Программа наставника "Развитие"
рабочая программа (1 класс)
В ходе реализации решаются задачи: создание условий для развития сохранных функций, обеспечивающих успешную Коррекционно-развивающая программа по формированию универсальных учебных действий и личностного развития предназначена для детей, имеющих низкий уровень развития метапредмтеных и личностных компетенций. А именно, низкий уровень развития познавательных процессов, неадекватную самооценку и недоразвитие регулятивных умений.
Программа разработана таким образом, что содержит 4 блока, в ходе которых осуществляется выявление и диагностика учащихся, которым необходима коррекционно-развивающая помощь, адаптации базовой программы под конкретный уровень развития ребенка, непосредственная реализации коррекционно-развивающей программы и дальнейшее проектирование системы сопровождения ребенка. Общее количество часов на реализацию программы составляет 33 часа.
Целью реализации программы является содействие формированию универсальных учебных действий и личностных компетенций обучающихся, обеспечивающих успешное освоение образовательной программы начального общего образования.
реализацию познавательной деятельности в ходе обучения; развитию эмоционально-волевой сферы; повышению мотивации к обучению, через развитие рефлексии; формирование механизмов волевой саморегуляции.
Программа направлена на оказание коррекционно-развивающей помощи обучающимся первых классов, которые на момент поступления в школу имеют низкий уровень развития универсальных учебных действий и личностных УУД, в том числе: внимания, памяти, предметно-образного мышления, общей осведомленности и развития речевых навыков. При наличии предварительного обследования в территориальной ПМПК, данные обучающиеся получают рекомендации к занятиям с педагогом-психологом и учителем-логопедом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitie.docx | 103.94 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа №21» 346504, Ростовская обл., г. Шахты, ул. Садовая, 17, тел. 8 (8636)22-56-25, sсhool 21@shakhty-edu.ru
«Согласовано» Зам. директора по УВР ___________ Е.В.Хоменко «____» _________ 2020г. |
Коррекционно-развивающая программа
формирования
универсальных учебных действий
обучающихся первых классов
« РАЗВИТИЕ»
на 2020-2021 учебный год
Учитель: Тарасенко Д.С.
Пояснительная записка.
Коррекционно-развивающая программа по формированию универсальных учебных действий и личностного развития предназначена для детей, имеющих низкий уровень развития метапредмтеных и личностных компетенций. А именно, низкий уровень развития познавательных процессов, неадекватную самооценку и недоразвитие регулятивных умений.
Программа разработана таким образом, что содержит 4 блока, в ходе которых осуществляется выявление и диагностика учащихся, которым необходима коррекционно-развивающая помощь, адаптации базовой программы под конкретный уровень развития ребенка, непосредственная реализации коррекционно-развивающей программы и дальнейшее проектирование системы сопровождения ребенка. Общее количество часов на реализацию программы составляет 33 часа.
Целью реализации программы является содействие формированию универсальных учебных действий и личностных компетенций обучающихся, обеспечивающих успешное освоение образовательной программы начального общего образования.
В ходе реализации решаются задачи: создание условий для развития сохранных функций, обеспечивающих успешную реализацию познавательной деятельности в ходе обучения; развитию эмоционально-волевой сферы; повышению мотивации к обучению, через развитие рефлексии; формирование механизмов волевой саморегуляции.
Программа направлена на оказание коррекционно-развивающей помощи обучающимся первых классов, которые на момент поступления в школу имеют низкий уровень развития универсальных учебных действий и личностных УУД, в том числе: внимания, памяти, предметно-образного мышления, общей осведомленности и развития речевых навыков. При наличии предварительного обследования в территориальной ПМПК, данные обучающиеся получают рекомендации к занятиям с педагогом-психологом и учителем-логопедом.
Всего можно выделить три группы учащихся:
- Дети с низким уровнем развития познавательных процессов, обусловленным неправильной организацией воспитательного процесса в дошкольный период;
- Дети с ограниченными возможностями здоровья, которые приводят к формированию задержки психического развития, психоречевого развития;
- Дети с инвалидностью, соматическое и физическое состояние которых оказывает отрицательное влияние на формирование познавательной сферы и развитие личностных качеств.
Программа состоит из четырех блоков: диагностирующего, организационно-методического, практической реализации, диагностико-прогностического.
-диагностирующий этап включает деятельность по выявлению обучающихся, нуждающихся в специально-организованном коррекционно-развивающем сопровождении и определению уровня актуального состояния их развития;
-организационно-методический этапа состоит из деятельности , обеспечивающей координацию и планирование работы по практической реализации программы;
- практический этап включает проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися;
- диагностико-прогностический этап направлен на формирование системы дальнейшего обучения и развития обучающегося.
Актуальность программы.
Успешное начало обучения в школе – это залог дальнейшей успешной учебы. Для того чтобы добиться такого успеха, требуется: заинтересованный учитель, оптимальное количество обучающихся в классе, здоровый и мотивированный ребенок, заботливые родители. Все эти условия присутствую у школьников большинства образовательных учреждений России, однако существуют проблемы, которые могут не позволить быть школьнику успешным: недостаточное количество учителей - логопедов, дефектологов; несвоевременность оказания коррекционной-развивающей помощи нуждающемуся в ней ребенку, недостаточный уровень материально-технической базы школы для всестороннего развития школьника.
Статистика показывает, что количество первоклассников, которые нуждаются в заботливом отношении и особом внимании со стороны педагогов увеличивается. Также увеличивается количество детей с инвалидностью. Эти данные указывают на актуальность организации системной коррекционно-развивающей работы с обучающимися первых классов.
Одним из вариантов выхода из создавшейся ситуации может быть реализация программ индивидуальных занятий и занятий в малых группах с обучающимися, имеющими показания к занятиям, в том числе, имеющими статус ребенка с ОВЗ.
Программа «Развитие» предназначена для организации работы с данной категорией детей, которые начинают обучение в первом классе.
Цель реализации программы:
–содействие формированию универсальных учебных действий и личностных компетенций обучающихся, обеспечивающих успешное освоение образовательной программы начального общего образования.
Задачи:
-создание условий для развития сохранных функций, обеспечивающих успешную реализацию познавательной деятельности в ходе обучения;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
-повышение мотивации к обучению, через развитие рефлексии;
-формирование механизмов волевой саморегуляции.
Научно-методическое и нормативно-правовое основание программы.
В основе разработки программы работы лежит ряд нормативных документов, которые определяют работу по организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с инвалидностью и ОВЗ.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
- Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
- Письмо Минобрнауки России от 20.02.2017 N 07- 818 «О направлении Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ» (методические рекомендации руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования, обучающихся с умственной отсталостью.
- Письмо Минобрнауки России от 14.03.2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
- Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. № 636).[1]
В основе методических подходов создания программы находятся теоретические взгляды Л.С. Выготского о развитии высших психических процессов, обще дидактические подходы, освещаемые в рамках теории умственного развития (Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер) и теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Указанные авторы считают интеллектуальные умения одним из показателей умственного развития человека, фактором повышения качества знаний школьников, развития их познавательной самостоятельности, активности и общих умственных способностей.
Требования к результатам обучения обучающихся, в настоящее время прописаны в основной образовательной программе. Достижение данных результатов обучения на каждом возрастном этапе обеспечивает успешное обучение школьников в последующие периоды. Особенно важным является достижение требуемых результатов обучения на ступени начального общего образования. Так как, именно в этот период обучения у обучающихся происходит формирование компетентностей, которые являются залогом успеха в учебе, а именно – мотивации к обучению, самостоятельность в познавательной деятельности, развитие наглядно-образного мышления, обеспечивающего успешное формирование свойств абстрактного мышления, саморегуляции и рефлексии.
Практический опыт и результаты изучение УУД наглядно отражают зависимость между развитием познавательных УУД и результатами обучения обучающихся. Такая зависимость обусловлена наличием ряда функций, которые они обеспечивают:[2]
- возможность обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Вопросы формирования познавательных УУД всегда были актуальны для исследователей, педагогов. Психологи-практики отмечали наличие зависимости результатов обучения и уровня развития познавательной сферы учащихся:
К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение школьников необходимо «постоянно… развивать в них желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания». В.Н. Аксюченко в обще учебных умениях выделяет: умения, связанные с речевой деятельностью; умения, связанные с аналитико-синтетическими процессами учебной деятельности школьников; умения планировать свою учебную работу; умения справочного-библиографического характера.
