Программа. Дорогою добра.Добрята
рабочая программа (4 класс)

Для аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorogoyu_dobradobryata.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Белавская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена                               Принята педагогическим                 Утверждена приказом по

МС МБОУ Белавская ООШ     советом МБОУ Белавская ООШ      МБОУ Белавская ООШ

«___»____2019г.                        «___»______2019 г.пр.№_____        «____»___2019г.№______

                                                                                                                  Директор школы______И.Н.Свириденков                

Рабочая программа

внеурочной деятельности                              

 по социальному направлению

для обучающихся   4  класса

«Дорогою добра. Добрята»

 (Срок освоения: 1 год)

Программа внеурочной деятельности для учащихся 4  класса составлена на основе

   и соответствует требованиям:

Планирование составлено на основе:  

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».М-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011г.
  2. « Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методический конструктор».: в 2-х частях, под редакцией А.Я. Данилюка./ М.: Просвещение, 2011г.
  3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»./А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2011г.
  4. основной образовательной программы начального общего образования МБОУ   Белавская ООШ.

Рассчитана на учащихся 4 класса ( 1час в неделю,34 часа в год)

Адаптированная программа, разработанная учителем :

 Давыдовой Светланой Николаевной

2019-2020 г.

Пояснительная записка

  Рабочая программа разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.

     В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать недоброжелательность и напряженность в социальной среде. Наше общество уже почувствовало потребность в культуре общения. Недоброжелательность, агрессивность все больше распространяется в детской среде. Духовно-нравственное воспитание детей – дело большой социальной значимости. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть ребенок, его мировосприятие, отношение к самому к себе, окружающим людям, к природе.

     Основной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный образовательный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане  образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

     Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества.

Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве в процессе воспитания и образования.

     Необходимость культурно-нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. В начальной школе культурно-нравственное воспитание актуально само по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. И чем раньше начинается культурно-нравственное обучение ребенка, тем больше у них возможности для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

    Коммуникативная компетенция учащихся предполагает умение решать средствами языка задачи общения в коммуникативно-речевых ситуациях (знакомство, приветствие, обращение, согласие, утешение, извинение, просьба, совет, отказ, комплимент), типичных для их деятельности.

     Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контактов между собеседниками, поддержанию общения в тональности доброжелательности, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между детьми. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

 Основная цель – формирование у детей культурно-нравственных и социальных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Преодоление и предупреждение социально – эмоциональных проблем обучающихся.

     Задачи:

  1. развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
  2. воспитание толерантности на основе получения знаний о традициях и культуре России и других стран;
  3. познакомить с формулами речевого этикета (благодарность, прощание, приветствие, извинение, комплимент, утешение и т. д.);
  4. предоставить возможность ребенку проявить себя и свое отношение  к окружающему миру;
  5. прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству;
  6. уметь использовать культурную речь в собственной речи в соответствии с ситуациями общения;
  7. выявлять случаи проявления агрессивного поведения, обсуждать их, предупреждать его тяжелые последствия.

Общая характеристика.

      Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности факультативного курса «Дорогою добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. 

     Для достижения поставленных задач могут быть использованы следующие формы организации деятельности:

     -  игровая;

    - познавательная;

     - конкурсы;

     - сюжетно – ролевые игры;

     - диалог;

     - просмотр мультфильмов;

     - посещение библиотеки.

                          Место предмета в учебном плане.

«Дорогою добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 34 часа – 1час в неделю.

      Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идет к следующей логике:

 - Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Четвероклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Дорогою добра. Добрята».

     При освоении материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием сказок, пословиц о добре, учении, труде, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям, животным, к окружающему миру. Система вопросов и заданий, носящих диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями. Обсуждение пословиц, сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание этических представлений обучаемых (понятие добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.  Для овладения метапредметными результатами (обобщение, анализ, сравнение, синтез, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся задания, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся.

     В целях формирования УУД в коллективных обсуждениях, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Зачем?.. Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т.е. работать в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.

     Работа в библиотеке и использование художественной литературы помогает ученикам учиться использовать различные способы поиска информации в интернете, в библиотеке. Тематические задания позволят учащимся научиться работать в библиотеке и интернете с целью решения информационных и коммуникативных задач.

