Сборник «Тренажер по развитию речи младших школьников»
учебно-методический материал
Данный сборник поможет подобрать учителю начальных классов упражнения по развитию речи младшьх школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_uprazhneniy.docx | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Валуйский колледж»
Сборник «Тренажер по развитию речи младших школьников»
по МДК.04.02 Практикум по созданию методических материалов
студента (-ки) 41 группы
Дундуковой Екатерины
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
2020 г.
Содержание:
- Упражнения для развития фонематического слуха………………….4
- . «Назови слова»…………………………………………………………..4
- «Хлоп-хлоп»………………………………………………………………4
- .«Играем со словом»……………………………………………….…….4
- .«Путаница»……………………………………………………..………..4
- .«Придумай новое слово»……………………………………………….5
- .«Кружок»……………………………………………………..…………..5
- .«Длиннее - короче»………………………………………………………5
2. Упражнения для развития грамматических навыков……………..5
2.1. «Кто? Что?»……………………………………………………………..5
2.2. «Закончи предложение»………………………………………………...5
2.3. «Добавь слова»……………………………………………………..……..6
2.4. «Составь фразу»…………………………………………………….……6
2.5. «Пропавшие слова»………………………………………………….…..6
2.6. «Найди ошибку»…………………………………………………….…….6
2.7. «Правильно или нет?»……………………………………………….…..6
2.8. «Подбери рифму»………………………………………………………. 7
3. Упражнения для развития словарного запаса………………..………7
3.1 «Игра в слова»…………………………………………………….………7
3.2. «Признаки»……………………………………………………………….7
3.4. «Закончи слово»………………………………………………….………..7
3.3. «Слова – приятели»………………………………………….…………….8
3.5. «Объяснялки»………………………………………………….…………..8
- Логопедические и фонетические игры……………………………..…..8
4.1.Магазин…………………………………………………………………….8
4.2. Можно ездить или нет……………………………………………………8
4.3.Возьми игрушку……………………………………………………..…….8
4.4.Найди и назови нужное слово……………………………………….……9
4.5. Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"………………………..….10
4.6. "Я был в цирке... "………………………………………………………10
4.7. Путешествие………………………………………………..……………10
4.8.Чудесный мешочек……………………………………………………….10
4.9. Какой звук есть во всех словах?..............................................................11
5. Игры для обогащения речи и развития мышления…………….…..11
5.1.«Может быть - не может быть»……………………………….………..11
5.2. Игра в акронимы………………………………………………….……..11
5.3."Каркас"…………………………………………………………………..12
5.4 . «Ассоциация»…………………………………………………………..12
5.5. «Голохвостики»…………………………………………………………12
5.6.«Разведчики»…………………………………………………………….13
5.7.«Я знаю 5 названий»…………………………………………………….13
5.8. «Скажи какой»…………………………………………………………..13
5.9.«Профессии»……………………………………………………....…….13
5.10. “Слова – антонимы – мячики”…………………………………..……14
1. Упражнения для развития фонематического слуха.
1.1. «Назови слова»
(Для развития слуховой дифференцировки)
1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» и т.д.
2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» и т.д.
3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» и т.д.
1.2. «Хлоп-хлоп»
1. «Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, которое начинается со звука [С ] и т.д., сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
2. «Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, в котором есть звук [К], хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук[Г] - хлопни 2 раза»
1.3. «Играем со словом»
1. «Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол», и т.д.».
2. «Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «диван» и т.д.».
3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д.».
4. «Какой звук в слове «рыбка» и т.д. стоит вторым, первым, третьим?».
1.4. «Путаница»
Кто на дереве сидит? Кит.
В океане кто плывет? Кот.
В огороде что растет? Рак.
Под водою кто живет? Мак.
Перепутались слова!
Я командую «раз-два»
И приказываю вам
Всех расставить по местам».
Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?»
1.5. «Придумай новое слово»
Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом- дым».
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
1.6. «Кружок»
Задание: «Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнести слово «мак». Сколько кружков надо нарисовать?
1.7. «Длиннее - короче»
Задание: «Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо, сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают».
Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея- змейка, червяк - червячок.
2. Упражнения для развития грамматических навыков
2.1. «Кто? Что?»
(Составление предложений по разным моделям)
«Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том:
Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко.)
Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой.)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле.)»
2.2. «Закончи предложение»
Задание: «Попробуй угадать конец фразы».
Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… .
2.3. «Добавь слова»
(Распространение предложений)
Задание: «Сейчас я скажу предложение. Например: «Мама шьет платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?»
2.4. «Составь фразу»
(Образование предложений из слов)
1. Придумай предложения, используя следующие слова:
забавный щенок полная корзина
2. «Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?»: Дымок, идет, трубы, из. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
2.5. «Пропавшие слова»
«Я прочитаю рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Догадайся какие».
Тишина царит в дремучем ___. Черные ___ затянули солнце. Вот-вот пойдет ___.
2.6. «Найди ошибку»
Задание: «Послушай предложения и скажи, все ли в них верно».
Зимой в саду расцвели яблони.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
После грибов будут дожди.
2.7. «Правильно или нет?»
Задание: «Как ты думаешь можно ли так сказать? Объясни свой ответ»
Мама ставит вазу с цветами в стол.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
2.8. «Подбери рифму»
Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам: каша, вой, сок, снег, подушка, бочка
Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.
3. Упражнения для развития словарного запаса.
3.1 «Игра в слова»
- Назвать как можно больше слов, обозначающих фрукты, цветы и др. (Можно проводить в виде соревнования).
- Учитель называет предмет, а дети рассказывают, что этот предмет может делать. Необходимо назвать как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди?» и т.д.
3.2. «Признаки»
- «Если предмет сделан из железа, то какой он?» (из бумаги, из дерева и др.)
- «Назови другой предмет, такой же белый, как снег». (Такой же узкий, как лента; такой же круглый, как мяч; такой же жёлтый, как лимон).
- «Сравни по вкусу лимон и мёд, по цвету – гвоздику и ромашку, по прочности – верёвку и нитку, по высоте – гору и холм».
3.3. «Слова – приятели»
(Работа с синонимами)
- «Как по-другому можно сказать о печальном человеке? Ценный – это какой?»
- «Каким словом можно заменить слово «конь», «врач», «пища» и т.д.?»
- «Какое слово лишнее? Почему?»
Грустный, печальный, унылый, глубокий
3.4. «Закончи слово»
«Отгадай, какое слово я хочу сказать: по…..?» (поле, порт, пост, поезд и т.д.)
3.5. «Объяснялки»
«Объясни, что такое велосипед?» (Ребёнок должен выделить существенные признаки, назначение предмета)
- Логопедические и фонетические игры
- Магазин.
Цель- чистое произношение мягких и твердых согласных.
Наглядный материал: картинки игрушек, в названиях которых есть твердые и мягкие согласные звуки.
Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. “Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”,-отвечают дети. “ Что делает продавец?» - «Продает”.-“Что делает покупатель?» - «Покупает”. Учитель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.
4.2. Можно ездить или нет.
Цель-чистое произношение отдельных звуков, расширение кругозора детей
Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.
Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Учитель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.
4.3.Возьми игрушку.
Цель: развитие фонематического слуха и произношения.
Наглядный материал: картинки или предметы, названия которых начинаются на изученную букву в 1 классе на уроке чтения (крокодил, Колобок, кузнечик,..).
Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены картинки. Учитель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.
4.4.Найди и назови нужное слово.
Цель: различение на слух парых согласных по глухости и звонкости.
Учитель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.
(Пример)
звук "C
Домик над рекою,
Светлой полосою
В окнах огонек,
На воду он лег.
(А. Плещеев. “ На берегу”)
звук "З"
Почему собака лает
На того, кого не знает?
Потому она и лает –
Познакомиться желает.
(А. Власов. “Почему?”)
Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков.
4.5. Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и отработка произношения звуков.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". и т.д.
4.6. "Я был в цирке... "
Цель - дети обогащают словарный запас и учатся правильно орфоэпически произносить слова. Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут.
Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.
4.7. Путешествие.
Расширяет кругозор, совершенствует память и произношение.
Коллективная игра. Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".
4.8.Чудесный мешочек.
Цель – фонетическая зарядка
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных.
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Учитель подходит к детям: «В мешочке лежит много интересных игрушек, вынь оттуда одну, покажи ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно назови».
4.9. Какой звук есть во всех словах?
Цель упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука
Учитель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".
Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.
5.Игры для обогащения речи и развития мышления
5.1.«Может быть - не может быть»
Цель: учить внимательно слушать и обогащать речь синонимами.
После каждого названного действия (класс отвечает:»может быть» или «не может быть»)
Пример: Звучит звонок. Начался урок. Дети сидят…пишут…прыгают…шалят…играют.
думают…ищут…толкаются…кусаются…
рисуют. ..
5.2. Игра в акронимы.
Развивает фантазию, умение "работать со словами", расширяет словарный запас, знакомит с понятием акронима.
Играют несколько детей, желательно вместе с взрослыми. Один из играющих задумывает какое-то словосочетание и произносит его в виде акронима (сочетания его первых букв). Например, МТП может означать "мягкая теплая подушка". Для простоты можно ввести такое правило: загадывать только вещи, которые находятся в этой комнате. Остальные отгадывают. Если хотя бы одно слово угадано, водящий должен об этом сообщить. Тот, кто первым угадал все словосочетание, выигрывает и сам в следующий раз загадывает свой акроним.
5.3."Каркас".
Цель: формирование умения соотносить схематическую модель и реальное слово.
Сначала выбирают три (две и даже одну) согласные буквы (например, к, н, т). Затем все играющие "натягивают на каркас" гласные буквы (а также мягкий, твердый знак и букву й), то есть придумывают слова, состоящие из этих согласных (в любом порядке) и любых гласных ("ткань", "кант", "канат"...). Побеждает тот, кто придумал последнее слово.
5.4 . «Ассоциация»
Цель: развивать ассоциативное мышление и обогащать словарный запас.
Ведущий выходит за дверь. В это время остальные участники загадывают одного из играющих. Ведущий, войдя, задает вопросы такого плана: «Если бы этот человек был бы животным, то каким?» Ассоциации даются самые разнообразные. Ведущий должен угадать, кого загадали ребята.
5.5. «Голохвостики»
Цель: в процессе соревнования совершенствовать словарный запас.
Играющие 2 команды по очереди произносят цепочку слов таким образом, чтобы последний слог предыдущего слова служил началом следующего (зимамашинарод). Побеждает та, которая последней назовет слово.
5.6.«Разведчики»
Цель: соотносить лексическое значение и слово.
Выбирается тема или объекты.
Игроки отправляются в разведку. Задача игроков – найти объект (например: это предмет, который находится в классе, название начинается на букву «с», в классе этих предметов много, для каждого ученика…)
5.7.«Я знаю 5 названий»
Цель: расширение кругозора и совершенствование произношения.
Игроки стоят по кругу и передают мяч со словами «Я знаю 5 названий (деревьев, цветов, профессий…)
5.8. «Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Ведущий достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).
5.9.«Профессии»
Цель: соотносить существительные с глаголом.К игре надо подобрать картинки с изображением людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).
Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает.
— Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)
— А кто хлеб выпекает? (Пекарь.)
— Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)
— Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)— К нам приходит с письмом
Прямо в дом. Кто же он? (Почтальон.)
— Служит дорогой отчизне
Старший брат.
Охраняет наши жизни.
Он... (солдат).
5.10. “Слова –антонимы – мячики”
Цель – углубление знаний о лексике, усвоение понятия «Антоним».
Для игры нужен мяч. Учитель бросает мяч ученику и одновременно произносит слово, например, “горький”. Ученик должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением (“сладкий”).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".
Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...
"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"
Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...
Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".
Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....
Тренажер для развития речи младших школьников
Использование иллюстрированных визуальных опор для развития монологической речи младших школьников Цель: сформировать интерес и мотивацию младших школьников к изучению английского языка.Зада...
Сборник упражнений для развития внимания младших школьников
Внимание дошкольников и младших школьников необходимо развивать. Предлагаемые упражнения просты в применении, интересны для детей и эффективны....
Устное народное творчество как средство развития речи младших школьников с патологией речи
Реализация логопедической работы в направлении развития монологиеской и диалогической речи младших школьников с патологией речи средствами устного народного творчества позволяет этим детям учить...