Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.
методическая разработка

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание. каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную успеваемость. Например, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальные ответы(как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно ниже. полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. и напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг его друзей, вызывает ощущение неприятности, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

На моих уроках математики ученики не копируют готовые решения с доски, а занимаются поиском алгоритма решения, а затем принимают его самостоятельно. Во время самостоятельного решения предлагаются многоуровневые карточки каждому ученику, предусматривающие самопроверку того или иного задания. выполнив задания первого уровня, можно перейти к следующему.

Иногда деятельность учащихся осуществляется в группах по 4 человека, что позволяет им во время работу консультироваться у более сильных учеников и консультировать самим тех, кто слабее разобрался в данном вопросе.

Я стараюсь, чтобы усвоение содержания обучения и развития ученика происходило не путём передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

На уроках математики я учу детей различать аргументированные утверждения от бездоказательных, оптимизировать свои действия, вырабатывать и принимать решения. то есть можно сказать,  что на уроках идёт формирование тех ключевых компетенций, которые являются основой существования личности в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...

Методическое пособие "Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.

Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов. Представлено в форме проекта. В нем раскрыта цель и задачи. Определена содержательная характеристика понятия " коммуникативная...

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников

  В последнее время главной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информа...

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.

Представлен опыт работыпо формированию коммуникативной компетентности младших школьников....

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности...

«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках литературного чтения».

В докладе затрагивается проблема  формирования коммуникативной  компетентности  младших   школьников  на  уроках  литературного чтения через все виды речевой де...