Подготовка учащихся 4 класса к ВПР. Из опыта работы
материал (4 класс)
Подготовка учащихся 4 класса к ВПР (из опыта работы учителя начальных классов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_vpr.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА К ВПР»
(из опыта работы учителя начальных классов Анохиной Л.В.)
Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования, которая согласно приказу министерства образования и науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» с 2017 года входит в 4-х классах в штатный режим.
ВПР не являются государственной итоговой аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе.
Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
Что дают ВПР
Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР выпускников начальной школы в результате позволит:
- психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ГИА и ЕГЭ;
- определить уровень знаний, который был получен в течение пройденного года обучения;
- дать стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах;
- увидеть недостатки учебной программы по проверяемым предметам;
- родителям быть в курсе уровня знаний своего ребёнка;
- даст возможность улучшить общую систему обучения.
Когда мы говорим о подготовке к сдаче ВПР, то можно выделить три составляющие готовности к ним:
- Информационная готовность
- Предметная готовность
- Психологическая готовность
Сроки, процедура проведения, структура заданий, знание правил поведения во время написания работы – это информационная готовность.
График проведения сдачи ВПР утверждается в начале календарного года. Задача учителя состоит в том, чтобы довести до сведения каждого родителя и ученика эту информацию.
В 2019-2020 учебном году учащиеся 4 класса пишут работы:
Русский язык - 31 марта и 2 апреля
Математика - 14 апреля
Окружающий мир - 16 апреля
Родители на родительском собрании ознакомлены с графиком сдачи ВПР,
процедура проведения ВПР, структура заданий также известна детям и родителям. Они знакомы с демоверсиями по предметам, знают, какие задания находятся под каким номером. Сколько баллов они получат за правильно выполненное задание, а сколько потеряют, если не справятся, как перевести балл в оценку. Это все информационная готовность.
Предметная готовность - готовность по учебным предметам к выполнению всех видов заданий.
Контрольная работа по русскому языку состоит из двух частей, первая часть – это диктант с заданиями по грамматике.
Вторая часть предполагает работу с предложенным текстом и проверяет, насколько школьники осознанно воспринимают прочитанное и владеют русским литературным языком.
Работа по математике проверяет, научились ли дети считать, применять математические знания для решения практических, логических задач, работать с представленной в разных формах информацией.
Работа по окружающему миру проверяет не только предметные знания, но и жизненный опыт и знание своего края: главный город региона, достопримечательности, особенности природы, жизни и хозяйственной деятельности людей, умение презентовать информацию о родном крае в форме краткого рассказа.
Формы подготовки к ВПР:
Готовить к любым контрольным, в том числе к ВПР мы начинаем не в 4, а в 1 классе, когда учим осмысленно читать, разборчиво писать и правильно считать.
Практика подготовки к этим работам в течение нескольких лет показывает, что легче всего детям дается работа по математике. Она содержит 12 заданий. Максимум за работу- 20 баллов. 6 баллов - это «3», 10 баллов – это «4», 15-20 баллов –это «5».
Первый раз даю демоверсию по математике детям без объяснения.
- Посмотрите, выполните те задания, которые вам под силу.
Чаще всего дети выполняют задания № 1, 2, 7 в которых проверяется умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
Задание № 3, которое проверяет умение решать арифметическим способом задачи, связанные с повседневной жизнью. (Вы пришли в магазин и сколько нужно заплатить за покупку или получить сдачи)
Задание № 5 на умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры
Задание № 6 предполагает чтение и анализ несложных готовых таблиц.
Задание № 11 выявляет овладение основами пространственного воображения
Далее знакомлю учащихся с системой оценивания всей работы. Сколько баллов можно получить за всю работу, за каждое задание и как это выражается в оценке.
Начинаем вместе анализировать выполненные задания и считать свои баллы. (При нахождении площади фигуры не указаны квадратные единицы измерения, при анализе таблиц на обратили внимания на то, что спрашивают про команду, занявшую третье место, а не первое, при изображении перевёрнутой таблички не подумали про коварную букву и.
Итог: задания простые и выполнены, но балл себе учащиеся поставить не могут. В результате ошибки, допущенные в работе и собой же выявленные, дети, как правило, больше не допускают. А после первой же работы мне становится понятно, где пробелы в знаниях детей, какие задания дети считают трудными. Чаще всего это задачи, решению которых мы уделяем немного больше внимания на уроках, и если нужно, то во время индивидуальных консультаций.
В работе по математике следует отметить еще задание № 10. Оно проверяет умение извлекать и интерпретировать информацию, представленную в виде текста, строить связи между объектами. Изначально детям это задание показалось сложным. Но начинаем вспоминать: мы строили свой маршрут движения от дома до школы; во время экскурсии давали характеристику объектов, расположенных рядом со школой, было задание составить план своего участка, с указанием соседних участков или объектов, расположенных рядом. Т.е. мы сами составляли подобные задания. При более внимательном прочтении условия дети с ним справляются.
Работа по русскому языку состоит из двух частей.
1часть специальной подготовки не требует, т.к. работа нацелена на проверку умения писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы, умение распознавать однородные члены предложения, главные члены предложения и части речи. Над формированием этих УУД мы работаем все четыре года из урока в урок. Здесь мы пробуем записать текст на предложенном бланке.
Хочу остановиться на некоторых заданиях 2 части работы
После проведения диагностической работы, я выявила проблемные задания:
Задание № 4. Произнеси данные ниже слова и поставь знак ударения над ударными гласными
Каждый урок русского языка открывает минутка правильного ударения. К запланированному домашнему заданию добавляю по 5-10 словарных слов для заучивания. Так же при работе со словарными словами ввожу такие задания: найди слово, в котором все согласные звуки мягкие, объясни значение слова, подбери синоним, антоним, найди слово по схеме.
Задание №6. Определи и запиши основную мысль текста.
Эти задания мы разобрали с детьми с особой тщательностью. Теперь в каждом встречающемся тексте на уроке мы определяем основную мысль и задаём вопрос по тексту, эту же работу проводим и на уроках литературного чтения.
Задание №8. Задай по тексту вопрос, который позволит определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание.
Составить простой вопрос по очевидному факту – это, конечно, показатель низкого уровня подготовки, дети должны уметь задавать каверзные вопросы. С другой стороны, кто-то из учеников может углубиться в творческий процесс и растратить на подготовку вопроса драгоценное время. Самым усидчивым ученикам нужно аккуратно объяснить, что на это задание не стоит тратить больше трех минут, даже если они в состоянии придумать очень интересный вопрос.
Раз в неделю даю детям задание на составление предложения – просьбы, благодарности.
Задание №10. Школьник заменяет слово из определенного предложения на близкое по значению. Критерии оценки позволяют указать любой синоним, но правильнее будет научить ребенка подбирать слово в соответствии с контекстом.
Задание №15 Пословицы. Ученик сопоставляет данное выражение с жизненной ситуацией. К сожалению, нет нормативного списка пословиц, которые школьник должен знать к концу четвертого класса. Многие из тех пословиц, что были на слуху двадцать лет назад, сейчас уже неактуальны и незнакомы детям. Поэтому необходимо продумать, какие выражения могут встретиться в задании, и обсудить их с учениками, применительно к той или иной жизненной ситуации.
Окружающий мир отличается большим объемом проверяемых знаний. Некоторые задания ВПР по окружающему миру проверяют знания, которые не давались в рамках уроков по программе « Перспектива». Поэтому сначала было необходимо восполнить пробелы.
Лучше всего учащиеся выполняют задание №1, требующее распознавания предмета и указания материала из которого он сделан . С данным заданием справляются все обучающиеся.
Задание №4. Внешнее строение человека – это тема, которую мы не изучаем. Поэтому такие слова как икра, поясница, бедро, голень, висок детям не знакомы. Здесь учащиеся допускают большее число ошибок. Данный пробел мы отрабатываем в виде физкультминуток, на знание строения человеческого тела. (Дотронься до уха, подними стопу, коснись поясницы…)
Задание № 3 проверяет знание географической карты и определения животного и растительного мира материков. (Материки по программе изучаются у нас в ознакомительной форме, не делая упор на растительный и животный мир конкретного материка). С учащимися составили памятку «Животный и растительный мир материков» и «Животный и растительный мир природных зон России».
Составили памятки «Дорожные знаки», «Условные знаки в общественных местах»
Задание №8 имеет более сложную структуру: требуется определить профессию, представитель которой изображен на фотографии; дать пояснения о том, какую работу выполняют люди этой профессии; назвать наиболее важные для представителей этой профессии качества и пояснить свой выбор качеств.
Здесь в помощь обучающимся можно разработать упражнения, направленные на умение осознанно строить речевое высказывание и инструкции для детей, которые позволят сконцентрировать внимание учащихся на том, что ОТВЕТЫ В ВЫСКАЗЫВАНИИ ДОЛЖНЫ ПОЛНОСТЬЮ ОТРАЖАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ.
Задание №10 посвящено нашему краю. Ребята готовят проекты и рефераты по животному и растительному миру нашего края; совершаем заочные экскурсии по памятным местам и музеям Тамбовской области.
Психологическая готовность
Конечно, чтобы написать работы, надо повторять изученный материал, решать задачи и писать диктанты. Родители детей начальной школы в этом помогают своим детям, так как знают изучаемые темы, консультируются у учителя.
В помощь детям и родителям, в сети Интернет есть интересные сайты «Решу ВПР», где ребёнок не только найдёт тренировочные задания, но и получит оценку, найдёт пояснения заданий, разъяснение ошибочных ответов.
Вывод: в целом, ВПР — это хорошо. И не забывайте, что успех подготовки к проверочной работе во многом зависит от психологического состояния педагога и учеников. Поэтому нужно сразу настроить себя и свой класс на хороший результат. Зная уровень знаний и познавательного развития своих детей, надеюсь, что они покажут хорошие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КМО учителей нач.классов Внедрение и распространение опыта работы по применению ИКТ.
“Организация работы с тестовыми заданиями”...
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.
Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ГПД» Обобщение опыта работы. Максименко М.В. Воспитатель ГПД ГОУ СШ № 346.
«Вся радость жизни в творчестве……»...
Формирование ценностных ориентиров в 1 Г классе казачьей направленности (Из опыта работы)
Возрождение казачества на Кубани....
Развитие УУД учащихся посредством проектной деятельности (из опыта работы)
Развитие УУД учащихся посредством проектной деятельности (из опыта работы)...
Из опыта работы. Подготовка учащихся к ГИА по математике с 1 по 11 класс
Из опыта работы. Подготовка учащихся к ГИА по математике с 1 по 11 класс...
Организация работы с неуспевающими учащимися в начальной школе (из опыта работы)
В каждом классе, как известно, встречаются учащиеся, имеющие серьёзные пробелы в знаниях. Во 2 «Г» классе два ученика с недопустимым уровнем обученности по предметам: русский я...