Статья. Обучение в условиях ФГОС
методическая разработка (1 класс)

Гордеева Елена Ивановна

Статья посвящена изменениям в структуре обучения по ФГОС в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._obuchenie_v_usloviyah_fgos.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Гордеева Е.И., учитель начальных классов

                                                     ГБОУ школа-интернат №8 Пушкинского района

                                                                                       Санкт-Петербург

                                        Тема выступления

      «ФГОС. Работа учителя школы-интерната в условиях обновления образования»

   В настоящее время непрерывно растет число детей с ОВЗ. Дети данной категории часто попадают в специальные коррекционные школы-интернаты.  Дети, как правило, страдают различными соматическими, неврологическими и психическими расстройствами. У всех учащихся отмечается отставание  от требований к условной норме развития по различным показаниям, в том числе  недоразвития речи и психофизических функций. Интеллектуальный, коммуникативный и нравственный потенциал - на  низком уровне. Навыки самоконтроля, самостоятельной деятельности у многих находятся, как правило, в стадии формирования.

 В современных условиях формируются новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования. Вся работа с учащимися в школе-интернате становится специально организованным процессом.

  В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» «государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». 

  Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют новые требования к результатам образования.

Специальная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья наряду с общими задачами имеет целью обеспечить учащимся коррекцию недостатков психического  и психо-физического развития.

Цели:

  • Обучать, развивать активную творческую личность, стремящуюся к самоопределению, самосовершенствованию, ориентирующуюся в проблемах современности.
  • Предупреждать и вовремя осуществлять коррекцию нарушенных  психофизиологических функций.
  • Воспитывать самостоятельную  жизненную позицию обучающихся,  их креативность; формировать  навык сознательного нравственного поведения.

Задачи:

  • Осуществление мотивации к обучению средствами, доступными для понимания обучающихся; оказание педагогической поддержки;  использование в обучении цифровых технологий.
  • Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций.
  • Формирование учебной мотивации: последовательное замещение отношений «взрослый – ребёнок», характерных на начальном этапе для детей с трудностями в обучении, отношениями «учитель – ученик», являющимися основой формирования познательных интересов.
  • Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, произвольности), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
  • Формирование общедеятельностных умений и  навыков: ориентировки в задании, планирования предстоящей деятельности, осуществления её в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, самоконтроля и самооценки.
  • Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
  • Повышение уровня развития учащихся и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии на основе учёта темпа деятельности, готовности к усвоению нового материала.
  • Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребёнка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта, обеспечение успешности учебной деятельности.
  •  Обогащение кругозора детей, формирование отчётливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, позволяющих воспринимать сознательно учебный материал.
  • Привитие стремления к постоянному  познаванию мира и бережному к нему отношения.
  • Привлечение родителей учащихся к выполнению единых требований в школе и дома.

   Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные права с обычными детьми, возможности получения образования в пределах специального образовательного стандарта, воспитание, коррекцию  различных нарушений. Важной задачей любого образовательного учреждения становится  социальная адаптация в обществе каждого ребёнка, формирование личности.

   В рамках требований ФГОС, в школах интернатного типа,  устанавливается оптимальный режим дня школьника, в соответствии с выполнением санитарных норм (Сан ПиН):  учащиеся обеспечиваются  полноценным (как правило, пяти- и даже шестиразовым) питанием;  проводятся стартовые контрольные работы, мониторинги,  с целью выявления оценки личностного развития школьников. Для развития познавательной деятельности разрабатываются специальные  программы, с учётом личностно-ориентированного  подхода в развитии ребёнка с ОВЗ и его самоопределения в окружающем мире; подбираются или адаптируются различные технологии обучения и воспитания, используются различные образовательные платформы.

Организуются медико – психолого – педагогические обследования детей (школьные консилиумы: ШМППК, ППК) обучающихся в начальных классах, своевременно выявляются причины дезадаптации отдельных школьников, а следовательно, происходит и выбор наиболее эффективных путей коррекции тех или иных нарушений. Осуществляется системный разносторонний контроль специалистов (врачей, психологов, дефектологов) за развитием ребёнка.

