Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современные условия развития общества требуют специалиста, способного к самостоятельной продуктивной деятельности, которая основывается не только на расширении информационного поля, но и на владении различными компетентностями, в том числе коммуникативной.
На основании анализа сущности компетентностного подхода, разделяя точку Д.А.Иванова, К.Г Митрофанова, О.В. Соколовой, мы исходим из понимания коммуникативной компетентности как готовности и способности человека к конструктивному вербальному и невербальному взаимодействию с другими людьми. При этом под способностью мы понимаем содержание понятия в значении английского слова «aбилити», то есть как умение выполнять действия.
Проанализировав сущность коммуникативной компетентности и многолетний личный опыт работы в начальной школе, мы пришли к выводу, что одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетентности является проектно-исследовательская деятельность учащихся, интегрирующая их урочную и внеурочную учебную работу.
Проектно-исследовательскую деятельность мы определяем как органический синтез проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения. И проектная, и учебно-исследовательская деятельности школьников при правильной их организации сами по себе создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Так, в учебно-исследовательской деятельности ребенок в ситуации неопределенности приступает к поиску решения изучаемой проблемы. Важнейшей особенностью и условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности и этапов проектирования.
В рамках проектно-исследовательской деятельности мы понимаем проектную деятельность как выдвижение сценариев развития решаемой ситуации, которая из-за неточных фактов может развиваться в другом направлении, независимо от нашего желания и предположения. Исследовательская же деятельность будет выполнять, согласно мнению А.В. Леонтовича, роль «ограничения» на безудержную, не всегда обоснованную «фантазию проектного мышления и следующую за ней деятельность по преобразованию окружающего». Проектно-исследовательская деятельность, по нашему мнению, отличается от проектной и учебно-исследовательской деятельности тем, что она подразумевает личностную ответственность (основанную на исследовании) за внедрение того или иного проекта. Особенности проектно-исследовательской деятельности предполагают активное общение и взаимодействие участников, что определяет их коммуникативное развитие, а следовательно, формирование коммуникативной компетентности.
Мы выделили три стадии проектно-исследовательской деятельности: 1) стадия актуализации и мотивации; 2) стадия проектирования; 3) итоговая стадия. На стадии актуализации и мотивации ученики определяют важность обсуждаемого вопроса, его личностное значение для каждого участника проектно-исследовательской деятельности, выходят на проблему, которую сами формулируют. На стадии проектирования ученики разрабатывают план ее решения, выдвигают гипотезу и проверяют ее, продумывают методики исследования, выявляют ресурсное обеспечение, вступают в совместную деятельность, которая требует распределения обязанностей. Для решения поставленной проблемы учащиеся используют различные источники информации, с которыми им необходимо уметь работать, актуализируют знания, умения и навыки, применяют творческий подход, что в целом уже определяет их уровень компетентности. На стадии подведения итогов учащиеся защищают проект, претворяют его в жизнь (если это предполагается), оценивают результаты работы.
Включение учащихся начальных классов в проектно-исследовательскую деятельность имеет положительные результаты, которые выражаются в том, что даже ученики 1 класса оказываются способными создавать качественные и серьезные исследовательские проекты. Так, на Втором Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов в г. Москве в апреле 2006 года ученический проект, выполненный первоклассником Владом Баласовым под руководством автора, занял второе место среди работ российских школьников до 11 лет. Авторы еще двух проектов стали номинантами. Всего в текущем учебном году на четыре различных Всероссийских конкурса были представлены 22 исследовательских проекта учащихся 1 класса «А» СОШ №26, пятнадцать из них отмечены дипломами лауреатов.
Библиографический список
- Иванов Д.А., Митрофанов К.Г. Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101с.
- Леонтович А.В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся. – юМежвузовский "Физтех-центр": admin@researcher.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)
В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...
Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности
Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....
«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках литературного чтения».
В докладе затрагивается проблема формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения через все виды речевой де...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/29/picture-651208-1438196658.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/07/picture-438783-1651930570.jpg)
Диагностика сформированности УУД младших школьников в процессе проектно- исследовательской деятельности
Важными и возможно самым сложным в проектно- исследовательской деятельности является диагностика сформированности УУД младших школьников. Учитель, вовлекая ребенка в исследовательскую деятельнос...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/03/picture-968209-1509686439.jpg)
Возможности проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.
Создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников рассматривается как важнейшая задача системы образования. Одним из условий работы в этом направлении, несомненно, мо...
Формирование ключевых компетентностей младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности
Развитие компетентностей - процесс, который не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению. У...