Коллективно творческое дело при подготовке к народным праздникам.
статья

Королева Ольга Евгеньевна

В материале описывается одна из форм Коллективно-творческого дела ансамбля народной песни и музыки «Забава» - народный праздник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktd.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективно творческое дело при подготовке к народным праздникам.

МБУДО «Центр детского творчества» г.Саяногорск

Педагог: Королева Ольга Евгеньевна

Реальность нашей жизни сегодня такова, что утрачены многие традиции, обычаи, которые играли первостепенную роль в формировании личности, укреплении системы жизненных и нравственных установок подрастающего поколения. Постижение наследия народного творчества, где в органичной системе изобразительно-пластических, музыкально-поэтических средств выражается неразрывная связь духовной, материальной жизни и окружающей среды, может послужить формирующим фактором развития духовной культуры обучающихся.

В ансамбле русской народной песни «Забава» Центра детского творчества г.Саяногорска дети изучают народную культуру России, узнают о жизни и быте русского народа, его традициях, обычаях и обрядах, что способствует развитию у обучающихся исторической памяти, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающей действительности, становлению творческих качеств личности.

Пробудить в детях потребность к творческому самовыражению – задача нелегкая и первостепенная. К сожалению, в наше время детям свойственно пассивное потребление культурного опыта людей. А в старину обряды, обычаи, праздничные действия помогали человеку любого возраста в нужные моменты умение петь, и играть на каком-то инструменте, танцевать в хороводах и принимать участие в разных развлечениях, народных забавах, играх, и уметь что-то придумывать самому.

Для изучения традиционной русской культуры помогает коллективно творческое дело.

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым – (доктором педагогических наук, профессором и академиком), как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

Коллективное творческое дело - совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых, способствующее оказывать комплексное педагогическое воздействие на развитие эмоционально-волевых качеств, познавательных, творческих способностей,  формированию мировоззрения личности, сплочению коллектива.

В основе КТД лежит три идеи:

  1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
  2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
  3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

Отличительные признаки КТД:

- коллективность - совместное создание дела (планируется, готовится, совершается и планируется совместно с воспитанниками, воспитателями как младшими, так и старшими) с самого первого этапа;

- целеполагание (для чего надо, что хотим, для кого это нужно?);

- мотивация - высокая мотивация создателей (нам это надо?);

- творчество  (планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения, жизненно важных задач);

- рефлексия (самоанализ, осмысление,  оценка происходящего.

КТД - форма работы, которая направлена на:

- развитие творческих способностей;

- развитие интеллектуальных способностей;

- реализацию коммуникационных потребностей.

- обучение правилам и формам совместной работы.

Основные Типы КТД

- Представление (коллективные песни, игры, концертные номера, игры с залом).

- Малое творческое дело - МТД (конкурсы, перемещение по станциям, не сценарные ролевые игры).

- Большое творческое дело - БТД (конкурс или набор постановок, сценарные ролевые игры, разновидности диспутов).

Представление не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.

МТД не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

БТД требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.

Каждое коллективное творческое дело разрабатывается коллективно в определенной последовательности.

Этапы разработки КТД:

I этап – предварительная работа коллектива (определение конкретных воспитательных задач КТД, выбор исходных направляющих действий, увлечение детей радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском решения нескольких важных задач – вопросов, накопления идей, выдвижение цели и задач).

II этап – коллективное планирование (работа в микрогруппах по планированию КТД - отбор идей к осуществлению, определение задач и функций каждого члена коллектива, распределение поручений по подготовке и т.п.).

III этап – коллективная подготовка КТД.

IV этап - проведение КТД.

V этап - коллективное подведение итогов КТД (что было хорошо? что не получилось? почему? как сделать, чтобы было лучше?).

VI этап – стадия ближайшего воздействия КТД (реализация выводов и предложений при подведении итогов проделанной работы; часто является стартом нового КТД).

Одна из форм Коллективно творческого дела в ансамбле «Забава» - это народный праздник.

Праздник для обучающихся становится стимулом к художественно-творческому выражению в различных видах деятельности: пении, сочинительстве, танце, рукоделии. На праздниках ребята легко, без напряжения приобретают опыт взаимодействия с другими людьми, проявляют творческие способности, организаторские и лидерские качества, а главное осознают свою роль в  обществе. Обучающиеся показывают актерское мастерство, умение исполнять русские народные песни и песенки, игру на шумовых музыкальных инструментах, подготавливают разнообразные поделки. Они легко вливаются в народную игру, играют сами и учат игре других. К подготовке мероприятий, привлекаются родители: они вместе с ребятами готовят элементы костюмов, реквизит, участвуют в конкурсах и даже поют или разыгрывают совместные сценки.

Организация и проведение народных праздников, посиделок, занимают особое место в учебно-воспитательном процессе. Они помогают жить детям в одном ритме с природой, равномерно распределять труд и отдых.

Цель проведения народного праздника – способствовать решению проблемы целостного развития личности посредством взаимодействия народного творчества, понимания обучающимися окружающей действительности, осмысления исторического развития народной культуры.

Содержание праздника строится по земельно-календарному принципу, на каждое время года.

Народный праздник в ряду обучающих занятий имеет ряд параметров:

- наличие предметного компонента (костюмы, оборудование, реквизит, игрушки и т.п.);

- знакомство с культурным наследием через доступные формы народного творчества и игры;

- коллективность, совместность участия;

- проявление артистизма, эмоциональный подъем;

- развивающий эффект, возможность для каждого воспитанника проявить свою индивидуальность, самоутвердиться, самореализоваться.

Ценность проведения народного праздника во многом определяется успехом подготовительных этапов. Готовясь к такому мероприятию, участвуя в нем, дети становятся не пассивными зрителями, а активными участниками – играют в народные игры, разучивают пословицы и поговорки, поют, импровизируют и т.п. В процессе работы идет закрепление и расширение знаний, приобретается опыт применения их на практике.

Соприкосновение, познание и погружение в мир народного творчества формируют у обучающихся эстетические и нравственные идеалы. Через народные сказки и песни, обряды и традиции, предметы быта передаются и сохраняются эстетические воззрения и дух народа, осуществляется связь между поколениями. К подготовке мероприятий привлекаются родители: они вместе с ребятами готовят элементы костюмов, реквизит, участвуют в конкурсах и даже поют или разыгрывают совместные сценки.

Задача педагога – погрузить детей в такие условия сотворчества, когда преобладает работа эмоционально-чувственной сферы ребят. Ведь знания, опыт, впечатления, полученные на эмоциональном пике, самые крепкие и глубокие.

Для успешного проведения календарных народных праздников были определены следующие формы работы:

  • изучение традиций, обрядов, фольклорного материала (устного, песенного, игрового творчества) на занятиях по народному творчеству;
  • усвоение специальной терминологии определенного праздника;
  • встречи старшего поколения с детьми, где учащиеся узнают об истории праздника, о его традициях и обрядах, знакомятся с «живой» историей другого поколения – их детстве и юности;
  • сбор детьми пословиц и поговорок, песен, сказок, плясок у своих бабушек (совместно с родителями);
  • выполнение домашних заданий, например, составление «Дерева рода своей семьи», кукол, макетов домов;
  • совместная с родителями и другими коллективами подготовка и проведение народных праздников, к которым учащиеся подготавливают атрибуты, шьют костюмы, готовят обрядовые блюда, разучивают народные песни  и танцы и т.д.

Из опыта ансамбля «Забава» определился своеобразный алгоритм действий по проведению народных праздников:

1.Предварительная работа:

- выбор темы, соответственно народному календарю;

- определение конкретных воспитательных и жизненно-практических  задач и действий для их выполнения;

- привлечение родителей, педагогов других творческих объединений к обсуждению и дальнейшему участию в совместной работе;

- увлечение детей перспективой интересного и полезного дела;

- проведение «нацеливающих» занятий, бесед, встреч и т.д.

2. Коллективное планирование:

- организация работы (обсуждение плана и замысла мероприятия);

- поиск и выбор лучшего варианта;

- опора на ранее накопленный опыт;

- выбор руководящего органа для подготовки и проведения мероприятия и стимулирование активности и самостоятельности каждого воспитанника при решении организационных вопросов.

3. Подготовительная работа: 

- разучивание музыкально-художественного материала по выбранной теме;

- реализация коллективно принятого плана проведения праздника;

- работа микроколлективов (групп, объединений) в соответствии с поручениями (подготовка атрибутов на занятиях, изготовление реквизита, музыкальное оформление и т.п.);

- сотрудничество и взаимопомощь в процессе подготовки;

- актуализация детьми полученного опыта, знаний, умений и навыков.

4. Проведение мероприятия:

- участие в коллективном творческом деле (демонстрация своих творческих способностей и т.п.);

- формирование определенных знаний, умений и навыков;

- создание соответствующего настроя, одобрение и поддержка педагогом участников праздника.

5.  Подведение итогов и анализ (рефлексия):

- организация коллективного обсуждения результатов мероприятия с учетом предыдущего опыта подготовки и проведения занятий-праздников;

- включение каждого воспитанника в процесс анализа и размышления о проделанной работе;

- сопоставление мнений и предложений, стимулирование поиска причин успехов и неудач;

- опора на положительный опыт взаимодействия воспитанников.

6. Стадия ближайшего последействия:

- реализация принятых коллективом решений;

- использование опыта (планирования, обсуждения, подготовки и проведения таких мероприятий) в жизнедеятельности коллектива.

Проведение календарных праздников является не только закреплением тем, изученных учащимися на занятиях по народной культуре, но и способствует интеграции знаний, полученных в ходе различной художественно-практической деятельности, позволяет проявить свою инициативность и творческий потенциал. Праздники – своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала.

Педагогическое наблюдение на каждой стадии от планирования до участия каждого в оценке сделанного дает возможность увидеть эмоциональные проявления обучающихся, их практические действия, динамику взаимоотношений в коллективе.

Проведение народных праздников в нашем коллективе стало устойчивой традицией, объединяющей старших и младших воспитанников, педагогов и родителей. В ансамбле «Забава» план работы на учебный год и включает в себя несколько народных календарных праздника:

* «Осенний праздник мастеров»:  «Капустник» - октябрь; «Кузьминки – по осени поминки» - ноябрь.

*«Зимние забавы»: «Рождественские посиделки» - январь; «А мы Масленицу состречали» - февраль.

* «Весенняя капель»:    «Веснянки» - апрель.

* «Летний календарь»: «Березовая карусель» - май.

Работая в этом направлении, коллектив достиг определенных результатов. Так, некоторые семьи теперь считают совершенно естественным и даже жизненно необходимым в полном составе принять участие в Масленице, поколядовать на Святках, посетить вечерку или посиделки и др. При этом родители имеют уникальную возможность увидеть своих детей и других детей в их социальной, творчески ориентированной среде. Важное в такой деятельности – это возможность реализовать себя предоставляется всем желающим

В процессе КТД при подготовке и проведении народных праздников ребята, не только закрепляют и демонстрируют свои знания в области народного творчества, но и приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, знакомятся и приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших.

Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания, способствующего развитию личности, сплочению коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективное творческое дело «Открытка – поздравление к Новому году»

Скоро Новый год. Данный материал поможет провести интересный урок по технологии с 1 классом. К уроку разработана презентация. Которая позволяет применить игровую технологию на уроке, поминутно расчита...

Коллективное творческое дело "Изготовление стенгазеты к празднику Масленица"

Коллективное творческое дело, которое мы выполнили с учащимися на классном часу. Активно использовалась групповая работа, работа со словарями, проведена большая подготовительная работа, использование ...

Коллективное творческое дело День Земли

День Земли - международный праздник. В этот день во многих странах звучит КОЛОКОЛ МИРА. Колокол Мира символ мирной жизни на земле и обединению всех людей на земле в деле защиты окружающей среды. Учащи...

Коллективно творческое дело " Я в гости к Пушкину спешу"

Воспитание интереса к сказкам А. С. Пушкина....

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...

Коллективное творческое дело: Создадим праздник вместе "Весна идет! Весне дорогу!"

Воспитание - организация деятельности. Коллективное творческое дело позволяет создать условия для проявления сотрудничества в процессе взаимодействия., развивает творческие способности учащихся...

Коллективное творческое дело «Из глубины веков: игрушки и праздники»

Методичская разработка коллективного творческого дела. Тема: «Из глубины веков: игрушки и праздники»Составители:Говейлер Н.Ш., Исаева В.В.Мероприятие разработано для учащихся 1 и 3 кл...