Социализация детей на уроках музыки.
статья
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам, касающимся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является занятие любимым видом искусства, в котором ребенок может почувствовать себя личностью и почувствовать свою значимость.
Искусство выступает как средство для интеграции, адаптации и социализации личности, так как способствует гармонизации эмоциональных состояний, позволяет раскрыть горизонты творческого потенциала и быть более раскрепощенным.
Музыкальное искусство - один из самых мощных инструментов данных человечеству. Известно, что музыка управляет эмоциями, разумом, настроением, здоровьем.
А также музыка – прекрасный воспитатель, и ценность её в том, что она способна облагораживать и воспитывать нравственно-эстетический и духовный потенциал личности, стимулировать его развитие.
Музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_na_urokah_muzyki.docx | 19.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Социализация детей с ОВЗ на уроках музыки
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам, касающимся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является занятие любимым видом искусства, в котором ребенок может почувствовать себя личностью и почувствовать свою значимость.
Искусство выступает как средство для интеграции, адаптации и социализации личности, так как способствует гармонизации эмоциональных состояний, позволяет раскрыть горизонты творческого потенциала и быть более раскрепощенным.
Музыкальное искусство - один из самых мощных инструментов данных человечеству. Известно, что музыка управляет эмоциями, разумом, настроением, здоровьем.
А также музыка – прекрасный воспитатель, и ценность её в том, что она способна облагораживать и воспитывать нравственно-эстетический и духовный потенциал личности, стимулировать его развитие.
Музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека»,- так писал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский.
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих в воспитании личности, она играет особую роль во всестороннем развитии детей.
Музыка постоянно заставляет детей меняться, и это делает их более восприимчивыми и социально адаптивными, ведь музыка – это чрезвычайно важное и – главное! – ничем не заменимое средство для воспитания современного человека, умеющего применять свои знания в жизни.
Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях.
Музыка помогает детям лучше узнать жизнь, расширяет их кругозор, активизирует мышление, способствует развитию внимания, памяти. Она качественно совершенствует восприятие, помогает формированию представлений, активизирует познавательную деятельность детей в целом, т.е. несёт в себе большие коррекционно-воспитательные возможности.
Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся с ОВЗ, а также музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние.
Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступая в мир, познаёт, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической и моральной культуры.
Моя задача, как учителя музыки и ритмики, нести знания о музыке, о слове, как о гармонизации души и тела человека, развитии его духовности, нравственности, эстетики, интеллекта и физического здоровья, в общем, способствовать социальной адаптации детей.
С переходом из класса в класс, перед учащимися на уроках музыки и ритмики открывается весь многообразный мир видов музыкальной деятельности, где и осуществляется процесс социализации:
- Слушание музыки (осознанное её восприятие);
- Пение (хоровое, ансамблевое, сольное);
- Музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование;
- Импровизация (речевая, вокальная, ритмическая);
- Игра на музыкальных инструментах;
- Инсценирование песен;
- Музыкальные игры, упражнения.
Все эти виды музыкальной деятельности используются как эффективные приемы, помогающие детям лучше понять и почувствовать музыку.
Большое внимание на уроках музыки уделяется слушанию и изучению лучших образцов зарубежной, классической, русской и современной музыки, а также знакомству учащихся с основами нотной грамоты. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли.
Значение певческой исполнительской деятельности трудно переоценить в личностном развитии детей. Пение расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы, влияет на развитие дыхательного аппарата и речевой моторики детей. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка, что в дальнейшем способствует успешной социализации детей.
Совместное пение развивает чувство коллективизма. Эту особенность пения замечательно подметил К. Д. Ушинский: «В песне, особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу… В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…».
Среди многих важнейших душевных, нравственных и умственных качеств и практических навыков вокально-хоровое пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению внимания, а это самым положительным образом сказывается на общей успеваемости ребят в школе-интернате.
Вокальная музыка, представляет собой синтез музыки и поэзии. Работа над художественным воплощением в пении содержания хороших стихов - богатейший источник познания новых чувств, мыслей, понятий и образов. Это также необходимая работа по культуре речи, ведь без хорошей дикции и осмысленного, прочувствованного произношения нет выразительности. И все это - объективные условия для накопления новых знаний, воспитания культуры ума, развития художественного вкуса, музыкальных способностей и освоения впечатлений окружающей жизни.
Движения под музыку на занятиях ритмики представляют собой органичное, естественное объединение интеллектуальных, эмоциональных и физических усилий, инициированных музыкой и пластикой тела. Ритмические упражнения и танцевальные движения, выполняемые под музыку, оказывают облагораживающее, положительное воздействие на личность ребенка с ОВЗ в целом. На уроках ритмики с помощью коррекционных упражнений под музыку развивается моторная функция, координация движений, формируется правильная осанка, походка, ориентирование в пространстве, которые позволяют формированию и развитию навыков взаимодействия детей в коллективе. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. Двигаясь в парном танце, дети учатся внимательному отношению, друг к другу, приобретают необходимые навыки слаженного взаимодействия и овладевают необходимыми азами танцевального искусства. Упражнения с предметами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами развивают у детей с ОВЗ подвижность пальцев, умения снимать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук.
В процессе игры на музыкальных инструментах в ансамбле у учащихся формируется эстетическое восприятие, концентрируется внимание, активизируется музыкальная память, мышление и творческое воображение, развивается фантазия. Совместное музицирование в ансамбле способствует формированию эмоциональной сферы ребенка, его душевного здоровья, а также музицирование способно решить и психологические проблемы общения: застенчивый ребенок, участвуя в такой музыкальной деятельности, может почувствовать себя в центре жизни; неуправляемый ребенок подчинится единому, строгому замыслу; одаренный ребенок сможет воплотить свои творческие фантазии.
В целом музыкальная деятельность располагает возможностями для созидания, самовыражения, самореализации, совершенствования личности. Она способна вызвать в ребенке переживания, фантазию, создавать что-то новое, творить.
Одним из главных достоинств музыкального воспитания является формирование творческого потенциала личности. Через творческую деятельность учащиеся стремятся найти самого себя, ядро личности, глубинную сущность. По мнению Р. Мэй в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет: «…то, что проявляется как творчество - это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…»
Учителю необходимо поддерживать и формировать даже незначительные еще творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение, придают деятельности детей поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности. Ведущая роль музыкального творчества в воспитании личности закономерна, так как музыкальное исполнительство наиболее доступный и естественный вид художественной деятельности.
Проявление творческого начала осуществляется в размышлениях о музыке, в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, выполнение различных творческих заданий, таких как, подобрать песню и стихотворный текст к ритмическому рисунку, к средствам музыкальной выразительности (лад, характер, динамика, темп), разгадать зашифрованные слова с помощью нот, кроссворды, ребусы, инсценировать образы вокальных и инструментальных произведений, импровизировать на музыкальных инструментах: подыграть своему пению на музыкальном инструменте, сочинить мелодию и ритмический рисунок на инструменте и т. д.
Творческие задания помогают учащимся приобретать умения и навыки вести наблюдения, сравнивать факты, проводить анализ, формулировать выводы, устанавливать логические связи, обобщать, делать выводы.
Реализация творческих способностей детей делает более богатой и содержательной их жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности и её интеграции и социализации в общество. Дети с ОВЗ обладающие постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируются к изменяющимся условиям и требованиям жизни.
Развивать и реализовать музыкальные способности детей с ОВЗ позволяет еще и дополнительное образование, осуществляемое в образовательном учреждении и способствующее раскрытию индивидуальных способностей детей с ОВЗ, а так же их самореализации и самовыражения. Дети, по своим музыкальным способностям и по желанию, посещают музыкальные кружки: вокальный, танцевальный и ансамблевое музицирование на ложках. Такое активное участие детей в различных видах кружковой музыкальной деятельности способствует более разностороннему и гармоничному развитию личности и успешной интеграции обучающихся в общество «обычных» детей.
В процессе занятий на кружках обучающиеся более широко изучают закономерности музыкального языка, знакомятся с основами музыкальной культуры, приобретают необходимые умения и навыки (певческие и артистические навыки, культура исполнения, навыки актерского мастерства, импровизаторского исполнительства), что в целом расширяет их кругозор, активизирует познавательную деятельность и в дальнейшем способствует успешной социализации детей. Занимаясь в кружках, дети раскрываются эмоционально, адекватно оценивают свои возможности, учатся достигать поставленные цели.
Очень важно дать возможность детям с ОВЗ проявить себя в обществе «обычных» детей. Поэтому учащиеся школы-интерната принимают активное участие в различных школьных, муниципальных и областных фестивалях и конкурсах, и добиваются высоких результатов.
Таким образом, социализация средствами музыкального воспитания является действенным инструментом в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья, которое эмоционально, эстетически и морально окрашивает всю духовную жизнь детей.
Специально организованная музыкальная деятельность дает возможность структурирования эмоционального мира и музыкальной сферы детей. Атмосфера творчества помогает детям раскрыть себя, формирует уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей и потребность в сопереживании. В совместной музыкальной деятельности, воспитывается и формируется коллектив, дети учатся вместе переживать, у них появляется чувство ответственности, формируется терпение, выдержка и упорство в достижении поставленной цели, формируется организованность, сплочённость, взаимопонимание и уважение, исчезает робость, неуверенность в своих силах, формируется коммуникативная культура. Опираясь на пример взрослого, дети приобщаются к культуре поведения, осваивают общечеловеческие и культурные ценности, что в дальнейшем способствует успешной социализации детей с ОВЗ.
Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в полноценном развитии ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. Таким образом, музыкальное воспитание сказывается на всей деятельности детей, на их отношении к миру, к людям, на их труде, на идейных, нравственных и эстетических идеалах, на всём их жизненном поведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в работе городской проблемной группы "Проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном пространстве: от интеграции к инклюзии", а также городского семинара-практикума.
Справка-подтверждение.Городской семинар-практикум "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами"....
" Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов" через внеурочную деятельность
В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, ст...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...
Статья "Экономическая социализация детей. Роль семьи в экономической социализации детей"
В современном мире постоянно возрастает роль экономики. В связи с этим возникает необходимость в воспитании поколения, готового жить и взаимодействовать в современ...
"Гармоничное и твореское развитие детей на уроках музыки"
Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки — одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и ...