Формирование навыка работы с информацией у младших школьников
статья

Зимоглядова Ольга Анатольевна

Новое необходимое условие для того, чтобы быть хорошим собеседником в наше время, ― это информированность.

                                                                                                                                                    Ларри Кинг

      Для современной жизни недостаточно того багажа знаний, который накопят наши ученики за годы обучения. Чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь находить источники информации, работать с ней, оценивать её. Проблема формирования навыка работы с информацией в настоящее время становится особенно актуальной. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования навык работы с информацией в том или ином виде заложен во всех группах требований к образовательным результатам учащихся и охватывает такие виды учебных действий, как чтение; поиск, кодирование, хранение информации; анализ и интерпретация информации. Сегодня наша задача, как учителей, заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для становления умений работать с информацией, как показателем общего развития личности. Работая с детьми, мы видим, что часто они воспринимают изображённое неточно и даже неверно. Многие ребята ещё не могут находить информацию в тексте, заданную в явном и неявном виде. Им сложно высказывать свою точку зрения о полученной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

О.А. Зимоглядова, учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа № 4 имени А.М. Горького»

Петропавловск-Камчатского городского округа

Информационная эра — лучшее, что случилось с человечеством за время его эволюции. Теперь у каждого есть равные возможности вооружить себя информацией и знанием, но не все спешат этим воспользоваться.

Ай Вэйвэй

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией. Навыки каллиграфического письма, счёта, чтения сейчас всё в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме, т.е. в воспитании информационной  культуры.

Период обучения в школе - особенно значимый для начала формирования информационной грамотности (культуры) личности. Школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать. И именно в начальной школе происходит активизация развития познавательных способностей и формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а, следовательно, и формирование информационной грамотности, должны начинаться в период обучения ребенка в 1-4-х классах, поскольку запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других.

Для формирования информационных умений учебно-методические комплекты по новым стандартам ФГОС построены  таким образом, чтобы ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивался с необходимостью добывать и фиксировать информацию; понимать информацию и уметь ее преобразовывать; применять информацию в учебной деятельности; уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.

В междисциплинарной программе «Чтение. Работа с информацией» предложено структурировать работу по четырем разделам следующим образом:

Раздел 1: «Получение, поиск и фиксация информации».

Раздел 2: «Понимание и преобразование информации».

Раздел 3: «Применение и представление информации».

Раздел 4: «Оценка достоверности получаемой информации».

В каждом разделе конкретизируются ожидаемые умения и навыки работы с информацией, необходимые выпускнику начальной школы.

Данная структура помогает учителю поэтапно выстроить работу по формированию информационных умений.  

Раздел №1 «Получение, поиск и фиксация информации»

Информация, необходимая для выполнения заданий бывает представлена в явном или неявном (скрытом, непрямом) виде. Учащимся задаются разные параметры поиска информации – выборка фрагмента, выборка по теме, необходимая и достаточная, выборка для интерпретации, для сравнения, по заданным критериям.

 Использование знаковых систем позволяет сделать более лаконичным и емким процесс фиксирования информации.  В процессе обучения происходит наращение способов кодирования информации и как следствие способов декодирования (перевода информации из одной знаковой единицы в другую).

Поэтому на данном этапе необходимо создать условия для овладения основами алгоритмического и логического  мышления, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов, действовать  в соответствии с алгоритмами и строить простейшие алгоритмы.

Необходимо отметить, что получение и фиксация информации всегда требуют ее понимания и преобразования, то есть внутри этих простых, на первый взгляд, операций, лежат очень сложные механизмы психики: наблюдательность и память, воля, умение производить анализ, синтез и обобщение.

Раздел №2 « Понимание и преобразование информации»

На данном этапе учащимся предлагается ряд вопросов по представленной информации,  благодаря которым информация  анализируется и преобразовывается.

Полученная информация только тогда усваивается, когда используется учащимися для решения учебных задач. Именно многократное осмысление ее в новых условиях, включение в тесные взаимосвязи с имеющимися данными, совершение каких-либо действий с ними позволяет учащимся действительно освоить предлагаемое содержание образования.

Этот блок можно условно назвать процессуальными действиями. Довольно часто приходится преобразовывать информацию (из текста в таблицу, из таблицы в текст, комментировать диаграммы и другие); осуществлять пересказ полученной информации; реже, но встречаются действия по заполнению таблиц; дополнения данных текста и другие. Следовательно, формирование процессуальных действий также ценно для школьников. Такие задания, как правило, имеют следующее содержание: дополни, заполни, перескажи, ответь на вопрос, найди закономерность. В учебниках практически не встречаются задания на преобразование информации из одной формы в другую (например, из текста в таблицу, и наоборот), на сопоставление и обобщение информации в разных частях текста. Именно поэтому они сложно даются детям.

Раздел №3"Применение и представление информации"

Этап применения и представления информации в разных формах обнаруживает и степень понимания ребенком добытых сведений, и определяет соответствие и адекватность поставленной задаче, а также открывает широкие возможности для коммуникации, получения обратной связи, самоконтроля и внешнего контроля.

После анализа информации, её понимания и интерпретации, необходимо предложить учащимся задание на самостоятельную поисковую деятельность. Работая, таким образом, с учебным материалом дети учатся по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности, группировать, систематизировать объекты, выделять общие признаки. 

Не стоит забывать, что в осуществлении любых действий важна поэтапность. Так, в случае несформированности одного действия при работе с информацией неполноценно будет протекать и другое: качественная работа по овладению мотивационными действиями облегчит формирование процессуальных действий, а в дальнейшем - и оценочных.

Раздел №4 «Оценка достоверности полученной информации»

  Особенно сложна для учащихся начальной школы оценочная деятельность, поэтому большое внимание уделяется формированию у школьников понимания, что проверка результата (пошаговая или итоговая) является необходимым условием любого успешного действия.    

На данном этапе учащиеся приобретают навык ориентироваться в информационном потоке, брать из него только то, что полезно и поможет им в жизни.

Под оценкой информации понимается умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученной информации; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда; подвергать сомнению достоверность предложенной информации,  участвовать в учебном диалоге при обсуждении нового материала. Школьники могут научиться сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора информации с собственной точкой зрения; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Контрольно-оценочные действия наиболее сложны для овладения ими младшими школьниками и наиболее редки в учебных заданиях, так как требуют либо сопоставления, либо высказывания личного отношения. Однако именно самостоятельность, умение аргументировать, доказать являются ценными умениями для школьников в рамках действующего в современном образовании системно-деятельностного подхода к обучению. Школьникам необходимо уметь оценивать информацию, ее истинность и ложность, доказывать и аргументировать свою точку зрения. Эти умения- залог успешного восприятия информации вне школы, в жизни.

Каждое из  умений должно быть проработано, иначе невозможно сформировать следующее умение. При этом велика роль учителя, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит - требуются дополнительные вопросы и задания, причем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий; вопросы, направленные на формирование процессуальных действий; вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения.

…если взять информационный поток — его тоже надо уметь фильтровать. Потому что информация это тоже пища. Для ума.

С. Я. Сурганова

Литература

1. Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетова М. З. и др., Планируемые результаты начального общего образования , под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Мальцева Н. Г. Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника// Пермский педагогический журнал. – 2014. – № 4.

3.        Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова // Начальная школа Плюс До и После. – 2012. – № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатья "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"

Статья о формах и методах работы с учениками начальльной школы по формированию у них потребности в здоровом образе жизни....

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....

Формирование первоначальных навыков работы с информацией у младших школьников средствами учебно-методического комплекта Л.В.Занкова

В современном обществе человеку приходится постоянно иметь дело с огромными потоками информации. Чотбы не затерятся в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны б...

Из опыта работы "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"

Из опыта работы "Формирование навыков  здорового образа жизни  у младших школьников"...

Семинар по теме "Формирование навыков работы с информацией"

Формирование навыков работы с информацией...

Деятельностные формы и методы работы в процессе формирования навыков беглого осознанного чтения у младших школьников.

Чтение - один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыками полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Как ос...