Рабочая программа "Юный исследователь"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmayunyy_isledovatel.docx | 86.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы « Юный исследователь» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учитывает требования государственной программы ХМАО-Югры «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014-2020 учебный год», и требования ООП НОО МБОУ СОШ №9 г. Нефтеюганска. Программа “Юный - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Актуальность исследовательской деятельности основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт. В тематическое планирование включен материал на изучения природы ХМАО. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в среднем звене.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
. Общая характеристика внеурочного курса
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
2. Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
3. Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
4. Развивать познавательные потребности и способности, креативность
Формы работы: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; моделирующая деятельность; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; ТРИЗ технология.
Структура курса
Программирование курса « Юный исследователь» осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором - четвертом классах.
Данная программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:
- тренинг исследовательских способностей (в ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска)
- самостоятельная исследовательская практика (это основная подпрограмма, основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов)
- мониторинг исследовательской деятельности (мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения ( конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов))
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа курса рассчитана на 4 года, 135 часов и реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с ФГОС, рассчитана на 1 час в неделю для учащихся 1 – 4 классов (33ч – в первом классе и 34ч – во втором , третьем и четвёртом классах).
Ценностные ориентиры содержания курса
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты: ценность истины; ценность научного познания; ценность семьи, ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира; ценность труда и творчества; ценность патриотизма; одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, к своей малой родине.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах по разным направлениям |
Личностные и метапредметные результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования | |
личностные | формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии парно-групповой работы | |
Метапредметные результаты | |||
регулятивные | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | |
познавательные | умения учиться: навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации; добывать необходимые знания для дальнейшей работы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; выделять существенную информацию из текстов разных видов; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | |
коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; |
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений
1 класс
• слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
• осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
• вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
• вести рассказ от начала до конца;
• творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
• работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
2 класс
• наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
• пересказывать подробно и выборочно;
• выделять главную мысль на основе анализа текста;
• делать выводы из фактов, совокупности фактов;
• выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
• выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
• делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
3 - 4 класс
• переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
• отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
• конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
• систематизировать учебный план;
• пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
• высказывать содержательно свою мысль, идею;
• формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
• решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
• свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
• переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
• получат возможность осознать своё место в мире;
• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
• альбом,
• газета,
• гербарий,
• журнал,
• книжка-раскладушка,
• коллаж,
• коллекция,
• костюм,
• макет,
• модель,
• музыкальная подборка,
• наглядные пособия,
• паспарту,
• плакат,
• план,
• серия иллюстраций,
• сказка,
• справочник,
• стенгазета,
• сувенир-поделка,
• сценарий праздника,
• учебное пособие,
• фотоальбом,
• экскурсия
Результатом реализации данной программы является освоения учениками основ исследовательской деятельности; личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологи
Содержание тем внеурочного курса.
1 класс (33 ч)
Содержание занятий.
Тема 1. Что такое исследование? - 1ч
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку). – 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 7-8. Библиотечное занятие
«Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч. Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.
Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч.
Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч.
Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы). – 2ч.
Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.
Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч.
Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.- 1ч.
Заочная экскурсия в прошлое.
Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения.
Аргументы.
Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.-2ч.
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.
Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.
Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч.
Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Тема 28.Коллективная игра-исследование.- 1ч.
Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
Тема 29-30. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч.
Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.
Тема 31-32. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.- 2ч.
Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.
Тема 33. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.
Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.
2 класс (34 ч)
Содержание занятий.
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч. Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей». Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч
Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы.
Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим …, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) – 4ч. Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).Знать:- методы исследования, уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч. Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об эксперименти
ровании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и про-
ведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и под-готовиться к защите - 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем:
“Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопро-сы”.
Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих
- микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч.
Анализ своей проектной деятельности.
3 класс (34 ч)
Содержание занятий.
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследо-вания – 2ч.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследова-ния. Памятка «Как выбрать тему».
Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Экспе-римент познания в действии – 2ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюи-рованию – 2ч.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Соста-вить рассказ по готовой концовке.
Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.
Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.
Составление плана выступления.
Тема32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч. Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тема33. Выступление на школьной НПК – 1ч.
Презентация проекта на школьной НПК.
Тема34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
4 класс (34 ч)
Содержание занятий.
Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Тема2-3. Культура мышления.
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.
Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Тема 10-11. Предмет и объект исследования.
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.
Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.
Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.
Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч.
Задания на развитие мышления и логики.
Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Тема28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч. Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.
Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | |
1 | Что такое исследование? | 1 | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. |
2-3 | Как задавать вопросы? | 2 | |
4-5 | Как выбрать тему исследования? | 2 | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. |
6 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 1 | |
7-8 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | 2 | |
9-10 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 2 | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. |
11-12 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | 2 | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
13-14 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. | 2 | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
15-16 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | 2 | |
17-18 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. | 2 | |
19 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | 1 | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Задавать вопросы. |
20-21 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | 2 | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
22-23 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | 2 | |
24-25 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | 2 | |
26-27 | Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. | 2 | |
28-30 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 2 | |
31-32 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 2 | Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Формулировать собственное мнение и позицию. |
33 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | |
Итого 33 часа |
Тематическое планирование - 2 класс (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 1 | Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. |
2-3 | Как задавать вопросы? Банк идей. | 2 | |
4-5 | Тема, предмет, объект исследования. | 2 | Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». |
6-7 | Цели и задачи исследования. | 2 | |
8-9 | Учимся выделять гипотезы. | 2 | |
10-13 | Организация исследования. (практическое занятие.) | 4 | Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практическое задание на создание аналогий. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму». |
14-17 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | 4 | |
18-19 | Коллекционирование. | 2 | |
20 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | 1 | |
21-22 | Сообщение о своих коллекциях. | 2 | |
23 | Что такое эксперимент. | 1 | Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. |
24 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | 1 | |
25-27 | Сбор материала для исследования. | 3 | |
28-29 | Обобщение полученных данных. | 2 | |
30 | Как подготовить результат исследования. | 1 | Подготовка детских работ к публичной защите. |
31 | Как подготовить сообщение. | 1 | |
32 | Подготовка к защите. (практическое занятие.) | 1 | |
33 | Индивидуальная консультация. | 1 | |
34 | Подведение итогов. Защита. | 1 | |
Итого 34 часа |
Тематическое планирование - 3 класс (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 1 | Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать. Практические задания _ использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности. Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов». Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез. Классифицирование. Определение понятий. Практические задания по структурированию текстов. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. |
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 2 | |
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1 | |
5-6 | Какими могут быть проекты? | 2 | |
7-8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 2 | |
9-10 | Планирование работы. | 2 | |
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 3 | |
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 | |
16-18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 | |
19-21 | Анализ прочитанной литературы. | 3 | |
22-23 | Исследование объектов. | 2 | |
24-25 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 2 | |
26-27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 2 | |
28 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 1 | |
29-30 | Оформление работы. | 2 | |
31-32 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 2 | |
33 | Мини конференция по итогам собственных исследований | 1 | |
34 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | |
Итого 34 часа |
Тематическое планирование - 4 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 | Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов. Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, растения и животные ХМАО, люди и т.п.). Знакомство с приборами, созданными для наблюдения Практические задания _ тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы». Коллективная беседа _ как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие _ проведение наблюдений и экспериментов. Коллективная игра «Вопросы и ответы». Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий. Подготовка детских работ к публичной защите. |
2-3 | Культура мышления. | 2 | |
4-5 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 2 | |
6-7 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 2 | |
8-9 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 2 | |
10-11 | Предмет и объект исследования. | 2 | |
12 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 1 | |
13-14 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 2 | |
15-16 | Наблюдение и экспериментирование. | 2 | |
17-18 | Техника экспериментирования | 2 | |
19-20 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 2 | |
21-22 | Правильное мышление и логика. | 2 | |
23-24 | Что такое парадоксы | 2 | |
25-27 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 3 | |
28-30 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 3 | |
31 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1 | |
32 | Защита исследования перед одноклассниками. | 1 | |
33 | Выступление на школьной НПК. | 1 | |
34 | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1 | |
Итого – 34 часа |
Оисание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для учителя
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2012.
- М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2012
- Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/авт.-сост. Е.В.Кривобок, О.Ю.Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты/ авт.-сост.В.Ф.Феоктистова.- Волгоград; Учитель, 2012,
- Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа. Занятия, проекты/ авт.-сост. М.Ю. Шатилова[и др.]- Волгоград; Учитель, 2012.
- Мир фантазии. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: пособие для учителя 3 класса/Школа креативного мышления; Светлана Гин.-М.:ВИТА-ПРЕСС,2012.
- Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: пособие для учителя начальной школы/Школа креативного мышления; Светлана Гин.-М.:ВИТА-ПРЕСС,2012.
- Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: пособие для учителя 4 класса/Школа креативного мышления; Светлана Гин.-М.:ВИТА-ПРЕСС,2013.
Для обучающихся:
- Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2014.
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Рабочая тетрадь , Р.Ф Селисова Учусь создавать проекты. Издательство "РОСТкнига", 2012.
- Рабочая тетрадь для младших школьников. Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие творческого мышления . Издательство дом «Фёдоров». 2013.
- А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2012. Интернет – ресурсы для реализации программы
- Занимательные научные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
- Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
- Занимательные опыты и эксперименты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
- «Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
- Изучаем химию - ставим опыты вместе с детьми http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10d.shtml
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
Тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план | Дата пров. |
1 | Что такое исследование? | 1 | ||
2-3 | Как задавать вопросы? | 2 | ||
4-5 | Как выбрать тему исследования? | 2 | ||
6 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 1 | ||
7-8 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | 2 | ||
9-10 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 2 | ||
11-12 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | 2 | ||
13-14 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. | 2 | ||
15-16 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | 2 | ||
17-18 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. | 2 | ||
19 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | 1 | ||
20-21 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | 2 | ||
22-23 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | 2 | ||
24-25 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | 2 | ||
26-27 | Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. | 2 | ||
28-30 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 2 | ||
31-32 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 2 | ||
33 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | ||
Итого 33 часа |
Тематическое планирование - 2 класс (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата план | Дата пров. |
1 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 1 | ||
2-3 | Как задавать вопросы? Банк идей. | 2 | ||
4-5 | Тема, предмет, объект исследования. | 2 | ||
6-7 | Цели и задачи исследования. | 2 | ||
8-9 | Учимся выделять гипотезы. | 2 | ||
10-13 | Организация исследования. (практическое занятие.) | 4 | ||
14-17 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | 4 | ||
18-19 | Коллекционирование. | 2 | ||
20 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | 1 | ||
21-22 | Сообщение о своих коллекциях. | 2 | ||
23 | Что такое эксперимент. | 1 | ||
24 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | 1 | ||
25-27 | Сбор материала для исследования. | 3 | ||
28-29 | Обобщение полученных данных. | 2 | ||
30 | Как подготовить результат исследования. | 1 | ||
31 | Как подготовить сообщение. | 1 | ||
32 | Подготовка к защите. (практическое занятие.) | 1 | ||
33 | Индивидуальная консультация. | 1 | ||
34 | Подведение итогов. Защита. | 1 | ||
Итого 34 часа |
Тематическое планирование - 3 класс (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата план | Дата пров. |
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 1 | ||
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 2 | ||
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1 | ||
5-6 | Какими могут быть проекты? | 2 | ||
7-8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 2 | ||
9-10 | Планирование работы. | 2 | ||
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 3 | ||
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию | 2 | ||
16-18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 | ||
19-21 | Анализ прочитанной литературы. | 3 | ||
22-23 | Исследование объектов. | 2 | ||
24-25 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 2 | ||
26-27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 2 | ||
28 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 1 | ||
29-30 | Оформление работы. | 2 | ||
31-32 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 2 | ||
33 | Мини конференция по итогам собственных исследований | 1 | ||
34 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | ||
Итого 34 часа |
Тематическое планирование - 4 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план | Дата пров. |
1 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 | ||
2-3 | Культура мышления. | 2 | ||
4-5 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 2 | ||
6-7 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 2 | ||
8-9 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 2 | ||
10-11 | Предмет и объект исследования. | 2 | ||
12 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 1 | ||
13-14 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 2 | ||
15-16 | Наблюдение и экспериментирование. | 2 | ||
17-18 | Техника экспериментирования | 2 | ||
19-20 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 2 | ||
21-22 | Правильное мышление и логика. | 2 | ||
23-24 | Что такое парадоксы | 2 | ||
25-27 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 3 | ||
28-30 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 3 | ||
31 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1 | ||
32 | Защита исследования перед одноклассниками. | 1 | ||
33 | Выступление на школьной НПК. | 1 | ||
34 | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1 | ||
Итого – 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
Рецензированная рабочая программа кружка научно-познавательного направления "Юный исследователь"
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; ...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа "Исследователь". 1 класс
Рабочая программа "Исследователь"...