" Присоединение семей воспитанников к деятельности по формированию духовно-нравственных ориентиров.
статья по теме

 

Статья по теме : «Присоединение семей воспитанников к деятельности по формированию духовно – нравственных ориентиров».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Присоединение семей воспитанников к деятельности по формированию духовно – нравственных ориентиров».

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 37

Богатовой Елены Владимировны.

Работа с родителями одно из важнейших направлений работы в начальной школе. Семья для ребёнка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. И вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательном и образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его развитие и образование. В период младшего школьного возраста родители и семейная атмосфера являются для ребенка наиболее важным фактором, а работа учителя в классе не принесет желаемых результатов без активного участия родителей.
Сотрудничество учителя с семьями детей является требованием времени, потому как происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для детей и родителей, а для учителя – это стимул к творческой деятельности.

Работа с родителями эффективна и даёт желаемые результаты только тогда, когда ведётся в определённой системе. Организовать такую работу – задача классного руководителя.

Обеспечение активных контактов с родителями и привлечение их к образовательному процессу может быть разнообразным.

В педагогике давно используются такие традиционные формы работы с родителями как

родительские собрания

родительские дни

открытые уроки для родителей

дни открытых дверей

педагогический лекторий

классные и общешкольные конференции

индивидуальные консультации педагогов

посещение на дому

Все эти формы работы вам хорошо известны, однако сегодня мало использовать традиционные формы работы с семьёй. Современная жизнь диктует новые подходы, новые пути к решению проблемы сотрудничества педагогов и родителей. Семья для педагогов не должна выступать лишь как объект воздействия.

Поэтому наряду с традиционными формами работы мы в свою практику стараемся вносить нетрадиционные формы работы, которых заметно прибавилось в нашем арсенале с участием нашей школы в городской экспериментальной площадке «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения».

Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями в классе позволяет детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело совершает настоящий переворот в сознании мам и пап, раскрывает в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить усилия родителей. Непринужденная праздничная атмосфера, доброжелательность, теплота, душевность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают свою помощь. Учитель приобретает не только единомышленников, но и помощников.
Одной из таких нетрадиционных форм работы с родителями являются семейные праздники. Они могут быть посвящены именинникам, Дню матери, встрече Нового года, проводам Зимы и др.

В ходе мероприятия создаётся семейная душевная обстановка, располагающая к общению между семьями, учителем и семьями, детьми и родителями. Всё это способствует формированию представлений детей о культурном и увлекательном досуге в компании друзей и близких людей, учит общению. Кроме того, происходит косвенное руководство по организации досуга семей учащихся.

Ежемесячно проводятся в нашем образовательном учреждении активные занятия с родителями, что предполагает участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе по курсу «Истоки». «Семейная реликвия», «Моя родословная», «Отчий дом» - вот круг обсуждаемых на занятии вопросов. На наш взгляд, сама тематика активных занятий способствует формированию у учащихся духовно-нравственных ориентиров, личностных ценностей воспитанников, устойчивых идеалов.

Активные формы взаимодействия учителя с родителями – важное условие раскрытия творческого потенциала семьи. В дальнейшем этот потенциал может быть использован для организации таких нетрадиционных мероприятий, как мастер – класс, организованный и проведённый при непосредственном участием родителей. Для примера могу привести мероприятие, организованное и проведённое мамой одного из учеников второго класса: мастер-класс «Рождественский ангел». Ученики класса, родители, присутствующие на занятии, под руководством не учителя, как это всегда бывает, а родительницы одного из учеников, выполняли работу по изготовлению тканевой куклы «Рождественский ангел». На занятии царила атмосфера коллективного взаимодействия, взаимопонимания, делового сотрудничества. Тематика выбранного изделия способствовала развитию духовности учащихся и всех участников занятия.

В стенах нашего образовательного учреждения родилась такая форма работы, как интерактивый родительский лекторий. Эта форма работы предполагает привлечение родителей к организации лекций для учащихся по темам, охватывающих зону их профессиональной деятельности. Но в связи с тем, что в начальной школе такая форма работы, как лекция неприемлема, родители научились адаптировать этот вид деятельности для младшего школьного возраста. Примером может служить, мероприятие, разработанное и проведённое мамой ученицы третьего класса, Кашурниковой Викторией Николаевной.

Интерактивная лекция была посвящена 300 летию со дня рождения М.В.Ломоносова.

Ученики третьего класса выступали в роли содокладчиков, артистов и организаторов викторины, а учителю и зрителям выпала роль членов жюри при подведении итогов викторины и награждении победителей. Особая ценность данного мероприятия представляется тем, что дети и родители увлечены общим созидательным просветительским делом. И организаторы, и воспитанники – исполнители испытывают чувство значимости в коллективе, взаимовыручки и поддержки при организации общего дела, что определённым образом формирует их деловые и нравственные качества.

Одной из основных форм работы, используемых в образовательном процессе нашей школы, является театральная педагогика. Проводя эту работу профессионально и системно, мы смогли увлечь и заинтересовать родителей учеников настолько, что впоследствии они (родители) сами активно включились в эту работу. Теперь в спектаклях заняты не только дети, но и их родители. Сегодня вы увидите спектакль «Рождественский ангел» с участием родителей.

Детские театральные постановки с участием родителей мы рассматриваем как важное средство сплочения детско-родительского коллектива, основу духовно-нравственного воспитания, приобщение к ценностям культуры.

Особую роль в присоединении семей воспитанников к деятельности по формированию духовно-нравственных ориентиров является спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». Это мероприятие проводится в нашей школе ежегодно уже много лет и стало своеобразной традицией. Со временем этот праздник стал пользоваться особой популярностью среди семей воспитанников, о чём говорит количество семей, желающих поучаствовать в этом спортивном ринге. Однако задача школы не выявить победителей и не получить новые спортивные рекорды, а сплотить детско-родительский коллектив, увлечь общим делом. Действия, которые дарят ощущение праздника, радости, веселья, совместного общения долго согревают и детские, и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем.

Своё выступление хочется закончить словами выдающегося русского педагога В.А. Сухомлинского: «…Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся (воспитанников), их социализация и адаптация к жизни в современных условиях.

Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и школе. В этой связи значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьей и средствами массовой ин...

Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника

Безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих на фоне жестокости, насилия, агрессивной рекламы оказывают отрицательное воздействие, разрушают традиции и культуру нашего народа, на...

Исследовательская деятельность – средство формирования духовно-нравственных ценностей младшего школьника

В ходе реализации ФГОС НОО одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника...

Работа с художественными и мультипликационными фильмами как фактор формирования духовно- нравственных ориентиров младшего школьника.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Духовно – нравственное развитие и воспитание ребёнка как личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет, имеют огромное значение для человека на протяжен...