Современный урок
статья
Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.
Элвин Тоффлер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_uroki.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Актуалность
Современное общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся миру. В связи с этим так актуально стоит вопрос о развитии творческого потенциала ребенка.
2.Перспективы роста
Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.
Элвин Тоффлер
Известно, что компетентность в готовом виде не существует. Каждый человек должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то правило, открытие, прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального саморазвития и творчества. Именно поэтому главными показателями качества профессиональной подготовки учителя сегодня являются такая личностная характеристика как способность и готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.
В.А.Сухомлинский сказал: «Если вы хотите быть любимым учителем, заботьтесь о том, чтобы питомцу вашему было что в вас открывать. Если же вы несколько лет один и тот же, если ушедший день ничего не прибавил к вашему богатству, вы можете стать постылым и даже ненавистным».
В этой связи в современном, стремительно меняющемся мире, когда полученное вчера образование устаревает сегодня, самообразование является необходимым. Педагог должен не только владеть определенными видами деятельности, обозначенными в стандарте, но и компетенциями профессионального самообразования, что будет обеспечивать его профессионально – личностное развитие в течение всей профессиональной деятельности.
Однако учитель никогда не идёт впереди ученика на правах старшего. Он терпеливо находится рядом, помогая и при необходимости направляя ребёнка. Ведь «роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика». Сухомлинский В.А.
Чтобы позволить себе идти рядом с современным ребёнком, прежде всего, учитель должен идти в ногу со временем. Таким образом, самообразование является актуальным для современного педагога.
В этой связи необходимо построение индивидуальной программы профессионально-личностного развития педагога.
Цель профессионального роста: развитие профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога и эффективное использование личностных ресурсов, собственного потенциала для успешной самореализации и развитие креативности.
Задачи:
- диагностика профессионального мастерства в плане креативности, самоопределение педагога;
- составление и коррекция индивидуальной образовательной траектории развития креативности;
- реализация индивидуальной образовательной программы;
В связи с вышеизложенным хочу поделиться источниками, которые использую для самообразования.
- Интернет- ресурс STEPIK (https://welcome.stepik.org/en).
Это не только образовательная платформа, но и конструктор
онлайн-курсов. Разработчиками предлагаются алгоритмы адаптивного обучения. Цель ресурса - сделать образование удобным и открытым. На портале представлен богатый выбор курсов по математике, статистике, информатике, естественным, общественным и гуманитарным дисциплинам.
- УРОК ЦИФРЫ (https://урокцифры.рф/) - это не просто всероссийский образовательный проект. Это возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Фирмы «1С», Яндекса, «Лаборатории Касперского» и Mail.Ru Group, Академии искусственного интеллекта благотворительного фонда Сбербанка.
Ментальные карты
http://www.mindmeister.com/212511628/
ТРИЗ
http://igra-triz.ru/2017/10/23/7-sovetov-nachinayushhemu-triz-pedagogu/
https://nsportal.ru/user/687664/page/master-klassy-s-pedagogami-2018-2019g
Kahoot https://te-st.ru/entries/kahoot-app/
Вот те «двери», которые я открываю для своих учеников и благодаря своим ученикам. Самообразование педагога положительно влияет не только на успеваемость, но и расширяет потенциальные горизонты для обучающихся.
Каждый учитель должен не только владеть определенными видами деятельности, обозначенными в стандарте, но и компетенциями профессионального самообразования, обеспечивающими его профессионально – личностное развитие на протяжении всей трудовой деятельности.
Технологии и приёмы
Педагогический дизайн урока: https://stepik.org/course/82684/promo
Саморазвитие личности: мода, выбор или необходимость? https://psy.su/feed/8651/
Тренинги по развитию коммуникативных навыков https://yandex.ru/video/preview?filmId=4381485609158143419&parent-reqid=1602692026522886-298187540405365613710466-prestable-app-host-sas-web-yp 54&path=wizard&text=тренинг+по+развитию+коммуникативных+навыков+видео&wiz_type=vital
- Мастер-класс
Нередко мы слышим, что чей-то ребёнок может часами фантазировать, а другой – не в состоянии увидеть на небе облака в виде собаки, птицы. И тут же звучит объяснение, что одному дано, а другому нет.
