Анкета
тест
Предварительный просмотр:
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (1-4 кл.)
/ методика Н. Г. Лускановой, 1993г ./
Цель: Определение уровня школьной мотивации.
— ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.
Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Установлено пять основных уровней школьной мотивации:
Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовле-творительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у дос-ки, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учении-ками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких де-тей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают инди-видуальные пристрастия ребёнка.
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребён-ка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может слу-жить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.
ТЕСТ
Инструкция: Выбери один из трёх предъявляемых ответов (наиболее тебе подхо-дящий) на поставленный вопрос, отметь его галочкой.
- Тебе нравится в школе?
а) не очень б) нравится в) не нравится
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?
а) не знаю б) остался бы дома в) пошёл бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто б) редко в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы
- У тебя в классе много друзей?
а) мало б) много в) нет друзей
- Тебе нравятся твои одноклассники ?
а) нравятся б) не очень в) не нравятся
КЛЮЧ
ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧ-СЯ (4кл.) (5-9кл.)
/ Уфимцева Л.П. /
1 часть: Определение мотивов учебной деятельности.
Цель: Выявить отдельные мотивы учебной деятельности.
Выводы: Если тестируемый выбирает утверждения:
А) 1; 7; 11 – это соответствует познавательному мотиву;
Б) социальному мотиву соответствуют следующие утверждения:
а) – 3; 4 – широкий социальный мотив (СМ);
б) – 6;10 – узкий социальный мотив (СМ);
в) – 2 ; 9 – избегание неприятностей;
г) – 5 ; 8 – ориентация на одобрение.
(Можно анализировать 1 часть отдельно от 2 части или в сочетании со 2 частью).
Аналитический бланк опроса № 1
№ | Ф.И.О. | Познавательный мотив | Социальный мотив (СМ) | Выводы | |||||||||
Широкий СМ | Узкий СМ | Избегание неприятностей | Ориентация на одобрен. | ||||||||||
1 | 7 | 11 | 3 | 4 | 6 | 10 | 2 | 9 | 5 | 8 | |||
АНКЕТА – 1
Инструкция: Внимательно прочитай анкету и подчеркни только те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям.
Помни, что можно подчеркнуть не более трёх пунктов.
1. Учусь потому что на уроках интересно.
2. Учусь потому что, ругают за плохие отметки.
- Учусь потому что хочу больше знать.
- Учусь потому, чтобы было легко работать.
- Учусь потому, чтобы доставить радость родителям.
- Учусь потому, чтобы не отставать от товарищей.
- Учусь потому что, нравится учиться.
- Учусь потому что, хвалит учитель за хорошие успехи.
- Учусь потому что, родители наказывают за « 2 ».
10. Учусь потому что за хорошую учёбу, ставят в пример другим.
11. Учусь потому что узнаю много нового.
2 часть: Отношение к учению.
Цель: Определить общее отношение к школе, к учению.
Выводы: Все ответы на вопросы и информация о характере отношения
к школе отметить «+» или « – ». Определить доминирование
учебных или внеучебных интересов; отметить наличие или
отсутствие «–» переживаний в школе.
Сочетание этих трёх характеристик определяет уровень отношения к школе, к ученью:
3 уровня: --- высокий (общее отношение к школе «+»; доминирует
познавательный интерес; отсутствуют « – » переживания).
--- средний (при общем «+» отношении к школе и доминировании
учебных, познавательных интересов всё же выявляются области
«–» переживаний.
--- низкий (общее «–» отношение к школе; доминирует внеучебный
интерес; наличие «–» переживаний.
(Можно анализировать 2 часть отдельно от 1 части или в сочетании с 1 частью).
Аналитический бланк опроса №2
№ | Ф.И.О. | Общее отношение к школе | Интересы | Переживания | Выводы ( уровни) | |||
«+» | « – » | Учебный | Вне - учебный | ЕСТЬ | НЕТ | |||
АНКЕТА – 2
Инструкция: Внимательно прочитай анкету (можно под диктовку) и ответь на вопросы.
- Что ты считаешь самым важным в школе? Почему?
- Какой день недели ты любишь больше всего? Почему?
- Что в школе для тебя самое интересное?
- Чем бы ты хотел заниматься, придя из школы?
5) Что в школе для тебя самое не интересное?
6) А что для тебя самое неприятное в школе и почему?
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ О ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
/ Проводится по анкете – 1 и анкете – 2 /
Общий вывод о формировании учебной мотивации делается на основе
анализа взаимосвязи общего отношения к школе (анкета – 2) и сформированности учебных мотивов (анкета – 1).
Высокий уровень: --- высокий уровень общего отношения к ученью,
к школе; преобладание познавательных мотивов
ученья.
Средний уровень: --- средний уровень общего отношения к ученью,
к школе; преобладание социальных мотивов ученья.
Низкий уровень: --- низкий уровень общего отношения к ученью,
к школе, преобладание социальных мотивов ученья
( в основном мотивов избегания и непринятия).
Общий (сводный) бланк по анкете –1 и анкете –2 .
№ | Ф.И.О. | Уровень обще го отношения к обучению | Позна- ватель- ный мотив | Социальный мотив | Общие выводы | |||||
высокий | сред ний | низкий | широ- кий | узкий | избегание непр-стей | одоб- рение | ||||
АНКЕТА « ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ »
/ Модификация методики С.К. Мазгутовой /
Инструкция: Пожалуйста, искренно ответь на поставленные вопросы.
- Что ты считаешь самым важным в школе?
- Какой день недели ты больше всего любишь?
- Что в школе для тебя самое интересное?
- Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?
- Если бы ты мог выбирать, то в каком классе хочешь сейчас учиться в 4-ом или 5-ом?
- Какие твои самые любимые занятия?
- Что в школе для тебя самое неинтересное?
- А что самое неприятное?
- Как ты учишься?
- А каким по успеваемости учеником ты бы хотел быть?
- С кем бы ты хотел сидеть вместе?
- А с кем не хотел бы?
- Какое общественное поручение хотелось бы тебе иметь в 5-ом классе?
- Если бы тебе разрешили составить расписание уроков, какие бы ты предметы
добавил?
- А какие убрал?
- Если бы тебе разрешили идти на уроки с шариками разного цвета, на какие
уроки ты бы взял шарики ( зелёный, жёлтый, красный, синий, серый,
коричневый, фиолетовый, чёрный)?
Анкета используется, как информация, для осуществления дифференцированного подхода в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкеты для: родителей, учителя, ученика
Приложение к информационному материалу "Педагогическое исследование"...
Анкета для родителей
Анкета для родителей (ознакомительная)...
Анкета для учителей
Анкета для МО (ознакомительная)...
Анкета для родителей первоклассников
Анкетирование родителей для оптимальной организации учебно-воспитательной работы в классе....
Анкеты для родителей 1 класса (входное анкетирование)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт:guru1.ucoz.ru В процессе создания воспмтательной системы класса важно выявить степень прочности и устойчивости связей в семье ученика, познакомиться с бытом с...
Анкета: общие сведения о семье
Материал для получения общих сведений о семье перед первым классом...
Образовательная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся первого класса "Психологическое развитие"+презентации на развитие психофизических способностей, анкеты для детей, анкеты и советы родителям.
Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения....