Конспекты занятий "Речевое развитие"
план-конспект

Тимакова Елена Валерьевна

Конспекты занятий по адаптированной образовательной программе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития,  образовательная область «Речевое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_zanyatiy_rechevoe_razvitie.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение  города Нижневартовска

детский сад №38 «Домовенок»

Конспекты занятий по адаптированной образовательной программе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития,  образовательная область «Речевое развитие»

Лексическая тема «Осень»

Занятия проводятся логопедом детского сада или воспитателем подготовительной группы Тимаковой Е.В

 Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень» (осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный; идти, желтеть, краснеть, дуть, опадать; пасмурно, солнечно, дождливо, ясно). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными). Совершенствование навыка чтения слов с пройденными буквами и навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение начального согласного звука в словах).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, пять мячей среднего размера, корзинка с разноцветными бумажными листьями, сюжетные картинки по теме «Осень», предметные картинки для игры «Четвертый лишний», игра «Катины подарки».

Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за осенними изменениями в природе. Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры. Разучивание упражнения «Осенью».

Ход занятия

1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Формирование учения ходить с перешагиванием через предметы].

Логопед приглашает детей пройти в кабинет и организует приветствие. По дороге к кабинету он раскладывает на полу на равном расстоянии друг от друга пять мячей.

Логопед. Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени.

Дети идут, перешагивая через мячи. Логопед следит за правильностью выполнения упражнения и поддерживает детей, ест они в этом нуждаются.

Логопед. Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. Салитесь за стол. Сегодня мы с вами будем говорить об осени.

2. Беседа об осени с рассматриванием картинок. Составление предложений по картинкам. Распространение предложений прилагательными. [Уточнение и активизация словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи (составление простых предложений с опорой на картинки и их распространение).]

Логопед помещает на наборное полотно несколько сюжетных картинок. На первой картинке дети собирают разноцветные листья в осеннем парке. На второй люди собирают яблоки в осеннем саду. На третьей картинке — клин перелетных птиц в небе. На четвертой - мальчики собирают в осеннем лесу лисички.

Логопед. Посмотрите на картинки. Какое время года нарисовал на них художник?

Дети. На картинках нарисована осень.

Логопед. Правильно. Теперь давайте расскажем, что нарисовано на каждой картинке. Что ты видишь на первой картинке. Маша?

I -и ребе но к. Дети собирают листья.

Логопед. Какие листья собирают дети?

I -й  р е б е н о к. Дети собирают разноцветные листья.

Логопед. Верно. Что нарисовано на второй картинке, Вадик?

2-й ребенок. Люди собирают яблоки.

Логопед. Какие яблоки собирают люди?

2-й ребенок. Люди собирают красные яблоки.

Логопед. Правильно. Расскажи о том. что ты видишь на третьей картинке, Женя.

3-й ребе н ок. Птицы улетают на юг.

Логопед. Какие птицы улетают на юг?

3-й ребенок. Перелетные птицы улетают на юг.

Логопед. Что ты видишь на последней картинке, Саша?

4-й ребенок. Мальчики собирают грибы.

Логопед. Какие грибы собирают мальчики?

4-й ребенок. Мальчики собирают желтые лисички.

Логопед. Вы очень хорошо рассказали о том, что нарисовано на картинках. А какие еще приметы осени вы помните?

Дети. Осенью часто идут холодные дожди. Исчезают насекомые. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди одеваются в более теплую одежду.

Логопед. Молодцы! Вы вспомнили приметы осени.

3. Упражнение «Разноцветные листочки». (Пополнение пассивного словаря относительными прилагательными. Совершенствование навыка чтения слов с пройденными буквами.)

Логопед убирает с наборного полотна картинки и ставит на стол корзинку с листьями.

Л о г о п е д. По дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Выберите по одному листочку, скажите, с какого он дерева, какого цвета.

1 -й р е б е н о к. Это оранжевый лист клена.

Логопед. Правильно. Это оранжевый кленовый лист.

2-й ребенок. А у меня желтый лист березы.

Логопед. Верно. Это желтый березовый листок.

3ребенок. Я взяла красный лист осины.

Логопед. Это красный осиновый листок.

4ребенок. Мне достался коричневый лист дуба.

Логопед. Коричневый дубовый листок. А теперь переверните листочки. Что вы видите? Дети. Буквы.

Логопед. Прочитайте, что написано на ваших листочках.

1-й ребенок. Кот.

 2-й ребенок. Кит.

3-й ребенок. Мак.

4-й р е б е н о к. Пума.

Логопед. Очень хорошо. Положите эти листочки на стол, а из корзинки выберите по одному желтому листочку рябины.

4. Упражнение «Осенние листочки». [Развитие длительного плавного выдоха.]

Логопед предлагает детям встать около стульчиков.

Логопед. Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.

5. Упражнение «Осенью». [Координация речи с движением. Совершенствование умений прыгать на носочках, приседать без опоры, ходить, высоко поднимал колени.]

