Эффективные методы и приемы в работе со слабоуспевающими детьми. (обобщение опыта)
статья

Храпунова Наталья Владимировна

Проблема слабой успеваемости считается одной из самых актуальных для любой школы.

Каждый учитель сталкивается с учениками, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Как ни грустно, но таких учащихся с каждым годом становится все больше. 

Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, сохранили положительное отношение к школе и учителям? Я пришла к выводу, что  необходимо свою работу построить так , чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности. В данной работе рассказываю методы и приемы в работе со слабоуспевающими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped_sovete.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение  

Средняя  школа № 58

Педсовет: Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования

Тема : Эффективные методы и приемы в работе со слабоуспевающими детьми.

(обобщение опыта)

Учитель: Храпунова Н.В.,

учитель начальных классов

2020

Проблема слабой успеваемости считается одной из самых актуальных для любой школы.

Каждый учитель сталкивается с учениками, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Как ни грустно, но таких учащихся с каждым годом становится все больше.  

Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, сохранили положительное отношение к школе и учителям? Я пришла к выводу, что  необходимо свою работу построить так , чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности.

В своей работе я использую следующее:

1) Создание на уроке ситуации успеха. Даже разовое переживание успеха может  изменить психологическое самочувствие ребенка. Перед слабоуспевающим учеником ставить такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы, где он может проявить инициативу. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать достаточно времени на обдумывания и подготовки.

2)Подмечено, что «сильные» ученики быстрее включаются в учебный процесс, они первые помощники на уроке. «Слабые» порой часто не понимают, о чем идет речь. Поэтому детей в классе рассаживаю по принципу: сильный-слабый. На уроке использую парную форму работы. (выполнение заданий с последующей взаимопроверкой, «Скажи соседу, как ты его понял» и т.п)

3) Использую групповую форму работы. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Порой бывает, что слабоуспевающий ребенок лучше понимает своего одноклассника.

4) Хороший приемом в работе со слабоуспевающими учащимся является комментирование, решения по образцу, повторение объяснения несколько раз, хоровое повторение , успешна работа по «цепочке» для отработка практических навыков при изучении нового материала.

5)Одно из важных средств предупреждения и преодоления неуспеваемости –дифференцированный подход, который может быть осуществлен на любом из этапов урока (как на этапе актуализации знаний, так и закреплении). Часто для дифференциации домашнего задания использую прием  «Лестница к знаниям»

I ступень ( обязательный ур): учебник с.65 – выучить  таблицу умножения

II ступень (тренировочный уровень):  с.65  №1 (1,2).

III ступень ( творческий уровень):  с 65 №5,

Урок русского языка

Правило+ упраж+ страничка для любознательных

6)Для организации индивидуальной работы на уроке использую разноуровневые карточки.

7)Хороший результат также дают разные математические диктанты, тесты для тематического контроля . Такая работа позволяет быстро выявить общую картину усвоения материала и дает возможность для дальнейшей индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися. (Для этого использую тетради на печатной основе).

8)Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. В своей работе использую обучающие игры; карточки-помощники, памятки, правила в стихах (шпаргалки - запоминалки).

9) Моя работа со слабоуспевающими сводится не только к коррекции и устранению пробелов в знаниях, но и к общему личностному развитию ребенка. И для этого использую активные методы обучения. Формирование на уроке проблемной ситуаций, использование проектной, элементы исследовательской деятельности, интерактивные методы. Все это придают занимательность уроку вызывает у детей неподдельный интерес, (При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание, память, мышление. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках. Интерактивные методы привлекают внимание слабоуспевающих детей: тренажеры, обучающие программы, интерактивные презентации.)

10 Проверка рабочих тетрадей дает обратную связь с учеником.  Через тетради я вижу усвоил –не усвоил. Создается картина на сколько эффективна прошла работа на уроке и дома. Анализирую ошибки и учитываю при построении  следующего урока.

 

11Сотрудничество с родителями. Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Все родители зарегистрированы в дневнике ру , имеют возможность посмотреть успеваемость ребенка, домашнюю работу. Я считаю, что своевременное выставление отметок дает возможность ученику подтянуться в учебе.

 12 В своей работе использую технологию  “формирующее оценивание” Разным ученикам требуется разное время для овладения учебным материалом. Недостаток времени является главной причиной слабой успеваемости. Поэтому если ученик получил «плохую» отметку, у него должен быть «шанс на исправление». Поэтому если в дальнейшем процессе повторения ученик показывает более высокий уровень, то оценка его может быть выше. Такой учет знаний, умений и навыков помогает ослабить отрицательное психологическое воздействие «плохой» отметки, стимулирует ученика к добросовестной учебной деятельности.

13) Составление адаптированной программы для детей с ОВЗ. Составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ.

Все выше сказанные приемы и методы подходят для эффективной работы со слабоуспевающими детьми. Считаю, что работа со слабоуспевающими учениками должна проводиться учителем систематически. Эта работа очень кропотливая, требующая огромного терпения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы и приемы в работе со слабоуспевающими детьми

Обобщение  педагогического опыта как работать со слабоуспевающими детьми. Выступление на педсовете по теме: "Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения...

«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...

Работа со слабоуспевающими детьми (обмен опытом).

Причины отставания обучающихся в учебе и пути их устранения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей....

«Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы.

laquo;Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы....

Эффективные методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (физкультминутк...