Рабочие программы по внеурочной деятельности "Конструирование из бумаги" для 1-2 классов
рабочая программа (2 класс)
Программа по внеурочной деятельности «Удивительный мир оригами» является программой художественно-эстетической направленности. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала. Поэтому, потребность в развитии качеств личности детей, позволяющих реализовать свои творческие способности и склонности, самостоятельно мыслить и активно применять полученные знания на практике, становится в настоящее время весьма актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_iz_bumagi_12_klass_-_programma.docx | 57.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной общеобразовательной программе начального общего образования МБОУ «Южная СОШ» на 2019-2020 учебный год Приказ директора от «18» июня 2019г. № 69-ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ»
1-2 классы
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Составитель:
Смирнова Е.А.
учитель начальных классов
2019г.
Пояснительная записка.
«Складываю листочек – разворачиваю,
складываю разворачиваю,
складываю разворачиваю,
складываю разворачиваю,
и на ладони появляется журавлик –
живой, крохотный, белый, еще не умеющий летать.
Когда-нибудь мы вместе улетим в небо…
Роман Хе
Программа по внеурочной деятельности «Удивительный мир оригами» является программой художественно-эстетической направленности. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала. Поэтому, потребность в развитии качеств личности детей, позволяющих реализовать свои творческие способности и склонности, самостоятельно мыслить и активно применять полученные знания на практике, становится в настоящее время весьма актуальной.
Занятия оригами – это мощное педагогическое средство, применяемое в системе образования многих стран мира, так как оно:
- Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
- Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
- Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т. п. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы. Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Цель программы: эстетическое развитие младших школьников посредством изучения оригами.
Задачи программы:
1 год обучения:
- Знакомство детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, круг; и базовыми формами оригами: «Треугольник», «Воздушный змей», «Книжка», «Дверь», «Блинчик», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат».
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Знакомство с «Азбукой оригами».
- Формирование навыков создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
2 год обучения:
- Знакомство с базовыми формами оригами: «Двойной дом», «Рыба», «Катамаран», «Птица», «Лягушка».
- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- Обучение приёмам оригами: «Вытянуть из кармана», «Вывернуть наружу», «Растянуть».
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Отличительные особенности данной программы
В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста (авторы – Пудова В.П., Богатеева З.А.) и программы годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.), данная программа рассчитана на три года обучения детей в начальной школе и адаптирована для обучающихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени освоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Удивительный мир оригами» адресована детям начальной школы. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
год обучения | количество часов (академических) | Итого | |
в неделю | в год | ||
1 | 1 | 33 | 67 |
2 | 1 | 34 |
Формы обучения.
В процессе занятий используются различные формы занятий: учебные, практические занятия, путешествие, экскурсия, лекция, сюжетно-ролевая игра, праздник, соревнования, выставка и другие.
Диагностика качества освоения образовательной программы.
- Проведение аттестации обучающихся в начале, середине и конце года.
- Входная аттестация (собеседование или тестирование);
- Промежуточная аттестация (выставка и проверка полученных знаний);
- Итоговая аттестация (зачет, выполнение нормативов)
- Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»
- Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
Высокий уровень - делает самостоятельно
Средний уровень – делает с помощью педагога и товарищей
Низкий уровень – не может сделать.
- Умение научиться следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами
1 год обучения | 2 год обучения |
Умение сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения. | Умение сделать изделие по инструкционной карте. |
Высокий уровень – делает самостоятельно
Средний уровень – делает с помощью педагога и товарищей
Низкий уровень – не может сделать.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
1 год обучения | 2 год обучения |
Умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. | Умение вырезать фигуры: прямоугольник, овал, звезду. |
Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями
Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца
Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
- Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.
Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью
Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы
Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
Примечание: во время вводной диагностики (в начале каждого учебного года) этот параметр не оценивается.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Оцениваются умения:
- организовать свое рабочее место,
- рационально использовать необходимые материалы,
- аккуратность выполнения работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Условия реализации программы.
