Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_moyu_str.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современные условия развития общества требуют специалиста, способного к самостоятельной продуктивной деятельности, которая основывается не только на расширении информационного поля, но и на владении различными компетентностями, в том числе коммуникативной.
На основании анализа сущности компетентностного подхода, разделяя точку Д.А.Иванова, К.Г Митрофанова, О.В. Соколовой, мы исходим из понимания коммуникативной компетентности как готовности и способности человека к конструктивному вербальному и невербальному взаимодействию с другими людьми. При этом под способностью мы понимаем содержание понятия в значении английского слова «aбилити», то есть как умение выполнять действия.
Проанализировав сущность коммуникативной компетентности и многолетний личный опыт работы в начальной школе, мы пришли к выводу, что одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетентности является проектно-исследовательская деятельность учащихся, интегрирующая их урочную и внеурочную учебную работу.
Проектно-исследовательскую деятельность мы определяем как органический синтез проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения. И проектная, и учебно-исследовательская деятельности школьников при правильной их организации сами по себе создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Так, в учебно-исследовательской деятельности ребенок в ситуации неопределенности приступает к поиску решения изучаемой проблемы. Важнейшей особенностью и условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности и этапов проектирования.
В рамках проектно-исследовательской деятельности мы понимаем проектную деятельность как выдвижение сценариев развития решаемой ситуации, которая из-за неточных фактов может развиваться в другом направлении, независимо от нашего желания и предположения. Исследовательская же деятельность будет выполнять, согласно мнению А.В. Леонтовича, роль «ограничения» на безудержную, не всегда обоснованную «фантазию проектного мышления и следующую за ней деятельность по преобразованию окружающего». Проектно-исследовательская деятельность, по нашему мнению, отличается от проектной и учебно-исследовательской деятельности тем, что она подразумевает личностную ответственность (основанную на исследовании) за внедрение того или иного проекта. Особенности проектно-исследовательской деятельности предполагают активное общение и взаимодействие участников, что определяет их коммуникативное развитие, а следовательно, формирование коммуникативной компетентности.
Мы выделили три стадии проектно-исследовательской деятельности: 1) стадия актуализации и мотивации; 2) стадия проектирования; 3) итоговая стадия. На стадии актуализации и мотивации ученики определяют важность обсуждаемого вопроса, его личностное значение для каждого участника проектно-исследовательской деятельности, выходят на проблему, которую сами формулируют. На стадии проектирования ученики разрабатывают план ее решения, выдвигают гипотезу и проверяют ее, продумывают методики исследования, выявляют ресурсное обеспечение, вступают в совместную деятельность, которая требует распределения обязанностей. Для решения поставленной проблемы учащиеся используют различные источники информации, с которыми им необходимо уметь работать, актуализируют знания, умения и навыки, применяют творческий подход, что в целом уже определяет их уровень компетентности. На стадии подведения итогов учащиеся защищают проект, претворяют его в жизнь (если это предполагается), оценивают результаты работы.
Включение учащихся начальных классов в проектно-исследовательскую деятельность имеет положительные результаты, которые выражаются в том, что даже ученики 1 класса оказываются способными создавать качественные и серьезные исследовательские проекты. Так, на Втором Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов в г. Москве в апреле 2006 года ученический проект, выполненный первоклассником Владом Баласовым под руководством автора, занял второе место среди работ российских школьников до 11 лет. Авторы еще двух проектов стали номинантами. Всего в текущем учебном году на четыре различных Всероссийских конкурса были представлены 22 исследовательских проекта учащихся 1 класса «А» СОШ №26, пятнадцать из них отмечены дипломами лауреатов.
Библиографический список
- Иванов Д.А., Митрофанов К.Г. Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101с.
- Леонтович А.В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся. – юМежвузовский "Физтех-центр": admin@researcher.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)
В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...
Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности
Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....
«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках литературного чтения».
В докладе затрагивается проблема формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения через все виды речевой де...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новы...
Диагностика сформированности УУД младших школьников в процессе проектно- исследовательской деятельности
Важными и возможно самым сложным в проектно- исследовательской деятельности является диагностика сформированности УУД младших школьников. Учитель, вовлекая ребенка в исследовательскую деятельнос...
Возможности проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.
Создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников рассматривается как важнейшая задача системы образования. Одним из условий работы в этом направлении, несомненно, мо...
Роль учителя в создании условий для саморазвития младших школьников в процессе проектно исследовательской деятельности
Роль учителя в создании условий для саморазвития младших школьников в процессе проектно исследовательской деятельности...