«Лэпбук - новая форма организации образовательной деятельности».
статья
В связи с внедрением ФГОС школьного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны школьникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Этим новым и стал лэпбук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_-_novaya_forma_raboty_v_nachalnoy_shkole.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лэпбук - новая форма организации образовательной деятельности».
Важным аспектом современного российского образования является постулат «научить учиться самому», т.е. школьники должны ставить перед собой цели и задачи, планировать свою работу, находить способы решения и обобщения, а главное - находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.
Действительно, в настоящее время наши дети сталкиваются с огромным потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, вряд ли кто может переработать ее за короткое время.
Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так:
· чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;
· чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
· чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме
-чтобы текст был прочитан и проанализирован
Одним из способов достижения этой цели образования может стать использование на уроках технологии создания лэпбука.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. В процессе создания такой папки можно закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у обучающегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
С точки зрения социализации в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 обучающихся работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой. В группе обучающиеся учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения не на личных симпатиях и антипатиях друг к другу, а на стремлении выполнить работу максимально хорошо, тем более, что работа над созданием лэпбука (от его проектирования до воплощения в жизнь) трудоемка как по времени, так и по содержанию. Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того, роль педагога в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает обучающихся к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Педагог является сторонним наблюдателем, который лишь при 7 необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо.
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как обучающийся воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает обучающийся, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Разновидности тематических папок:
- в зависимости от назначения: учебные, игровые, поздравительные, праздничные, автобиографические, папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.;
- в зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами; папка с 3-5 разворотами; книжкагармошка; фигурная папка.
Организация материала: стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки. окошки и дверцы, вращающиеся детали, высовывающиеся детали, карточки, теги, стрелки, пазлы;, чистые листы для заметок и т.д
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку:
- организационную (экскурсии, походы)
- техническую (фото, видео)
- информационную (сбор информации для лэпбука)
- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
Этапы работы над Лэпбуком.
В теории и практике проектирования обычно выделяются следующие этапы разработки проекта.
Исходный этап: разработка проектного задания:
- Определение проблемы: выявление затруднения, обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта («Что делать, чтобы преодолеть затруднение?»).
- Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения («Что должно стать результатом моей работы, чтобы преодолеть затруднение, и как этого добиться?»)
- Определение цели проекта и поэтапных задач.
Этап разработки плана работы:
- Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.
- Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.
- Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.
- Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.
Выполнение:
- Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
- Проведение исследования, выполнение расчетов,
- Подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.).
- Оформление материалов на Лэпбуке,
Подведение итогов:
- Общественная презентация проекта.
- Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.
Все «ЗА» и «ПРОТИВ».
Не смотря на то, что метод Лэбпука весьма популярен и активно используется учителями на уроках, он имеет как свои положительные, так и отрицательны стороны. Рассмотрим некоторые из них.
К плюсам Лэпбука относят:
- Использование разных форм деятельности обучающихся (индивидуальная, парная, групповая работа);
- Совместная работа с родителями: родители также могут быть включены в процесс изготовления Лэпбука, если его выполнения нуждается в доработке или является домашним задание;
- Развивающие задания: задания различного рода могут быть включены в данной проектной деятельности (различные карточки, рисунки, схемы, кроссворды, ребусы и т.д.);
- Ручная работа: ребёнок изготавливает Лэпбук самостоятельно, опираясь только на свои знания и умения, вследствие чего лучше запоминает пройденный материал, так как наглядное пособие связано непосредственно с практической работой;
- Подход в обучении.
Среди несомненных плюсов, всё же имеются и свои недостатки. Среди которых следующие минусы:
- Оценивание работ: такую работу действительно очень сложно оценивать, так как она имеет и творческий характер;
- Время для создания: если учитель заранее не подготовит достаточно материала для изготовления данной работы, то на создание Лэпбука может уйти очень много времени у детей.
Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них можно скачать бесплатно или за символическую плату в сети Интернет – лучший вариант для новичков.
Распланируйте, какую именно информацию по выбранной теме будет содержать ваша папка. Нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе или в Ворде (Пэйнте или программе-проектировщике), выберите оптимальный вариант для размещения необходимой информации. Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация. Теперь можно приступать к изготовлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Занимайтесь по тематической папке постепенно: одно занятие — одно задание. Придумайте удобное место для хранения изготовленных материалов. Интересных вам идей и плодотворных совместных занятий с детьми! Немного фантазии, творчества, воображения, совместная работа и лэпбук готов.
Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего же начать?
1. Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их возраста.
2. После того, как выбрали тему, надо написать план, ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы составить план, мы используем модель трёх вопросов.
Задаем ребенку вопросы:
- Что ты знаешь о ..?
- Что хотел бы узнать?
- Что сделать, чтобы узнать?
3. Создание макета.
Чтобы сделать макет лэпбука понадобится:
- распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно нарисованные шаблоны. Для этого хорошо использовать, цветной принтер, цветную бумагу для принтеров – тогда папка получается цветная и красочная;
- лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4. для изготовления самой папки. Для этого подойдет любая картонная папка. Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками. После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку оклеиваем цветной бумагой, или цветной самоклейкой и украшаем по своему усмотрению;
- ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч;
- безграничная фантазия. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т. д.
- кстати, совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один урок или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это ещё и способ оформления самостоятельного исследовательского проекта.
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Лэпбук готов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....
Образовательное событие – форма организации совместной деятельности педагога, учащихся и родителей
Образовательные события класса...
Доклад «Эффективные формы организации образовательной деятельности младших школьников для изучения русского языка, как неродного»
Эффективные формы организации образовательной деятельности младших школьников для изучения русского языка, как неродного.Чтобы овладеть неродным языком,необходимо постичь другой мир…А.МартинеФе...
Инструктивно-методическое письмо «Об организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2018-2019 учебном году»
Нормативно-правовая база и методические рекомендации в работе учителя начальных классов в Белгородской области....
Программа семинара-практикума «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» 19.11-20.11. 2019 г.
Программа семинара-практикума «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» 19.11-20.11. 2019 г....
Образовательное со - бытие как форма организации образовательного процесса
Урок в формате со-бытия...
Образовательный флешмоб как форма организации учебной деятельности
В сообщении рассматриваются возможности образовательного флешмоба...