Т.Е. Демидова на основе анализа психолого-педагогической литературы, методических рекомендаций, опыта профессиональной деятельности учителей выделяет четыре группы обще учебных умений: – обще учебные умения, обеспечивающие организацию собственной учебной деятельности; – обще учебные умения, обеспечивающие восприятие и понимание информации из любых ее источников; – обще учебные умения,
По мнению А.А. Асмолова, универсальный характер учебных действий проявляется в том, «что они носят надпредметный, метапредметный характер,… лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося». Асмолов выделяет следующие виды универсальных учебных действий[3]:
– личностные (обеспечивающие ценностно - смысловую ориентацию обучающихся);
– регулятивные (обеспечивающие обучающимся организацию своей учебной деятельности);
– познавательные (включающие общеучебные, логические, а также постановку и решения проблемы);
– коммуникативные (обеспечивающие социальную компетентность обучающихся, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми). Таким образом, в данной главе мы рассмотрели подходы к понятию «универсальные учебные действия», их функции и виды.
Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Развитие данных действий предопределяет успешность обучения на начальном этапе, формирует у учащегося мотивацию к познанию, оказывает влияние на формирование потребности к достижению успеха.
Известно, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, поэтому актуальность специально-организованной системы сопровождения развития обучающихся в этот период в условиях реализации ФГОС является наиболее важной.
Для младшего школьного возраста характерно наличием значительной положительной динамики в развитии произвольности познавательных процессов, формировании саморегуляции. Так как формирование познавательных универсальных учебных умений напрямую зависит от развития высших психических функций, а именно произвольности памяти, воображения, внимания, развитие которых через активное приобретение самостоятельности происходит в младшем школьном возрасте, поэтому именно в этот период необходимо уделять особое внимание коррекции и развитию познавательных процессов обучающихся.
Особенность развития познавательных процессов, как основы формирования познавательных УУД в младшем школьном возрасте заключается в том, что обучающиеся приобретают навыки управления данными процессами, повышается степень устойчивости. Так внимание младшего школьника отличается большей устойчивостью и произвольностью по сравнению с дошкольным периодом.
Память обучающегося младшего школьного возраста имеет тенденцию к увеличению объема, приобретения навыков смысловой обработки запоминаемого материала, увеличивается время сохранения и уменьшается время воспроизведения информации. Ведущая роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит ребенка к пониманию необходимости развивать свою память, овладевая возможностью её регулирования и сознательного управления. В результате усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания.
Развитие воображения в младшем школьном возрасте отличается увеличением продуктивности. А возможность ребенка самостоятельно создавать разнообразные ситуации, что делает возможным переход воображения в другие виды деятельности. Для младшего школьника воображение является способом выйти за пределы личного практического опыта и важнейшим условием развития креативности и творческих способностей.
Познавательные универсальные действия младшего школьника базируются на развитии мышления, которые видоизменяется в этот период за счет увеличения гибкости, увеличения способности к более полному выполнению логических операций, основанных на анализе нескольких понятий и явлений. Известно, что главным новообразованием в развитии мышления младшего школьника является — формирование наглядно — образного мышления, которое дает ребенку возможность решать задачи в «результате внутренних действий с образами».
Гармоничное развитие познавательных процессов младшего школьника возможно в условиях учебной деятельности. А это значит, что ребенок должен быть заинтересован в процессе обучения, стремиться к достижению оптимальных для себя результатов, быть готовых к преодолению трудностей. Такое поведение ребенка возможно при условии положительной мотивации к обучению и способности к анализу своей деятельности, умению ориентироваться на преодоление трудностей. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность для развития познавательных УУД.
Познавательные УУД представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности[4]. Данные действия можно разделить на четыре группы:
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование
— преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез
— составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
— формулирование проблемы.
Постановка и решение проблемы:
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Создание условий для развития познавательных УУД у обучающихся младшего школьного возраста обеспечивает достижение результатов обучения учащихся на уровне начального общего образования.
В основе реализации программы лежат принципы коррекционно-развивающего обучения:
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.
- Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).
- Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений в развитии ребенка, поэтому при реализации коррекционно-развивающей работы является важным осуществление промежуточной диагностики. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.
Деятельностный принцип коррекции предполагает создание условий для активизации деятельности обучающегося не только во время проведения занятий, но и формирование потребности к самостоятельной деятельности учащегося.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет провести подбор содержания программы с учетом индивидуального развития ребенка, что обеспечивает большую эффективность реализуемой работы. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития, основанного на ориентации на зону ближайшего развития ребенка (сформированный Л. С. Выготским принцип коррекции «сверху вниз»).
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Первоначальный уровень сложности должен быть посилен ребенку, а процесс усложнения должен оптимально создавать условия для развития познавательных процессов и формирования личностных особенностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации на другие сферы деятельности и ситуации.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Структура и содержание программы.
Структура программы.
Программа состоит из четырех блоков: диагностирующего, организационно-методического, практической реализации, диагностико-прогностического.
- Диагностирующий блок содержит комплекс мероприятий, направленных на выявление и определение особенностей развития обучающихся, нуждающихся в специальной организации психолого-педагогического сопровождения их развития.
К этим мероприятиям относится:
- проведение анализа информации о дошкольном периоде развития обучающихся по результатам анкетирования родителей;
- наблюдение за особенностями ребенка в период начала обучения;
- анкетирование родителей по выявлению запроса на проведение коррекционно-развивающей работы;
- изучение индивидуального развития ребенка средствами психолого-педагогической диагностики в рамках определения начального уровня развития УУД.
Все мероприятия по выявлению данной категории обучающихся, которые реализуются учителями начальных классов, педагогом-психологом, учителем-логопедом. На данном этапе работы является важным организация взаимодействия всех педагогов школы.
Организационно-методический блок содержит деятельность по:
-коррекции базовой коррекционно-развивающей программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
-формирование плана реализации адаптированной для ребенка программы работы, при взаимодействии специалистов школы;
-определение режима занятий с ребенком;
-определение путей сетевого взаимодействия с целью привлечения к реализации программы учителя-логопеда;
-мотивирование родителей на целенаправленное наблюдение ребенка у медицинских специалистов, при их отсутствии на момент поступления в школу и в случае, если есть показания к наблюдению.
В ходе блока осуществляется распределение сфер ответственности участников образовательного процесса, в том числе и родителей за эффективность реализации программы. Организационно-управленческой формой сопровождения деятельности педагогов в рамках данного блока является психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интересов ребёнка; комплексная диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса
- Блок практической реализации включает:
-проведение коррекционно-развивающих занятий ;
-промежуточную диагностику для коррекции реализуемой программы;
-консультирование педагогов и родителей по вопросам организации педагогического сопровождения обучающегося;
-наблюдение ребенка и при необходимости получение им лечение у врача, в соответствие с особенностями физического и соматического развития;
Психолого-педагогическое сопровождение развития учащегося будет эффективным при взаимодействии психолога, учителя-логопеда, учителя начальных классов, родителей ребенка
4) Диагностико-прогностический блок состоит из мероприятий по анализу проведенной работы и формированию плана дальнейшего сопровождения. Реализуется через организацию психолого-педагогического консилиума.
Содержание программы
1) Диагностирующий блок рассчитан на 3 часа. Они распределяются на следующие виды деятельности:
-проведение анкетирования и анализ анкет родителей – 1 час;
-проведение диагностики УУД – 1 час;
-индивидуальная диагностика ребенка – 1 час;
Для индивидуальной диагностики ребенка используются методики для определения уровня развития :
- свойств внимания: концентрации, распределения, переключаемости;
- памяти: объема, скорости заучивания, использования логических приемов запоминания; определения особенностей развития зрительной, слуховой и смысловой памяти;
- операций наглядно-образного мышления;
- развития фонематического слуха.
2)Организационно-методический блок рассчитан на 1 час.
-осуществление методической переработки базовой коррекционно-развивающей программы в соответствие с индивидуальными особенностями ребенка
3) Блок практической реализации состоит из 29 часов:
-коррекционно-развивающих занятий в объеме – 28 часов ;
-промежуточной диагностики – 1 час.
Коррекционно-развивающие занятия организуются с периодичностью 1 занятие в неделю. Рекомендуемое время занятий составляет 25-40 минут. Продолжительность занятий определяется с учетом физического и психосоматического состояния ребенка.
Период проведения – с октября по май, периода обучения в первом классе.
В ходе каждого занятия осуществляется деятельность по развитию познавательных процессов учащихся и формированию личностных УУД.
Задания и упражнения на развитие свойств внимания:
1.«Корректурная проба», проводимая с нагрузкой на отдельные свойства внимания: распределение, концентрацию, переключение;
2. «Найди отличия», «Найди предмет», «Найди букву» и т.п. - задание, предполагающее поиск объектов среди множества других, либо в заштрихованных контурах. Задание, направленное на развитие свойств внимания – концентрацию и распределение.
3. «Печатная машинка» - задание, направленно на развитие фонематического слуха учащегося. А так же обеспечивающего развитие концентрации, распределения и переключения внимания.
4.Таблицы «Шульте» - задание обеспечивающее развитие концентрации и переключения внимания.
5. «Счет» - задание, направленное на развитие концентрации внимания.
Задания и упражнения по развитию свойств памяти:
1. Заучивание слов, скороговорок, фигур и знаков. Выполнение задания обеспечивает развитие объема памяти, формирование логических приемов для запоминания.
2. Упражнения: «Опиши предмет», «Запомни узор», «Фотограф», «Сосчитай и запомни», «Магазин» обеспечивают развитие объема памяти. При введении в выполнение упражнения временных рамок способствуют увеличению скорости заучивания. Запоминание с использованием сравнения объектов для заучивания, нахождения общих признаков обеспечивает формирование мнемонических и логических приемов запоминания.
Задания и упражнения по развитию свойств мышления:
1.Упражнение «Сравни и найди отличия» формирует способность к выполнению операций сравнения, анализа, обеспечивает подготовку учащихся к выполнению многоаспектного обобщения.
2. Упражнение «Аналитик» используется для способности поэтапному формированию операций мышления от операции сравнения до самостоятельного формулирования умозаключений.
3.Упражнение «Дорисуй» обеспечивает создание условий для развития воображения, способности к созидательной деятельности учащегося.
Задания и упражнения на формирование личностных УУД:
1.Упражнение «Дерево роста» - упражнение способствует формированию самооценки, развитию саморегуляции, умению формулировать цели своей работы и проводить анализ деятельности.
2.Упражнения: «Подари улыбку»; «Я готов», «Я собран», «Энергия звука», «Шарик» направленны на формирование саморегуляции поведенческих и эмоциональных навыков.
В ходе занятий проводиться ознакомление с предметными категориями:
- свойства (признаки) предметов - цвет, форма, размер, назначение, название;
- разделение предметов из групп по заданным свойствам, в соответствии с указанными признаками;
- сравнение предметов;
- ориентация в пространстве и на плоскости: «над», «под», «выше», «ниже», «между», «слева», «справа» и др.;
- различные виды геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, ромб;
- временные характеристики: завтра, вчера, сегодня;
- времена года;
- понятия о категориях природы: животных, птиц, растений, рыбах, видах одежды;
- понятия о графическом изображении букв, умение анализировать буквенный состав слова.
4) Диагностико-прогностического блок рассчитан на 2 часа. Они включают два вида мероприятий:
-проведение итоговой диагностики – 1 час;
-организация психолого-педагогического консилиума по выработке стратегии дальнейшего психолого-педагогического сопровождения.
Описание технологии работы
Для реализации программы используются следующие виды работы:
-диагностика развития познавательной и личностной сферы ребенка;
-коррекционные занятия;
-консультации родителей и педагогов;
-психолого-педагогический консилиум.
Описание методик для диагностики
Коррекционно-развивающая программа базируется на результатах диагностики психических познавательных процессов обучающихся. Основные приёмы и упражнения направленны на создание условия для значительной положительной динамики уровня первоначально диагностированных показателей развития познавательных процессов. В связи с этим важным является отбор методик для диагностики. Они должны удовлетворять следующим показателям:
-надежности;
-валидности;
-соответствия возрастным особенностям;
-минимальными временными затратами.
Для диагностики используется комплект диагностирующего инструментария, представленный в таблице №1.
Комплект диагностирующего инструментария
Таблица №1
№ | Психологический процесс | Определяемые свойства психологического процесса | Наименование методики для первичной диагностики | Источник |
1 | Развитие мышления | Уровень развития наглядно-образного мышления, развитие логических операций: сравнения, классификации. | Цветные матрицы Равена, задания на исключение лишнего, установление аналогий. | Л.Я.Ясюкова Диагностический комплекс: Прогноз и профилактика. Часть 1.. Производитель ИМАТОН. |
2 | Развитие внимания | Определение распределения, объема, концентрации внимания. | Тест Тулуз-Пьерона, Корректурная проба | Ваш психолог/ Диагностика интеллектуального развития/ http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/487-methods-committing-10-words |
3 | Развитие памяти | Объема запоминания, ведущего типа памяти, уровня развития логической памяти | Тест заучивания 10 слов с помощью зрительного, слухового и двигательного анализаторов, заучивание смысловых пар. | Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн . —— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. |
4. | Развитие речи | Уровень развития фонематического слуха и умения выстраивать самостоятельное речевое высказывание. | Исследование фонематического слуха по дифференцированию повторяющихся пар слов; Описывание картинок. | Логопедический портал/Обследование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у дошкольников 5 -7 лет с ЗПР в форме игры «Поездка в автобусе»/ http://logoportal.ru/statya-12852/.html |
Методика организации коррекционно-развивающих занятий
Коррекционно-развивающие занятия носят комплексный характер, который достигается путем использования упражнений и заданий на формирование метапредметных и личностных показателей результативности обучения учащихся, прописанных в основной образовательной программе школы начального общего образования. Развивающие задания и упражнения, базируются на предметных категориях, которые включены в содержание программ «Математики», «Русского языка», «Окружающего мира» для учащихся первых классов, поэтому проведение занятий обеспечивает более глубокое усвоение учащимися и параллельно изучаемого содержания школьных предметов. Содержание занятий с указанием содержания основных компонентов представлено в таблице №2
Содержание занятий
Таблица №2.
№ занятия | Содержание развития метапредметных категорий | Содержание развития предметных категорий | Содержание развития личностных категорий | Количество часов |
1 -3 | -концентрация внимания; -объем памяти; -операции сравнения; -продуктивности воображения. | - изображение букв а,б; -понятие о настроении; -понятие о свойствах предметов; -расположение предметов в пространстве. | -саморегуляция; -мотивация к познавательной деятельности; -рефлексия. | 3 |
4-6 | -концентрация внимания; -объем памяти; -операции сравнения; -продуктивности воображения. | - изображение букв у, н; - понятие о настроении; - сравнение предметов по форме, цвету, размеру. | -саморегуляция; -мотивация к познавательной деятельности; -рефлексия. | 3 |
7-9 | -концентрация внимания; -объем памяти; -операции сравнения, классификации; -продуктивности воображения. | - изображение букв к, с; - понятие о настроении; -сравнение предметов по форме, размеру, принадлежности к различным группам; - классификация предметов. | -саморегуляция; -мотивация к познавательной деятельности; -рефлексия. | 3 |
10-13 | -концентрация и распределение внимания; -объем памяти; -операции сравнения, классификации, обобщение; -продуктивности воображения. | - изображение букв е, в; -понятие о настроении; - понятие о растениях; - классификация предметов. | -саморегуляция; -мотивация к познавательной деятельности; -рефлексия. | 4 |
14-16 | -распределение внимания; -объем памяти; -операции сравнения, классификации, обобщение; -продуктивности воображения. | - изображение букв м, п; - понятие о настроении; - понятие о птицах, животных, растениях. | -саморегуляция; -мотивация к познавательной деятельности; -рефлексия. | 3 |
17-19 | -распределение внимания; -объем памяти; -операции сравнения, классификации, обобщение; -продуктивность воображения. | - изображение букв з, ч; - понятие о настроении; - понятие о птицах, животных, растениях. | -саморегуляция; -мотивация к познавательной деятельности; -рефлексия. | 3 |
20-22 | -распределение и переключение внимания; -объем памяти; -операции классификации, обобщения; -продуктивности воображения. | - изображение букв л , р, е, в ; -понятие о настроении; -понятие о птицах, животных, растениях. | -саморегуляция; -мотивация к познавательной деятельности; -мотивация к установлению дружеских связей; -рефлексия. | 3 |
23-26 | -распределение, переключение, сосредоточение внимания; -объем памяти; -операции классификации, обобщение; -продуктивность воображения. | -понятие о настроении; -понятие о птицах, животных, растениях. | -саморегуляция; -мотивация к познавательной деятельности; -мотивация к установлению дружеских связей; -целеполагание; -рефлексия. | 4 |
27-29 | -свойства предметов; -продуктивность мыслительной деятельности. | -графическое изображение букв. | -целеполагание; -рефлексия. | 3 |
Методические рекомендации по организации занятий.
1.Каждый этап занятий организуется через использование развивающих игр и упражнений.
2.Всего за занятие используется 5-6 игровых заданий.
3. Первоначальное знакомство обучающегося с каждым видом задания начинается с более простого варианта задания, на последующих занятиях оно усложняется за счет увеличения объема, включения нового познавательного процесса.
4.По мере исчерпания развивающих возможностей задания, вводятся новые упражнения, направленные на развитие познавательного процесса. Но на занятии не вводится более одного нового упражнения.
Основные этапы коррекционно-развивающего занятия
1. Организационный этап – создание эмоционального настроя, организация рабочего места.
2. Этап актуализации – формирование мотивации к деятельности, актуализация имеющегося опыта.
3. Этап формирования – формирование компенсаторного умения (обучение приемам деятельности, установление их логической последовательности) и закрепление умений (отработка на практике сформированных действий).
4. Этап контроля и оценки – оценка усвоения детьми умения с целью определения уровня его сформированности.
Во время 3 этапа в зависимости от соматического состояния ребенка организуются дыхательные упражнения, динамические паузы.
Основные упражнения и задания, которые используются при проведении занятий, представлены в таблице №3
Характеристика этапов занятия
Таблица №3
№ | Наименование этапа работы | Показатели развития | Используемые приемы и упражнения | Характер увеличения сложности |
1 | Организационный | Развитие саморегуляции, произвольности поведения. | 1. «Подари улыбку»; 2. «Я готов» 3. «Я собран» 4. «Энергия звука» 5. «Шарик» | Сокращение времени на выполнение задания, увеличение количества заданий на переключение эмоций. |
2 | Актуализации | Развитие умения формулировать цели работы, осуществлять планирование достижения целей. | «Дерево роста» | Расширение параметров, которые выдвигаются как цели работы |
3 | Формирующий | Развитие свойств внимания: концентрации, распределения, объема | 1.«Корректураня проба». 2.«Найди отличия» 3.«Найди предмет» 4. «Счет» 5. «Таблицы Шульта». | Увеличение объема выполнения работы, при уменьшении времени выполнения. |
Развитие свойств памяти: объема кратковременной и долговременной памяти, | 1.Заучивание слов, скороговорок, фигур и знаков. 2. «Опиши предмет» 3.«Запомни узор» 4. «Фотограф» 5. «Сосчитай и запомни» 5. «Магазин». | Увеличение объема единиц для запоминания, при уменьшении времени запоминания. | ||
Развитие свойств мышления: гибкости, быстроты | 1.«Сравни и найди отличия». 2. «Аналитик» | Увеличение параметров сравнения при уменьшении времени для сравнения. | ||
Развитие фонематического слуха | 1. «Печатная машинка». 2. «Найди слово» 3. «Угадай слово». 4. «Раздели слово». | Расширение звукового ряда для выполнения задания. | ||
Развитие общей осведомленности | Использование в заданиях и упражнениях понятий и слов, относящихся к различным категориям. | Увеличение вариативности используемых понятий. | ||
Развитие продуктивности воображения | 1. «Дорисуй». 2. «Впиши букву» | Увеличение требований к продуктивности работы. | ||
4 | Контроля и оценки | Развитие рефлексии | Работа по «Дереву роста» | Увеличение показателей анализа. |
Сроки и этапы реализации
Программа реализуется в четыре этапа, содержание деятельности и цели работы представлены в таблице №4
Характеристика этапов реализации программы
Таблица №4
№ | Наименование этапа | Содержание деятельности | Цель работы | Методы работы | Срок реализации |
1 | Диагностирующий | 1.Сбор информации об обучающихся первых классов, имеющих статус ребенка с особыми возможностями здоровья и ребенка с инвалидностью. | Получение актуальной информации об особенностях соматического и физического развития. | Анкетирование родителей.
| С 02.09 по 10.09 |
2.Наблюдение за протеканием периода адаптации учащихся | Получение актуальной информации о протекании адаптационного периода | Анкетирвоание родителей, наблюдение | Сентябрь | ||
3.Диагностика особенностей развития учащихся | Изучение уровня развития познавательных процессов, мотивации к обучению, особенностей самооценки | Методика Л.А. Ясюковой (часть 1) – тест Равена, задания на определение уровня развития мышления, методика заучивания 10 слов с помощью слухового и зрительного анализаторов. Методика «Лестница» | Сентябрь | ||
2 | Организационно-методический | Адаптирование базовой коррекционно-развивающей программы | Корректировка программы работы в соответствии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся | Анализ результатов анкетирования и определение направлений работы | Сентябрь |
Составление графика практической реализации коррекционно-развивающей программы | Выбор оптимального режима занятий. | Собеседование с родителями | Сентябрь | ||
3 | Практической реализации | Проведение коррекционно-развивающих занятий | Создание условий для развития познавательных процессов обучающихся и формирования мотивации к обучению | Организация индивидуальных занятий/ занятий в мини-группах по 2-4 человека при условии с периодичностью 1занятие в неделю | Октябрь - май |
4 | Диагностико-прогностический | Проведение контролирующей диагностики. | Анализ эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы. | Дублирование методик входной диагностики | Март |
Планирование дальнейших путей психолого-педагогического сопровождения | Создание условий для формирования оптимального уровня развития УУД обучающихся | Проведение психолого-педагогического консилиума. | Май |
Ожидаемые результаты
В качестве ожидаемых результатов реализации программы является достижение обучающимися оптимального уровня развития показателей результатов обучения соответствующих возрастному развитию:
- личностных: готовность к саморазвитию, положительное отношение к учебной деятельности;
- метапредмтеных: развитие показателей объема, распределения внимания, объема кратковременной и долговременной памяти; умение выполнять задания на сравнение, обобщение и классификацию предметов, выполнение заданий на установление аналогий в соответствии с возрастной нормой;
- предметных – владение категориями характеризующими расположение предметов в пространстве, понятиями - животные, птицы, растения, времена года, дни недели, настроение, графическом изображении букв, умение дифференцировать буквы на письме, в словах.
Качественные и количественные критерии оценки достижения планируемых результатов
Оценка эффективности проведенных мероприятий определяется в соответствии с поставленными в начале работы задачами и направления эффективности в большей степени определяются исходным уровнем развития обучающегося. Динамика развития познавательных процессов определяется с помощью двукратного использования диагностических методик перед началом и после реализации развивающей работы, что позволяет выявить изменения в развитии. Критерии, определяющие эффективность программы представлены в таблице №5.
Содержание показателей и критериев эффективности реализации программы.
Таблица №5
Показатель эффективности | Характеристика оптимального уровня результативности |
Уровень мотивации к обучению | Устойчивое положительное отношение к обучению, готовность к преодолению трудностей в процессе учебы. |
Уровень развития внимания | Повышение первоначальных особенностей развития внимания в концентрации, устойчивости. Внешние показатели: способность к выполнению деятельности, соответствие плана работы целям деятельности. |
Уровень развития мышления | Успешное выполнение заданий на сравнение, обобщение, классификацию предметов по изученными признакам предмета. Умение сравнивать предметы по трем и более характеристикам. Увеличение результативности выполнения заданий на исключение и обобщение предметов на 20-40% от первоначальных показателей. |
Повышение уровня развития памяти | Увеличение объема запоминания на 20-30%, использование логических приемов для запоминания. |
Формирование адекватной самооценки | Достижение уровня адекватной самооценки. Умение определять свои «положительные» и «отрицательные « стороны личности. |
Повышение уровня развития фонематического слуха. | Умение отличать графическое изображение букв, определять слова на заданную букву и находить отдельные буквы в слове. |
[1] Основы коррекционно-педагогической деятельности педагога в организации образовательной среды: сборник методических материалов/ под ред. Коневой О.Б.-Челябинск: ЧИППКРО. 2017-71 с. - http://ipk74.ru/upload/iblock/a49/a497211aa42da81d9f376587e62a2f00.pdf
[2] X Международная студенческая научная конференция. //Студенческий научный форум – 2018//
https://scienceforum.ru/2018/article/2018006938(дата обращения 10.05.2019)
[3] Аксенова Н. И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 94-100. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1199/ (дата обращения: 17.04.2019).-
[4] Познавательные универсальные учебные действия в начальной школе по ФГОС//Планета, Современные качественные формы методической помощи образования. Планета- http://www.planeta-kniga.ru/blog/poznavatelnye-universalnye-uchebnye-dejstvija.html(дата обращения – 10.04.2019.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...