Коллективное творческое дело «Из глубины веков: игрушки и праздники»
методическая разработка

Говейлер Наталья Шамилевна

Методичская разработка коллективного творческого дела. Тема: «Из глубины веков: игрушки и праздники»

Составители:Говейлер Н.Ш., Исаева В.В.

Мероприятие разработано для учащихся 1 и 3 класса и предполагает их совместное деятельность в рамках коллективного творческого дела (во внеурочное время), продолжительность 1 месяц.

Цель мероприятия: познакомить учащихся с традициями русского народа - культурой народных праздников и изготовлением кукол, посредством совместной деятельности учащихся.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razrabotka_ktd.docx368.85 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА

Тема: «Из глубины веков: игрушки и праздники»

 

Составители:

Говейлер Н.Ш.

Исаева В.В.

Санкт-Петербург

2022

Пояснительная записка: мероприятие разработано для учащихся 1 и 3 класса и предполагает их совместное деятельность в рамках коллективного творческого дела (во внеурочное время), продолжительность 1 месяц.

Цель мероприятия: познакомить учащихся с традициями русского народа - культурой народных праздников и изготовлением кукол, посредством совместной деятельности учащихся.

Задачи мероприятия:

- создать условия для реализации и развития творческих способностей учащихся;

- создать условия для развития навыков сотрудничества и взаимопомощи;

- создать условия для объединения учащихся , родителей и педагогов.

Ожидаемые результаты учащихся

  1. Личностные УУД:

-  учить ставить собственные цели, стремиться к их достижению;

- учить видеть свою роль в достижении общего результата, относиться ответственно к порученному заданию.

  1. Метапредметные:

 - формирование предпосылок навыков сотрудничества в совместно-индивидуальной деятельности (для учащихся 1 класса) и  формирование навыков сотрудничества в совместно-последовательной деятельности (для учащихся 3 класса);

- учить принимать цель, стремиться к её достижению;

- познакомить со способами распределения материала;

-  вызвать удовольствие от получения общего результата;

- создать условия для развития коммуникативных навыков (общение в группе, умения слушать товарища, обсуждать);

- формировать умение договариваться о распределении функций, материала;

- учить видеть затруднения партнёра.

  1. Предметные УУД:

- расширить знания детей об истории  создания народных кукол, традиционных русских праздниках;

- рассказать о роли праздников в жизни людей;

- создать условия для создания праздничного декана своими руками, развивать эстетический вкус учащихся.

Средства проведения мероприятия: презентация «Пасха. Красная горка», проектор, конверты с заданиями, шаблоны пасхальных яиц, куколок и листьев, панно «Дерево», афиша-раскраска, краски, кисти, ткань, наполнитель (вата, синтепон, крупа), ленты, тесьма, нитки, ветки, клей, ножницы.

Сценарий мероприятия

1этап. Задумка

Учитель рассказывает о роли праздников в жизни людей, как возможности отдохнуть от тяжёлого физического труда, разделить радость с родными и близкими людьми, почувствовать себя частью коллектива, а также о том, что раньше неотъемлемой частью всех праздников были песни и подвижные игры. Педагог рассказывает о празднике Пасхи, о котором большинство учащихся знают, и о празднике Красная горка.

 Праздник Красная горка отмечался русским народом в первое воскресенье после Пасхи. Обычно к этому времени на пригорках и возвышенностях снег уже успевал растаять, именно там и собирались люди, отсюда и название праздника. Как и у других народных праздников у Красной горки были свои песни, свои традиционные игры. Так люди делились пасхальной радостью друг с другом.

В ходе беседы учитель заинтересовывает детей, побуждает их задуматься, как же играли дети в прошлом. Ребята получают задание - расспросить бабушек или других старших родственников на эту тему (провести интервью "Как играли дети в прошлом?") и подготовить небольшие сообщения.  

По результатам сообщений учитель предлагает учащимся провести в школе праздник Красная горка, прикоснуться к культуре своего народа, совершить путешествие вглубь веков и познакомиться с традиционными играми. Учащимся 3 класса предлагается также познакомиться с технологией изготовления традиционной куклы.

  1. этап. Начальная подготовка

На этом этапе происходит распределение заданий. Каждый класс получает конверт с заданиями.

В конверте для 1 класса находятся стихотворения и тексты песен для праздника, карточка-приглашение на « Праздничную мастерскую», на которой ребята создадут пасхальный декор для проведения праздника.

Учащиеся третьего класса получают конверт с заданиями:  изучить информацию об изготовлении кукол на Руси и обсудить её в классе, изготовить кукол своими руками, подготовить выступление для первоклассников «Куклы из бабушкиного сундука», провести мастер-класс для первоклассников по изготовлению куклы - колокольчика.

  1. этап. Оповещение и доведение всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей

Ребятам предлагается создать афишу и приглашения на предстоящий праздник, пригласить на него гостей.

Первоклассники получают задание раскрасить афишу (раскраску) и разместить её в классах. Ребята 3 класса изготавливают открытки (приглашения), которые затем вручаются гостям праздника: друзьям и родителям.

  1. этап. Распределение поручений по подготовке отдельных фрагментов дела

Учащиеся третьего класса начинают работу над проектом «Куклы из бабушкиного сундука». Для реализации проекта ученики делятся на группы. Каждая группа получает задание собрать информацию об одной из народных кукол (Мировое дерево, Травница (кубышка), Коляда, Подорожная, Берегиня (Столбушка), кукла Колокольчик и Крупеничка) и создать куклы своими руками. (Прил.1)

Цель проекта - выяснить, что такое традиционная народная кукла.

Задачи проекта:

  1. изучить и обсудить информацию по теме проекта из разных источников;
  2. выяснить, какие были куклы в разные эпохи;
  3. познакомиться с традиционной народной куклой, её видами;
  4. попробовать сделать кукол времён прабабушек.

Объект исследования: кукла.

Предмет исследования: традиционная народная кукла.

При обсуждении проекта учитель подводить ребят к выдвижению гипотезы о том, что знакомясь с традиционной народной куклой, люди приобщаются к культуре наших предков.

Работа над проектом идёт по следующим этапам:

1. подбор материала по теме, работа с литературой, оформление сообщений о разных видах кукол;

2. подбор материалов и создание народных игрушек - кукол;

3 представление отчета о проделанной работе каждой группой и объединение собранных материалов;

4.подготовка к проведению мастер - класса для первоклассников по изготовлению куклы-колокольчика.

Для изготовления кукол необходимо подготовить  следующие материалы: лён сантехнический, красная нить (мулине), поролон, крупа, соль, хлеб, лекарственные травы, ветка березы, щётка, материал, кружево, атласные ленты, вата.

В это же время учащиеся 1 класса разучивают народные песни, под руководством учителя изготавливают украшения для праздника на «Праздничной мастерской». В начале  мастерской учитель знакомит ребят с Пасхой и пасхальными традициями. Пасха - это радостное и торжественное празднество, праздник Светлого Христова Воскресения. С ним связано много обычаев: христосоваться и дарить друг другу пасхальные яйца, радостно приветствовать друг друга, ходить в храм, готовить пасхальные угощения (пасха, куличи), дарить друг другу подарки, помогать бедным. В эти дни ребята играли в игры с крашенками. Их катали по земле, играли «в битки», «волчки» и другие игры. После беседы учитель предлагает детям изготовить пасхальные украшения (веночки, веточки, птичек). (Прил. 2)  

На этом этапе родители помогают изготовить элементы костюмов для выступления ребят на празднике (веночки, ободки с лентами и т.д.).

5 этап. Проведение  дела

На этом этапе проходит проведение заключительного этапа проекта «Куклы бабушкиного сундука»(3класс) и проведение праздника «Красная горка», проводится выставка народных кукол, сделанных руками ребят.

Для ребят первого класса проводится презентация проекта, выполненного ребятами 3 класса, и проводится мастер-класс по изготовлению куклы-колокольчика для первоклассников.

        Праздник «Красная горка»

Цель: познакомить детей с народными традициями; расширить кругозор детей; привить любовь к культуре родного края.

        Ход мероприятия

Праздник начинается с волочебной песни (подготовленной учениками одного класса):

Раным-рано солнце вставало.

Христос Воскрёс на весь свет.

Раньше того пава летала.

Христос Воскрёс на весь свет.

Пава летала, перьё роняла.

Христос Воскрёс на весь свет.

Перьё роняла златистое.

Христос Воскрёс на весь свет.        

Красная девушка перьё сбирала.

Христос Воскрёс на весь свет.

Перьё сбирала, в рукав клала.

Христос Воскрёс на весь свет.

С рукава брала – венок вила.

Христос Воскрёс на весь свет.

Венок свивши, на головку клала.

Христос Воскрёс на весь свет.

На головку клала, к обеденке шла.

Христос Воскрёс на весь свет.

К обеденке шла Богу молиться.

Христос Воскрёс на весь свет.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и начался праздник, к которому мы долго готовились. Начался он с волочебной песни Смоленской области. Как на Святки были приняты колядки, так и для пасхальной седмицы народ сочинял особые песни – волочебные.

Как же называется наш праздник? (Красная горка. Он празднуется через неделю после Пасхи.)

Кто знает, почему он так назван? (ответы детей)

«Красная» значит, «красивая». Пасха празднуется весной, как вы знаете, она бывает ранняя или поздняя. На полях еще может лежать снег, а на пригорках под тёплыми лучиками солнышка, снег уже растаял. Именно такие горки выбирали для народного гуляния. Поиграем и мы с вами.

Праздник весенний особый и игры были особые.

Игра «Утушка-ключница»

Игроки встают в круг и берутся за руки. Внутрь круга встает девочка, а снаружи мальчик. Девочка будет ходить по часовой стрелке, а мальчик – против часовой стрелки. Так будет продолжаться, пока поется песня. Как только песня закончилась, мальчик старается поймать девочку. Участники, стоящие в круге, могут, как помогать, так и мешать. Традиционно девочки помогают девочке, а мальчики мальчику.

Утушка-ключница, - 2 раза

Вылети за моря!

Вылети за моря, - 2 раза

Вынеси 2 ключа!

Вынеси 2 ключа, - 2 раза

2 ключа золотых!

Зиму замыкать,

Весну отмыкать,

Теплое летечко!

Ведущий: Молодцы! Всем спасибо за активное участие! Учащиеся другого класса подготовили для нашего праздника театрализацию.

Красная горка была временем свадеб. Ведь до Пасхи на протяжении 7 недель длился великий пост, когда не венчают. Считалось, что кто женился на Красную горку – будет счастлив в семейной жизни, его брак будет крепким!

Ребята показывают инсценировку свадебной песни «Вьюн над водой».

Вьюн над водой,

Ой, вьюн, да над водой,

Ой, вьюн, да над водой расстилается. – 2 раза

Парень у ворот,

Ой, парень у ворот,

Ой, парень у ворот дожидается. – 2 раза

Вынесли ему,

Ой, вынесли ему,

Ой, вынесли ему сундуки полны добра. – 2 раза

- Это не моё,

Ой, это не моё.

Ой, это не моё. Это деверя маво. – 2 раза

Вывели ему,

Ой, вывели ему,

Ой, вывели ему вороного коня. – 2 раза

- Это не моё.

Ой, это не моё,

Ой, это не моё. Это кума моего. – 2 раза

Вывели ему,

Ой, вывели ему,

Ой, вывели ему свет-Настасьюшку. – 2 раза

- Это вот моя.

Ой, это вот моя,

Ой, это вот моя, моя суженая. – 2 раза

Ведущий: Спасибо, ребятам. А я предлагаю вам снова поиграть! Встаем в 2 шеренги: мальчики и девочки друг напротив друга.

Игра «Бояре»

Строчки поются по очереди мальчиками и девочками. При этом шеренга, которая поет, делает 6 шагов вперед, притопывает, после спиной делает 6 шагов назад. По окончании песни все разбегаются. Мальчики догоняют девочек.

- А, бояре, а мы к вам пришли. Молодые, а мы к вам пришли.

- А, бояре, а зачем вы к нам? Молодые, а зачем вы к нам?

- А, бояре, за невестою к вам! Молодые, за невестою к вам!

-А, бояре, она дурочка у нас. Молодые, она дурочка у нас.

- А, бояре, а мы выучим ее. Молодые, а мы выучим ее.

- А, бояре, а чем будете учить? Молодые, а чем будете учить?

- А, бояре, а мы пряничка дадим. Молодые, а мы пряничка дадим.

- А, бояре, у ней зубки болят. Молодые, у ней зубки болят.

- А, бояре, а мы плёточкой ее. Молодые, а мы плёточкой ее.

- А, бояре, она плёточки боится. Молодые, она плеточки боится.

- А, бояре, открывайте ворота! Отдавайте нам невесту навсегда!

Конкурс «Коса – девичья краса» - выберем девочку с самой длинной косой.

Ведущий: А наш праздник приближается к концу. Каждый класс сегодня проявил свои таланты. Были и озорные игры, и лирические песни. Мы все получили самые разнообразные эмоции, а главное хорошо провели время в компании друг друга.

До свиданья, до свиданья!

До свиданья, через год!

Через год на это место

Приходи честной народ!

Будут снова чудеса,

Будут развлечения!

А теперь прощаемся

Все без исключения!

В завершении  праздника ребята дарят гостям подарки, сделанные своими руками (куклы-колокольчики).

6 этап. Подведение итогов

Учитель проводит беседу, в ходе которой ребята высказывают свои впечатления от проделанной работы, награждаются грамотами самые активные участники. В конце беседы ребятам предлагается оформить панно впечатлений. На доске располагается дерево. Учащиеся первого класса получают шаблоны куколок. Ребята дорисовывают куколкам личики, передавая своё настроение после мероприятия (радость, грусть и др.), располагают куколок на панно (хоровод кукол), ученики 3 класса на шаблонах «Лист дерева» записывают свои впечатления или вопросы, которые возникли у них в ходе мероприятия.

Список литературы:

  1. Берстенёва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: «Белый город», 2013. – 112 с.
  2. Лыкова И.А. Бабушкины куколки. – М.: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2014.
  3. Лыкова И.А. Лоскутные куколки. Любимые куколки своими руками. – М.: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2013.
  4. Российский этнографический музей – детям: пособие для педагогов / Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. – СПб: «Детство-пресс», 2001. – 192 с., ил.
  5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. – СПб: «Детство-пресс», 2004. – 208 с.

Приложение 1

Мировое дерево

Этой куклой  украшался свадебный пирог. В старинных поверьях славян мир уподобляется дереву, корни которого символизируют подземное царство. Ствол – мир живых, а крона – небеса. Рождение новой семьи уподоблялось рождению мирового дерева.

Травница

Это целительная кукла – хозяюшка. Наши предки использовали её для очищения  воздуха в доме. Каждый вечер мешочек куклы обязательно разминали в руках, чтобы по дому разнёсся травяной дух.

Коляда

Кукла Коляда изготавливалась из спила дерева или скатки такни. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу. Коляду оставляли в доме на год. Считалось, что она приносит в дом мир и покой. Через год куклу сжигали и делали новую.

Подорожная

Небольшая кукла с котомкой в руках, как её ещё называют «Подорожная», является символом родного дома для уезжающих в чужие края. Именно в её котомку клали немного родной земли, чтобы напоминать о родных краях. Иногда  в котомку клали немного зерна, чтобы путника не одолевал голод.

Берегиня (Столбушка)

Это самая древняя кукла, считалась хранительницей домашнего очага. Столбушек в доме могло быть до сотни! Но кукол по дому не разбрасывали  - их аккуратно хранили в сундуках.

Кукла Колокольчик

Это куколка добрых вестей. Она помогает тому, кто отправляется в дальнюю дорогу. Пришла куколка с Валдая  - центра России.

Крупеничка

Это старинная насыпная кукла. Дарили Крупеничку традиционно на Коляду, Рождество или на праздники, связанные с урожаем. Кукла Крупеничка помогала человеку верить в удачный год.

Приложение 2

Идеи праздничных украшений

C:\Users\user\Downloads\i (13).jpeg          C:\Users\user\Downloads\i (6).jpeg        C:\Users\user\Downloads\1017_800x619_dotcomgiftshop_907189cfb52928.jpg

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективное творческое дело «Открытка – поздравление к Новому году»

Скоро Новый год. Данный материал поможет провести интересный урок по технологии с 1 классом. К уроку разработана презентация. Которая позволяет применить игровую технологию на уроке, поминутно расчита...

Коллективное творческое дело "Изготовление стенгазеты к празднику Масленица"

Коллективное творческое дело, которое мы выполнили с учащимися на классном часу. Активно использовалась групповая работа, работа со словарями, проведена большая подготовительная работа, использование ...

Коллективное творческое дело День Земли

День Земли - международный праздник. В этот день во многих странах звучит КОЛОКОЛ МИРА. Колокол Мира символ мирной жизни на земле и обединению всех людей на земле в деле защиты окружающей среды. Учащи...

Коллективно творческое дело " Я в гости к Пушкину спешу"

Воспитание интереса к сказкам А. С. Пушкина....

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...

Коллективное творческое дело: Создадим праздник вместе "Весна идет! Весне дорогу!"

Воспитание - организация деятельности. Коллективное творческое дело позволяет создать условия для проявления сотрудничества в процессе взаимодействия., развивает творческие способности учащихся...

Коллективно творческое дело при подготовке к народным праздникам.

В материале описывается одна из форм Коллективно-творческого дела ансамбля народной песни и музыки «Забава» - народный праздник....