         В результате реализации  программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Программа состоит из 4 разделов:

  • Правила общения
  • Этика отношений в коллективе
  • Школьный этикет
  • Доброе слово, что ясный день

Содержание программы «Дорогою добра» 4 класс

Раздел 1. Правила общения (8 часов)

Тема 1. Узнай себя.(1ч)

Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

     Тема 2. Слова приветствия(1ч)

     Приветствие как установление контакта общающихся. Подтверждение людьми своего знакомства и выражение желания продолжать его. Работа в парах.

     Тема 3. Толерантность(1ч)

 Беседа. Объяснение смысла высказывания: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет культуры войны  к культуре мира».

     Тема 4. Веселые правила хорошего тона.(1ч)

     Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками.

     Тема 5. Дружим с добрыми словами.(1ч)

     Идет работа по «превращению» слов. Зависть заменяется доброжелательностью, расположенностью, жадность – щедростью и т.д.

     Тема 6. Умеем общаться.(1ч)

     Чтобы быть приятным окружающим и себе, надо соблюдать правила общения. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: считаться с желанием другого, уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, уступать ему.

     Тема 7. Слово утешает.(1ч)

     Структура утешения. Способ выражения в зависимости от того, кто, кому в какой обстановке говорит-стараясь преуменьшить неудачу(Это пустяки!, Ничего страшного и т.д.)

     Тема 8. Обращение к собеседнику.(1ч)

Основная функция обращения – привлечение внимания, призывы собеседника. Обращение к незнакомому в ситуации нейтрального, обиходно-делового общения на улице, в магазине, транспорте.

     Раздел 2. Этика отношений в коллективе. (8 часов)

     Тема 9. Мы идем в гости.(1ч)

     Культура речи, главным понятием которой является «норма». Благоприятный климат общения. Определение понятий «этика», «речевой этикет», установление взаимосвязи между этими понятиями.

     Тема 10. Подари дело и слово доброе.(1ч)

     Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил.

     Тема 11. Подарок коллективу.(1ч)

     Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: стихотворение, песенку, открытку сделанную своими руками и т.д.

     Тема 12. Каждый интересен.(1ч)

     Дети говорят сидящему (по очереди), чем он им интересен. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

     Тема 13. Будем знакомы.(1ч)

     Знакомство как средство установлений связей между собеседниками. При содействии третьего лица – знакомство через посредника. Социальная роль собеседника и его относительные признаки в сравнении с собственными признаками говорящего: моложе он, старше или равен, общественное положение.

     Тема 14. Когда рядом много людей.(1ч)

     Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: в магазине, на улице и т.д.

     Тема 15. Чтобы быть коллективом.(1ч)

     Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость в коллективе тоже общая.

     Тема 16. Коллектив начинает меняться.(1ч)

     Как жить в коллективе, будучи очень разными? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Что считать хорошим в коллективе, что плохим.

Раздел 3. Школьный этикет. (8 часов)

     Тема 17.Школьные правила этикета.(1ч)

     Разыгрывание сценок-миниатюр поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение на уроке, в столовой.

     Тема 18. Простые правила этикета.(1ч)

     Беседа. Решение задач по культуре поведения в школе.

     Тема 19. Если радость на всех одна.(1ч)

     Правила для класса. «Уважаешь человека, уважаешь себя».

     Тема 20. Мой класс – мои верные друзья.(1ч)

     Работа в парах. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

     Тема 21. О дружбе мальчиков и девочек.(1ч)

     Знакомство с рассказом Е. Пермяка «Надежный человек».

     Тема 22. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.(1ч)

     Разговор доброжелательности и равноправии в классе. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того не делай сам». Изготовление значков вежливости. Работа в группах.

     Тема 23. Делу – время, потехе – час.(1ч)

     Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе – час». Выставка значков для школы вежливости.

     Тема 24. Вот школа, дом, где мы живем.(1ч)

     Разбор этикетных ситуаций в форме «Дискуссия». Формулирование правил этикета в школе.

Раздел 4. Доброе слово, что ясный день.(10ч)

     Тема 25. Отворите волшебные двери добра и доверия.(1ч)

     Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее.

