особенностях формирования самооценки у школьников с различным характером и глубиной зрительных нарушений;
- Обучение приемам, способствующим развитию когнитивного, эмоционального компонентов самооценки и степени ее реалистичности;
- Обучение технологиям, способствующим развитию эмоционально-волевой сферы;
- Вооружения знаниями, обеспечивающими профилактику формирования завышенной или заниженной самооценки.
Технологический компонент модели психологического сопровождения должен включать в себя различные методы работы, направленные на диагностику уровня развития когнитивного компонента, эмоционального компонента самооценки и степени ее реалистичности у школьников с нарушениями зрения.
В процессе реализации технологического компонента модели Должны быть задействованы, во-первых, конкретные методы по выявлению уровня развития когнитивного, эмоционального компонентов и степени реалистичности самооценки; во-вторых, различные развивающие методы (игровые и проективные, тренинги).
В младшем школьном возрасте основными методами развития самооценки должны быть игровые и проективные.
В-третьих, в целях коррекции самооценки технологический компонент модели должен включать психотерапевтические методы, основанные на использовании литературных текстов. Применение в целях коррекции самооценки школьников с нарушениями зрения психотерапевтических методов, основанных на использовании литературных текстов, т.е. методов арттерапии, обусловлено наличием широкого спектра их коррекционного воздействия.
В основе создания продуктов деятельности в процессе арттерапии лежит система побуждений, где основными являются:
- Выражение субъектом своих чувств.
- Стремление понять, что происходит в своем внутреннем мире.
- Удовлетворение потребности в общении.
- Познание окружающего мира
Использование арттерапии позволяет задействовать два механизма психокоррекции:
- Переконструирование с помощью искусства психотравмирующей ситуации;
- Создание с помощью искусства эстетической реакции, изменяющей действие «эффекта от мучительного к приносящему наслаждение»
В работе с младшими школьниками продуктивней всего использовать в качестве основного вида арттерапии – сказкотерапию.
В ходе сказкотерапии наряду с народными и авторскими сказками необходимо должны быть использованы специально составленные сказки, затрагивающие проблемную ситуацию ребенка.
Должны быть использованы дерективные и недерективный метод сказкотерапии.
При использовании дерективной (направленной) сказкотерапии задается тема, в рамках которой психолог, занимающий активную позицию, подбирает психотерапевтические метафоры в соответствии с проблемой ребенка.
Недерективный метод сказкотерапии предполагает учет психологом уникальности личности ребенка, своеобразия его внутреннего мира, ориентированность на его активность. Целью сказкотерапии является оказание ребенку помощи в выявлении и осознании своих проблем и путей их решения.
В зависимости от проблем ребенка, нужно использовать следующие виды сказок:
- Дидактические, имеющие поучительный смысл
- Психотерапевтические, раскрывающие смысл происходящих событий
- Психокоррекционные, позволяющие позитивно влиять на поведение ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости".
Материал по данной теме очень актуален, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/29/picture-613002-1427637794.jpg)
Доклад на тему "Самооценка младших школьников, как средство повышения уровня успеваемости"
Самооценка младших школьников, как средство повышения уровня успеваемости....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/05/picture-617772-1428255173.jpg)
Обобщение педагогического опыта по формированию адекватной самооценки младших школьников, влияющей на повышение качества знаний.
Творческая работа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/29/picture-613002-1427637794.jpg)
"Самооценка младших школьников, как средство повышения уровня успеваемости"
формирование самооценки у детей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/04/picture-596677-1441359783.jpg)
Статья на тему " Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости".
Стать о развитии самооценки обучающихся....
Рекомендации педагога-психолога родителям по повышению самооценки младших школьников.
Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, уважайте его чувства, интересы и стремления....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/25/picture-1507617-1706206738.jpg)
Рекомендации при повышенной активности младшего школьника
Данный беклет может помочь родителю понять, как младшему школьнику адаптироваться в школе в современных реалиях, а также узнать психологические особенности детей младшего школьного возраста....