Нетрадиционные формы урока с использованием ЭОР как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.
статья на тему

Зинаида Васильевна Блохина

Нетрадиционные  формы урока  с  использованием современных  технологий  ползволяют  учителю  активизировать  деятельность учащихся на уроке...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы урока с использованием ЭОР как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.

 XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

 “Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.

  Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

        Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.

 И эти требования к информационной компетентности выпускника начальной школы определены в «Требованиях к метапредметным результатам основной образовательной программы начального общего образования» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОСНОО).

           Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах начальной школы.

           Использование информационных технологий в учебном процессе  позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

  Цель работы:  

Активизация познавательной деятельности  учащихся с применением ИКТ.

Задачи:

  1.  Повышение мотивации к изучению предмета,
  2. расширение кругозора,
  3. углубление знаний об окружающем мире,
  4. активизация умственной деятельности детей,
  5. развитие речи и творческих способностей.

        В настоящее время многие страны мира стремятся модернизировать систему образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной революции.   Этим обусловлено развитие нового для педагогики явления – информатизации образовательного процесса  школе.

Информатизация образования – это комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение информационной продукции, средств, технологий.

Что же такое ИКТ?

Информационные технологии обучения – это педагогические технологии, в которых используются специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

В практике информационными технологиями обучения называют все  технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Для более точного определения понятия обратимся к словарной статье:

Информационно-коммуникационные технологии - совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ  включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации.

        Необходимость использования ИКТ в начальной школе должна рассматриваться через призму психологических особенностей младших школьников, развития их познавательных процессов, без которых невозможна человеческая деятельность. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода “созерцательной любознательностью”, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение.

В этой связи К.Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету».  Современные информационные технологии имеют для воплощения этого правила широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения. Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образцового мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной познавательной деятельности. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, учитель должен стараться разнообразить урок играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой броской наглядностью.

Большую роль ИКТ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие информации. Если важно сконцентрировать внимание учеников на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие.

          Подлинное усвоение любого учебного материала невозможно без активной деятельности воображения. В начальных классах у детей совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого, а также получает развитие творческое воображение. Очень большие изменения претерпевает мышление детей 7-10 летнего возраста. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. “В школьный возраст ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта, но интеллект претерпевает такое развитие, которое не проделывает больше ни память, ни восприятие”. Здесь особенно сказывается стимулирующая роль содержания и методов обучения, роль учителя. Исследования психологов показали, что при разной организации учебного процесса, в зависимости от разной методики и форм преподавания можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста. Все это определяет необходимость разработки новых систем методов обучения. На современном этапе развития органической основой должно стать использование ИКТ в начальной школе.

        В педагогической и специальной литературе приводятся различные классификации средств ИКТ, но всеми авторами выделяются аппаратные и программные средства производства информации. К аппаратным средствам относятся: компьютер, принтер, проектор, устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура, мышь и разнообразные устройства аналогичного назначения), устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон), управляемые компьютером устройства, внутриклассная и внутришкольная сети, аудио-видео средства.

Программные средства ИТ представляют собой индивидуальные или взаимосвязанные программные продукты для определенного типа компьютера. В настоящее время наиболее доступными и широко применяемыми в обучении программными средствами ИТ являются продукты корпорации Microsoft®. К программным  средствам относятся: общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и.т.п.), источники информации (энциклопедии на КД, информационные сайты и поисковые системы Интернета), тренажеры, тестовые среды, электронные учебники.

        ИКТ обладают преимуществами по сравнению с бумажными и другими техническими средствами обучения:

1)     мультимедийное предъявление материала даёт визуализацию целостного недоступного образа в удобном темпе, очередности и форме, что особенно эффективно на начальной стадии обучения;

2)     навигация индивидуализирует обучение, незаменима для решения задач и повторения при подготовке к контролю;

3)     производительность освобождает от рутины и формирует информационную культуру путём автоматизации: поиска в больших базах данных, вычисления, оформления результатов;

4)  интерактив заменяет оперативную реакцию (консультацию) преподавателя и необходим при самообучении, индивидуальный тренинге и контроле с сохранением параметров и накапливанием результатов для обоснованной и объективной балловой оценки обучения.

5)  коммуникативность посредством сети связывает с обучающимися, преподавателем, внешними консультантами, удалённым (уникальным, вредным) оборудованием.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ..Педагогические функции и возможности ИКТ.

 Табл. 1

Педагогическая функция

Возможности ИКТ

Мотивирующая

Стимулировать творческую активность к изучению материала, поиску ответа

Информационная

Реализовать возможности информационных систем

Функция  управления учебной деятельностью

Гибкость, адаптивность и учёт познавательных возможностей учащихся

Формирующие навыки

Тренировать

Контролирующее - корректирующая

Принимать любой способ ответа, включая свободно конструируемый, при этом правильность определяется на основе формального общего и поэлементного анализа (при наличии справочного оператора и системы коррекции ошибок)

В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения с применением ИКТ: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный  методы  обучения  предусматривают усвоение знаний, сообщаемых  ученику  преподавателем и  (или)  ПК,  и  организацию  деятельности  обучаемого  по  воспроизведению изученного материала и его применению в  аналогичных  ситуациях.  Применение этих методов с использованием ИКТ  позволяет  существенно  улучшить  качество организации процесса обучения.

Проблемный метод обучения  использует  возможности  ИКТ  для  организации учебного процесса как постановки и  поисков  способов  разрешения  некоторой проблемы.  Главной  целью  является  максимальное   содействие   активизации познавательной деятельности обучающихся. В  процессе  обучения  предполагается решение  разных  классов  задач  на  основе  получаемых  знаний,   а   также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых  для  разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению  навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

Исследовательский  метод  обучения   обеспечивает самостоятельную творческую  деятельность  обучаемых  в  процессе  проведения научно-технических  исследований  в  рамках   определенной   тематики.   При использовании  этого  метода   обучение   является   результатом   активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как  правило,  бывает  более приятным  и  успешным,  чем  при  использовании   других   вышеперечисленных методов. Исследовательский  метод  обучения  предполагает  изучение  методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на  них.  Для  достижения  успеха необходимо   наличие  среды,  реагирующей  на  воздействия.  В  этом   плане незаменимым   средством   является   моделирование,   т.   е.   имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

Этапы подготовки урока с использованием ИКТ.

Урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога. Выделяют следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ: [16]

I. Концептуальный

Аргументируется необходимость использования средств ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.

Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);

Выбор типа образовательных электронных ресурсов.

II. Технологический

Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся; выбор способа взаимодействия учителя и ученика.

III. Операциональный

Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов.

Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат; длительность этапа; форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля.

IV. Педагогическая реализация

Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.

         Использование ИКТ возможно на разных этапах урока. Представляется рациональным выделение компонентов педагогической деятельности учителя начальных классов, являющихся новыми компетенциями в связи с внедрением ИКТ в образовательный процесс. В таблице 2 представлены компоненты ИКТ-компетенций учителя на различных этапах традиционного урока.

Табл. 2

Этапы урока

Содержание

педагогической

деятельности

Цели педагогической

деятельности

Условия достижения целей

(на основе

использования

компьютерной техники)

Организационный

Демонстрация- презентация темы и целей урока

Подготовить учащихся к работе на уроке

  1. Доброжелательный эмоциональный настрой учителя и учащихся;
  1. быстрое включение класса в деловой ритм за счет активизации познавательного интереса;
  1. обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе за счет высокой мотивации

Проверка домашнего задания

Демонстрация правильного решения заданий, вызывающих затруднения, с помощью мульти-видеотехники, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос

Быстро выявить уровень знаний учащихся по предыдущей теме

  1. Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса одновременно;
  2. публичное устранение типичных ошибок;
  1. выявление «продвинутых» учащихся

Актуализация  опорных знаний и способов деятельности уч-ся

Мотивирующие вопросы и задания на компьютере, подводящие к осознанию необходимости изучения темы; краткое обобщение- презентация по пройденному учебному материалу

Восполнить недостающие у уч-ся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий

  1. Формирование дидактической цели вместе с учащимися;
  1. использование приемов организации деятельности учащихся по принятию цели

Формирование новых понятий, способов

     деятельности

Предъявление ученикам через ИКТ основных понятий, и схем, таблиц, рисунков, анимации, видеофрагментов, иллюстрирующих особенности нового учебного материала

Предъявить новый учебный материал

Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения систематизация новых знаний

Здоровьесбережение

физкультминутки, зарядки, в том числе с использованием ИКТ (презентации, CD-диски, содержащие текст физкультминутки, фото, видеоматериалы с демонстрацией образца упражнения)

Создать условия для сохранения здоровья уч-ся и учителя

Оперативное привлечение всех учащихся к процессу выполнения здоровьесберегающих мероприятий на уроке

Применение знаний, формирование умений

Предъявление ученикам через ИКТ вопросов и заданий, требующих мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений

Обучить способам мыслительной, учебно-познавательной деятельности по применению имеющихся знаний

  1. Использование различных способов закрепления знаний в игровой форме на компьютере;
  1. обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с просьбой дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны;
  1. умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами

Контрольно-оценочный

Предъявление ученикам через ИКТ заданий разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний

Организация контроля и самоконтроля; воспитание способности к самооценке

  1. использование различных способов контроля и самоконтроля знаний в игровой форме на компьютере;
  1. рецензирование работ учащихся с последующим ознакомлением результатов рецензирования на компьютере

        В соответствии с современными требованиями, представляется невозможным использование ИКТ на всех этапах урока сразу, это приведет к информационной и учебной перегрузке, а также физиологически не оправдано для учащихся начальной школы.

Учителю, который использует на своих уроках новые информационные технологии необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»).

Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7-10 лет - 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ - не более 3-4 уроков в неделю.

Режим учебных занятий с использованием компьютерных средств представлен в таблице 3 (по Н. Т. Лебедевой).

Табл. 3.

Класс

1 - 4

Длительность работы с компьютерами

15 мин

Количество занятий в день

1

Гимнастика для глаз

3-5 упражнений   по 5 и более раз каждое

Физкультминутка на рабочем месте

7-8 упражнений   по 4-6 раз каждое

Длительность перерывов между занятиями

  1. ин

        Как я уже отметила, что организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок (работу), я тщательно продумываю, место и способ использования ИКТ.

 Для меня применение ИКТ на уроках  проходит по следующим направлениям:

  1. использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических игр, разработка и применение готовых иллюстраций, таблиц  по различным предметам, и т. д.);
  2. проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

Использование ИКТ не только позволяют повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время и силы учителя. Как же это происходит? Где же ИКТ могут помочь современному учителю в его работе? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта.

  1. Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
  2. Подбор дополнительного познавательного материала к уроку окружающего мира, русского языка, математики, литературного  чтения, знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий.

Поэтому я разработала мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках, контроле ЗУН. При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: у  рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды

        Урок как форма обучения относится к классно-урочной системе обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки занятий (45 мин), твердо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом. Структура и методика проведения урока зависит от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы.

        Целенаправленный характер интересно и необычно организованных условий для проведения урока — очень важный момент в учебно-воспитательном процессе. От разнообразия эффективных приемов закрепления изученного на уроке зависят глубокое понимание и прочное усвоение учащимися учебного материала.

Работая с детьми младшего школьного возраста, большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

        Как показывает опыт, нетрадиционные уроки вызывают большой интерес у учащихся. Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей, когда эти задания малопонятны, трудны, а порой и неинтересны для него? Во всяком случае, не принуждение. Принуждение может лишь только угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ученика. Не всегда могут активизировать мысль ученика и словесные просьбы и убеждения. И здесь на помощь приходит игра. А любой нетрадиционный урок - это и есть игра, только игра «большая, на весь урок», со своими правилами и атрибутами. Правильно поставленная игра позволит многому научить детей. Какое удовольствие доставляет детям «путешествие» к далекой планете на уроке окружающего мира, «посещение» циркового представления на уроке математики, проведение игры «Счастливый случай» или «Поле чудес» со всеми их правилами. Проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.

Классификация нетрадиционных уроков: интегрированный урок; урок, который ведут ученики; «Турнир знатоков»; «Поле чудес»; «Счастливый случай»; урок-сказка; урок-экскурсия; урок – путешествие; урок «Что? Где? Когда?»; урок-турнир: соревнование; урок-аукцион; ролевая игра; урок-концерт; КВН; парный опрос; урок «Эврика»; проблемная игра «Мозговой штурм».

На своих уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий. Так как в начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти, нужный материал и как лучше его продемонстрировать?

На помощь пришёл компьютер. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света, и мои ученики превращаются в пытливых искателей знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

концепция «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы»

Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд – подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе. Задача современного образования состоит в том, способствовать поя...

Доклад на тему:«Нетрадиционные формы организации занятий как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы»

        Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать,...

Использование PR- технологии для активизации познавательной деятельности в начальной школе

Использование PR- технологии для активизации познавательной деятельности в начальной школе...

Нетрадиционные формы урока, ка способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы

Нетрадиционные формы урока, ка способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы...

Влияние информационно-коммуникационных технологий на процесс активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы (на примере использования Интернет-технологий)

В статье на примере организации работы с Интернет-проектами в начальной школе рассмотрены возможности активизации познавательной активности учеников с использованием информационных технологий....