Научно-исследовательская работа.
проект (3, 4 класс)

Холодионова Светлана Васильевна

Научно-исследовательская т работа "Шахматы игра, спорт искусство?"ученицы 3 "Г" класса МБОУ СОШ № 11 под руководством Холодионовой Светланы Васильевны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

XII конкурс исследовательских работ и проектов

Дошкольников и младших школьников

«Я познаю мир»

( в рамках Всероссийского конкурса «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»)

Направление: Философия

Тема: «Шахматы – наука, спорт или игра»

Кукол Дана Владимировна

МБОУ СОШ №11,  г.Владикавказ

2 «Г» класс

Научный руководитель:

Холодионова Светлана Васильевна

Учитель начальных классов

высшей категории

Владикавказ, 2018/2019 учебный год


Оглавление

Введение        3

Основная часть        4

Глава I. Теоретический анализ исследуемой проблемы        4

История возникновения шахмат        4

Чемпионы мира по шахматам        6

Шахматы – наука        7

Шахматы – спорт        8

Шахматы – игра        9

Глава II. Практическая часть исследования        10

Социологический опрос, анкетирование        10

Заключение        11

Библиографический список        12

Мультимедийная презентация к проекту


Введение

Зародившись в глубокой стародавности, шахматная игра выдержала и пережила очень многое. Во все времена, как в прошлые, так и в настоящие, шахматы притягивали и притягивают к себе все большое внимание, как детей, так и взрослых. На сегодняшний день она широко распространена в самых разных культурах и странах. Разнообразное множество людей сочетают со своей основной профессиональной деятельностью увлечение и шахматной игрой.

Получив широкую распространенность и популярность во всем мире, шахматы вызвали большую заинтересованность сторонников этой игры, что привело в появлению обширного количества литературы, не уступающей по размерам любому разделу науки. Шахматы оказывают определенное влияние на развитие культурных взглядов человека, закладывают фундамент и формируют его характер и волевые качества. Преимущественно особенно огромную роль шахматы играют в развитии интеллекта и познавательных способностей человека, таких как память, воображение, мышление, внимание.

С ранних лет я занимаюсь шахматами. Имею медали, грамоты, кубки за призовые места в шахматных турнирах. Игра меня привлекает тем, что для победы необходимо логически мыслить, просчитывать комбинации на несколько ходов  вперед и быть предельно внимательной. И я бы хотела разобраться, что же такое шахматы – наука, спорт или игра? Одни считают шахматы наукой, ведь в шахматах есть математические задачи, есть своя методика игры, теория, стратегия и тактика. Другие считают, что шахматы – это спорт, так как это соревнование, состязание и противоборство противников. Большинство же людей считают занятия шахматами увлекательной игрой. Целью моей работы является разобраться в вопросе: «Что же такое шахматы – наука, спорт или игра?».

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

1) изучить литературу по данному вопросу.

2) провести анкетирование среди любителей шахмат, изучить, как относятся к этой игре любители спорта.

3) по результатам исследований сделать вывод: «Можно ли шахматы отнести к науке, спорту или игре?».

Объект исследования – шахматы.

Предмет исследования – выяснить влияние шахмат на различные сферы человеческой жизни.

Методы работы над проектом:

- чтение книг и статей;

- социологический опрос и анкетирование;

- обработка результатов исследования;

- анализ полученной информации.

Гипотеза исследования – возможно, что шахматы относятся и к науке и к спорту и к игре.


Основная часть

Глава I. Теоретический анализ исследуемой проблемы

История возникновения шахмат

Внимательно изучая литературу по шахматам, я выяснила, что, история развития шахмат насчитывает более полутора тысяч лет. Истоки возникновения и зарождения шахмат берут свое происхождение в V – VI веке в Индии. Существует легенда, что один древний раджа жестоко и сурово угнетал своих подданных. Мудрый брамин, чтобы научить жестокого раджу хорошему расположению к людям, придумал игру под названием чатуранга ,

которая была очень похожа на шахматы. Она имела уже вполне знакомый, узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска 8х8 клеток, 16 фигур и 16 пешек), но существенно, принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое ( играли эту игру пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (ладья (колесница), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, ладья в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон – сначала на одно поле вперед или по диагонали, позже он стал «прыгать» через одно поле по диагонали, причем, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было свернуть и уничтожить все войско противника. В игре чатуранга, как и в шахматах, король, хотя и являлся главной фигурой, со смертью которого гибло государство, он не мог существовать без охраны и помощи своих соратников – других фигур. Суровый раджа был восхищен рациональностью и мудростью игры, понял ее смысл и дал брамину клятву не притеснять своих поданных.

