АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
консультация (1 класс)

Трошина Галина Петровна

В  основу ФГОС положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования.

Новая атмосфера и  много  людей, а сколько всего  может происходить нового и еще не всегда для ребенка  понятного. Помимо обучения и нагрузки, у них появляются первые друзья, контакты, а также зачастую  ссоры и споры.

Правильно организованный образовательный процесс облегчит и сократит период адаптации детей к требованиям школьного обучения. Для того   чтобы привыкнуть к новым требованиям и выполнять их, нужны силы и время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

              АДАПТАЦИЯ  ПЕРВОКЛАССНИКОВ   В УСЛОВИЯХ ФГОС

            Поздравляю, теперь вы первоклассники! Желаю вам приятных учебных дней, будьте  умными, грамотными, здоровыми! Пусть в вашей жизни  появятся  много  новых друзей, и чтобы лучшим из них была наука

«учиться». Такие  напутствия и поздравления услышали мои ученики - первоклассники  этого года.

          Формирование класса происходило по предварительному собеседованию с ребёнком педагога – психолога и учителей начальных классов  и полностью учитывалось желание родителей. Поэтому заранее, как это было в предыдущие годы, с детьми не знакомилась. С подготовительных курсов ко мне в класс попали только 4 из 29 учащихся. Естественно, у меня было волнение о том, как дети начнут обучение, как адаптируются к новым условиям жизни. Приходя в школу, все дети  переживают и волнуются, выражается это по - разному: одни привлекают к себе внимание подвижностью и чрезмерной активностью. Другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, замыкаются, с трудом вступают в контакт с одноклассниками и учителем. При всём многообразии проявлений поведения учащихся в период адаптации, все первоклассники нуждаются в поддержке и помощи со стороны взрослых - учителя и родителей.

    Недаром, в  основу ФГОС положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования.

     Идя в школу, детям зачастую даётся всё очень непросто. Новая атмосфера и  много  людей, а сколько всего  может происходить нового и еще не всегда для ребенка  понятного. Помимо обучения и нагрузки, у них появляются первые друзья, контакты, а также зачастую  ссоры и споры.

Правильно организованный образовательный процесс облегчит и сократит период адаптации детей к требованиям школьного обучения. Для того   чтобы привыкнуть к новым требованиям и выполнять их, нужны силы и время.

     Смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников позволяют занятия, на которых в систематизированном виде, плавно и последовательно представляю необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию. Перед проведением адаптационных занятий ставлю  перед собой следующие задачи:

- создание условий для эмоционального комфорта первоклассников при вхождении в школьную жизнь;

- создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;

- создание благоприятных условий для знакомства детей;

- организация  взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества и групповой сплочённости класса;

- знакомство с особенностями детей данного класса.

   Занятия проводятся в сентябре ежедневно по 15-17 минут по следующим темам: «Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом», «Знакомство с правилами школьной жизни», «Сравнение роли дошкольник и школьник», «Осознание своего нового статуса школьника», «Оценка», «Учимся работать дружно», «Первоклассное путешествие» и др.

      Эта работа  позволяет быстро узнать детей, познакомить ребят друг с другом. Игры и совместное творчество, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение их результатов в виде парных, групповых или общих выставок и композиций решают задачи формирования  условий  для успешной адаптации первоклассников. Дальнейшая  работа строится с использованием наработанного  в ходе адаптационных занятий опыта.  

Литература:

1. Агафонова  И.Н.   Психологическая   готовность   к   школе   в   контексте проблемы адаптации. //Начальная школа. 1999. - № 1.

2.  Безруких М.М. Как подготовить ребенка к школе? - М., 1993.

3. Пилипко Н.В. Здравствуй школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю.-М., 2002.

И, конечно же,  теперь не маловажную роль в адаптации ребёнка в первый учебный год играет его учитель. Ведь учитель - это тот человек, который общается с детьми каждый день, который ведет их по жизни, по школьной жизни, на каждую ступеньку все выше и выше! В обязанности  каждого  учителя входит не просто проводить занятия, а правильно их проводить. Иметь доверительные отношения с каждым ребёнком, в нужный момент  поддержать и поговорить, помочь если что-то не получается, заинтересовать ребёнка занятиями, а не просто их проводить. И, безусловно, ни в коем случае не следует кричать на ребёнка - это может послужить плохой адаптацией к новому для него миру знаний и навсегда отбить желание к учёбе и посещению учебного заведения. Так же многое зависит и от других детей, если дети настроены друг к другу положительно, общаются, дружат, помогают друг другу, значит, и адаптация у них пройдёт быстро. А вот если же какого-то малыша дети невзлюбили, тогда и адаптация у него пройдёт хуже и дольше чем у остальных детей.

   Не стоит забывать и то, что  на родителей первоклашек легла двойная эмоционально-психологическая нагрузка. К традиционным тревогам: готов ли ребенок к обучению, правильно ли выбрали школу, достаточно ли квалифицирован первый учитель.  Не станет ли ребенок жертвой  нового очередного эксперимента? Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. В период  адаптации некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителем: дерзить, капризничать.

Другие наоборот  очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут.

   У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся  капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

   Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

  Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. В период с11.09. 2011 по11.10.2011 года в МОУ «СОШ №21» проведена диагностика готовности первоклассников к обучению в школе. Цель  настоящей диагностики – не найти «слабые места» или недостатки ребенка, не «профориентировать» его, а выяснить, насколько малыш «созрел» до тех требований, которые ему предъявит учебный процесс – как в школе в целом, так и в конкретном  классе. Иными словами – насколько ребенок готов учиться и быть в этом успешным.

   Диагностика  позволяет определить актуальный уровень развития у ребенка умений и навыков, необходимых ученику и, на основе анализа результатов, предложит рекомендации по стимулированию и развитию отдельных навыков и умений, психических процессов.   Значимой поддержкой учителю в адаптационный период является взаимное сотрудничество с ним психолога.

В связи с введением в школу нового стандарта образования происходит принципиальное изменение  системы оценивания результатов младших школьников. Вместо оценки знаний, умений и навыков мы будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Сейчас   в  настоящее время в школьную практику активно внедряется оценивание - критериальное. Считается, что оно позволяет ребенку активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к его результатам, что дает ему возможность определять собственные интересы и ставить образовательные задачи. Поэтому правильная организация системы критериального оценивания не только не вредит обучению, но и решает задачи его личностного развития. Самооценивание начинается с того, что ребенок сам участвует в выработке критериев оценки к разным конкретным ситуациям.  

  Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя,  как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой,  очень сложной учебной деятельности.  В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможены, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются в нашей помощи. Необходимо также научиться распознавать и различать истинно гиперактивных детей от детей с трудностями в поведении и обучении.  

И в первую очередь нужно, конечно же, начать с себя, кем бы мы ни были: учитель, родитель или просто родственник,  нужно поддержать  и помочь  малышу, ведь ему сейчас трудно как никогда. Школа-это его первый большой шаг во взрослую жизнь, и то, как вы к нему отнесетесь, отразится в последующем, на его жизни, судьбе, семье и карьере. Если ребёнку изначально будет тяжело в школе, со сверстниками, близкими, тогда и во взрослой жизни, он будет ожидать подвоха. Ребёнок будет с трудом доверять людям, тяжело адаптироваться к рабочему месту, новому месту жительства.  Давайте не будем  жалеть времени, сил и терпения на своего ребёнка, ученика  и не думать,  что за нас это сделает кто-то другой!

Литература

1. Агафонова  И.Н.   Психологическая   готовность   к   школе   в   контексте

проблемы адаптации. //Начальная школа. 1999. - № 1.

2 .Безруких М.М. Как подготовить ребенка к школе? - М., 193.

3. Задоя Т.Г. Деятельность учителя в период адаптации первоклассников.

// Начальная школа. - 1997. - № 12.

4. Нижегородцева Н.В.  Психолого-педагогическая  готовность  ребенка к

школе.-М., 2001.

Наличие в учебном плане часов внеурочной деятельности классного руководителя как психолого-педагогического сопровождения позволяют проведение таких занятий.

Работа на других предметах строилась с использованием наработанного  в ходе адаптационных занятий опыта.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...

Аналитико – сопоставительная таблица ФГОС 1 и ФГОС второго поколения

В материале дана сопоставительная характеристика стандартов. Что изменилось в образовании, в чем инновационность ФГОС второго поколения?...

ФГОС Рабочая программа по литературному чтению 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по литературному чтению   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая п...

ФГОС Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по  окружающему миру   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая...

ФГОС Рабочая программа по технологии 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по  технологии   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая прогр...

Изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021.

Статья содержит изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021....