     Тема 26. Хорошие песни к добру ведут.(1ч)

     Дети поют песни о добре. Просмотр добрых мультфильмов.

     Тема 27. Любим добрые поступки.(1ч)

     Учимся видеть добрые поступки вокруг. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». Разучивание песни кота Леопольда.

     Тема 28. Добрым жить на белом свете радостно.(1ч)

     Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Беседа о доброте и смелости.

     Тема 29. Тепло родного дома.(1ч)

     Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

     Тема 30. Как решать семейные проблемы.(1ч)

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не было крика, чтобы не произошла ссора, чтобы нравилось быть дома.

     Тема 31-34. Доброта что солнце.(4ч)

     Итоговое занятие. Дети подводят итоги. Игры. Песни. Чаепитие

Тематическое планирование  4 класс

Название темы

Дата провед

Форма деятельности

Правила общения. 8ч.

1

Узнай себя

03.09

Путешествие в сказку. Игра

2

Слова приветствия

10.09

Познавательная беседа. Конкурсы

3

Толерантность

17.09

Разговор.

4

Веселые правила хорошего тона.

24.09

Познавательная беседа.

Ролевые игры.

5

Дружим с добрыми словами

01.10

Игра. Познавательная беседа

6

Умеем общаться

08.10

Рассказ. Беседа. Игры

7

Слово утешает

Познавательная беседа

8

Обращение к собеседнику

Беседа. Решение задач

Этика отношений в коллективе. 8ч.

    9

Мы идем в гости

Ответы на вопросы. Игры

10

Подари дело и слово доброе

Путешествие в сказку

11

Подарок коллективу

Урок – сюрприз.

12

Каждый интересен

Познавательная беседа. Игры

13

Будем знакомы

Познавательная беседа. Игры.

14

Чтобы быть коллективом

Познавательная беседа.

Практическое занятие в столовой.

15

Коллектив начинает меняться

Беседа.

16

Когда рядом много людей

Праздник Новый год-параллель.

Ролевые игры.

Школьный этикет. 8ч.

17

Школьные правила этикета

Познавательная беседа. Игра.

 Инсценирование. Работа в группах.

18

Простые правила этикета

Беседа. Решение задач.

19

Если радость на всех одна

Познавательная беседа. Игра. Работа в группах.

20

Мой класс – мои верные друзья

Познавательная беседа. Игра. Работа в парах.

21

О дружбе мальчиков и девочек

Познавательная беседа. Работа с таблицами.

22

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

Работа в группах. Беседа. Изготовление  значков

23

Делу – время, потехе – час.

  Познавательная беседа. Игры.

24

Вот школа, дом, где мы живем.

Сценки-миниатюры. Праздничное чаепитие для мам и бабушек.

Доброе слово, что ясный день. 10ч.

25

Отворите волшебные двери добра и доверия.

Познавательная беседа. Игры.

26

Хорошие песни к добру ведут.

Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильмов.

27

Любим добрые поступки.

Познавательная беседа. Разучивание песни.

28

Добрым жить на белом свете радостно.

Путешествие в сказку. Конкурсы.

29

Тепло родного дома.

Познавательная беседа.

30

Как решать семейные проблемы.

Беседа. Игры.

31-34

Доброта, что солнце.

Игры.

Разучивание песен.

Подготовка к празднику.

Игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-познавательной программы «Дорогами войны...».

Мы победили!!! 9 мая 2012 года... в 67 раз прогремит Салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество нашего народа. Страна давно залечила раны войн...

Конкурсно-игровая программа "Дорога в школу"

Соревнование трёх команд "Красные", "Желтые", "Зелёные" (обыгрываем сигналы светофора). Задача каждой команды добраться до финиша (воображаемой школы), допустив как можно меньше ошибок....

Воспитательная программа "Дорога к миру"

Программа призывает решать проблемы нравственного порядка, а стало быть, она не может быть неактуальной, невостребованной, так как  высоконравственная, толерантная личность - двигатель каче...

Воспитательная программа "Дорогою добра"

Воспитательная программа «Дорогою добра» для 2 класса создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личн...

Конкурсно-игровая программа "Дорогами сказок"

Цель: приобщение детей к народному творчеству; активизация познавательных интересов учащихся....