В VI или VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была изменена и преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзем (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу, строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата или пата, а также при завершении игры с королем и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов и персов «шатрандж»

Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил название на таджикском «шахмат» (в переводе – «властитель повержен»).

В VIII – IX веках, при захвате и завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем в течении нескольких десятилетий – в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро захватила и завоевала симпатию европейцев, и к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. Особенностью являлось то, что появились доски с попеременно чередующимися окрашенными полями (на Востоке поля были одноцветными). Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (schach), во Франции – эшек (echecs).

Приблизительно в 820 году шахматы (точнее арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке, превратившемся в «шахматы») появились на Руси. Прибывшие, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Русские названия фигур более всего соответствуют арабским или персидским (слон и конь – переводы соответствующих арабских терминов, ферзь — созвучно персидскому «фарзин» либо арабскому «фирзан»). Ладья, по одному из предположений, получила такое название вследствие того, что соответствующая арабская фигура «рух» изображала мифическую птицу, и была похожа на стилизованное изображение русской ладьи.

На Руси православная церковь запретила игру в шахматы под угрозой отлучения от церкви, что было официально закреплено в кормчей книге 1262 года. Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. Так, на одном только Неревском раскопе Новгорода археологами было найдено в слоях XIII—XV веков множество шахматных фигур, причём в слое XV века шахматы находятся почти в каждой раскопанной усадьбе. А в 2010 году шахматного короля нашли в слое XIV—XV веков в Новгородском Кремле, рядом с резиденцией архиепископа.

Играл в шахматы и Иван Грозный

(по преданию, он и умер за шахматной доской). При Алексее Михайловиче Романове шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было чаще всего обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых, в частности говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них чрезвычайно сильно. Увлекалась шахматами и царевна Софья. При Петре I ни одна ассамблея не проходила без шахмат.

С XVI века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку.

Чемпионы мира по шахматам

В XIX веке начинают проводиться международные матчи (с 1821) и турниры (с 1851). На первом турнире, проходившем в Лондоне в 1851 году, одержал победу Адольф Андерсен. Именно он стал неофициальным «шахматным королём».

Первым чемпионом мира по шахматам, который официально носил это звание, стал Вильгельм Стейниц (Австро – Венгрия, США) в 1886 году.

Вторым чемпионом в 1894 стал Эмануил Ласкер (Германия) доктор математики и философии, который 27 лет удерживал шахматную корону.

Третьим чемпионом мира по шахматам с 1921 по 1927 года стал Хосе Рауль Капабланка (Куба) –  «шахматная машина».

С 1927 по 1935 – Александр Алехин (РФ, Франция) юрист.

С 1935 по 1937 – Макс Эйве (Нидерланды).

С 1927 по 1946 – вновь Александр Алехин.

С 1948 по 1957, 1958-1960, 1961-1963 – Михаил Ботвинник (СССР).

С 1963 по 1969 – Тигран Петросян (СССР).

С 1969 по 1972 – Борис Спасский (СССР, Франция, Россия).

С 1972 по 1975 – Роберт Фишер (США).

С 1975 по 1985 – Анатолий Карпов (СССР, Россия).

С 1985 по 1993 – Гарри Каспаров (СССР, Россия).

С 1993 по 1999 – Анатолий Карпов (Россия).

С 1999 по 2000 – Александр Халифман (Россия).

С 2000 по 2002 – Вишванатан Ананд (Индия).

С 2002 по 2004 – Руслан Пономарев (Украина).

С 2004 по 2005 – Рустам Касымджанов (Узбекистан).

С 2005 по 2006 – Веселин Топалов (Болгария).

С 2006 по 2007 – Владимир Крамник (Россия).

С 2007 по 2013 – Вишванатан Ананд (Индия).

С 2013 по н. в. – Магнус Карлсен (Норвегия – 30.11.1990 г. р.).

