Рабочая программа модуля "Проектирование" для 2 класса
календарно-тематическое планирование (2 класс)
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Программа по проектированию, модуль «Учебно-исследовательская деятельность», 2 класс составлена на основании:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.12;
- Приказа МОН РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.15г. № 1/15)
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказа МОН РБ «О внедрении ФГОС НОО в РБ» № 143 от 17.02.2010г.;
- ООП лицея № 27.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе учебно-исследовательской деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
- Характеристика курса.
В системе естественнонаучного образования естествознание занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в воспитании экологической культуры людей.
Естествознание вносит существенный вклад в научное миропонимание, воспитание и развитие учащихся, призвано вооружить учащихся основами научных знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования естественнонаучных знаний, формирования основ здорового образа жизни и грамотного поведения в быту, в природе.
Естественно- научные знания обеспечивают освоение основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, умение исследовать и объяснять явления природы и техники.
Наблюдения за младшими школьниками позволяют высказать предположение о том, что именно разнообразные явления природы вызывают у них самый неподдельный интерес. Большинство вопросов, которые они задают родителям и учителям, касаются природных явлений. Более того, учащиеся начальных классов готовы к тому, чтобы на качественном уровне понять многие из тех явлений природы, изучать которые им предстоит в старших классах, когда интерес к ним уже будет замещен интересом к другим проблемам или утрачен вовсе. При отборе содержания каждой темы курса главное внимание уделяется тем вопросам, ответы на которые ищут дети. На этом этапе важно развивать эмпирическое знание, включающие элементы научного наблюдения и эксперимента. Для образования и социализации школьников познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение. Организация исследований на простейшем оборудовании позволяет конструировать модели объектов, развивать у учащихся первоначальные экспериментальные умения, навыки работы со знаково-образной наглядностью. Первые шаги в мир науки активизируют познавательную деятельность школьников, повышают познавательный интерес к дисциплинам естественнонаучного цикла.
Данная программа модуля учитывает возрастные особенности, развивает внимание, наблюдательность, фантазию, воображение, логическое и критическое мышление, умение грамотно и адекватно выражать свои мысли, описывать явления, выдвигать гипотезы, объяснять явления окружающего мира.
При работе с учащимися по этой программе предполагается использование современных педагогических технологий, адекватных возрасту учащихся и направленных на развитие общеучебных и информационно-коммуникативных умений, творческого потенциала школьников и способности адаптироваться в современном им социуме.
К некоторым занятиям предлагается выполнение самостоятельных исследовательских заданий с простейшим подручным материалом.
Программа предусматривает расширение научного мировоззрения учащихся начальных классов, продолжает знакомить их с начальными методами научного исследования. Содержание программы структурировано в соответствии с концепцией – методологией учебного познания (от простого к сложному). В программу включены понятия и явления, дающие научную картину мира. Отличительной особенностью этой программы является то, что изучение материала идёт на уровне осязания, так как практически каждое занятие предусматривает лабораторное исследование. Проведение небольших исследований, лабораторных работ позволяет ребёнку научиться наблюдать, анализировать, делать выводы.
Цель курса:
развитие исследовательского опыта и познавательного интереса учащихся к изучению природных явлений, строению вещества, элементарных химических понятий,
создание единой естественнонаучной образовательной среды.
Основные задачи курса:
- Поддержание и пробуждение интереса к познанию природы, опираясь на естественные потребности учащихся 2 классов.
- Заложить фундамент для понимания взаимосвязи явлений природы, устанавливать причинно-следственные связи между ними.
- Научить школьников наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями и объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы.
- Научить технике проведения эксперимента, дать навыки работы с измерительными приборами и начать изучение методов исследования.
- Мотивировать необходимость осознания человека как субъекта и объекта природы.
- Овладение учащимися способами организации и самоорганизации собственной деятельности;
- Создание ситуации для учащихся собственной значимости в процессе учебного исследования в условиях свободы выражения мысли, идей, гипотез.
- Место курса в учебном плане.
Модуль «Учебно-исследовательская деятельность» является частью курса проектирования для учащихся 2х классов, рассчитан на 10 часов из 34 в учебном плане.
- Содержание курса проектирования
«Волшебница вода»
Объём: 10 часов ( 1 час в неделю)
- Что такое проект? Введение.
- Тема проекта, значимость темы. Играем в предположения.(Что такое вода? Для чего нужна вода? Каково её значение в жизни?) Беседа, просмотр слайдов, подборка литературы ,опыт с выращиванием семени растения.
- Что такое гипотеза? Цель, задачи проекта. (Свойства воды. Вода –растворитель) Беседа, работа с литературой, видеофильмами, опыт с растворением различных веществ.
- Предположения. (Свойства воды. Вода –растворитель. Куда исчезают вещества?) Беседа, работа со слайдами, видеофильмами, опыт по выращиванию кристаллов соли.
- Как выбрать нужную информацию? (Что мы знаем о воде? Вода в природе. Состояния воды. Круговорот воды в природе) Беседа, работа с энциклопедиями, просмотр видеофильма, опыт по восстановлению круговорота воды в природе.