Для успешных занятий необходимо:
- наличие учебного кабинета (парты, стулья, выставочные стенды);
- расходные материалы:
- Цветная бумага
- Двухсторонняя цветная бумага
- Цветной картон
- Линейки
- Простые, цветные карандаши
- Фломастеры
- Ножницы
- Клей ПВА
- Кисточки для клея
- Бумажные салфетки
Учебно-тематический план.
1 класс
Учебно-тематический план.
2 класс.
Содержание программы 1 года обучения.
Тема 2. Азбука оригами – 10 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Условные обозначения: перевернуть, повернуть, раскрыть, завернуть. (приложение, блок 3) |
2-3 | Изделия: хлопушка, бабочка, зайчик, кошелек. |
4 | Условные обозначения: складка «молния», невидимая линия, надрезать, раскрыть. |
5-6 | Изделия: черепаха, мухомор, шлем Самурая, колокол, грач. |
7 | Условные обозначения: равные углы, равные части, повторить процедуру. |
6-7 | Изделия: двухтрубный кораблик, два колпачка, снежинка. |
8 | Условные обозначения: расплющить, вогнуть. |
9-10 | Изделия: самолет, петушок, церковь, рыбка. |
Тема 3. Базовая форма «Треугольник» - 15 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Треугольник» (приложение, блок 4) |
2-14 | Изготовление простых классических моделей: стакан, бабочка, первоцвет, собачка, тюлень, домик с трубой, домик с крыльцом, колпачок для феи, парусник, сова с совенком, большеротая лягушка, парусник. |
15 | Диагностика освоения базовой формы «Треугольник» |
Тема 4. Базовая форма «Воздушный змей» - 15 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Воздушный змей». (приложение, блок 4) |
2-14 | Изготовление простых классических моделей: зонтик, уточка, подснежник, тюльпан, селезень, лебедь – шипун, креветка, кальмар, слоненок, овечка, поросенок, кубик без четырех углов. |
15 | Диагностика освоения базовой формы «Воздушный змей». |
Тема 5. Цветочные композиции - 6 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1-2 | Композиция в овале. (приложение, блок 6) |
3-4 | Бутоны в корзине. |
5-6 | Выставка композиций. |
Тема 6. Базовая форма «Книжка» - 8 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Книжка». (приложение, блок 4 ) |
2-7 | Изготовление простых классических моделей: гном, петрушка, цыпленок, лодка-плоскодонка, кимоно, подушечка. |
8 | Диагностика освоения базовой формы «Книжка». |
Тема 7. Базовая форма «Дверь» - 8 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Дверь». (приложение, блок 4 ) |
2-7 | Изготовление простых классических моделей: автомобиль, бантик – бабочка и цветок из бантиков, сюрикен – звездочка ниндзя, лодка наизнанку, заяц, гриб. |
8 | Диагностика освоения б. ф. «Дверь». |
Тема 8. Композиции с птицами - 6 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1-2 | Композиция «Снегирь на ветке». (приложение, блок 6) |
3-4 | Композиция «Лебединое озеро». |
5-6 | Выставка композиций. |
Тема 9. Базовая форма «Блинчик» - 14 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Блинчик». (приложение, блок 4) |
2-13 | Изготовление простых классических моделей: кораблик, ниндзя, подвеска, кубик из «конфеток», стриж, куб с вариациями, кукла «Борец сумо», говорящий лис, стул. |
14 | Диагностика освоения б. ф. «Блинчик». |
Тема 10. Базовая форма «Двойной треугольник» - 15 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Двойной треугольник». (приложение, блок 4) |
2-14 | Изготовление простых классических моделей: ракета, гном, розочка, пятиконечная звезда, замок, дом с окном, дом с дверью, ваза, машина, вертушка, надувной цветок, надувная рыбка, салфетка. |
15 | Диагностика освоения базовой формы «Двойной треугольник». |
Тема 11. Композиции с рыбками - 6 ч. | ||
№ п/п | Наименование тем | |
1-2 | Композиция «Аквариум». (приложение, блок 6) | |
3-4 | Композиция «Морское дно». | |
5-6 | Выставка композиций. |
Тема 12. Базовая форма «Двойной квадрат» - 15 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Двойной квадрат». (приложение, блок 4) |
2-14 | Изготовление простых классических моделей: орнамент, вертушки, подвеска, цветок, коробочка с ручками, коробка-дом кресло-кубик, лисенок, танк. |
15 | Диагностика освоения б. ф. «Двойной квадрат». |
Тема 13. Композиции с домашними и дикими животными – 6 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1-2 | Композиция «Свиноферма». (приложение, блок 6) |
3-4 | Композиция «Лиса с лисятами в лесу». |
5-6 | Выставка композиций. |
Тема 14. Заключительные занятия – 3 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1-2 | Диагностика усвоения всех изученных базовых форм за год. |
3 | «Чему мы научились за год?». Итоговая аттестация. |
Содержание программы 2 года обучения.
Тема 1. Вводное занятие – 1 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1 | План работы объединения на год. Входная диагностика. |
Тема 2. Закрепление ранее изученных базовых форм оригами: 30 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
Базовая форма «Треугольник» | |
1 | Повторение базовой формы «Треугольник». (приложение, блок 4 ) |
2-4 | Изделия: заяц – каратист, летящая птица, колечко, игрушки для театра. |
Базовая форма «Воздушный змей» | |
5 | Повторение базовой формы «Воздушный змей» (приложение, блок 4 ) |
6-10 | Изделия: кленовый лист из трех модулей, змея, снежинка, динозавр. |
Базовая форма «Двойной треугольник». | |
11 | Повторение базовой формы «Двойной треугольник» (приложение, блок 4) |
12-15 | Изделия: машина, звезда, прыгающая лягушка. |
Базовая форма «Двойной квадрат». | |
16 | Повторение базовой формы «Двойной квадрат». (приложение, блок 4) |
17-19 | Изделия: коробка -2 , цветок гортензии, танк. |
Базовая форма «Блинчик» | |
20 | Повторение базовой формы «Блинчик». (приложение, блок 4 ) |
21-23 | Изделия: спаниель, одуванчик , куб с вариациями. |
Базовая форма «Книжка» | |
24 | Повторение базовой формы «Книжка». (приложение, блок 4 ) |
25,26 | Изделия: елочка, пирамидка, волк. |
Базовая форма «Дверь» | |
27 | Повторение базовой формы «Дверь». (приложение, блок 4 ) |
28,29 | Изделия: кубик с окошками, машина, домик. |
Выставка работ. | |
30 | Выставка работ по теме: «Закрепление б.ф. оригами» |
Тема 3. Шапочки – маски для игр и инсценировок - 10 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1-9 | Модели масок: коровы, поросенка, барана, козы, лошадки, волка, петуха, зайца, лисы, медведя, кота, тигра, собаки, льва. (приложение 5) |
10 | Проведение сюжетно-ролевой игры. |
Тема 4. Базовая форма «Двойной дом» - 10 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Двойной дом». (приложение, блок 4 ) |
2-9 | Изделия: ферма, пианино, говорящая лиса, пилотка, дом (4 способа). |
10 | Диагностика освоения базовой формы «Двойной дом». |
Тема 5. Базовая форма «Рыба» - 20 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Рыба». (приложение, блок 4) |
2-19 | Изделия: карп , галчонок, бычок, ежик, попугай, золотая рыбка, морской котик, пантера, гусь, петух, конструкции из пяти модулей, птица, машущая крыльями, японский лебедь , головастик , морской конек , антилопа Гну . |
20 | Диагностика освоения б.ф. «Рыба». |
Тема 6. Композиции с экзотическими животными - 20 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1-4 | Композиция «Панды в бамбуковой роще». (приложение, блок 6) |
5-8 | Композиция «Северное сияние». |
9-12 | Композиция «Тропическая ночь». |
13-16 | Композиция «Зоопарк». |
17-19 | Композиция «Караван в пустыне» |
20 | Выставка композиций. |
Тема 7. Базовая форма «Катамаран» - 20 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Катамаран». (приложение, блок 4) |
2-19 | Изделия: бабочка, лодка с парусом, пахарита, вертушка-лодка с парусом-рыбка с открытым ртом, кубик с соединением модулей на ребрах, кубики из вертушек, ажурная конструкция и кубик из нее, кубик с гранями из четырех квадратов, собачка, теленок, конвертик с сердечком, многоликая маска, кусудама, модель мебели кукольного домика: табурет, стол со скатертью (3 варианта), кровать, скамейка. |
20 | Диагностика освоения базовой формы «Катамаран». |
Тема 8. Образ человека в сказочных сюжетах. - 14 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1-3 | Композиция «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». |
4-6 | Композиция «Иван – царевич и царевна – лягушка». |
7-9 | Композиция «Доктор Айболит». |
10-12 | Композиция «Золушка во дворце». (приложение, блок 6) |
13,14 | Выставка композиций. |
Тема 9. Базовая форма «Птица» - 20 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Птица». (приложение, блок 4) |
2-19 | Изделия: журавлик счастья, птица с гофрированными крыльями, фазан, ласточка, улитка, крыса, кенгуру, белка, дракон, страус, верблюд, лошадь. |
20 | Диагностика освоения базовой формы «Птица». |
Тема 10. Композиции, объединяющие поделки домов и видов транспорта – 20 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1-4 | Композиция «Туристский лагерь в лесу». (приложение, блок 6) |
5-8 | Композиция «Улица города». |
9-12 | Композиция «Дачный поселок». |
13-16 | Композиция «На реке». |
17-19 | Композиция «Ночная гавань». |
20 | Выставка композиций. |
Тема 11. Базовая форма «Лягушка» - 10 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Лягушка». (приложение, блок 4) |
2-9 | Изделия: лягушка, ирис, ворона, мышь, ракета, вазочка с уголками, вазочка – колокольчик. |
10 | Диагностика освоения базовой формы «Лягушка». |
Тема 12. Знакомство со специфическими приемами оригами: 20 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
Прием «Вытянуть из кармана» | |
1 | Знакомство с приемом «Вытянуть из кармана». |
2-5 | Изделия: корзинка, грибы, чашка, кувшин. |
Прием «Вывернуть наружу» | |
6 | Знакомство с приемом «Вывернуть наружу». |
7-13 | Изделия: кувшинка, плоскодонка, моторная лодка, парусник, туфли (6 способов). |
Прием «Растянуть». | |
14 | Знакомство с приемом «Растянуть». |
15-19 | Изделия: цветок, избушка с крылечком, избушка на курьих ножках, коробочка - тато, звезда. |
Выставка работ. | |
20 | Выставка работ по теме: «Специфические приемы оригами». |
Тема 13. Заключительные занятия - 3 ч. | |
№ п/п | Наименование тем |
1-2 | Диагностика освоения всех базовых форм оригами. Итоговая аттестация. |
3 | «Оригамская сказка». |
Методическое обеспечение программы.
№ | Тема | Форма прове-дения занятия | Методы, приемы | Дидактические материалы | Форма подведения итогов |
2 год обучения. | |||||
1 | Вводное занятие. | лекция | Словесный, Наглядный. | Таблица «Правила работы с ножницами, клеем, кистями». | Коллектив-ная рефлексия. |
2 | Закрепление изученных базовых форм оригами. | беседа, практи-ческие занятия | Словесный, наглядный, практичес-кий, повторение, закрепление знаний. | Инструкцион-ные карты, схемы изделий, готовые образцы изделий. | Опрос, выставка |
3 | Шапочки – маски для игр и инсценировок. | Практи-ческие занятия | Практичес-кий, репродук-тивный, применение знаний. | Схемы, образцы готовых шапочек – масок. | игра |
4 | Базовая форма «Двойной дом». | Лекция, практи-ческие занятия | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, получение новых знаний. | Схемы, инструкцион-ные карты, книги по оригами, образцы готовых изделий. | Контроль-ное занятие |
5 | Базовая форма «Рыба». | Лекция, практи-ческие занятия | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, получение новых знаний. | Схемы, инструкцион-ные карты, книги по оригами, образцы готовых изделий. | Контроль-ное занятие |
6 | Композиции с экзотическими животными. | Практические занятия ролевая игра | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, частично-поисковый, применение знаний. | Таблица рекомендуе-мых цветовых сочетаний, схемы, инструкцион-ные карты, иллюстрации, книги по оригами. | выставка |
7 | Базовая форма «Катамаран». | Лекция, практи-ческие занятия | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, получение новых знаний. | Схемы, инструкцион-ные карты, книги по оригами, образцы готовых изделий. | Контроль-ное занятие |
8 | Образ человека в сказочных сюжета. | Практические занятия ролевая игра | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, частично-поисковый, применение знаний. | Таблица рекомендуе-мых цветовых сочетаний, схемы, инструкцион-ные карты, иллюстрации, книги по оригами. | выставка |
9 | Базовая форма «Птица». | Лекция, практи-ческие занятия | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, получение новых знаний. | Схемы, инструкцион-ные карты, книги по оригами, образцы готовых изделий. | Контроль-ное занятие |
10 | Композиции, объединяющие поделки домов и видов транспорта. | Практические занятия ролевая игра | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, частично-поисковый, применение знаний. | Таблица рекомендуе-мых цветовых сочетаний, схемы, инструкцион-ные карты, иллюстрации, книги по оригами. | выставка |
11 | Базовая форма «Лягушка». | Лекция, практи-ческие занятия | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, получение новых знаний. | Схемы, инструкцион-ные карты, книги по оригами, образцы готовых изделий. | Контроль-ное занятие |
12 | Знакомство со специфическими приемами оригами. | Лекция, практи-ческие занятия | Методы организа-ции и осуществления учебной деятельнос-ти. | Инструкцион-ные карты, схемы, дидактические карточки. | выставка |
13 | Заключительные занятия. | беседа, практи-ческие занятия | Словесный, наглядный, практичес-кий, контроль. | Дидактические карточки, альбом лучших работ. | Игра, сам. работа. |
Список литературы.
Библиография для педагога:
- Агапова И.А., Давыдова М. А. Современные праздники: Сценарии воспитательных дел в начальной школе. – М.: ТЦ сфера, 2004.
- Агапова И. А., Давыдова М. А. Ритмико – физические упражнения для тренировки мелкой моторики рук. – М. : ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
- Гусакова М. А. Аппликация Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1987.
- Дополнительное образование и воспитание. Научно-методический журнал, 2008 – 2009.
- История развития оригами. Статья из интернета.
- Луговская Ю. П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- Соколова Г.А. Подобные фигуры. Научно – методическое пособие, Новосибирск 2004.
Библиография для детей:
- Агапова И. А., Давыдова М. А. 200 лучших игрушек из бумаги и картона. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
- Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992.
- Богатова И. В. Оригами. – М.: Мартин, 2008.
- Выгонов В. В.Воздушные змеи, летающие модели оригами, самолеты. – М.: Издательский Дом МСП, 2004.
- Доброва Е. В. Волшебство оригами: Великолепные игрушки из бумаги. – М.: РИПОЛ классик, 2005.
- Иванова Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. – М.: ООО «Издательство Ц27 АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2005.
- Кочеткова Е., Шумаков Ю. Учимся оригами. – Издательство «Лицей», 1995.
- Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. – 6-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2006.
- Соколова С.В. Праздник оригами. – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2008.
- Соколова С. В. Азбука оригами. – М.: Эксмо; СПб. Домино, 2007.
- Соколова Г. А. Мастерская оригами. – новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2004.
Приложение к программе
«Удивительный мир оригами».
Содержание приложений:
Блок 1.Термины, встречающиеся в программе.
Блок 2. Бумага. Инструменты и подготовка к работе.
Блок 3. Азбука оригами.
Блок 4. Базовые формы оригами.
Блок 5. Иллюстрации изделий.
Блок 6. Сюжетно-тематические композиции.
Блок 7. История развития оригами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности по информатике в1-2 классах
Программа содержит пояснительную записку, цели, задачи , скалендарно-тематическое планирование. программу можно использовать во внеурочной деятельности на любом уровне подготовки учащихся, включая "ну...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...