АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
консультация (1 класс)
В основу ФГОС положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования.
Новая атмосфера и много людей, а сколько всего может происходить нового и еще не всегда для ребенка понятного. Помимо обучения и нагрузки, у них появляются первые друзья, контакты, а также зачастую ссоры и споры.
Правильно организованный образовательный процесс облегчит и сократит период адаптации детей к требованиям школьного обучения. Для того чтобы привыкнуть к новым требованиям и выполнять их, нужны силы и время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Поздравляю, теперь вы первоклассники! Желаю вам приятных учебных дней, будьте умными, грамотными, здоровыми! Пусть в вашей жизни появятся много новых друзей, и чтобы лучшим из них была наука
«учиться». Такие напутствия и поздравления услышали мои ученики - первоклассники этого года.
Формирование класса происходило по предварительному собеседованию с ребёнком педагога – психолога и учителей начальных классов и полностью учитывалось желание родителей. Поэтому заранее, как это было в предыдущие годы, с детьми не знакомилась. С подготовительных курсов ко мне в класс попали только 4 из 29 учащихся. Естественно, у меня было волнение о том, как дети начнут обучение, как адаптируются к новым условиям жизни. Приходя в школу, все дети переживают и волнуются, выражается это по - разному: одни привлекают к себе внимание подвижностью и чрезмерной активностью. Другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, замыкаются, с трудом вступают в контакт с одноклассниками и учителем. При всём многообразии проявлений поведения учащихся в период адаптации, все первоклассники нуждаются в поддержке и помощи со стороны взрослых - учителя и родителей.
Недаром, в основу ФГОС положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования.
Идя в школу, детям зачастую даётся всё очень непросто. Новая атмосфера и много людей, а сколько всего может происходить нового и еще не всегда для ребенка понятного. Помимо обучения и нагрузки, у них появляются первые друзья, контакты, а также зачастую ссоры и споры.
Правильно организованный образовательный процесс облегчит и сократит период адаптации детей к требованиям школьного обучения. Для того чтобы привыкнуть к новым требованиям и выполнять их, нужны силы и время.
Смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников позволяют занятия, на которых в систематизированном виде, плавно и последовательно представляю необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию. Перед проведением адаптационных занятий ставлю перед собой следующие задачи:
- создание условий для эмоционального комфорта первоклассников при вхождении в школьную жизнь;
- создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;
- создание благоприятных условий для знакомства детей;
- организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества и групповой сплочённости класса;
- знакомство с особенностями детей данного класса.
Занятия проводятся в сентябре ежедневно по 15-17 минут по следующим темам: «Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом», «Знакомство с правилами школьной жизни», «Сравнение роли дошкольник и школьник», «Осознание своего нового статуса школьника», «Оценка», «Учимся работать дружно», «Первоклассное путешествие» и др.
Эта работа позволяет быстро узнать детей, познакомить ребят друг с другом. Игры и совместное творчество, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение их результатов в виде парных, групповых или общих выставок и композиций решают задачи формирования условий для успешной адаптации первоклассников. Дальнейшая работа строится с использованием наработанного в ходе адаптационных занятий опыта.
Литература:
1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. //Начальная школа. 1999. - № 1.
2. Безруких М.М. Как подготовить ребенка к школе? - М., 1993.
3. Пилипко Н.В. Здравствуй школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю.-М., 2002.
И, конечно же, теперь не маловажную роль в адаптации ребёнка в первый учебный год играет его учитель. Ведь учитель - это тот человек, который общается с детьми каждый день, который ведет их по жизни, по школьной жизни, на каждую ступеньку все выше и выше! В обязанности каждого учителя входит не просто проводить занятия, а правильно их проводить. Иметь доверительные отношения с каждым ребёнком, в нужный момент поддержать и поговорить, помочь если что-то не получается, заинтересовать ребёнка занятиями, а не просто их проводить. И, безусловно, ни в коем случае не следует кричать на ребёнка - это может послужить плохой адаптацией к новому для него миру знаний и навсегда отбить желание к учёбе и посещению учебного заведения. Так же многое зависит и от других детей, если дети настроены друг к другу положительно, общаются, дружат, помогают друг другу, значит, и адаптация у них пройдёт быстро. А вот если же какого-то малыша дети невзлюбили, тогда и адаптация у него пройдёт хуже и дольше чем у остальных детей.
Не стоит забывать и то, что на родителей первоклашек легла двойная эмоционально-психологическая нагрузка. К традиционным тревогам: готов ли ребенок к обучению, правильно ли выбрали школу, достаточно ли квалифицирован первый учитель. Не станет ли ребенок жертвой нового очередного эксперимента? Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. В период адаптации некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителем: дерзить, капризничать.
Другие наоборот очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут.
У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.
Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. В период с11.09. 2011 по11.10.2011 года в МОУ «СОШ №21» проведена диагностика готовности первоклассников к обучению в школе. Цель настоящей диагностики – не найти «слабые места» или недостатки ребенка, не «профориентировать» его, а выяснить, насколько малыш «созрел» до тех требований, которые ему предъявит учебный процесс – как в школе в целом, так и в конкретном классе. Иными словами – насколько ребенок готов учиться и быть в этом успешным.
Диагностика позволяет определить актуальный уровень развития у ребенка умений и навыков, необходимых ученику и, на основе анализа результатов, предложит рекомендации по стимулированию и развитию отдельных навыков и умений, психических процессов. Значимой поддержкой учителю в адаптационный период является взаимное сотрудничество с ним психолога.
В связи с введением в школу нового стандарта образования происходит принципиальное изменение системы оценивания результатов младших школьников. Вместо оценки знаний, умений и навыков мы будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Сейчас в настоящее время в школьную практику активно внедряется оценивание - критериальное. Считается, что оно позволяет ребенку активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к его результатам, что дает ему возможность определять собственные интересы и ставить образовательные задачи. Поэтому правильная организация системы критериального оценивания не только не вредит обучению, но и решает задачи его личностного развития. Самооценивание начинается с того, что ребенок сам участвует в выработке критериев оценки к разным конкретным ситуациям.
Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможены, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются в нашей помощи. Необходимо также научиться распознавать и различать истинно гиперактивных детей от детей с трудностями в поведении и обучении.
И в первую очередь нужно, конечно же, начать с себя, кем бы мы ни были: учитель, родитель или просто родственник, нужно поддержать и помочь малышу, ведь ему сейчас трудно как никогда. Школа-это его первый большой шаг во взрослую жизнь, и то, как вы к нему отнесетесь, отразится в последующем, на его жизни, судьбе, семье и карьере. Если ребёнку изначально будет тяжело в школе, со сверстниками, близкими, тогда и во взрослой жизни, он будет ожидать подвоха. Ребёнок будет с трудом доверять людям, тяжело адаптироваться к рабочему месту, новому месту жительства. Давайте не будем жалеть времени, сил и терпения на своего ребёнка, ученика и не думать, что за нас это сделает кто-то другой!
Литература
1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте
проблемы адаптации. //Начальная школа. 1999. - № 1.
2 .Безруких М.М. Как подготовить ребенка к школе? - М., 193.
3. Задоя Т.Г. Деятельность учителя в период адаптации первоклассников.
// Начальная школа. - 1997. - № 12.
4. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к
школе.-М., 2001.
Наличие в учебном плане часов внеурочной деятельности классного руководителя как психолого-педагогического сопровождения позволяют проведение таких занятий.
Работа на других предметах строилась с использованием наработанного в ходе адаптационных занятий опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...
Аналитико – сопоставительная таблица ФГОС 1 и ФГОС второго поколения
В материале дана сопоставительная характеристика стандартов. Что изменилось в образовании, в чем инновационность ФГОС второго поколения?...
ФГОС Рабочая программа по литературному чтению 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по литературному чтению 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая п...
ФГОС Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая...
ФГОС Рабочая программа по технологии 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по технологии 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая прогр...
Изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021.
Статья содержит изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021....
.Выступление учителей 1-го класса по освоению нового ФГОС НОО и ФГОС ООО: «Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС НОО и ФГОС ООО». Результаты адаптации.
Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС и ФГОС ООО...