Статья."Рекомендации по повышению самооценки младших школьников."
статья на тему
Предварительный просмотр:
3.3. Рекомендации по развитию самооценки.
Анализ общей и психолого-педагогической литературы, разработанная методика и анализ ее результатов позволили составить рекомендации по развитию самооценки младших школьников. Была разработана модель комплексного сопровождения.
В современной научной литературе проблема комплексного сопровождения развития ребенка в настоящее время занимает одно из приоритетных мест. В качестве основных постулатов современной теории комплексного сопровождения выступают: «необходимость системного, междисциплинарного сопровождения; его непрерывный характер; опора на позитивный внутренний потенциал развития ребенка; взаимодействие вместо взаимодействия»
В современной психологической литературе эффективность психологического сопровождения развития ребенка, целью которого в конечном итоге выступает индивид, субъект деятельности, личность, связывает с наличием психологического обеспечения процесса сопровождения. В настоящее время разработаны принципы психологического обеспечения процесса сопровождения, к которым относятся:
- Направленность психологического обеспечения на всех учащихся;
- Направленность психологического обеспечения на весь период пребывания ученика в образовательном учреждении;
- Гибкость и последовательность психологического обеспечения и ориентация на потребности школы;
- Ориентация психологического обеспечения на успешную реализацию целей, содержания, технологий педагогического процесса;
- Охват всего педагогического персонала, учеников, родителей;
- Комплексный характер, опора на деятельностный подход;
- Координирующая роль педагога-психолога.
Разработка модели психологического сопровождения развития самооценки школьников со зрительной недостаточностью опирается на методологическую платформу, основу, которой составляет система принципов, включающая: общие принципы, отражающие своеобразие метода сопровождения, специальные принципы, учитывающие специфику работы с детьми, имеющими зрительную недостаточность, и, специфические принципы, отражающие своеобразие работы по развитию самооценки.
К общим относятся:
- Ответственность субъекта развития за принятие решения;
- Соблюдение приоритета интересов сопровождаемого;
- Непрерывный характер сопровождения;
- Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
К специальным относятся принципы:
- Единства и коррекции;
- Единства диагностики и коррекции нарушений развития;
- Взаимосвязи коррекции и компенсации;
- Учета возрастных, типологических и индивидуальных особенностей развития школьников со зрительной недостаточностью;
- Использования комплекса методов психолого-педагогического воздействия;
- Личностно-ориентированного подхода;
- Компенсаторно-развивающей направленности.
К специфическим относятся принципы:
- Создание ситуации успеха;
- Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе по развитию самооценки ребенка;
- Ориентация на ведущий вид деятельности.
В соответствии с принципами, положенными в основу модели психологического сопровождения развития самооценки школьников с нарушениями зрения, ее содержательный компонент должен включать три блока:
- Диагностический блок представляет собой программу изучения уровня развития когнитивного и эмоционального компонентов самооценки и степени ее реалистичности;
- Развивающий блок включает такие направления работы, которые, обеспечивая прежде всего развитие когнитивного и эмоционального компонентов и реалистичности самооценки.
- Содержание психокоррекционного блока направлено на коррекцию самооценки субъектов психологического сопровождения.
В ходе реализации психологического обеспечения указанной модели работа должна осуществляться в следующих направлениях:
- Расширение знаний о формировании заниженной, завышенной самооценки у детей с нарушением зрения;
- Углубление знаний об особенностях формирования самооценки у школьников с различным характером и глубиной зрительных нарушений;
- Обучение приемам, способствующим развитию когнитивного, эмоционального компонентов самооценки и степени ее реалистичности;
- Обучение технологиям, способствующим развитию эмоционально-волевой сферы;
- Вооружения знаниями, обеспечивающими профилактику формирования завышенной или заниженной самооценки.
Технологический компонент модели психологического сопровождения должен включать в себя различные методы работы, направленные на диагностику уровня развития когнитивного компонента, эмоционального компонента самооценки и степени ее реалистичности у школьников с нарушениями зрения.
В процессе реализации технологического компонента модели Должны быть задействованы, во-первых, конкретные методы по выявлению уровня развития когнитивного, эмоционального компонентов и степени реалистичности самооценки; во-вторых, различные развивающие методы (игровые и проективные, тренинги).
В младшем школьном возрасте основными методами развития самооценки должны быть игровые и проективные.
В-третьих, в целях коррекции самооценки технологический компонент модели должен включать психотерапевтические методы, основанные на использовании литературных текстов. Применение в целях коррекции самооценки школьников с нарушениями зрения психотерапевтических методов, основанных на использовании литературных текстов, т.е. методов арттерапии, обусловлено наличием широкого спектра их коррекционного воздействия.
В основе создания продуктов деятельности в процессе арттерапии лежит система побуждений, где основными являются:
- Выражение субъектом своих чувств.
- Стремление понять, что происходит в своем внутреннем мире.
- Удовлетворение потребности в общении.
- Познание окружающего мира
Использование арттерапии позволяет задействовать два механизма психокоррекции:
- Переконструирование с помощью искусства психотравмирующей ситуации;
- Создание с помощью искусства эстетической реакции, изменяющей действие «эффекта от мучительного к приносящему наслаждение»
В работе с младшими школьниками продуктивней всего использовать в качестве основного вида арттерапии – сказкотерапию.
В ходе сказкотерапии наряду с народными и авторскими сказками необходимо должны быть использованы специально составленные сказки, затрагивающие проблемную ситуацию ребенка.
Должны быть использованы дерективные и недерективный метод сказкотерапии.
При использовании дерективной (направленной) сказкотерапии задается тема, в рамках которой психолог, занимающий активную позицию, подбирает психотерапевтические метафоры в соответствии с проблемой ребенка.
Недерективный метод сказкотерапии предполагает учет психологом уникальности личности ребенка, своеобразия его внутреннего мира, ориентированность на его активность. Целью сказкотерапии является оказание ребенку помощи в выявлении и осознании своих проблем и путей их решения.
В зависимости от проблем ребенка, нужно использовать следующие виды сказок:
- Дидактические, имеющие поучительный смысл
- Психотерапевтические, раскрывающие смысл происходящих событий
- Психокоррекционные, позволяющие позитивно влиять на поведение ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости".
Материал по данной теме очень актуален, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности...
Доклад на тему "Самооценка младших школьников, как средство повышения уровня успеваемости"
Самооценка младших школьников, как средство повышения уровня успеваемости....
Обобщение педагогического опыта по формированию адекватной самооценки младших школьников, влияющей на повышение качества знаний.
Творческая работа...
"Самооценка младших школьников, как средство повышения уровня успеваемости"
формирование самооценки у детей...
Статья на тему " Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости".
Стать о развитии самооценки обучающихся....
Рекомендации педагога-психолога родителям по повышению самооценки младших школьников.
Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, уважайте его чувства, интересы и стремления....
Рекомендации при повышенной активности младшего школьника
Данный беклет может помочь родителю понять, как младшему школьнику адаптироваться в школе в современных реалиях, а также узнать психологические особенности детей младшего школьного возраста....