Как прав был К. Д. Ушинский: «…чем долее вы будете оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьезные занятия для ребенка занимательными задача первоначального обучения.»
Цель мастер – класса: (представлена на слайде)
- познакомить педагогов с методическими приемами технологии развития креативного мышления.
Познакомьтесь, пожалуйста, с задачами:
- Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
- Вызвать устойчивый интерес и побудить участников к активной работе на занятии.
Актуальность темы вы видите на слайде
В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Актуальным встает вопрос о развитии и воспитании подрастающего поколения, способного находить нестандартные решения, рождать новые идеи и не бояться искать пути их претворения в жизнь. В связи с этим повышается роль учителя в воспитании активных инициативных и творчески мыслящих людей.
Что же такое креативное мышление?
Креативное мышление – это процесс создания нового, путем объединения и переплетения различных участков знаний. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.
Так как же развивать креативное мышление? Я на уроках использую различные упражнения на развитие критического мышления и метод «кроссенс». С данным видом работы я познакомилась недавно, предложила его детям и она стала пользоваться успехом в классе. Появился интерес у ребят. Работа трудна, но достаточно увлекательна и познавательна.
Метод «Шляпы мышления» как раз и предназначен для повышения эффективности взвешенного типа мышления.
Почему именно шляпы? Вот как на этот вопрос ответили сами дети: «Шляпа прикрывает голову, а значит наши мысли».
«Человек, выходя из дома, может надеть то одну шляпу, то другую. Также когда он говорит, он должен думать, правильно выражать свои чувства, как бы надевать разные шляпы».
А вот как это объясняет Эдвард де Боне: « Шесть шляп позволят нам «дирижировать оркестром своих мыслей». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления».
Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления в зависимости от поставленной задачи, и делать это с такой же легкостью, как снимать и надевать шляпу. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении.
В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое описание каждого из режимов
Красная шляпа. Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? –На занятиях знакомство со шляпами каждого цвета происходит постепенно, поочередно. Сначала вводится «красная» шляпа для эмоционального всплеска, для обсуждения на уровне «вам понравилось?», какие чувства вызвала та или иная игра, сказка и т.д.
После того, как ребята легко научаются пользоваться «красной» шляпой, умеют высказывать свои эмоции только под полями этой шляпы, вводятся шляпы двух цветов – желтая и черная.
Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? –
Черная шляпа. Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?
Надевая желтую шляпу, ребенок учится во всем искать только положительные моменты. А надевая черную – только отрицательные черты героев, минусы в поведении различных сказочных персонажей.
Когда дети научаются выделять + и – в поведении героев, в какой-то ситуации, умеют, а как бы могла закончиться та или иная ситуация, то есть выделять интересные моменты, вводится символ зеленой шляпы.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.
Знакомство с другими шляпами происходит символично, а более конкретная работа проводится уже в начальной школе.
Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы, вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?
Синяя шляпа. Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением, контролем и оценкой собственной деятельности. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?
Самое главное достоинство метода в том, что он дает возможность определять правила игры. «Люди хорошо распознают, по каким правилам ведется та или иная игра. Изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний в детские годы. С помощью шести «мыслеварительных» шляп устанавливаются определенные правила игры «в человека, думающего именно так», что принципиально отличается от всем известной практики «ведения боя без правил». Качество нашего будущего будет целиком зависеть от качества нашего мышления. Это справедливо на личностном уровне, на уровне сообщества и на мировом уровне»(доктор Эдвард де Боне)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".
В ходе выступления рассматриваются следующие вопросы: что такое "деятельность", какова её структура, отличительные особенности комбинированного урока в традиционной форме и в соответствии с ФГОС....
Доклад для выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".
Статья используется как дополнение к презентации "Современный урок - современный учитель"....
«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».
Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...
Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.
Современный урок. какой он?...
Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.
С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием современного подхода...
«Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)
В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока....
"Современный урок современного учителя для современных детей"
Урок - это уникальная форма педагогического общения. В нынешних условиях современный урок – это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащи...