Программа. Дорогою добра.Добрята
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белавская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена Принята педагогическим Утверждена приказом по
МС МБОУ Белавская ООШ советом МБОУ Белавская ООШ МБОУ Белавская ООШ
«___»____2019г. «___»______2019 г.пр.№_____ «____»___2019г.№______
Директор школы______И.Н.Свириденков
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по социальному направлению
для обучающихся 4 класса
«Дорогою добра. Добрята»
(Срок освоения: 1 год)
Программа внеурочной деятельности для учащихся 4 класса составлена на основе
и соответствует требованиям:
Планирование составлено на основе:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».М-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011г.
- « Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методический конструктор».: в 2-х частях, под редакцией А.Я. Данилюка./ М.: Просвещение, 2011г.
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»./А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2011г.
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Белавская ООШ.
Рассчитана на учащихся 4 класса ( 1час в неделю,34 часа в год)
Адаптированная программа, разработанная учителем :
Давыдовой Светланой Николаевной
2019-2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать недоброжелательность и напряженность в социальной среде. Наше общество уже почувствовало потребность в культуре общения. Недоброжелательность, агрессивность все больше распространяется в детской среде. Духовно-нравственное воспитание детей – дело большой социальной значимости. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть ребенок, его мировосприятие, отношение к самому к себе, окружающим людям, к природе.
Основной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный образовательный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества.
Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве в процессе воспитания и образования.
Необходимость культурно-нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. В начальной школе культурно-нравственное воспитание актуально само по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. И чем раньше начинается культурно-нравственное обучение ребенка, тем больше у них возможности для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Коммуникативная компетенция учащихся предполагает умение решать средствами языка задачи общения в коммуникативно-речевых ситуациях (знакомство, приветствие, обращение, согласие, утешение, извинение, просьба, совет, отказ, комплимент), типичных для их деятельности.
Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контактов между собеседниками, поддержанию общения в тональности доброжелательности, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между детьми. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель – формирование у детей культурно-нравственных и социальных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Преодоление и предупреждение социально – эмоциональных проблем обучающихся.
Задачи:
- развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
- воспитание толерантности на основе получения знаний о традициях и культуре России и других стран;
- познакомить с формулами речевого этикета (благодарность, прощание, приветствие, извинение, комплимент, утешение и т. д.);
- предоставить возможность ребенку проявить себя и свое отношение к окружающему миру;
- прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству;
- уметь использовать культурную речь в собственной речи в соответствии с ситуациями общения;
- выявлять случаи проявления агрессивного поведения, обсуждать их, предупреждать его тяжелые последствия.
Общая характеристика.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности факультативного курса «Дорогою добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие.
Для достижения поставленных задач могут быть использованы следующие формы организации деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- конкурсы;
- сюжетно – ролевые игры;
- диалог;
- просмотр мультфильмов;
- посещение библиотеки.
Место предмета в учебном плане.
«Дорогою добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 34 часа – 1час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идет к следующей логике:
- Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Четвероклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Дорогою добра. Добрята».
При освоении материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием сказок, пословиц о добре, учении, труде, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям, животным, к окружающему миру. Система вопросов и заданий, носящих диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями. Обсуждение пословиц, сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание этических представлений обучаемых (понятие добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Для овладения метапредметными результатами (обобщение, анализ, сравнение, синтез, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся задания, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся.
В целях формирования УУД в коллективных обсуждениях, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Зачем?.. Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т.е. работать в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.
Работа в библиотеке и использование художественной литературы помогает ученикам учиться использовать различные способы поиска информации в интернете, в библиотеке. Тематические задания позволят учащимся научиться работать в библиотеке и интернете с целью решения информационных и коммуникативных задач.
В результате реализации программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Программа состоит из 4 разделов:
- Правила общения
- Этика отношений в коллективе
- Школьный этикет
- Доброе слово, что ясный день
Содержание программы «Дорогою добра» 4 класс
Раздел 1. Правила общения (8 часов)
Тема 1. Узнай себя.(1ч)
Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.
Тема 2. Слова приветствия(1ч)
Приветствие как установление контакта общающихся. Подтверждение людьми своего знакомства и выражение желания продолжать его. Работа в парах.
Тема 3. Толерантность(1ч)
Беседа. Объяснение смысла высказывания: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет культуры войны к культуре мира».
Тема 4. Веселые правила хорошего тона.(1ч)
Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками.
Тема 5. Дружим с добрыми словами.(1ч)
Идет работа по «превращению» слов. Зависть заменяется доброжелательностью, расположенностью, жадность – щедростью и т.д.
Тема 6. Умеем общаться.(1ч)
Чтобы быть приятным окружающим и себе, надо соблюдать правила общения. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: считаться с желанием другого, уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, уступать ему.
Тема 7. Слово утешает.(1ч)
Структура утешения. Способ выражения в зависимости от того, кто, кому в какой обстановке говорит-стараясь преуменьшить неудачу(Это пустяки!, Ничего страшного и т.д.)
Тема 8. Обращение к собеседнику.(1ч)
Основная функция обращения – привлечение внимания, призывы собеседника. Обращение к незнакомому в ситуации нейтрального, обиходно-делового общения на улице, в магазине, транспорте.
Раздел 2. Этика отношений в коллективе. (8 часов)
Тема 9. Мы идем в гости.(1ч)
Культура речи, главным понятием которой является «норма». Благоприятный климат общения. Определение понятий «этика», «речевой этикет», установление взаимосвязи между этими понятиями.
Тема 10. Подари дело и слово доброе.(1ч)
Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил.
Тема 11. Подарок коллективу.(1ч)
Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: стихотворение, песенку, открытку сделанную своими руками и т.д.
Тема 12. Каждый интересен.(1ч)
Дети говорят сидящему (по очереди), чем он им интересен. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Тема 13. Будем знакомы.(1ч)
Знакомство как средство установлений связей между собеседниками. При содействии третьего лица – знакомство через посредника. Социальная роль собеседника и его относительные признаки в сравнении с собственными признаками говорящего: моложе он, старше или равен, общественное положение.
Тема 14. Когда рядом много людей.(1ч)
Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: в магазине, на улице и т.д.
Тема 15. Чтобы быть коллективом.(1ч)
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость в коллективе тоже общая.
Тема 16. Коллектив начинает меняться.(1ч)
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Что считать хорошим в коллективе, что плохим.
Раздел 3. Школьный этикет. (8 часов)
Тема 17.Школьные правила этикета.(1ч)
Разыгрывание сценок-миниатюр поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение на уроке, в столовой.
Тема 18. Простые правила этикета.(1ч)
Беседа. Решение задач по культуре поведения в школе.
Тема 19. Если радость на всех одна.(1ч)
Правила для класса. «Уважаешь человека, уважаешь себя».
Тема 20. Мой класс – мои верные друзья.(1ч)
Работа в парах. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».
Тема 21. О дружбе мальчиков и девочек.(1ч)
Знакомство с рассказом Е. Пермяка «Надежный человек».
Тема 22. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.(1ч)
Разговор доброжелательности и равноправии в классе. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того не делай сам». Изготовление значков вежливости. Работа в группах.
Тема 23. Делу – время, потехе – час.(1ч)
Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе – час». Выставка значков для школы вежливости.
Тема 24. Вот школа, дом, где мы живем.(1ч)
Разбор этикетных ситуаций в форме «Дискуссия». Формулирование правил этикета в школе.
Раздел 4. Доброе слово, что ясный день.(10ч)
Тема 25. Отворите волшебные двери добра и доверия.(1ч)
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее.
Тема 26. Хорошие песни к добру ведут.(1ч)
Дети поют песни о добре. Просмотр добрых мультфильмов.
Тема 27. Любим добрые поступки.(1ч)
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». Разучивание песни кота Леопольда.
Тема 28. Добрым жить на белом свете радостно.(1ч)
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Беседа о доброте и смелости.
Тема 29. Тепло родного дома.(1ч)
Тепло дома должно согревать всех его обитателей.
Тема 30. Как решать семейные проблемы.(1ч)
Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не было крика, чтобы не произошла ссора, чтобы нравилось быть дома.
Тема 31-34. Доброта что солнце.(4ч)
Итоговое занятие. Дети подводят итоги. Игры. Песни. Чаепитие
Тематическое планирование 4 класс
№ | Название темы | Дата провед | Форма деятельности |
Правила общения. 8ч. | |||
1 | Узнай себя | 03.09 | Путешествие в сказку. Игра |
2 | Слова приветствия | 10.09 | Познавательная беседа. Конкурсы |
3 | Толерантность | 17.09 | Разговор. |
4 | Веселые правила хорошего тона. | 24.09 | Познавательная беседа. Ролевые игры. |
5 | Дружим с добрыми словами | 01.10 | Игра. Познавательная беседа |
6 | Умеем общаться | 08.10 | Рассказ. Беседа. Игры |
7 | Слово утешает | Познавательная беседа | |
8 | Обращение к собеседнику | Беседа. Решение задач | |
Этика отношений в коллективе. 8ч. | |||
9 | Мы идем в гости | Ответы на вопросы. Игры | |
10 | Подари дело и слово доброе | Путешествие в сказку | |
11 | Подарок коллективу | Урок – сюрприз. | |
12 | Каждый интересен | Познавательная беседа. Игры | |
13 | Будем знакомы | Познавательная беседа. Игры. | |
14 | Чтобы быть коллективом | Познавательная беседа. Практическое занятие в столовой. | |
15 | Коллектив начинает меняться | Беседа. | |
16 | Когда рядом много людей | Праздник Новый год-параллель. Ролевые игры. | |
Школьный этикет. 8ч. | |||
17 | Школьные правила этикета | Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах. | |
18 | Простые правила этикета | Беседа. Решение задач. | |
19 | Если радость на всех одна | Познавательная беседа. Игра. Работа в группах. | |
20 | Мой класс – мои верные друзья | Познавательная беседа. Игра. Работа в парах. | |
21 | О дружбе мальчиков и девочек | Познавательная беседа. Работа с таблицами. | |
22 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | Работа в группах. Беседа. Изготовление значков | |
23 | Делу – время, потехе – час. | Познавательная беседа. Игры. | |
24 | Вот школа, дом, где мы живем. | Сценки-миниатюры. Праздничное чаепитие для мам и бабушек. | |
Доброе слово, что ясный день. 10ч. | |||
25 | Отворите волшебные двери добра и доверия. | Познавательная беседа. Игры. | |
26 | Хорошие песни к добру ведут. | Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильмов. | |
27 | Любим добрые поступки. | Познавательная беседа. Разучивание песни. | |
28 | Добрым жить на белом свете радостно. | Путешествие в сказку. Конкурсы. | |
29 | Тепло родного дома. | Познавательная беседа. | |
30 | Как решать семейные проблемы. | Беседа. Игры. | |
31-34 | Доброта, что солнце. | Игры. Разучивание песен. Подготовка к празднику. Игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально-познавательной программы «Дорогами войны...».
Мы победили!!! 9 мая 2012 года... в 67 раз прогремит Салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество нашего народа. Страна давно залечила раны войн...
Конкурсно-игровая программа "Дорога в школу"
Соревнование трёх команд "Красные", "Желтые", "Зелёные" (обыгрываем сигналы светофора). Задача каждой команды добраться до финиша (воображаемой школы), допустив как можно меньше ошибок....
Воспитательная программа "Дорога к миру"
Программа призывает решать проблемы нравственного порядка, а стало быть, она не может быть неактуальной, невостребованной, так как высоконравственная, толерантная личность - двигатель каче...
Воспитательная программа "Дорогою добра"
Воспитательная программа «Дорогою добра» для 2 класса создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личн...
Конкурсно-игровая программа "Дорогами сказок"
Цель: приобщение детей к народному творчеству; активизация познавательных интересов учащихся....
Рабочая программа "Творим добро. Добрята"
Для аттестации...
Рабочая программа "Дорогою добра. Добрята"
Для аттестации...