Программа по внеурочной научно-исследовательской работе "Хочу все знать"
элективный курс (1 класс)

Авторская программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hochu_vsyo_znat.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Краткая аннотация проекта
  2. Вид проекта – завершённый

3.Сроки реализации проекта  - 2015 – 2019 г.г.

Этапы: 2015 – 2016 – подготовительный этап проекта

              2016 – 2018 – Организация

              2018 - 2019 – заключительный этап проекта 

Участники проекта:

Доленко Ирина Анатольевна учитель начальных классов;

 группа обучающихся 1в – 4в классов; учащиеся 5д класса, родители обучающихся начальных классов.

Задачи проекта:

  1. Обучение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе в рамках конкретных предметных областей (окружающий мир, математика, литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, технология) и  в плане достижения учебных и метапредметных результатов у младших школьников в урочном и внеурочном пространстве.
  2. приобщить школьников к самостоятельной работе с дополнительной литературой, как печатной, так в сети Интернет;
  3. научить находить основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать практический материал, на основании чего делать соответствующие выводы;
  4. научить методикам для проведения исследований и правильно осуществлять статистическую обработку полученных данных;
  5. отработать технику оформления проектных работ;
  6. выработать навыки представления результатов проектно-исследовательских работ с учетом требований и регламента.
  7. активизация интереса к знаниям;
  8. развитие представлений о межпредметных связях;
  9. развитие коммуникативной направленности;
  10. развитие научного мышления;

развитие творческого подхода к собственной деятельности

освоение новых информационных технологий

Критерии оценки ожидаемых результатов

В  ходе реализации проекта обучающихся, сформированность у них универсальных учебных  действий (анкеты), их учебные результаты (анализ административных контрольных работ), образовательные результаты (портфолио), уровень самостоятельности в организации обучения вне урока (анализ участия ребёнка в конкурсах, олимпиадах, индивидуальных и коллективных проектах

     Актуальность темы. Новый ФГОС в современной начальной школе ориентирован на формирование у младших школьников так называемых универсальных учебных действий. Термин «универсальные учебные действия» означает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса; полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

         В стандарте выделены четыре вида универсальных учебных действий: личностные (внутренняя мотивация к учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение), регулятивные (способность принимать и сохранять учебную цель, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия), познавательные (умение использовать знаково-символические средства, овладение действиями моделирования, широким спектром логических действий и операций, общими приёмами решения задач), коммуникативные (умение учитывать позицию собеседника, партнёра, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи).

         В современной начальной школе реализуются разные технологии обучения ,направленные на формирование указанных в стандарте результатов, в том числе и проектно-исследовательская деятельность. Под проектно-исследовательской деятельностью мы понимаем специально организованную учебно-познавательную деятельность учащихся по проектированию индивидуального или коллективного исследования, которая предполагает: а) постановку образовательных задач; б) планирование хода и способов исследования;  в) определение ожидаемых результатов и продуктов; г) развёртывание деятельности по решению личностно-значимых образовательных задач (инициатив); д) создание конкретного продукта.

        Интерес  к проектно-исследовательской деятельности на современном этапе развития начальной школы обусловлен следующими её образовательными ресурсами в достижении личностных и образовательных результатов

  •  Во-первых, учащиеся приобретают позитивный опыт проектирования и пробных поисковых действий, а также опыт разных способов соорганизации (учитель-ученик, ученик – ученики, ученик – родители, разновозрастное сотрудничество);
  • Во-вторых, у детей формируются универсальные учебные действия: познавательные; информационно-речевые; связанные с организацией деятельности;
  •  В-третьих, дети получают первые  представление о работах отечественных и зарубежных учёных в определённой области знания, практически знакомятся с понятием" исследование" и его методами, у них развиваются такие личностные качества, как любознательность, самостоятельность, ответственность, коммуникативность, способность к самообучению.

Таблица №1:  Организация  обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Первый этап : пропедевтический  (1 касс)

Цель этапа: Погружение детей в проектно-исследовательскую деятельность через организацию разновозрастного сотрудничества с учащимися  1-х и 5-х  классов.

Формы работы:

-презентационные занятия совместно  с  учащимися  1-х и  5-х  классов;

Содержание

Позиция учителя и учащихся

Деятельность детей

УУД, формирующиеся в рамках данного этапа

- формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности через организацию разновозрастного сотрудничества с учащимися 5-х классов.

 - проведение свободных уроков с целью формирования и реализации собственных познавательных интересов;

Учитель: лидер в организации совместной учебно-познавательной деятельности детей.

Учащиеся:

исполняют, выбирают

- знакомятся с книгой, со способами  получения информации;

- овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе);

- учатся представлять результаты познавательной деятельности в виде рисунка, моделей, макетов;

- с помощью родителей выполняют мини-проекты;

- под руководством учителя проводят кратковременные исследования в рамках уроков;

- учатся оценивать свою деятельность (по совместно с учителем разработанным критериям).

Познавательные:

- умение наблюдать;

- находить доступную информацию в книге, из рассказа учителя, старших учеников;

- сохранять в памяти увиденное, услышанное, прочитанное;

-составлять небольшие сообщения по изучаемой теме;

- представлять результаты деятельности в виде сообщения, рисунка, модели.

Регулятивные:

-способность принимать учебную цель, участвовать в планировании её реализации;

- способность сосредоточиться на общем деле, определять свою роль;

- сотрудничать с другими детьми, учителем для реализации проекта;

- обсуждать результаты деятельности с учителем, пятиклассниками.

Коммуникативные:

- умение услышать другое мнение;

-отстаивать свою точку зрения без конфликтов;

- делиться информацией, в форме монолога (доклад) и диалога (обсуждение);

       Результатом первого этапа обучения детей проектно-исследовательской деятельности можно считать:

-появившийся у детей интерес к исследовательским действиям преимущественно практического характера;

-приобретение первичных коммуникативных навыков в общении с одноклассниками, учащимися 5-х классов, учителями;

-опыт пробных проектно-исследовательских действий, осуществляемых с помощью, учителя, родителей.

Второй этап : организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2класс--3класс)  

Цель этапа: Научить детей поэтапной организации коллективного  исследования с элементами проектной деятельности с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений.

Формы работы:

-коллективные исследования, осуществлённые с учётом детской инициативы с постепенным развёртыванием всех этапов исследования;

-организация осуществления мини-проектов в рамках учебных предметов;

-специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений на всех уроках.

Содержание

Позиция учителя и учащихся

Деятельность детей

УУД, формирующиеся в рамках данного этапа

- практическая реализация основных этапов исследования (рождение замысла, разворачивание замысла в деятельности, оформление и предъявление результатов;

 - формирование первоначальных проектно-исследовательских умений;

-  работа по реализации коллективных и индивидуальных мини-проектов;

- выход учащихся за пределы класса  школы с результатами работ

Учитель: помощник-консультант в организации совместной проектно-исследовательской деятельности детей.

Учащиеся:

Выбирают, инициируют.

-осуществляют поиск информации из рассказа учителя, рисунка, наблюдения в природе, учебного текста, схемы;

- сотрудничают в группе по реализации коллективных проектов;

- самостоятельно осуществляют мини-проекты;

- совместно с учителем и учащимися оценивают свою деятельность;

- участвуют в  районных и областных конференциях с результатами своих работ.

Познавательные:

- с помощью учителя выстраивать гипотезы, определять цели и задачи работы;

- искать и анализировать доступную информацию;

-представлять результаты деятельности в виде иллюстраций, макетов, моделей;

-совместно выстраивать выводы по итогам реализации коллективного проекта.

Регулятивные:

-выбирать учебную цель, планировать её реализацию;

-участвовать в распределении задач между участниками проекта, сотрудничать друг с другом, учителем по их реализации;

-осуществлять взаимооценку  действий и результатов коллективной  работы, оценивать свой вклад в неё;

Коммуникативные:

-консультироваться у педагога, друг у друга по содержанию работы;

-вести учебный диалог с учителем, одноклассниками;

-строить монологические высказывания, отображая предметное содержание изучаемого материала;

-способность представлять результаты коллективных проектов перед широкой аудиторией детей за рамками класса, школы.

         Результатами второго этапа можно считать: приобретение детьми опыта создания инициативных групп, реализующих коллективные исследовательские проекты; формирование универсальных учебных действий, связанных с реализацией проектов (осуществлять поиск информации разными способами;  формулировать  вопросы и выстраивать простейшие гипотезы исследования; разнообразно представлять результаты и продукты своей деятельности; оценивать свою деятельность и деятельность группы); на данном  этапе  происходит  расширение  коммуникативных  каналов  за  счёт выхода  детей  с результатами работ за пределы не только класса, но и школы.

Третий этап: расширение пространства проектно-исследовательской деятельности через овладение разными видами проектирования ( 4 класс)

Цель: Научить детей разным видам проектирования с осуществлением индивидуальных и групповых исследований по определённому плану.

Формы работы: учебный проект; образовательный проект; социальный проект;

овладение способами организации  индивидуального исследования

Содержание

Позиция учителя

и учащихся

Деятельность детей

УУД, формирующиеся в рамках данного этапа

- формирование более сложных проектно-исследовательских умений;

- овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный проект);

  -организация разновозрастного сотрудничества с учащимися среднего и старшего звена.

Учитель:

организатор и участник проектно-исследовательской деятельности детей.

Учащиеся:

инициируют,

выбирают.

- осуществляют поиск информации в источниках разного типа;

- анкетируют других детей и взрослых;

-осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты;

- с помощью учителя осуществляют образовательные проекты;

- овладевают навыками социального проектирования;

-  оценивают свою деятельность по разработанным совместно с учителем критериям;

- участвуют в  конференциях с результатами своих работ и выступают в качестве экспертов.

Познавательные:

-формулировать гипотезы, определять цели и задачи работы;

-выбирать методы исследования (наблюдение, эксперимент, анкетирование, измерение, сравнение,  интервьюирование и др.);

-творчески преобразовывать результаты познавательной деятельности, представлять их в виде макетов, моделей, сказок, игр и пр.;

-формулировать выводы и заключения.

Регулятивные:

-инициировать учебную цель, планировать деятельность по её реализации;

-распределять задачи в группе и самостоятельно по реализации проекта;

-осуществлять взаимооценку и самооценку по реализации проекта.

Коммуникативные:

-аргументированно отстаивать свою точку зрения;

-сотрудничать с учениками среднего звена по реализации проектов в роли равноправных партнёров;

-инициировать и осуществлять сотрудничество с учителями по реализации индивидуальных проектов;

-представлять результаты индивидуальных проектов на уровне школы, района, области.

Результатами третьего этапа можно считать: овладение детьми способами организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности (исследовательский, творческий, комбинированный проекты); умение самостоятельно осуществить все этапы этой деятельности, приобретение навыков равноправного делового сотрудничества с одноклассниками, учителями, родителями, учащимися среднего звена;  анализ (экспертиза) результатов и продуктов своей и совместной работы; приобретение опыта разных видов проектирования.

 Результат:

  •  повысить мотивацию школьников к учению;
  • расширить свой творческий потенциал;
  • способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;
  • создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;
  • способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;
  • наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;
  • получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.

Цели и задачи проекта были достигнуты.

Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, региональной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

План мероприятий на 2015-2016г.

Участники

организаторы

1.

Обучение проектной работе  на уроках математике,окружающего мира и во внеурочное время

1.Математикус.

2. «Геометрия вокруг нас»

2.

Исследовательская деятельность

1.исследовательская работа «коровье молоко» октябрь 2015

5д 1в родители

5д,

2.подготовка 5кл НПК «Серебряная Альфа» ноябрь-декабрь 2015

5кл,Слушатели  1в

3.родительское собрание декабрь 2015

Родители 1в

Вика В 5д

4.Исследовательская работа  в урочное время окружающий мир

5.подготовка к НПК индивидуальные консультации

Аяна Д

Егор Л

Амелия Б

Милана В

И.А

План мероприятий на 2016-2017г.

Участники

организаторы

1.

Обучение проектной работе  на уроках математике,окружающего мира и во внеурочное время

2.

Исследовательская деятельность

1.исследовательская работа (предметная)

А.вода

, И.А

2.подготовка 6кл НПК «Серебряная Альфа» ноябрь-декабрь 2016

6кл,Слушатели  2в

Рита Ш

Эрдем П

И А

3.родительское собрание  октябрь 2016

Родители 2в

И.А

4.Исследовательская работа  в урочное время окружающий мир

5.подготовка к НПК индивидуальные консультации

Аяна Б

Анна Л

Алексей А

Егор Л

Милана В

Доленко И.А

План мероприятий на 2017-2018г.

Участники

организаторы

1.

Обучение проектной работе  на уроках математике,окружающего мира и во внеурочное время

И.А

2.

Исследовательская деятельность

1.исследовательская работа  «Родной край» «экология»

3 в

, И.А

2.подготовка Республиканской НПК «Первые шаги»

Егор Л

Милана В

5.подготовка к НПК индивидуальные консультации

Елена М

Нарана Ц

Арина Ц

Кира Е

И.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о научно-исследовательском проекте"Хочу все знать"

Статья  в школьной газете  посвящена   работе  научного общества "Созвездие" учащихся 3 класса  МБОУ "Сош №8" города Астрахани, в рамках  работы по  проекту "Хо...

научно-исследовательская работа "Развитие математических способностей младших школьников во внеурочное время

- Процесс совершенствования математических знаний при реализации различных форм внеклассных занятий по математике....

Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"

Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"...

Внеурочное занятие в 3 классе по НИО («Научно-исследовательская деятельность»)

Тема: Работа над структурой проекта. Мини проект «Нарядная клумба на школьном дворе»Учитель: Сапрыкина С.И....

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я-исследователь". Планы работы по организации научно-исследовательской деятельности.

Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я - исследователь". Планы работы по организации ...

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ  (на ...