Шахматы – наука

Наука – это система знаний, исследований на основе обобщения знаний. Обучение шахматам рассчитывает на обучение и теоретической и практической действительности. Шахматная теория – это изучение и анализ всех шахматных ходов и нюансов в них. Шахматная партия должна следовать точным правилам. Шахматы тесно связаны с математикой, определить следующий ход в шахматах, тоже самое, что и решить задачу в математике. Шахматы, как и изучение математики, помогают развитию способности ориентироваться на плоскости, развивать мышление, суждения, умозаключения, учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты. Многие математики стали известными шахматистами, например Эмануил Ласкер, Михаил Ботвинник8, Анатолий Карпов7 и другие.

Первым научным исследованием в области шахмат стала работа психолога А.Бинэ, которая была опубликована в 1894 году во Франции. Изучая психологию памяти, он пытался найти закономерность лучшего запоминания трудного материала. И после проведенного анкетирования пришел к выводу, что в шахматы лучше играет не только тот, кто дальше рассчитывает варианты ходов, но и кто лучше пользуется смысловым содержанием образов при обдумывании и правильнее оценивает позицию, то есть у шахматистов преобладает смысловое, логическое запоминание, а не простое механическое.

О положительном влиянии шахматной игры на интеллект человека писал и первый чемпион мира по шахматам В. Стейниц. Будучи профессиональным шахматистом, он подчеркивал, что результаты шахматной игры лежат на научных и логических основаниях. Исходя из того, что оба соперника перед началом игры находятся в равных игровых условиях, он заявлял следующее: «… соперничество умов – вот что решает исход борьбы в шахматной партии, а бесконечное многообразие комбинаций, возможных в шахматной игре, открывает широчайший простор для упражнения, а стало быть и развития логической и образной способностей ума».2 

В. Стейниц отмечает, что в шахматах почти повсюду признают полезное умственное упражнение, которое, по его мнению, «сродни воздействию, оказываемому физической гимнастикой на сохранение и развитие физической силы».3

Шахматы – спорт

Для меня было большим удивлением, когда мне сказали, что шахматы относятся к спорту. Спорт – это перебарывание себя, достижение высшей точки мастерства. Спорт – это самотренировки, состязание и соперничество. Это желание и стремление стать первым, завоевать наивысшие награды и титулы, все это присуще шахматам. После неоднократных побед на различных разрядных первенствах шахматистам присваивают звания: кандидата в мастера спорта, мастера спорта и гроссмейстера.

Российский шахматист Анатолий Карпов, получил звание гроссмейстера в 19 лет, он является двенадцатикратным чемпионом мира по шахматам, заслуженным мастером спорта СССР. В одном из интервью Анатолий Карпов сказал, что «игра в шахматы требует намного больше затрат энергии, чем некоторые виды спорта».

Для многих людей спорт представляется как тяжелая физическая деятельность, активность с достижением определенных результатов.

В современной действительности шахматы как вид спорта одобрены в 100 странах мира. В 1999 году шахматы были бесспорно приняты спортивной игрой в Международном Олимпийском комитете. А в 2018 году эта спортивная дисциплина дебютирует на Зимних Олимпийских играх. Так почему шахматы можно отнести к спортивной игре?:

1. Шахматы ориентированы на результат и самосовершенствование.

2. Без тренировок невозможно добиться эмоциональной устойчивости и самообладания.

3. Как и в любом другом виде спорта для победы нужен тактическая и стратегическая комбинация ходов.

4. Это равноправие шансов на победу, так как игрокам обеспечиваются абсолютно равные условия и время на обдумывание ходов.

Для того чтобы понять, почему шахматы – это спорт можно попробовать несколько часов подряд провести возле шахматной доски и при этом быть в непрерывном умственном напряжении, взвешивая и обдумывая каждый свой ход и ход соперника. Каждый совершенный неверный шаг может лишить всех вероятностей на победу.

В итоге можно сделать вывод, что шахматы относятся и к спорту, т.е. это борьба, требующая значительных нагрузок и регулярного, постоянного желания быть первым. Это состязание, в котором трудно одержать победу, если ты не так настроена, не подготовлена и не занимаешься этим все свое свободное время.

Шахматы – игра

Если посмотреть толковый словарь С. Ожегова игра – это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования.5 Шахматы можно отнести к такой настольной, развивающей игре, так как это и развлечение, и отдых, и в некотором роде состязание, соревнование. Это приятное время препровождения, которое не требует напряженного труда, а также способ отвлечься от неприятных мыслей. Это игра на улучшение внимания, памяти, мышления. Игры должны быть оригинальными, интересными и нести в себе задачу, вопрос, проблему, которые необходимо решить, только в этом случае они выполняют свой смысл существования.

Играя в шахматы, я не только анализирую ходы соперника, рассчитываю несколько ходов вперед, но и немного вношу свою ноту творчества. То есть у шахмат есть определенные правила игры, без которых она не существует, но в партии, своими фигурами, распоряжаюсь только я. Математически доказано, что для шахмат, на сегодняшний день, не существует определенной стратегии, обеспечивающей победу (или по крайней мер ничью). В этой игре существует большое количество вариантов ходов и возможных позиций, которые препятствуют механическому расчету хода партии, так что на практике итог игры спрогнозировать невозможно.Глава II. Практическая часть исследования

Социологический опрос, анкетирование

Для того чтобы разобраться с поставленной задачей я провела опрос среди учеников своей школы. Участие приняли 50 человек (рисунок 4)

По результатам анкетирования более 25 опрошенных ответили, что знают и немного знакомы с правилами игры в шахматы, около 15 кто не умеет играть в шахматы, около 20 хотели бы научиться и только 5 человек не проявили интерес к шахматам.

Мной были подняты два вопроса:

  1. «Как вы думаете шахматы – это наука, спорт или игра?». Никто не был против, что все три понятия относятся к шахматам. Большинство, а это 26 человек сказали, что шахматы – это игра. 14 человек ответили, что шахматы – это наука, а 10 человек – что это спорт (рисунок 5).

2. «Игра в Шахматы учит и воспитывает в тебе характер» и было предложено несколько вариантов ответов:

- развивает память – 28 человек

- учит умению правильно выбрать решение из нескольких вариантов – 25 человек

- учит анализировать – 20 человек

- учит не сдаваться в трудной ситуации – 15 человек

- воспитывает силу воли – 13 человек

- развивает мышление – 10 человек

Проведенный мною опрос у учеников, которые хоть немного умеют играть в шахматы (а это 25 человек) показал, что эти учащиеся немного больше преуспевают в точных науках, нежели в тех, которые изучают человека, общество, культуру. А при ответе на вопрос: «Какой предмет вам больше нравится математика или окружающий мир?» большая часть отвечала, что математика (18 человек).

Заключение

Занимаясь данной научной работой, я много узнала об этой старинной игре, о том, где и когда она появилась, какие изменения в ней произошли, узнала много новых имен выдающихся чемпионов мира. Удостоверилась, что шахматы приносят огромную пользу в развитии ума, памяти, мышления.

На основании полученных сведений можно сделать вывод, что шахматы совмещают в себе и науку, и спорт, и игру. Каждый профессионал или любитель шахмат сам определяет в себе расположение к тому или иному определению. Для одних – это наука, которая развивает математические и логические навыки, для других – это соревнование, спорт, для кого-то – это красота этой увлекательной интеллектуальной игры, которая объединяет людей за игрой. Игра в шахматы доступна каждому человеку, главное чтобы было желание научиться в нее играть. Все что нужно для игры в шахматы это доска и фигуры. Вот как говорят о шахматах некоторые чемпионы мира:

- «Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы прежде всего учат быть объективным» (Алексей Алехин)1;

- «Для меня шахматы – это прежде всего борьба, поэтому во главу угла я ставлю спортивное начало. Противника необходимо победить, к этой цели я и стремлюсь в каждой партии» (Анатолий Карпов)1;

- «Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука… Шахматы могут доставить столько же радости, сколько хорошая книга или музыка» (Тигран Петросян)1.

Уникальным инструментом для стимуляции умственных способностей у детей является игра.6 А такая игра как шахматы может заложить истоки развития умственных способностей, силы воли, логического мышления, внимания, памяти, воображения и творчества, воспитывает целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.


 



Предварительный просмотр:

XII конкурс исследовательских работ и проектов

Дошкольников и младших школьников

«Я познаю мир»

( в рамках Всероссийского конкурса «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»)

Направление: Философия

Тема: «Шахматы – наука, спорт или игра»

Кукол Дана Владимировна

МБОУ СОШ №11,  г.Владикавказ

2 «Г» класс

Научный руководитель:

Холодионова Светлана Васильевна

Учитель начальных классов

высшей категории

Владикавказ, 2018/2019 учебный год


Оглавление

Введение        3

Основная часть        4

Глава I. Теоретический анализ исследуемой проблемы        4

История возникновения шахмат        4

Чемпионы мира по шахматам        6

Шахматы – наука        7

Шахматы – спорт        8

Шахматы – игра        9

Глава II. Практическая часть исследования        10

Социологический опрос, анкетирование        10

Заключение        11

Библиографический список        12

Мультимедийная презентация к проекту


Введение

Зародившись в глубокой стародавности, шахматная игра выдержала и пережила очень многое. Во все времена, как в прошлые, так и в настоящие, шахматы притягивали и притягивают к себе все большое внимание, как детей, так и взрослых. На сегодняшний день она широко распространена в самых разных культурах и странах. Разнообразное множество людей сочетают со своей основной профессиональной деятельностью увлечение и шахматной игрой.

Получив широкую распространенность и популярность во всем мире, шахматы вызвали большую заинтересованность сторонников этой игры, что привело в появлению обширного количества литературы, не уступающей по размерам любому разделу науки. Шахматы оказывают определенное влияние на развитие культурных взглядов человека, закладывают фундамент и формируют его характер и волевые качества. Преимущественно особенно огромную роль шахматы играют в развитии интеллекта и познавательных способностей человека, таких как память, воображение, мышление, внимание.

С ранних лет я занимаюсь шахматами. Имею медали, грамоты, кубки за призовые места в шахматных турнирах. Игра меня привлекает тем, что для победы необходимо логически мыслить, просчитывать комбинации на несколько ходов  вперед и быть предельно внимательной. И я бы хотела разобраться, что же такое шахматы – наука, спорт или игра? Одни считают шахматы наукой, ведь в шахматах есть математические задачи, есть своя методика игры, теория, стратегия и тактика. Другие считают, что шахматы – это спорт, так как это соревнование, состязание и противоборство противников. Большинство же людей считают занятия шахматами увлекательной игрой. Целью моей работы является разобраться в вопросе: «Что же такое шахматы – наука, спорт или игра?».

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

1) изучить литературу по данному вопросу.

2) провести анкетирование среди любителей шахмат, изучить, как относятся к этой игре любители спорта.

3) по результатам исследований сделать вывод: «Можно ли шахматы отнести к науке, спорту или игре?».

Объект исследования – шахматы.

Предмет исследования – выяснить влияние шахмат на различные сферы человеческой жизни.

Методы работы над проектом:

- чтение книг и статей;

- социологический опрос и анкетирование;

- обработка результатов исследования;

- анализ полученной информации.

Гипотеза исследования – возможно, что шахматы относятся и к науке и к спорту и к игре.


Основная часть

Глава I. Теоретический анализ исследуемой проблемы

История возникновения шахмат

Внимательно изучая литературу по шахматам, я выяснила, что, история развития шахмат насчитывает более полутора тысяч лет. Истоки возникновения и зарождения шахмат берут свое происхождение в V – VI веке в Индии. Существует легенда, что один древний раджа жестоко и сурово угнетал своих подданных. Мудрый брамин, чтобы научить жестокого раджу хорошему расположению к людям, придумал игру под названием чатуранга ,

которая была очень похожа на шахматы. Она имела уже вполне знакомый, узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска 8х8 клеток, 16 фигур и 16 пешек), но существенно, принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое ( играли эту игру пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (ладья (колесница), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, ладья в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон – сначала на одно поле вперед или по диагонали, позже он стал «прыгать» через одно поле по диагонали, причем, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было свернуть и уничтожить все войско противника. В игре чатуранга, как и в шахматах, король, хотя и являлся главной фигурой, со смертью которого гибло государство, он не мог существовать без охраны и помощи своих соратников – других фигур. Суровый раджа был восхищен рациональностью и мудростью игры, понял ее смысл и дал брамину клятву не притеснять своих поданных.

В VI или VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была изменена и преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзем (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу, строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата или пата, а также при завершении игры с королем и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов и персов «шатрандж»

Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил название на таджикском «шахмат» (в переводе – «властитель повержен»).

В VIII – IX веках, при захвате и завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем в течении нескольких десятилетий – в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро захватила и завоевала симпатию европейцев, и к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. Особенностью являлось то, что появились доски с попеременно чередующимися окрашенными полями (на Востоке поля были одноцветными). Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (schach), во Франции – эшек (echecs).

Приблизительно в 820 году шахматы (точнее арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке, превратившемся в «шахматы») появились на Руси. Прибывшие, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Русские названия фигур более всего соответствуют арабским или персидским (слон и конь – переводы соответствующих арабских терминов, ферзь — созвучно персидскому «фарзин» либо арабскому «фирзан»). Ладья, по одному из предположений, получила такое название вследствие того, что соответствующая арабская фигура «рух» изображала мифическую птицу, и была похожа на стилизованное изображение русской ладьи.

На Руси православная церковь запретила игру в шахматы под угрозой отлучения от церкви, что было официально закреплено в кормчей книге 1262 года. Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. Так, на одном только Неревском раскопе Новгорода археологами было найдено в слоях XIII—XV веков множество шахматных фигур, причём в слое XV века шахматы находятся почти в каждой раскопанной усадьбе. А в 2010 году шахматного короля нашли в слое XIV—XV веков в Новгородском Кремле, рядом с резиденцией архиепископа.

Играл в шахматы и Иван Грозный

(по преданию, он и умер за шахматной доской). При Алексее Михайловиче Романове шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было чаще всего обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых, в частности говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них чрезвычайно сильно. Увлекалась шахматами и царевна Софья. При Петре I ни одна ассамблея не проходила без шахмат.

С XVI века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку.

Чемпионы мира по шахматам

В XIX веке начинают проводиться международные матчи (с 1821) и турниры (с 1851). На первом турнире, проходившем в Лондоне в 1851 году, одержал победу Адольф Андерсен. Именно он стал неофициальным «шахматным королём».

Первым чемпионом мира по шахматам, который официально носил это звание, стал Вильгельм Стейниц (Австро – Венгрия, США) в 1886 году.

Вторым чемпионом в 1894 стал Эмануил Ласкер (Германия) доктор математики и философии, который 27 лет удерживал шахматную корону.

Третьим чемпионом мира по шахматам с 1921 по 1927 года стал Хосе Рауль Капабланка (Куба) –  «шахматная машина».

С 1927 по 1935 – Александр Алехин (РФ, Франция) юрист.

С 1935 по 1937 – Макс Эйве (Нидерланды).

С 1927 по 1946 – вновь Александр Алехин.

С 1948 по 1957, 1958-1960, 1961-1963 – Михаил Ботвинник (СССР).

С 1963 по 1969 – Тигран Петросян (СССР).

С 1969 по 1972 – Борис Спасский (СССР, Франция, Россия).

С 1972 по 1975 – Роберт Фишер (США).

С 1975 по 1985 – Анатолий Карпов (СССР, Россия).

С 1985 по 1993 – Гарри Каспаров (СССР, Россия).

С 1993 по 1999 – Анатолий Карпов (Россия).

С 1999 по 2000 – Александр Халифман (Россия).

С 2000 по 2002 – Вишванатан Ананд (Индия).

С 2002 по 2004 – Руслан Пономарев (Украина).

С 2004 по 2005 – Рустам Касымджанов (Узбекистан).

С 2005 по 2006 – Веселин Топалов (Болгария).

С 2006 по 2007 – Владимир Крамник (Россия).

С 2007 по 2013 – Вишванатан Ананд (Индия).

С 2013 по н. в. – Магнус Карлсен (Норвегия – 30.11.1990 г. р.).

Шахматы – наука

Наука – это система знаний, исследований на основе обобщения знаний. Обучение шахматам рассчитывает на обучение и теоретической и практической действительности. Шахматная теория – это изучение и анализ всех шахматных ходов и нюансов в них. Шахматная партия должна следовать точным правилам. Шахматы тесно связаны с математикой, определить следующий ход в шахматах, тоже самое, что и решить задачу в математике. Шахматы, как и изучение математики, помогают развитию способности ориентироваться на плоскости, развивать мышление, суждения, умозаключения, учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты. Многие математики стали известными шахматистами, например Эмануил Ласкер, Михаил Ботвинник8, Анатолий Карпов7 и другие.

Первым научным исследованием в области шахмат стала работа психолога А.Бинэ, которая была опубликована в 1894 году во Франции. Изучая психологию памяти, он пытался найти закономерность лучшего запоминания трудного материала. И после проведенного анкетирования пришел к выводу, что в шахматы лучше играет не только тот, кто дальше рассчитывает варианты ходов, но и кто лучше пользуется смысловым содержанием образов при обдумывании и правильнее оценивает позицию, то есть у шахматистов преобладает смысловое, логическое запоминание, а не простое механическое.

О положительном влиянии шахматной игры на интеллект человека писал и первый чемпион мира по шахматам В. Стейниц. Будучи профессиональным шахматистом, он подчеркивал, что результаты шахматной игры лежат на научных и логических основаниях. Исходя из того, что оба соперника перед началом игры находятся в равных игровых условиях, он заявлял следующее: «… соперничество умов – вот что решает исход борьбы в шахматной партии, а бесконечное многообразие комбинаций, возможных в шахматной игре, открывает широчайший простор для упражнения, а стало быть и развития логической и образной способностей ума».2 

В. Стейниц отмечает, что в шахматах почти повсюду признают полезное умственное упражнение, которое, по его мнению, «сродни воздействию, оказываемому физической гимнастикой на сохранение и развитие физической силы».3

Шахматы – спорт

Для меня было большим удивлением, когда мне сказали, что шахматы относятся к спорту. Спорт – это перебарывание себя, достижение высшей точки мастерства. Спорт – это самотренировки, состязание и соперничество. Это желание и стремление стать первым, завоевать наивысшие награды и титулы, все это присуще шахматам. После неоднократных побед на различных разрядных первенствах шахматистам присваивают звания: кандидата в мастера спорта, мастера спорта и гроссмейстера.

Российский шахматист Анатолий Карпов, получил звание гроссмейстера в 19 лет, он является двенадцатикратным чемпионом мира по шахматам, заслуженным мастером спорта СССР. В одном из интервью Анатолий Карпов сказал, что «игра в шахматы требует намного больше затрат энергии, чем некоторые виды спорта».

Для многих людей спорт представляется как тяжелая физическая деятельность, активность с достижением определенных результатов.

В современной действительности шахматы как вид спорта одобрены в 100 странах мира. В 1999 году шахматы были бесспорно приняты спортивной игрой в Международном Олимпийском комитете. А в 2018 году эта спортивная дисциплина дебютирует на Зимних Олимпийских играх. Так почему шахматы можно отнести к спортивной игре?:

1. Шахматы ориентированы на результат и самосовершенствование.

2. Без тренировок невозможно добиться эмоциональной устойчивости и самообладания.

3. Как и в любом другом виде спорта для победы нужен тактическая и стратегическая комбинация ходов.

4. Это равноправие шансов на победу, так как игрокам обеспечиваются абсолютно равные условия и время на обдумывание ходов.

Для того чтобы понять, почему шахматы – это спорт можно попробовать несколько часов подряд провести возле шахматной доски и при этом быть в непрерывном умственном напряжении, взвешивая и обдумывая каждый свой ход и ход соперника. Каждый совершенный неверный шаг может лишить всех вероятностей на победу.

В итоге можно сделать вывод, что шахматы относятся и к спорту, т.е. это борьба, требующая значительных нагрузок и регулярного, постоянного желания быть первым. Это состязание, в котором трудно одержать победу, если ты не так настроена, не подготовлена и не занимаешься этим все свое свободное время.

Шахматы – игра

Если посмотреть толковый словарь С. Ожегова игра – это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования.5 Шахматы можно отнести к такой настольной, развивающей игре, так как это и развлечение, и отдых, и в некотором роде состязание, соревнование. Это приятное время препровождения, которое не требует напряженного труда, а также способ отвлечься от неприятных мыслей. Это игра на улучшение внимания, памяти, мышления. Игры должны быть оригинальными, интересными и нести в себе задачу, вопрос, проблему, которые необходимо решить, только в этом случае они выполняют свой смысл существования.

Играя в шахматы, я не только анализирую ходы соперника, рассчитываю несколько ходов вперед, но и немного вношу свою ноту творчества. То есть у шахмат есть определенные правила игры, без которых она не существует, но в партии, своими фигурами, распоряжаюсь только я. Математически доказано, что для шахмат, на сегодняшний день, не существует определенной стратегии, обеспечивающей победу (или по крайней мер ничью). В этой игре существует большое количество вариантов ходов и возможных позиций, которые препятствуют механическому расчету хода партии, так что на практике итог игры спрогнозировать невозможно.Глава II. Практическая часть исследования

Социологический опрос, анкетирование

Для того чтобы разобраться с поставленной задачей я провела опрос среди учеников своей школы. Участие приняли 50 человек (рисунок 4)

По результатам анкетирования более 25 опрошенных ответили, что знают и немного знакомы с правилами игры в шахматы, около 15 кто не умеет играть в шахматы, около 20 хотели бы научиться и только 5 человек не проявили интерес к шахматам.

Мной были подняты два вопроса:

  1. «Как вы думаете шахматы – это наука, спорт или игра?». Никто не был против, что все три понятия относятся к шахматам. Большинство, а это 26 человек сказали, что шахматы – это игра. 14 человек ответили, что шахматы – это наука, а 10 человек – что это спорт (рисунок 5).

2. «Игра в Шахматы учит и воспитывает в тебе характер» и было предложено несколько вариантов ответов:

- развивает память – 28 человек

- учит умению правильно выбрать решение из нескольких вариантов – 25 человек

- учит анализировать – 20 человек

- учит не сдаваться в трудной ситуации – 15 человек

- воспитывает силу воли – 13 человек

- развивает мышление – 10 человек

Проведенный мною опрос у учеников, которые хоть немного умеют играть в шахматы (а это 25 человек) показал, что эти учащиеся немного больше преуспевают в точных науках, нежели в тех, которые изучают человека, общество, культуру. А при ответе на вопрос: «Какой предмет вам больше нравится математика или окружающий мир?» большая часть отвечала, что математика (18 человек).

Заключение

Занимаясь данной научной работой, я много узнала об этой старинной игре, о том, где и когда она появилась, какие изменения в ней произошли, узнала много новых имен выдающихся чемпионов мира. Удостоверилась, что шахматы приносят огромную пользу в развитии ума, памяти, мышления.

На основании полученных сведений можно сделать вывод, что шахматы совмещают в себе и науку, и спорт, и игру. Каждый профессионал или любитель шахмат сам определяет в себе расположение к тому или иному определению. Для одних – это наука, которая развивает математические и логические навыки, для других – это соревнование, спорт, для кого-то – это красота этой увлекательной интеллектуальной игры, которая объединяет людей за игрой. Игра в шахматы доступна каждому человеку, главное чтобы было желание научиться в нее играть. Все что нужно для игры в шахматы это доска и фигуры. Вот как говорят о шахматах некоторые чемпионы мира:

- «Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы прежде всего учат быть объективным» (Алексей Алехин)1;

- «Для меня шахматы – это прежде всего борьба, поэтому во главу угла я ставлю спортивное начало. Противника необходимо победить, к этой цели я и стремлюсь в каждой партии» (Анатолий Карпов)1;

- «Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука… Шахматы могут доставить столько же радости, сколько хорошая книга или музыка» (Тигран Петросян)1.

Уникальным инструментом для стимуляции умственных способностей у детей является игра.6 А такая игра как шахматы может заложить истоки развития умственных способностей, силы воли, логического мышления, внимания, памяти, воображения и творчества, воспитывает целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.

Информационное  общество  предъявляет  новые  требования  к  системе  образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...

Научно-исследовательская проектная работа «Мой домашний питомец»

           Издавна кошки являются любимыми домашними питомцами.Их независимость и красота всегда привлекали людей.Каждая кошка имеет свой характер и натуру.Как пра...

Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»

Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Научно-исследовательская (проектная) работа "Фетровая книжка для развития детей"

Как только появилось человечество, назрела необходимость увлечь мамам своих детей, чтобы заняться своими делами. Иногда у мам это действительно получалось, но  некоторые из приёмов потерпели неуд...

Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "Коронавирус:реалии"

Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "КОРОНАВИРУС: РЕАЛИИ"...