- Проблема. Решение проблемы. (Какую воду мы пьём? Соотношение пресной и солёной воды в природе. Как получить пресную воду?) Беседа, работа с физической картой, работа с диаграммами, просмотр видеофильма, опыт по получению пресной воды.
- Решение проблемы. Методы исследования. (Какую воду мы пьём? Экологические проблемы водных запасов планеты.) Беседа, просмотр видеофильма, работа с литературой, опыт с очисткой воды, фильтрация.
- Играем в учёных. (Что ещё можно узнать о воде? Почему не тонут некоторые предметы? Что такое плотность вещества?) просмотр видеофильма, беседа, опыт по увеличению плотности воды «Две рыбки».
- Чему мы научились? (Обобщение результатов исследовательской работы. Как оформить работу? Что такое презентация? ) беседа, обсуждение результатов, составление коллекции кристаллов, сравнение качества проросших растений от условий, составление плана доклада.
- Подведём итоги. (Выступления учащихся с подготовленными докладами).
- Требования к уровню подготовки учащихся.
Приобретенные умения в процессе экспериментальной деятельности:
- наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;
- описывать результаты наблюдений;
- выдвигать гипотезы;
- отбирать необходимые для проведения экспериментов приборы;
- выполнять измерения;
- оценивать погрешности измерений;
- представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
- интерпретировать результаты экспериментов;
- делать выводы;
- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы:
- Морально – нравственные качества личности:
добровольность и заинтересованность в равноправном участии в педагогическом процессе;
стремление к самостоятельности;
сочувствие и сопереживание людям, природе, чувство радости от помощи ближнему;
сформированность основ общения, нравственно – этических норм поведения;
сформированность первичного контура общечеловеческих качеств гражданина: честности, совести, чувства собственного достоинства, воли;
сформированность личной ответственности.
- Знания, умения, навыки:
самостоятельное включение в процесс познания;
развитие общих способностей;
сформированность основ мотивов учебной деятельности, желания и умения учиться;
подготовленность к изучению основ наук (овладение начальными представлениями о физических телах, веществах, явлениях, методах исследования природы.);
первоначальные представления о целостной картине мира;
физическое совершенствование, укрепление своего здоровья.
Кроме этого программа направлена на формирование и развитие следующих компетенций обучающихся:
- Учебные компетенции:
- решать учебные проблемы;
- связывать воедино и использовать отдельные части знания;
- извлекать пользу из образовательного опыта.
- Исследовательские компетенции:
- получение и обработка информации.
- Социально - личностные компетенции:
- видеть связи между настоящими и прошлыми событиями;
- вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;
- справляться с неопределенностью и сложностью.
- Коммуникативные компетенции:
- выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
- дискутировать и защищать свою точку зрения.
- Сотрудничество:
- принимать решения;
- устанавливать и поддерживать контакты;
- сотрудничать и работать в команде.
- Организаторская деятельность:
- организовывать свою работу;
- овладевать инструментом моделирования;
- быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.
- Личностно - адаптивные компетенции:
- использовать новую информацию;
- придумывать новые решения;
- проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами;
- быть упорным и стойким перед трудностями;
Ожидаемый результат:
Получение опыта самостоятельного добывания знаний, приобретение школьниками естественнонаучных знаний, развитие логического мышления, познание окружающего мира.
Форма обучения:
групповая, индивидуальная.
Способами определения результативности программы являются:
- диагностика по окончании курса, в виде педагогического наблюдения;
- представление исследовательских проектов учащихся.
6. Список литературы
Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для учителя:
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
- Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
- Баржанский Л.М.; Домашние опыты по химии. Под ред. А.В. Сиволобова - Издательство Осоавиахима: - 1928. - 66с.
- Быков И.П. Исследовательские лабораторные работы по физиологии растений. Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2001.-166 с.
- Лаврова С. А. Занимательная химия для малышей. - М.:Белый город, 2009 - 128 с.
- Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – Спб.: Детство- экспресс, 2011. – 128 с.
- Мойе Стивен У.; Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми вещами. - АСТ, 2007 – 96с.
- Ольгин О.М. Опыты без взрывов (Серия: "Научно-популярная библиотека школьника").- Химия, 1986 – 192с.
- Твои первые научные опыты. – М.: Нигма, 2011 – 128 с.
- Твои первые научные опыты. Вода. - М.: Литтерра, 2011. – 8с.
- Том Тит. Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения. - М.: ИД Мещерякова, 2008. – 224 с.
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
7. Календарно- тематическое планирование.
№ п|п | Название темы | Дата проведения по плану | Фактическая дата проведения |
Что такое проект? Введение. | |||
Тема проекта, значимость темы. Играем в предположения. | |||
Что такое гипотеза? Цель, задачи проекта. | |||
Предположения. | |||
Как выбрать нужную информацию? | |||
Проблема. Решение проблемы. | |||
Решение проблемы. Методы исследования. | |||
Играем в учёных. | |||
Чему мы научились? | |||
Подведём итоги. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...