Адаптация первоклассников в условиях реализации ФГОС
статья (1 класс)

Адаптация первоклассников в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС.

 «Я не боюсь и еще и еще раз повторить:

забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы».

В. Л Сухомлинский.

Изменения в содержании начального общего образования сопровождается внедрением разнообразных образовательных программ и технологий воспитания и обучения на основе Федеральных государственных образовательных стандартов. Большое внимание в стандартах второго поколения уделяется укреплению физического, психического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования. В этой связи становится актуальной проблема адаптации первоклассников к школе.

   Процесс адаптации связан с овладением учеником новым видом деятельности, изменением социальной роли и социального окружения. У первоклассника появляется новый вид деятельности – учебная, происходит освоение новой социальной роли ученика, в ближайшее окружение входят одноклассники, учителя  и школа как большая социальная группа. У ребенка изменяется уклад жизни.

   От протекания процесса адаптации учащегося на первом году обучения во многом зависит состояние здоровья, работоспособность и успеваемость в последующие годы.

      Время протекания процесса адаптации находится в прямой зависимости от нескольких факторов: индивидуальных особенностей учащихся, стиля взаимоотношений с окружающими, типа учебного заведения, сложности образовательной программы, уровня готовности к школьной жизни. Важное значение имеет поддержка членов семьи и других взрослых, включенных в круг общения ребенка. Чем активнее будет эта поддержка, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

      Наблюдения за школьниками первых классов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному. Большинство детей  адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.  

     Вторая группа детей  имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается, дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми, они могут

играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в освоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа  — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями, кроме того, они не осваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций.

Чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер, мною был разработан и апробирован во внеурочной деятельности цикл адаптационных  занятий с первоклассниками «Первый раз в первый класс». Целью занятий является психологическое содействие успешной адаптации детей к школьному обучению.

      Задачи адаптационных занятий:

 1.Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.

2.Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

3.Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

4.Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

5.Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.

6.Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

7.Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.

На занятиях используются различные формы работы с учащимися: игровые упражнения и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать пространство класса.

Тематика занятий:

  1. Мы теперь ученики.
  2. Для чего ходят в школу.
  3. Правила школьной жизни.
  4. Какой Я? Какие другие?
  5. Если случилась ссора.
  6. Когда тебе плохо.
  7. Когда ты счастлив.
  8. Мое настроение.
  9. Мое здоровье.
  10. Твори добро.

  1. Я и мой класс.
  2. Учимся работать дружно.
  3. Учимся общаться.
  4. Я помогаю другим.
  5. Моя семья.

Данные  занятия способствовали благоприятному протеканию процесса адаптации у первоклассников. Ребята научились ориентироваться в пространстве школы, познакомились с правилами поведения на уроках и переменах, ближе узнали друг  друга, что облегчило их вхождение в школьную жизнь.

   Правильно организованный адаптационный период позволил сделать процесс обучения интересным, познавательным,  развивающим и  безопасным для учеников.

Библиографический список

  1. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. - М.: Педагогическое общество России,2000.- 192с.
  2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. -М.:ВАКО,2004.- 152с.
  3. Образцова Т.Н. Психологические  игры для детей.- М.:ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ «Лада», 2005. – 192с.
  4. Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками.- М.:УЦ «Перспектива», 2002.-64с.
  5. Плаксина И.В. Работа психолога в школе. - Владимир, ВГПУ, 2004.-182с.
  6. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школе. - М.:Генезис, 2003.- 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательно-образовательного процесса первоклассников в условиях реализации ФГОС НОО

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения обучающегося  с внешним миром определяются теперь...

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ФГОС Суина А.М. МОУ «СОШ №21»(Саранск)

Поздравляю, теперь вы первоклассники! Желаю вам приятных дней учебы, будьте  умными, грамотными, здоровыми! Пусть в вашей жизни  появятся  много  новых друзей, и чтобы лучшим из ни...

Адаптация первоклассников в условиях реализации ФГОС

Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС...

Адаптация первоклассников в свете реализации ФГОС

Адаптация первоклассников в свете реализации ФГОС нового поколения. В статье раскрыты осовные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся, педагоги родители  в период адаптации....

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В  основу ФГОС положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и граждани...