Логопед приглашает детей выйти но ковер, предлагает им встать лицом в круг и выполнить знакомое упражнение.

Вдруг закрыли небо тучи,

Поднимаются на носочки, поднима-

Начал капать дождь колючий.

ют вверх перекрещенные руки.

Прыгают на носочках, держат руки

Долго дождик будет плакать,

на поясе.

Разведет повсюду слякоть.

Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,

Идут по кругу, высоко поднимая коле-

Поднимай повыше ноги.

ни.

Н. Нищева

6. Упражнение «Прохлопай слова». [Упражнение в передаче ритмического рисунка слов.]

Логопед вновь предлагает детям встать  в круг.

Логопед. А теперь давайте все вместе прохлопаем слова. Послушайте, как я прохлопаю слово дож-ди. А теперь вы прохлопайте слово кусты.

Дети. Кус-ты.

Логопед. Теперь слово рябина.

Дети. Ря-би-на.

Логопед. И наконец, слово дуб.

 Дети. Дуб.

Логопед. Отлично. Пройдите за стол.

7. Упражнение «Четвертый лишний». [Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи.)

Логопед помещает на наборное полотно четыре картинки: зонт, резиновые сапоги, спасательный круг, плащ-дождевик.

Логопед. Сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них не имеет отношения к осени.

Дети. Лишний спасательный круг.

Логопед. Почему?

Дети. Он нужен летом, на пляже.

Логопед. Верно. А все остальные предметы нужны осенью.

Аналогично проводится работа еще с двумя-тремя комплектами картинок.

8. Игра «Катины подарки». [Развитие фонематических представлений, совершенствование навыка звукового анализа слов.]

Логопед убирает картинки и достает игру «Катины подарки» (Нищева И. В. Играйка I.—СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2000). Он помещает на наборное полотно большую картинку.

Логопед. Кого вы видите на картинке? Дети. Девочку и игрушки.

Логопед. Правильно, Эту девочку зовут Катя. Она отдыхала на даче, но наступила осень, и Катя вернулась в город. Она привезла подарки своим игрушкам.

Логопед раскладывает предметные картинки.

Логопед. Что привезла Катя? Расскажите.

Дети. Конфету, морковку, малину, помидор, табурет, носки, нагрудник, кофту, пальму, торт, нож, погремушку, палку, коляску, мороженое, тарелку, ножницы, тапки, мандарин.

Логопед. Правильно. Давайте поможем Кате раздать подарки игрушкам. Каждая игрушка получит подарки, названия которых  начинаются с того же звука, что и ее название. С какого звука начинается слово носорог! Дети. Со звука [н].

Логопед. Подберите носорогу подарки, названия которых начинаются со звука [н].

Дети помещают картинки рядом с изображением носорога- и комментируют.

Дети. Нагрудник, носки, нож, ножницы.

Логопед. Молодцы. Все сделали правильно. Подарки остальным игрушкам мы подберем потом.

9. Общая артикуляционная гимнастика. {Совершенствование артикуляционной моторики.]

Логопед убирает игру и приглашает детей к зеркалу. Он сидит позади детей так, чтобы они хорошо видели его лицо в зеркале. Все упражнения логопед делает вместе с детьми. Даже если дети посещают логопедическую группу не первый год, на подгрупповых занятиях в октябре целесообразно повторить с ними и отработать все упражнения общей артикуляционной гимнастики.

Логопед. Сядьте правильно. Спину держите прямо. Руки положите на колени. Вспомните, как мы делали упражнение «Улыбка», учились вместе с маленьким динозавриком разводить губы и показывать зубы. Вот так.

Упражнение выполняют три-четыре раза. После каждого раза логопед предлагает детям проглотить слюну и отдохнуть. Затем дети под контролем логопеда делают упражнения «Хоботок» (учатся вытягивать вперед округленные губы), «Улыбка-хоботок», «Лопата» (кладут на нижнюю губу расслабленный язык).

10. Работа по картинке-загадке «Что ты видишь?» [Развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед приглашает детей пройти к наборному полотну и предлагает им встать полукругом, а на наборное полотно помещает картинку с наложенными изображениями листьев (рис. 1).

Логопед. Последняя игра сегодня — картинка-загадка «Что ты видишь?» Нужно сказать, что ты видишь на картинке, и обвести изображение пальцем.

1-й ребенок. Я вижу кленовый лист.

Рис. 1

Обводит изображение пальцем.

2-й ребенок. Я вижу березовый листок.

Обводит изображение пальцем.

3ребенок. А я увидела дубовый листок.

Обводит изображение пальцем.

4ребенок. Не назвали только рябиновый листок. Вот он. Обводит изображение пальцем.

Логопед. Молодцы. Это было очень трудное задание. Вы отлично справились с ним.

11. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорит на занятии, нем занимались, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает работу каждого ребенка.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Активизация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыков звукового анализа # чтения слов с пройденными буквами. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие силы и длительности выдоха, связной речи, зрительного внимания и восприятия, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, ловкости.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, игра «Катины подарки», альбом «Круглый год», корзинка для предметных картинок, таблица «Разноцветные листочки», картинка с изображением красного листа рябины, ведерко с каштанами, «Мой букварь» по числу детей, карточки со словами.

Предварительная работа. Сбор каштанов, желудей, шишек, рябины на прогулке в парке. Рассматривание плодов, подбор определений. Разучивание упражнения «Каштаны».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение начальных согласных в словах).

Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках и приветствует их. В корзинке лежат предметные картинки.

Логопед. Вчера мы с вами не закончили игру «Катины подарки». Давайте поможем девочке раздать подарки всем игрушкам. Возьмите по одной картинке из корзины и пройдите к столу.

Дети выбирают картинки и занимают места около стульчиков. Логопед помещает на наборное полотно игровое поле с изображением Кати и игрушек.

Логопед. Сейчас сядет тот, кто расскажет, что у него за подарок и кому он предназначен.

1-й ребенок. У меня конфета для куклы.

2-й ребенок. Ау меня пальма для попугая.

3-й ребенок. Я взяла малину для мартышки.

4-й ребенок. А я отдам тапки трубочисту.

Дети помещают картинки на наборное полотно и садятся.

Логопед. Молодцы. Правильно раздали подарки. Давайте раздадим все, что осталось у Кати. Вова подберет подарки мартышке, Настя — трубочисту, Ариша — кукле, а Ваня — попугаю.

Вова. Мартышке — морковку, мороженое и мандарин.

Настя. Трубочисту — торт, тарелку, табурет.

Ариша. Кукле — корзинку, кофту, коляску.

Ваня. Попугаю — помидор, погремушку и палку.

Логопед. Очень хорошо. Катя благодарит вас за помощь, а игрушки — за подарки. А теперь давайте продолжим разговор об осени, который мы начали вчера.

Логопед убирает игру «Катины подарки». Можно предложить детям самим убрать игру, сложить все картинки в корзинку.

2. Составление рассказа об осени по картинке. [Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Развитие связной речи.]

На наборном полотне картина «Ранняя осень»(Круглый год. Серия демонстрационных картин.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.).

 Логопед дает детям одну минуту для свободного рассматривания, а затем задает вопросы, с помощью указки привлекая внимание детей к той части картины, о которой идет речь.

Логопед. Кого вы видите на картинке? Начните ответ со слов мы видим.

Дети. Мы видим детей.

Логопед. Где находятся дети?

Дети. Они пришли в лес.

Логопед. В какой лес пришли дети?

Дети. Они пришли в осенний лес.

Логопед. Как вы догадались?

Д е т и. В лесу на деревьях разноцветные листья, на земле желтая трава. В траве растут грибы.

Логопед. Что делают девочки?

Дети. Девочки собирают листья.

Логопед. Что делает мальчик в красной куртке?

Дети. Мальчик в красной куртке наблюдает за белочкой.   -

Логопед. А чем занят мальчик в коричневой куртке?

Дети. Второй мальчик хочет погладить ежика.

Логопед. Как вы думаете, детям понравился осенний лес? Обратите внимание на их лица.

Д е т и. У детей веселые лица. Им интересно гулять в осеннем лесу.

Логопед. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы. А теперь давайте повторим рассказ по картине целиком. Сначала вы расскажете, кого вы видите на картине, где они находятся. Затем опишете осенний лес. Потом расскажете, что делают дети. И, наконец, объясните, почему детям понравилось в осеннем лесу.

Логопед дает детям две минуты для подготовки к рассказу, а затем вызывает одного из детей для составления рассказа по картине. Остальные дети составят рассказ на индивидуальных занятиях.

1-й ребенок. Мы видим на картине детей. Они пришли в осенний лес. В лесу на деревьях разноцветные листья, на земле желтая трава. В траве растут грибы. Девочки собирают листья. Один мальчик наблюдает за белочкой, а другой — за ежиком. Детям интересно гулять в осеннем лесу.

Логопед. У тебя получился очень хороший рассказ. Каждый из вас составит свой рассказ по картинке потом.

3. Упражнение «Осенью». [Координация речи с движением. Совершенствование умений прыгать на носочках, приседать без опоры, ходить, высоко поднимая колени.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер, предлагает им встать лицом в круг и выполнить знакомое упражнение.

4. Упражнение «Каштаны». [Развитие тонкой моторики и ловкости. Расширение и активизация словаря прилагательных.]

Логопед достает ведерко с каштанами и предлагает детям взять по два каштана в ведущую руку.

Логопед. Давайте вспомним упражнение «Каштаны». Держите каштаны крепко, катайте их вокруг друг друга, старайтесь не уронить.

Дети.               Каштаны в ладошке я крепко держу,

Каштаны в ладошке кручу и кружу.

Я ловко катаю каштаны в ладошке,

Они убегают, как мышки от кошки.

Н. Нищева

Дети складывают каштаны обратно в ведерко.

Логопед. Вы были очень ловкими и не уронили каштаны. А какие плоды мы еще собирали на прогулке?

Дети. Желуди, шишки, ягоды рябины.

Логопед. Вспомните и расскажите, какие они.

1-й р е б е н ок. Желуди длинные, блестящие, гладкие.

2-й ребенок. Шишки ели большие, шершавые, коричневые.

3-й ребенок. Шишки сосны маленькие, почти круглые, серебристые.

4-й ребенок. Ягоды рябины красные, круглые, мягкие. Логопед. У нас с вами теперь будет чем угостить зимующих птиц.

5. Упражнение «Прохлопай слова». [Упражнение в передаче ритмического рисунка слов, в делении слов на слоги.]

Логопед убирает ведерко.

Логопед. А теперь давайте все вместе прохлопаем слова, разделим их на части. Первое слово шишки.

 Дети. Шиш-ки.

Логопед. Теперь слово желуди.

Дети. Же-лу-ди.

Логопед. И наконец, слово каштаны.

Дети. Каш-та-ны.

Логопед. Отлично. Молодцы!

6. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им сесть правильно и сделать три-четыре упражнения из общей артикуляционной гимнастики. Можно выполнить упражнения «Птенчики» (ритмичное открывание рта сначала без преодоления сопротивления кулачков, а потом с преодолением сопротивления), «Улыбка-трубочка», «Лопата» (распластывание языка на нижней губе), «Маятник» (движение языком из стороны в сторону с касанием уголков разведенных губ). Каждое упражнение выполняют по три-пять раз. После каждого па* втора логопед дает детям отдохнуть, проглотить слюну, напоминает о том, что мягкие ладошки должны лежать на коленях.

7. Упражнение с дыхательным тренажером. [Развитие силы и длительности выдоха.]

Логопед предлагает детям встать возле стульчиков перед зеркалом так, чтобы хорошо видеть свое лицо, и раздает им дыхательные тренажеры.

Тренажер представляет собой изогнутую пластиковую трубочку с расширением на одном конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребенок выполняет упражнение стоя. Логопед следит, чтобы на вдохе плечи ребенка не поднимались. Ребенок делает вдох, берет конец трубочки в рот и дует, не надувая щек, так, чтобы шарик поднимался, но не падал. Упражнение выполняют не более пяти раз, чтобы не спровоцировать у детей головокружение.

8. «Повторим и поиграем» (Нищва И. В. Мой букварь - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС.) '. [Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и чтения слов.]

Логопед раздает детям буквари, открыв их на стр. 29.

Логопед. Посмотрите на картинки в нижней части страницы. Мы должны назвать их, прочитать, что под ними написано, и определить, какие буквы «потерялись».

1-й ребенок. На первой картинке нарисован кит. В слове под картинкой не хватает буквы т.

2ребенок. На второй картинке нарисован кот. В слове тоже не хватает буквы т. {И т. д.)

Логопед помещает на наборное полото по одной карточке с вышеперечисленными словами.

Логопед. Закройте буквари. Давайте прочитаем слова на карточках.

Дети. Кит, кот, мак, кот, нота.

Логопед. Очень хорошо!

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед убирает карточки, а затем предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, чем занимались, в какие игры играли. Он оценивает работу каждого ребенка.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью. Активизация словаря по темам «Осень», «Деревья». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и чтения слов. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в форме родительного падежа с предлогом с, согласование прилагательных с существительными в роде и числе).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного выдоха, речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, синий шнур диаметром 1 см и длиной 1,5 м с узелками, завязанными на расстоянии 5 см друг от друга, игра «Разноцветные листья», буквари и тетради по числу детей, контейнер с цветными карандашами, контейнер с перышками, карточка со словом утка, предметные картинки и фишки для слогового анализа.

Предварительная работа. Сбор листьев на участке детского сада, образование относительных прилагательных от названий деревьев (березовый, дубовый, рябиновый, кленовый, еловый, сосновый). Разучивание упражнения «Лесная речушка». Повторение упражнения «Листья».

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Лесная речушка».

[Объявление темы занятия. Развитие тонкой моторики, чувства ритма, координации речи с движением.)

Логопед входит в группу со шнуром в руках, приглашает детей на занятие, предлагает им взяться за узелки на веревочке и пройти вслед за ним в кабинет. Дети проходят на ковер, выстраиваются в круг, протягивают шнур через руки, держась за узелки и произнося текст.

Течет среди елок лесная речушка,

Журчит и торопится к светлой опушке.

Несется по камушкам весело речка,

А мы из веревочки свяжем колечко.

Дети, в руках у которых оказались концы веревки, связывают их. Затем укладывают кольцо из веревки на ковер.

Логопед. Лесная речка привела нас на опушку осеннего леса. Сегодня мы продолжим разговор об осени. Пройдите к стульчикам, представьте, что это пенечки, садитесь.

