Фразеологизмы как средство обогащения речи детей с низкой познавательной активностью/
рабочая программа
Одним из важных условий успешного обучения и успешной социализации детей нашего учреждения является умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Его реализация возможна только при богатстве речи. Богатство речи определяется количеством и разнообразием используемых человеком языковых средств, в том числе наличием в его запасе особых выразительных средств языка – фразеологических единиц. Работа с фразеологизмами стимулирует развитие речи, способствует формированию умения абстрагировать, а абстракция является конструирующим компонентом мыслительной деятельности детей, т.к. на её основе происходит обобщение и формирование понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy_kak_sredstvo_korrektsii.docx | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Фразеологизмы как средство обогащения речи
детей с низкой познавательной активностью.
Пояснительная записка.
Одним из важных условий успешного обучения и успешной социализации детей нашего учреждения является умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Его реализация возможна только при богатстве речи. Богатство речи определяется количеством и разнообразием используемых человеком языковых средств, в том числе наличием в его запасе особых выразительных средств языка – фразеологических единиц. Работа с фразеологизмами стимулирует развитие речи, способствует формированию умения абстрагировать, а абстракция является конструирующим компонентом мыслительной деятельности детей, т.к. на её основе происходит обобщение и формирование понятий.
Цель:
организация целенаправленной работы по приобщению детей младшего школьного возраста к употреблению в речи фразеологизмов с целью её обогащения.
Задачи:
1. Добиваться от детей понимания основных свойств фразеологизмов, умения опознавать их и подбирать к ним синонимы и антонимы.
2. Повысить уровень культуры речи детей посредством усвоения ими фразеологизмов.
3. Развивать и совершенствовать психологические качества личности детей: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний.
4. Формировать коммуникативную компетенцию детей.
5.Углублять и развивать интерес детей к изучению русского языка.
Критерии методической работы с фразеологическим материалом:
- Доступность фразеологизмов пониманию детьми школьного возраста.
- Фразеологизмы должны прививать детям эстетические нормы при овладении родным языком, формировать мировоззрение.
- Знакомить с теми фразеологизмами, которые чаще всего употребляются в различных жизненных ситуациях.
- Учитывать сферу потребления (не вводить фразеологизмы из жаргонной речи, исторической, публицистической и пр. – трудных для восприятия данной возрастной категории детей).
Принципы организации деятельности :
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся;
- принцип сотрудничества, творческого партнерства педагога и детей;
- принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.
Ожидаемые результаты формирования УУД:
В области познавательных общих учебных действий:
• свободно ориентироваться в словарях, быстро находить нужную словарную статью;
• находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с текстом: выделять в нем фразеологизмы;
• выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
• работать с несколькими источниками информации (книгой, тетрадью; словарями и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
В области коммуникативных учебных действий:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
• находить в тексте различные фразеологизмы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Вводный урок.
«Фразеологизмы, или устойчивые сочетания речи».
- Формировать положительное отношение к чтению, русскому языку; интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха на уроке;
- под руководством педагога давать характеристики изучаемым понятиям;
- учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий.
2
Использование фразеологизмов.
- Формировать интерес к изучению фразеологизмов;
- учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл;
- учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности.
3
Фразеологизмы – синонимы и фразеологизмы – антонимы.
- Формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей; уметь выдвигать и обосновывать гипотезы;
- учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта;
- учить воспринимать точку зрения других людей;
- контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы.
4
Игра «Собери фразеологизмы».
Работа с фразеологизмами: Морочить голову. Мышиная возня.
-Развивать логическое мышление, фонематический слух, связную речь, произвольное внимание;
- учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл;
- учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении.
5
Иностранцы - фразеологизмы –в русском языке.
-Развивать речевые умения и аналитико-синтетическую деятельность;
-использовать нужную информацию, критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями, опытом;
- адекватно использовать средства устного общения, контроль, оценка действий;
- учить выполнять учебные действия в устной речи.
6
Фразеологизмы из Библии.
- Формировать положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать затруднения;
- учить под руководством педагога давать характеристики изучаемым понятиям;
- адекватно использовать средства устного общения;
- учить принимать и понимать учебную задачу, осознавать то, что уже усвоено и еще подлежит усвоению, понимать выделенные педагогом ориентиры действия в предлагаемом материале.
7
Работа с фразеологизмами: А Васька слушает да ест. Засучив рукава. В поте лица. Держать камень за пазухой. Держать язык за зубами. Держи карман шире.
- Формировать интерес к учебному материалу, уважение к мыслям других людей, уметь выдвигать и обосновывать гипотезы;
- учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл;
- учить умению планировать сотрудничество со сверстниками;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий.
8
Исконно русские образные выражения: Грош цена. Ходить гоголем. Все дело в шляпе. От доски и до доски. Не лыком шит. Лыка не вяжет. Медвежья услуга. Попасть впросак.
- Формировать положительное отношение к чтению, русскому языку, интерес к учебному материалу;
- учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта;
- учить воспринимать точку зрения других людей;
- учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении.
9
Проект «Ты – мне, я - тебе».
- Формировать интерес к изучению фразеологизмов;
- формировать желание пользоваться фразеологизмами - как проявление элементов гражданского самосознания;
- учить понимать информацию, постановке вопросов, анализу объектов с целью выделения признаков;
- адекватно использовать средства устного общения, управлять поведением партнера, контроль, оценка действий;
- первичное умение оценки ответов сверстников на основе заданных критериев;
- учить принимать учебную задачу, самоопределяться с выбором сложности уровня самостоятельной работы.
10
Защита проектов.
- Развивать творческие способности, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;
- учить анализировать иллюстрации;
- учить высказывать свое мнение;
- учить связно излагать свои мысли;
- контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы.
11
Фразеологизмы из Древней Греции: Ахиллесова пята. Все течет, все изменяется. Гомерический хохот. Золотое руно. Эзопов язык. Яблоко раздора. Ящик Пандоры. Лавры пожинать. Лавровый венок. Рог изобилия.
-Развивать интерес к русскому языку, уважение к нему, понимание его богатства;
- учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл;
- планировать сотрудничество с педагогом и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности.
12
Это все Крылов. Волк в овечьей шкуре. Ворона в павлиньих перьях. Демьянова уха. Тришкин кафтан. Лебедь, рак да щука.
- Формировать интерес к учебному материалу, уважение к мыслям других людей, уметь выдвигать и обосновывать гипотезы;
- учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта;
- формировать инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- учить принимать и понимать учебную задачу.
13
Фразеологизмы из сказок: Молочные реки и кисельные берега. За тридевять земель. Сказка про белого бычка. Живая вода. Мутить воду.
По щучьему велению, по моему хотению. Рожки да ножки. Царевна Несмеяна.
- Формировать положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать затруднения;
- учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл;
- учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе;
-учить выполнять учебные действия в устной речи.
14
Работа со словарем: Перемывать косточки.
Плясать под чужую дудку. Тихой сапой.
- Формировать интерес к изучению фразеологизмов;
- учить пользоваться толковым словарем для выяснения значения смысла слов;
- использовать нужную информацию, критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями, опытом;
- адекватно использовать средства устного общения;
- учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности.
15
Фразеологизмы из истории: Положить в долгий ящик. Делу время и потехе час. Вот тебе бабушка и Юрьев день. Во всю Ивановскую.
- Развивать логическое мышление, фонематический слух, связную речь, произвольное внимание;
- учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл;
- учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении.
16
Фразеологизмы и литературные произведения.
Разбитое корыто.
- Формировать желание пользоваться фразеологизмами - как проявление элементов гражданского самосознания;
- выполнять логические действия с языковым материалом;
- проводить анализ синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
- учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе;
- контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы.
17
КВН.
- Развивать речевые умения и логическое мышление;
- учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл;
-выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий.
18
Игры с фразеологизмами.
- Развивать интерес к русскому языку, уважение к нему, понимание его богатства;
- учить понимать информацию, ставить вопросы, уметь анализировать объекты с целью выделения признаков;
- учить умению планирования сотрудничества со сверстниками;
- учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности.
19
Фразеологизмы «От А до Я».
- Формировать желание пользоваться фразеологизмами - как проявление элементов гражданского самосознания;
- учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл;
- учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе;
- учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные педагогом ориентиры действия в предлагаемом материале.
20
Мой фразеологический словарь.
- Развивать интерес к русскому языку, уважение к нему, понимание его богатства;
-учить умению использовать нужную информацию, критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями, опытом;
- учить пользоваться толковым словарем для выяснения значения смысла слов;
- учить воспринимать точку зрения других людей, контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы, точно выражать свои мысли;
- учить осуществлять пошаговый контроль своих действий.
21
Итоговое занятие. «Чему мы научились?»
- Формировать и закреплять положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать затруднения;
- учить пользоваться толковым словарем для выяснения значения смысла слов;
- учить умению участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
- оценить полученные знания с помощью теста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности как средство обогащения речи и развития логического мышления у младших школьников»
Описание педагогического опыта учителя начальных классов....
Мастер-класс для педагогов " Дидактический синквейн как средство развития речи детей"
laquo;Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»...
Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация к докладу "Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ"...
Логопедическая ритмика, как средство развития речи детей с умственной отсталостью
Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи детей и направлена на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуля...
Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие...
Дыхательная гимнастика и упражнения, как средство коррекции речи детей с ОВЗ
Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У наших детей с ОВЗ наблюдаются нарушения речевого дыхания и четкости речи. А для произнесения...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Фразеологизмы как средство выразительности речи», 3 класс
Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю ...