Как реализовать личностно - ориентированное образование?
статья

Татьяна Владимировна Валова

Как реализовать личностно - ориентированное образование?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_realizovat_lichnostno_-_orientirovannoe_obrazovanie.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

Как реализовать личностно - ориентированное образование?

  Идея личностно-ориентированного образования принята сегодня массовой в школе. Это значит, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродукционного характера обучение в пользу демократического, поисково-творческого. Вместе с тем реализация педагогического процесса, личностно значимого для каждого ученика, остается одной из самых острых проблем нашего образования. Почему? Попытаемся ответить на этот вопрос.

  Прежде всего, давайте разберемся в характеристике «личностно-ориентированное обучение». Будем рассматривать такой тип обучения как обеспечение права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).развитие в данном случае рассматривается как «результат обучения, не совпадает с его содержанием». Это означает, что существенным итогом пребывания ребёнка в школе должна быть сформированность тех психических новообразований, качеств его личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения сегодня и завтра.

  Попробуем ответить на такой вопрос: «Кого называют образованным?»…. приблизительно 90% учителей отвечают: «Это тот, кто много знает».

  Вместе с тем, наличие знаний, их объём, полнота - лишь один из показателей образованности человека. Рассмотрим для доказательства один пример.

  Выпускнику начальной школы предлагают рассказать о свойствах воды. Он вспоминает соответствующую статью учебника и подробно отвечает на вопрос. Учитель ставит ему «5»; считая, что обучение достигло своей цели. Но вот тот же самый ребёнок получает другое задание: заполнить таблицу «Свойства воды». Результат плачевен: ребёнок не справился с заданием. Что произошло? Ведь, казалось бы, ученик имеет знания!

  Оказывается, знания нам нужны не сами по себе, не как «мертвый» груз памяти, а как живой инструмент для решения любых (и, прежде всего, нестандартных) учебных задач. Имея знания, этот ученик не владеет ими. Выделим первый компонент развития: умение применять полученные знания. А это умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Здесь мы и подходим к очень важному моменту личностно – значимого обучения – развитию мотивации учебной деятельности.

  Сравним два приёма обучения. Один весьма распространённый. Учитель пишет на доске тему «Правописание шипящих» и объясняет правило: «После шипящих в словах пишется И». учащиеся повторяют правило, а затем учитель предлагает им записать соответствующие слова. В этом случае всё зависит от памяти: кто быстрее запомнит правило, тот и не сделает ошибок. А вот другой ход урока. Учитель пишет на доске слова, в которых пропущена буква «И»: ш_ло, ш_нель, и спрашивает, какая буква пропущена? Ответы детей разные: одни говорят «И», другие – «Ы». «Почему мы сомневаемся в написании этих слов?» - спрашивает учитель. Ответ очевиден: не знаем правило написания шипящих.

  Теперь настало время познакомиться с правилом. Знать его необходимо для того, чтобы грамотно писать. Учитель  предлагает написать в тетрадях «ШИ» «ШЫ» и второй слог перечеркнуть красным карандашом. Теперь можно писать слова, каждое слово анализировать и подчеркивать правильное написание, например, зелёным карандашом.

  Казалось бы чуть – чуть изменён характер обучения, но эти изменения весьма важны – они формируют у школьников мотив их деятельности.

  При этом готовность к образованию включает умения применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), возможность решать учебную задачу творчески, а также контролировать и оценивать свою деятельность.

  Следующий важнейший компонент развития – сформированность умения добывать знания.

  К каким ролям привык сегодняшней школьник учитель призывает его «внимательно слушать» (он – «слушатель»), внимательно смотреть ( он – «зритель») и все хорошо запомнить (он – «репродуктор»). В этом случае процесс обучения ориентируется на приоритете таких психических процессов, как восприятие и память, то есть «на уже созревшие плоды», опирается на «слабость» ребенка, а не на его «силу».

  Действительно, восприятие и память – весьма важные психические процессы, необходимые для обучения.  Вместе с тем, их преобладание, приоритет в педагогическом процессе определяют репродуктивный (воспроизводящий ) характер обучения, а такое преподнесение информации не может быть связано с процессом самостоятельного добывания знаний, потому что знания «навязываются» ребёнку в виде готового образца (правила, закона, инструкции). Причём, чем ближе результат к данному педагогами образцу, тем выше отметка.

   В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Более того, без высокого уровня развития этих процессов вообще невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. А ведь именно они определяют развитие творческого потенциала индивида и формирование новых социальных ролей «я – ученик», «я – школьник».

  Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей  деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и  т. д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным  более результативным.

  Роль учителя при личностно – ориентированном обучении остаётся очень существенной: он ведёт дискуссию, задаёт наводящие вопросы, подсказывает, но для учащихся он в данном случае – равноправный партнёр по учебному общению.

   Результаты исследований показывают, что такое построение обучения позволяет учащемуся высказывать ошибочное мнение, не бояться допустить ошибку в рассуждении, под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправить её, а это и есть личностно – значимая познавательная деятельность. У школьников развиваются критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.

   Во – первых, ученики получают новую роль – «исследователей», под «скрытым» руководством учителя они открывают для себя новые знания.

  Во – вторых, процесс учения становится не репродуктивным, а поисковым и творческим. При этом ориентировка на мышление обеспечивает развитие поисковой, исследовательской деятельности, а хорошо развитое воображение даёт возможность решать любую учебную задачу инициативно и творчески.

  В – третьих, важнейшим методом обучения становится не образец, который обычно открывает процесс получения новых знаний, а выбор, альтернатива, то есть предоставление учащимся возможности путём размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.

  И, наконец, в – четвёртых, принципиально важным становиться опора на два принципа обучения – на доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку процесса познания.

  Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно – ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.

                                                 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио как механизм реализации личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе

В данной статье представлен опыт работы по реализации технологии портфолио в учебно-воспитательном процессе...

Личностно-ориентированный урок как средство развития индивидуальности ребенка

В презентации  описаны некоторые приёмы организации личностно- ориентированного урока, главным аспектом  которого является раскрытие содержание субъектного опыта  учеников, и созд...

Доклад "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"

Доклад  на ШМО учителей начальных  классов "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"...

Личностно-ориентированный подход к одаренным детям на уроках математики

Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приемов повышения качества обучения математике. Личностно-ориентированный урок, в отличие от традиционного, изменяет тип вз...

Выступление "Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся"

Личностно-ориеннтированный подход в обучении учащихся...

Личностное развитие учащихся как цель и предмет личностно-ориентированного подхода при внедрении ФГОС

Содержание статьи позволит задуматься педагогам и родителям о школе, в которой реализуются стандарты нового поколения....

Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода

Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....