2. Игра «Разноцветные листья».( Нищева Н. В. Играйка 1.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

)[Расширение и активизация словаря по теме «Деревья» (относительные прилагательные), Совершенствование грамматического строя речи (образование формы существительных в родительном падеже с предлогом с, согласование прилагательных с существительными в роде и числе).]

Логопед помещает на наборное полотно два листа картона, на которых изображены клен, каштан, рябина, дуб, сосна, ель.

Логопед. Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Покажите и назовите их.

Дети по очереди выходят к наборному полотну, показывают и называют деревья. Логопед раскладывает перед детьми карточки с изображением листьев деревьев. Карточки снабжены «липучками», так же как и кружки, нарисованные около деревьев.

Логопед. А вот и листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый из них, закрепить листок рядом с этим деревом в кружке и вспомнить, какой это листок.

1-й ребенок. Этот листок упал с клена. Кленовый листок.

2-й ребенок. А этот листок упал с рябины. Рябиновый листок.

3-й ребенок. Вот это листок с дуба. Дубовый листок.

4-й ребенок. Эти иголочки с елки. Еловые иголки. 1-й ребенок. А эти иголочки с сосны. Сосновые иголки. Логопед. С какого же дерева упал последний листок? Дети. С каштана.

Логопед. Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить. А теперь представьте, какого цвета листья деревьев осенью, и расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки. Это — зеленые еловые иголки.

1 -й р е б е н о к. Красный кленовый листок.

2-й ребенок. Оранжевый рябиновый листок.

3-й ребенок. Коричневый дубовый листок.

4-й ребенок. Зеленые сосновые иголки.

1-йребенок. Желтый лист каштана.

Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием.

3. Работа в тетради №1 (Нищева Н. В. Тетрадь № 1 для старшей логопедической группы детского сада.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.)

 [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи. Активизация словаря по теме «Деревья» (относительные прилагательные). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе).]

Логопед раздает детям тетради. Ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Логопед. Сегодня мы с вами начнем работать в новых тетрадях и выполним задание на первой страничке. Что вы видите на ней?

Дети. Листочки.

Логопед. Изображения листочков наложены друг на друга для того, чтобы задание было сложнее выполнять. Но сначала послушайте стихотворение.

Он до поздней осени Весь стоит зеленый. Значит, он выносливый. Значит, закаленный.

О каком дереве идет речь?

Дети. О дубе.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. На дубе листья долго остаются зелеными.

Логопед. Обведите дубовый листок пальчиком.

Дети выполняют задание.

Л о го п ед. А теперь возьмите зеленый карандаш, обведите и раскрасьте листок.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они правильно сидели и правильно держали карандаш.

Логопед. А второй листок вы узнали?

Дети. Это кленовый листок.

Логопед. Каким он может быть осенью?

Дети. Красным.

Логопед. Обведите кленовый листок красным карандашом.

Дети выполняют задание.

Логопед. Какой листок получился?

Дети. Красный кленовый листок.

Логопед. Хорошо. Закройте тетради.

Логопед убирает тетради и карандаши.

4. Подвижная игра «Листья». [Координация речи с движением. Совершенствование умения прыгать с продвижением на носках ног.]

Логопед приглашает детей на ковер, где лежит кольцо из веревки.

Логопед. Давайте представим, что вы превратились в осенние листья, и вспомним упражнение, которое выучили еще в прошлом году. Только на этот раз листья будут кружиться вокруг лужи, которую мы обозначим синей веревочкой, на опушке леса.

Дети выполняют упражнение.

Листья осенние тихо кружатся,             Кружатся, расставив руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся.      Приседают. 

И под ногами шуршат, шелестят.          Движения руками влево-вправо. 

Будто опять закружиться хотят.            Кружатся на носочках. П. Нищева

Логопед. А теперь представьте, что ветер по одному забрасывает листочки в лужу, а потом выносит их из лужи. Сейчас вы будете прыгать на носочках в круг из веревки, а потом из круга. Приземляйтесь на носочки, слегка согнув ноги. Посмотрите, как делаю это я. Логопед и дети по очереди прыгают в круг и из круга.

5. Упражнение «Лебединые перышки». [Развитие силы и длительности выдоха. Закрепление представлений об изменениях, происходящих в природе осенью.]

Дети и логопед остаются стоять на ковре. Логопед достает контейнер с белыми перышками.

Логопед. Напомните, что происходит осенью в жизни перелетных птиц. Начните ответ со слов перелетные птицы.

Дети. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Логопед. Почему они это делают?

Дети. Осенью становится холодно, прячутся насекомые, погибают растения, птицам нечем питаться.

Логопед. Правильно. Названия каких перелетных птиц вам известны?

Дети. Гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи. Логопед. Над лесом, где мы с вами сегодня гуляем, пролетела стая лебедей. Лебеди потеряли вот эти перышки. Возьмите по одному перышку, положите его на ладошку. Держите ладошку напротив рта. Давайте подуем на перышки так, чтобы они закружились в воздухе. Делайте вдох и выдох по моей команде. Не надувайте щеки.