Обязательным  условием успешного развития ребёнка, имеющего ОВЗ, является создание развивающей среды в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями, учётом  ведущего индивидуального нарушения развития и учётом сенситивных периодов формирования психических функций, в рамках ведущего вида деятельности.  

С этой целью проводится работа, имеющая своей целью углублённую коррекцию и социализацию детей данной группы:

  • коррекционно-развивающие занятия по коррекции высших психических функций: зрительного и слухового восприятия, различных видов памяти и операций мышления;
  • осуществляется коррекция коммуникативных функций в среде сверстников,  людей младших  и старших по возрасту, развитие и укрепление навыков самообслуживания, с последующей интеграцией детей в общество.

  Создание благоприятной социальной среды, обеспечивает соответствующее возрасту общее развитие ребёнка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных и общедеятельностных умений.

Одной из форм работы учителя является коррекционное занятие, к которому предъявляются  требования:

        занятие должно быть развивающим, учитывающим вид коррекционной работы и индивидуально-дифференцированный подход к учащимся;

        излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей;

        в процессе занятия осуществляются межпредметные связи;

        оснащенность техническими средствами обучения, дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы и др.); весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой занятия;

        осуществляются инновационные процессы (использование ИКТ, цифровых технологий);

        соблюдение охранительного режима работы.

        занятие должно способствовать решению основных задач, стоящих перед интернатом: оказывать всестороннюю педагогическую поддержку, способствовать социальной адаптации ребенка с ОВЗ.

  Для расширения кругозора детей, развития их творческих способностей и эстетического вкуса,  формирования навыков интеллектуального труда,  обогащения и пополнения словарного запаса, активизации речи, развития коммуникативных навыков, общей моторики и координации, воспитания взаимоподдержки и взаимовыручки, развития эмоционально-волевой сферы и основных психофизических функций   в течение учебного года проводятся  внеурочные занятия, беседы, игры, упражнения, тренинги, викторины, мероприятия по развитию мыслительной деятельности и формированию культурного поведения.  Осуществляется вовлечение детей в различные  виды деятельности: проекты, предметные недели, конкурсы, Дни здоровья, игры по станциям  и др.).

  Учителем проводятся уроки и внеурочные занятия в разных формах. Ими могут быть: информационные часы, круглые столы, КТД, интерактивные беседы, анкетирование, тестирование, часы общения, информационно-познавательные часы, практикумы, экскурсии, диалоги-размышления, мини-проекты, тренинги, игровые ситуации на уроках, диспуты, интеллектуальные  и сюжетно-ролевые игры, квесты  и др.

     Систематически проводится работа по выполнению норм и правил поведения в школе, общественных местах, формированию навыков самоконтроля, самостоятельности, выполнению санитарно-гигиенических норм и правил (беседы, презентации, выезды, экскурсии и др.)

   Использование различных форм и методов позволяют проводить всю работу систематически, разнообразят виды деятельности, вызывают интерес школьников к пополнению своих знаний, формируют активную жизненную позицию, так как опирается  на особенности контингента учащихся, их уровень познавательных интересов, знаний, навыков.

  Таким образом, создаются условия, обеспечивающие социальное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте  формирования у них идентичности гражданина России. Учебный процесс направлен на обучение и воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и страны, на развитие у него творческих способностей и формирование основ  его социально ответственного поведения в обществе и семье, а учитель является непосредственным человеком, формирующим среду для развития детей, вовлекающим и направляющим  их деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС. Организация современного урока.

В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам  учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное сод...

Адаптация первоклассников к школьному обучению в условиях ФГОС.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Значен...

доклад "Личностно-ориентированное обучение в условиях ФГОС"

Доклад  "Личностно-ориентированное обучение в условиях ФГОС"...

Взаимодействие семьи и школы в процессе адаптации ребенка к школьному обучению в условиях ФГОС

В работе даны теоретические аспекты взаимодействия семьи и школы в процессе адаптации ребёнка к школьному обучению. Также кратко освещены приёмы взаимодействия с семьёй первоклассника....

Тема инновационного педагогического опыта: «Предметные результаты обучения в условиях ФГОС»

        В статье рассматривается cистема предметных знаний и предметных действий как важнейшая составляющая предметных результатов. Совокупность всех учебных предметов обесп...

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС...