Рабочая программа по курсу "Занимательная математика"
рабочая программа (2 класс)

Хаждэу Наталья Васильевна

Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.  Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                      Данная рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012 (с изм.)
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373             «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  • Приказа Министерства Просвещения России от 28.12.2018 №345
  • «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию  при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 18 мая 2020г. №204).
  • Учебного плана МБОУ СОШ №26 имени В.И.Кугаева г.Брянска на 2020-2021 уч.год.
  • Годового календарного графика образовательного учреждения на 2020-2021 уч.год.
  • Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013 г.
  • Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой,  2013 г.

В авторскую программу вышеуказанных авторов не внесены изменения. На её базе составлено тематическое планирование на 2020-2021 уч.год.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.  Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

 ЦЕЛЬ:  развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

ЗАДАЧИ:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области  чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая   внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
  • развивать краткости речи. 

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  КУРСА.

Курс "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе  формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

                                      МЕСТО  КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

    Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов (7 - 10 лет).  Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин.  Программа рассчитана на 4 года.  

      В 1 классе - 33 часа в год.  Во 2-4 классах - 34 часа в год.  

             

 ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ  КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.  
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

    Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты отражены в содержании программы.

 Содержание курса  2 класс (34 часа)

Геометрическая мозаика

     Удивительная снежинка. Крестики-нолики. Математические игры. Прятки с фигурами.

Секреты задач. «Спичечный» конструктор. Геометрический калейдоскоп. Числовые головоломки. «Шаг в будущее». Геометрия вокруг нас. Путешествие точки. Тайны окружности. Математическое путешествие. Новогодний серпантин. Математические игры. «Часы нас будят по утрам…». Головоломки.  «Что скрывает сорока?». Интеллектуальная разминка. Дважды два — четыре. В царстве смекалки. Составь квадрат

Мир занимательных задач. Математические фокусы. Математическая эстафета.

Универсальные учебные действия:

    — ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

    — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

     — проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

     — выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

     — анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

     — составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

     — выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

     — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

     — объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

     — анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

     — моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

     — осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию с образцом;

     — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

     — искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

      — моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

      — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

      — объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

      — воспроизводить способ решения задачи;

      — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

      — анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

      — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

      — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами.
  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Тематическое планирование 2 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Часы учебного времени

Дата план

Дата факт

1

Удивительная снежинка

1

2

Крестики-нолики

1

3

Математические игры

1

4

Прятки с фигурами.

1

5

Секреты задач

1

6 – 7                            

«Спичечный» конструктор

2

8

Геометрический калейдоскоп            

1

9

Числовые головоломки

1

10

«Шаг в будущее»

1

11

Геометрия вокруг нас

1

.

12

Путешествие точки

1

13

Шаг в будущее

1

14

Тайны окружности

1

15

Математическое путешествие

1

16 - 17

Новогодний серпантин

2

18

Математические игры

1

19

«Часы нас будят по утрам…»

1

20

Геометрический калейдоскоп

1

.

21

Головоломки

1

22

Секреты задач

1

23

«Что скрывает сорока?»

1

24

Интеллектуальная разминка

1

25

Дважды два — четыре

1

26 - 27

Дважды два — четыре

2

28

В царстве смекалки

1

29

Интеллектуальная разминка

1

30

Составь квадрат

1

31 - 32

Мир занимательных задач

2

33

Математические фокусы

1

34

Математическая эстафета

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

Рабочая программа учебного предмета математика Образовательная область: математика для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа учебного предмета « Математика» предметной области «Математика и информатика» для 1-4 классов по программе ПетерсонЛ.Г

Рабочая программа предмета «Математика» предметной области «Математика и информатика» разработана на основе нормативных документов....

Рабочая программа по предмету Математика (базовый уровень) 3 класс (УМК «Школа России» ФГОС) М.И. Моро Математика 136 часов

Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального го­сударственного стандарта начального общего образования , Примерной про­граммы на...

Рабочая программа кружка по математике "Лучший математик"

Рабочая программа кружка по математике"Лучший математик"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 класс на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...