Упражнение проводится 3—4 раза, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

6. Общая артикуляционная гимнастика [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и проверяет, правильно ли они сели, а затем предлагает сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики.

Логопед. Давайте сделаем упражнение «Пузырь». Плотно сомкните губы. Надуйте щеки. Медленно выдавливайте кулаками воздух через плотно сжатые губы. Посмотрите, как я делаю это упражнение.

Дети выполняют упражнение три раза. После каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.

Логопед. Следующее упражнение называется «Шарики». Попробуйте набрать воздух то под одну, то под другую щеку при плотно сомкнутых губах. Посмотрите, как это делаю я.

Дети вновь выполняют упражнение три раза. После каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну. ,„

Логопед. А теперь сделаем упражнение «Маятник».

Широко откройте рот, вытяните язык, напрягите его, касайтесь острым кончиком языка го левого, то правого уголка губ. Следите, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Посмотрите, как это упражнение делаю я.

Дети выполняют упражнение три раза под контролем логопеда. После каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.

Логопед. Вы очень хорошо выполнили все упражнения. Молодцы!

7. «Повторим и поиграем». [Совершенствование навыков звукового анализа, синтеза и чтения слов.)

Логопед раздает детям буквари, раскрытые на стр. 30.

Логопед. Посмотрите на верхнюю часть страницы. Какие картинки вы видите?

Дети. Улей, арфа, ива, утка, окунь.

Логопед. Определите первый звук в каждом из этих слов.

1-й р е б е н о к. Улей. Звук [у].

2-й ребенок, Арфа, Звук [а].

3-й ребенок. Ива. Звук [и].

4-й ребенок. Утка. Звук [у].

1-й ребенок. Окунь. Звук [о].

Логопед. Подумайте и вспомните, как называются звуки, с которых начинаются эти слова.

Пока дети вспоминают, логопед закрывает и убирает буквари.

Дети. Это гласные звуки.

Логопед. Что вы знаете о гласных звуках?

Дети. Когда мы их произносим, во рту нет преграды. Эти звуки можно петь. Мы обозначаем их красными кружками.

Логопед. Правильно.

Логопед помещает на наборное полотно карточку со словом.

Логопед. Прочитайте это слово. Дети. Утка.

Логопед. Какие гласные буквы вы видите в этом слове? Дети. Буквы у, а.

Логопед. Молодцы. Очень хорошо.

8. Упражнение «Будь внимательным». [Развитие речевого слуха, памяти, мышления.)

Логопед убирает карточку с наборного полотна.

Логопед. Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательны. Сейчас я буду произносить слова. Постарайтесь их запомнить и определить, какое из этих слов не имеет отношения к осени. Дождь, листопад, метель, гриб. Какое слово лишнее? Почему вы так думаете?

Дети. Лишнее слово метель. Метель бывает зимой.

Логопед. Дуть, опадать, собирать, загорать.

Дети. Лишнее слово загорать. Люди загорают летом.

Логопед. Дождливый, пасмурный, морозный, золотой.

Дети. Лишнее слово морозный. Морозные дни бывают зимой.

Л о г о п е д. Вы были очень внимательными. Я горжусь вами.

9. Упражнение «Подбери слова». [Формирование навыка слогового анализа слов.]

Логопед помещает на магнитную доску предметные картинки. 

Логопед. Что вы видите на картинках?

Дети. Кусты, шишки.

Логопед. На прошлых занятиях мы разделили эти слова на части. Сделайте это еще раз. Дети. Кус-ты, шиш-ки.

Логопед. По сколько частей в каждом из этих слов?

Д е т и. По две части.

Логопед помещает под каждую картинку по две желтые фишки.

Логопед. Подберите слова, в которых тоже будут две части. Дети. Ту-чи, дож-ди, лу-жи, о-сень.

Логопед. Отлично. Вы выполнили все мои задания и порадовали меня.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает картинки и фишки, а потом предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, какие задания оказались трудными, а какие простыми. Можно предложить детям оценить работу друг друга.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений по картинкам). Совершенствование навыков звукового анализа и чтения слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, силы и длительности выдоха, памяти, мышления, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, ловкости.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Пластиковая емкость с желудями (пальчиковый бассейн), маленькие сюжетные картинки для организационного момента, игра «Разноцветные круги», резиновый мяч среднего размера, буквари по числу детей, карточки со словами для чтения, таз с водой, сухие желтые березовые листики, конверты с целыми и разрезными сюжетными картинками.

Предварительная работа. Разучивание упражнения «Вышел дождик на прогулку».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие тонкой моторики. Составление предложений по картинкам. Объявление темы занятия.]

Логопед приветствует детей в дверях кабинета и предлагает им вытащить по одной картинке из пальчикового бассейна, стоящего при входе в кабинет. Дети по очереди опускают в бассейн руки, находят там по одной картинке, проходят в кабинет и садятся на стульчики, стоящие вокруг столика.

Логопед. Расскажите, что нарисовано на ваших картинках.

1-й ребенок. Дети купаются и загорают на пляже.

2-й ребенок. Мальчики строят снежную крепость.

3-й ребенок, Девочки собирают мать-и-мачеху.

4-й ребенок. Люди собирают овощи в огороде.

Логопед. У кого из вас картинка с изображением того, что люди делают осенью?

4-й ребенок. У меня. Логопед. Все согласны с Настей?

Дети. Да.

Логопед. Сегодня мы снова будем говорить об осени, о том, что происходит осенью в природе, чем занимаются осенью люди.

Логопед убирает картинки.

2. Игра «Разноцветные круги». {Закрепление знания признаков осени. Различение признаков осени и признаков других времен года. Составление предложений по картинкам. Развитие памяти, мышления.]

Логопед достает разноцветные круги из плотного картона и кладет их на стол.

Логопед. Сейчас мы поиграем в новую игру. Она называется «Разноцветные круги». Выберите по одному кругу. Попробуйте объяснить мне, какое время года обозначает каждый круг.

1 -й р е б е н о к. Белый круг — зима. Зимой все белое.

2-й ребенок. Желтый крут — осень. Осенью желтые трава и листья.

3-й ребенок. Красный круг — лето. Лето называют красным.

4-й ребенок. Зеленый круг — весна. Весной появляются зеленые травка и листики.

Логопед. Мне очень понравились ваши объяснения. А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете признаки времен года.

Логопед раскладывает на столе по две картинки, на которых нарисованы характерные признаки разных сезонов.

Логопед. Рассмотрите эти картинки. Сейчас вы должны будете подобрать по два признака того времени года, которое вы выбрали. Как только я досчитаю до трех, вы возьмете по две картинки и положите их на свой круг. Игра на скорость. Один, два, три.

Дети выбирают картинки и кладут их на круги.

Логопед. Посмотрите на картинки своих соседей. Все ли выполнили задание правильно? (Если были допущены ошибки, дети помогают друг другу исправить их.) Расскажите, какие картинки вы выбрали. Постарайтесь использовать слова, отвечающие на вопросы «Какой? Какая? Какие?»

1-й ребенок. Румяные дети катаются на санках. На березе сидят красногрудые снегири.

2-й ребенок. Белочка заготавливает белые грибы на зиму. Люди собирают красную клюкву.

3-й ребенок. Над цветами летают пестрые бабочки. Девочки собирают спелую малину.

4-й ребенок. На крыше висят прозрачные сосульки. На снегу появились первые проталинки.

Л о г о п е д. Ну что же, я очень рада, что вы не допустили ошибок и хорошо знаете признаки времен года.

3. Игра с мячом «Что делает?» [Расширение и активизация словаря глаголов. Развитие ловкости.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и берет в руки мяч.

Логопед. Продолжаем говорить о том, что бывает осенью. Я буду произносить слово и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает предмет или объект, который я назвала. Постарайтесь подобрать по несколько слов, отвечающих на вопросы «Что делает? Что делают?» Дождь.

1 -й р е б е н о к. Идет, льет, моросит.

Логопед. Ветер.

2-й ребенок. Дует, воет, кружит.

Логопед. Тучи.

3-йребенок. Ползут, летят, закрывают. Логопед. Листья.

4-й ребенок. Желтеют, кружатся, опадают. Логопед. Молодцы. Вы подобрали много слов.

4. «Повторим и поиграем». [Совершенствование навыков звукового анализа и чтения слов.]

Логопед раздает детям буквари, раскрытые на стр. 30.

Логопед. Посмотрите на среднюю часть страницы. Какие картинки вы видите?

Дети. Трактор, мак, кот, пушка, окунь.

Логопед. Определите первый звук в каждом из этих слов.

1-йребенок. Трактор. Звук [т].

2-й ребенок. Мак. Звук [м].

3-й ребенок. Кот. Звук [к].

4-йребенок. Пушка. Звук [п].

1-йребенок. Нож. Звук [н].

Логопед. Подумайте и вспомните, как называются звуки, с которых начинаются Эти слова.

Пока дети вспоминают, логопед закрывает и убирает буквари.

Дети. Это согласные звуки.

Логопед. Что вы знаете о согласных звуках?

Дети. Когда мы их произносим, во рту есть преграда. Эти звуки нельзя петь, но можно тянуть. Мы обозначаем их синими кружками.

Логопед. Правильно.

Логопед помещает на наборное полотно карточки со словами.

 Логопед. Прочитайте эти слова.

Дети. Мак, кот.

Логопед. Молодцы. Очень хорошо.

5. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и проверяет, правильно ли они сели, а затем предлагает сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики.

Логопед. Давайте сделаем упражнение «Птенчики». Под мой счет вы будете спокойно широко открывать рот, а затем закрывать. Посмотрите, как это делаю я.

Дети выполняют упражнение под счет логопеда три-пять раз. Логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну после каждого упражнения.

Логопед. Теперь сделаем упражнение «Кулачки». Вы так же будете открывать и закрывать рот, но вам будут мешать кулачки, которые вы прижмете к подбородку. Посмотрите, как я делаю это упражнение.

Дети вновь выполняют упражнение три-пять раз.

Логопед; И последнее упражнение называется «Качели». Широко откройте рот, положите на нижнюю губу расслабленный язык, переведите его на верхнюю губу, возвратите на нижнюю, снова переведите на верхнюю. Посмотрите, как это делаю я.

Дети выполняют упражнение три-пять раз под контролем логопеда. .

6. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку». [Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики.]

Логопед предлагает детям вновь пройти за стол и сделать пальчиковую гимнастику.

Вышел дождик на прогулку.

«Шагают* по столу указательным и

средним пальцами рук.

Он бежит по переулку.

Загибают по одному пальцу на руках

Барабанит по окошку,

на каждую строку.

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.

Встряхивают ладонями так, как буд-

то отряхивают с них воду.

Дождик кончился. Устал.

Кладут ладош на стал.

И. Нищева

7. Упражнение «Листья в луже». [Развитие силы и длительности выдоха.]

Логопед приглашает детей к столу, ставит таз с водой и опускает в него несколько березовых желтых листьев. Дети приседают вокруг стола на корточки, чтобы листики в воде были на уровне губ.

Логопед. Давайте представим, что это лужа, в которой после дождя плавают березовые листья. Превратимся в ветер, подуем на листочки. Будете делать вдох и дуть по моей команде. Помните, что надувать щеки нельзя, нужно дуть, вытянув губы трубочкой.

Дети по команде логопеда дуют на листочки. Упражнение выполняют не более четырех-пяти раз.

8. Упражнение «Собери картинку». [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.]

Логопед убирает таз, предлагает детям сесть за стол, раздает им конверты с целыми и разрезными сюжетными картинками. Картинки разрезаны на четыре-шесть частей, использованы все виды разрезов.

Логопед. Достаньте из конвертов целые картинки, рассмотрите их.

Дети достают и рассматривают картинки.

Логопед. Теперь достаньте из конвертов части картинки и соберите из них такую же картинку, как у вас уже есть.

Дети собирают картинки. Логопед оказывает им помощь, если она необходима, и оценивает их работу.

9. Составление рассказов об осени по предложенному плану. [Развитие связной речи.]

Логопед предлагает детям сложить разрезные картинки в конверты и убирает их.

Логопед. Давайте составим рассказы по картинкам по такому плану. Вы скажете, куда пришли люди и что они делают. Затем опишите время года, которое нарисовал художник.

Если дети испытывают затруднения, логопед помогает им вопросами.

1-й ребенок. Дети пришли на прогулку в осенний парк. Они собирают разноцветные листья и желуди. Вокруг них стоят деревья с желтыми и красными листьями.

2-й ребенок. Папа, мама и дети приехали на дачу. Они убирают урожай. На яблонях в саду пожелтели листья и созрели яблоки.

3-й ребенок. Дети идут в школу. Они прячутся под зонтом. Льет дождь. Дует сильный ветер. В воздухе кружатся разноцветные листья.

4-й ребенок. Мальчики пришли в лес. Они собирают грибы. На деревьях почти не осталось листьев. В небе летят на юг перелетные птицы.

Логопед. Очень хорошо. Молодцы! У вас получились интересные рассказы.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед помогает детям рассказать о том, что они делали на занятии. Дети оценивают работу друг друга и выбирают лучший рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Конспект занятия по развитию творческих способностей (1 класс). Тема: Точка, прямая, отрезок.

Мною были специально разработаны конспекты занятий по развитию творческих способностей учащихся на уроках математики. Эти занятия повышают интерес к уроку математики и способствуют развитию логическог...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Развитие речевой деятельности через пальчиковые игры»

Цель: использование пальчиковых игр, на занятиях по развитию речи детьми 3-4 лет.Задачи:научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности;развивать мелкую моторику пальцев рук;в...

Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе для развития зрительного восприятия и памяти «Осень наступила…»

В конспекте предложены задания на развитие зрительного восприятия и памяти, закрепление признаков осени....

Конспект занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной речи Тема: «Речевой материал, связанный с учебной деятельностью» 2 класс

Предлагется план-конспект открытого урока по развитию речевого слуха и формированию произносительной речи на Тему: «Речевой материал, связанный с учебной деятельностью» (для глухих об...

Презентации к занятиям речевого развития

предназначена для коррекции речевого нарушения детей начальных классов...

Конспект занятия по "Развитию зрительного восприятия": Развитие восприятия цвета, формы, величины, расстояния предметов

Цель: Развитие зрительного восприятия различных характеристик предметов: цвета, формы, величины, расстояния.Задачи:1. Развитие представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении пре...