Информация о младших школьниках.
материал

Конева Наталья Владимировна

Показаны материалы,которыми я полбзуюсь на воем педагогическом пути.Начиная с колледжа ,далее применяю их на работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые присутствующие вам предлагается выступление по теме «Влияние типа темперамента на успешность в учебной деятельности младших школьников». Актуальность исследования в том, что тип темперамента влияет процесс обучения и усвоение учебного материала младшими школьниками. В связи с этим, учителям необходимо учитывать особенности темпераментов детей в процессе обучения для наилучшего усвоения знаний и умений младшими школьниками.

Цель: теоретически обосновать влияние типов темперамента на успешность в учебной деятельности младших школьников.

Объект:  успешность в учебной деятельности младших школьников.

Предмет: влияние типа темперамента на успешность в учебной деятельности младших школьников.

 Методологическая основа:Учение о высшей нервной деятельности И. П. Павлова; Изучение основных свойств нервной системы человека В.Д. Небылицына; Б. М. Теплова. Учение об учебной деятельности В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина (на слайде).  В данном исследовании мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме успешности в учебной деятельности младших школьников; Дали характеристику учебной деятельности младших школьников. Раскрыли понятие, особенности и характеристику типов темперамента. Обосновали влияние типа темперамента на успешность в учебной деятельности младших школьников. Разработали методические рекомендации по учету особенностей темперамента младших школьников в учебной деятельности. На основе анализа научной литературы мы рассмотрели понятие темперамент, авторы предлагают различные варианты. Но нам близко определение

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения (из уч. психология под редакцией Дубравиной И.В. Москва «Академия» 2007 г.) выделяют 4 типа темперамента:

  1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.
  2. Флегматик - сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный)
  3. Холерик - сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.
  4. Меланхолик - слабые процессы возбуждения и торможения.

Краткая характеристика типов темперамента:

1. Сангвиник. Положительные условнорефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями, ударениями, уравновешенная, плавная, сопровождаемая жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.

2. Флегматик. Положительные условные рефлексы образуются с нормальной скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Легко приспосабливается к социальной среде. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

3. Холерик. сильные условные реакции, подверженные сильному влиянию подкорковых областей. условные связи образуются медленнее, чем у предыдущих типов, что связанно с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции неустойчивы. дети такого типа обычно учатся удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной и формируется труднее, чем у предыдущих типов.

4. Меланхолик. Это анергетический тип. Пониженная деятельность коры сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в пониженных эмоциях. Быстро утомляется и перестает реагировать на слишком сильные или продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабые. Условные реакции образуются медленно, после многих сочетаний безусловного и условного раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая, замедленная. Слабый тип нервной системы у ребенка является благоприятной почвой для возникновения нарушений деятельности коры.

      Динамические черты личности выступают не только во внешней манере поведения, в движениях - они проявляются и в умственной деятельности, в области побуждений и интересов, а также в общении. Неосведомленность о влиянии темперамента на стиль и темп взаимодействия, нередко становится источником постоянного раздражения и снижения результатов деятельности. Например, темперамент ребенка может быть отличен от темперамента педагога. Если у педагога сангвинический темперамент, т. е. он быстрый, подвижный, экспрессивный, а школьник – флегматик, то, вероятно, педагог будет непрерывно огорчаться и возмущаться по поводу медлительности и невозмутимости ребенка. Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Так, например, сангвиник отличается быстрой реакцией, а флегматик характеризуется медлительностью и трудно переключается с одного дела на другое, в то время как сангвиник делает это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тормозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью, хотя, в первую очередь, обладают рядом других положительных качеств. Уже эти характеристики показывают, что людям с разными типами темперамента нужен разный темп и разный режим работы.


В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявить себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достижение цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам.
Некоторые дети легко и быстро осваиваются с резкими изменениями в распорядке дня, другие же – медленно и их работа разглаживается. При объяснении подобных фактов так же следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного задания на другое, даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.д.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности не редко поддерживают рабочее состояние на уроке.

У большинства младших школьников черты темперамента обнаруживаются весьма четко и определенно. Организуя жизнь ребенка, мотивируя формы и способы его поведения и отношений, взрослый (в том числе и учитель) как бы «воспитывает» темперамент ребенка. Каждый ребенок младшего школьного возраста. Не зависимо от особенностей его темперамента, может успешно овладевать знаниями, быть хорошо воспитанным. Однако при организации обучения и воспитания следует учитывать, что в зависимости от особенностей темперамента поведение детей может быть разным. Одних учащихся нужно сдерживать, других активизировать, у третьих формировать большую уверенность в себе , смелость и т. д. Учителю не следует ставить задачу изменить темперамент своих учеников.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личность младшего школьника

Слайд 2

7-8 лет - сензитивный период для усвоения моральных норм Ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил Готов к их повседневному выполнению Ребенку предстоит: - освоить понятие о нормах поведения; - усвоить эмоциональное отношение к этим нормам; - сформировать потребность в дисциплине, в выполнении школьных правил

Слайд 3

Представление об имени При благоприятных условиях – любит свое имя, Домашнее имя – имя в школе, Новое обращение – по фамилии, Недопустимость фамильярного обращение (Машка, Ванька) Работа по пониманию значения имени

Слайд 4

Влияние внешнего облика на развитие личности Лицо : – граница, разделяющая голову спереди на верхнюю и нижнюю половины, проходит по линии бровей (7-8 лет), - свободно выполняет симметричные и ассиметричные активные экспрессии, гримасничает. Телесное развитие : - не наблюдается бурного развития, - проблема двигательного стиля, - большое значение – двигательный контроль, - дифференциация движений, - система скоординированных движений, направленных на достижение результата (праксия), - телосложение определяется двигательной активностью ребенка, - усвоение «правильных» поз

Слайд 5

Притязание на признание Перестройка мотивационно-потребностной сферы – изменение содержания притязаний, Главной становится учебная деятельность, Особое место – учебные мотивы и мотивы установления отношений со сверстниками

Слайд 6

Притязание на признание со стороны взрослых Совесть, чувство гордости и стыда Внутренняя позиция «Я-хороший» Стремление к самоутверждению Каприз – средство обратить внимание Переходит от существования, свободного от постоянных обязанностей, к обязательной, общественно значимой деятельности Учитель – посредник знаний, пример во всем Развивается усидчивость, самоконтроль и самооценка Отметка – оценка моей личности

Слайд 7

Притязание на признание среди сверстников Переплетены отношения возрастной приязни и отношения соперничества «быть как все», «быть лучше, чем все» Конформное поведение Соревновательный мотив стимулирует к совершенствованию Приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений Возникают межличностные связи Формируется общественное мнение Появляется взаимная требовательность и взаимная оценка Чувство симпатии к сверстнику становится устойчивым

Слайд 8

Причины капризов детей Неуспешность в школе Чрезмерная избалованность Дети, на которых мало обращают внимание, Ослабленные, безынициативные дети

Слайд 9

Половая идентификация Уже знают о своей принадлежности к тому или иному полу Стремится утвердиться, как мальчик или девочка Смущаются, соблюдают некоторую дистанцию Относительно спокойный возраст в полоролевых отношениях Изучает сущность роли мужчины и женщины через литературные произведения

Слайд 10

Личность ребенка младшего школьного возраста

Слайд 11

Развитие чувств Чувство ответственности Сопереживание другому: сострадание, сочувствие Самолюбие Расположение к другим людям Негативные проявления соперничества – зависть, злорадство Часто бессознательное заимствование привычек



Предварительный просмотр:

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших школьников навыков работы с информацией

В современном мире важно не только владеть информацией, но и правильно с ней работать. Как научить ребёнка добывать информацию в современном мире из разных источников, пользоваться ей. С чего нач...

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....

Формирование первоначальных навыков работы с информацией у младших школьников средствами учебно-методического комплекта Л.В.Занкова

В современном обществе человеку приходится постоянно иметь дело с огромными потоками информации. Чотбы не затерятся в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны б...

Статья "Развитие навыков самостоятельной работы с визуальной информацией у младших школьников на занятиях в изостудии."

Материал отражает опыт развития навыков самостоятельной работы с информацией у младших школьников на занятиях в изостудии, содержит примеры заданий для осмысления, отбора, анализа визуальной информаци...

Технология экспресс-диагностики типов восприятия информации у младших школьников.

Учет сенсорных особенностей учеников, владение приёмами воздействия на зрительный, аудиальный и кинестетический канал восприятия позволяет учителю избежать многих трудностей при обучении, помогает зал...

Формирование навыка работы с информацией у младших школьников

Новое необходимое условие для того, чтобы быть хорошим собеседником в наше время, ― это информированность.                          ...