Программа по внеурочной научно-исследовательской работе "Хочу все знать"
элективный курс (1 класс)
Предварительный просмотр:
- Краткая аннотация проекта
- Вид проекта – завершённый
3.Сроки реализации проекта - 2015 – 2019 г.г.
Этапы: 2015 – 2016 – подготовительный этап проекта
2016 – 2018 – Организация
2018 - 2019 – заключительный этап проекта
Участники проекта:
Доленко Ирина Анатольевна учитель начальных классов;
группа обучающихся 1в – 4в классов; учащиеся 5д класса, родители обучающихся начальных классов.
Задачи проекта:
- Обучение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе в рамках конкретных предметных областей (окружающий мир, математика, литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, технология) и в плане достижения учебных и метапредметных результатов у младших школьников в урочном и внеурочном пространстве.
- приобщить школьников к самостоятельной работе с дополнительной литературой, как печатной, так в сети Интернет;
- научить находить основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать практический материал, на основании чего делать соответствующие выводы;
- научить методикам для проведения исследований и правильно осуществлять статистическую обработку полученных данных;
- отработать технику оформления проектных работ;
- выработать навыки представления результатов проектно-исследовательских работ с учетом требований и регламента.
- активизация интереса к знаниям;
- развитие представлений о межпредметных связях;
- развитие коммуникативной направленности;
- развитие научного мышления;
развитие творческого подхода к собственной деятельности
освоение новых информационных технологий
Критерии оценки ожидаемых результатов
В ходе реализации проекта обучающихся, сформированность у них универсальных учебных действий (анкеты), их учебные результаты (анализ административных контрольных работ), образовательные результаты (портфолио), уровень самостоятельности в организации обучения вне урока (анализ участия ребёнка в конкурсах, олимпиадах, индивидуальных и коллективных проектах
Актуальность темы. Новый ФГОС в современной начальной школе ориентирован на формирование у младших школьников так называемых универсальных учебных действий. Термин «универсальные учебные действия» означает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса; полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
В стандарте выделены четыре вида универсальных учебных действий: личностные (внутренняя мотивация к учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение), регулятивные (способность принимать и сохранять учебную цель, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия), познавательные (умение использовать знаково-символические средства, овладение действиями моделирования, широким спектром логических действий и операций, общими приёмами решения задач), коммуникативные (умение учитывать позицию собеседника, партнёра, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи).
В современной начальной школе реализуются разные технологии обучения ,направленные на формирование указанных в стандарте результатов, в том числе и проектно-исследовательская деятельность. Под проектно-исследовательской деятельностью мы понимаем специально организованную учебно-познавательную деятельность учащихся по проектированию индивидуального или коллективного исследования, которая предполагает: а) постановку образовательных задач; б) планирование хода и способов исследования; в) определение ожидаемых результатов и продуктов; г) развёртывание деятельности по решению личностно-значимых образовательных задач (инициатив); д) создание конкретного продукта.
Интерес к проектно-исследовательской деятельности на современном этапе развития начальной школы обусловлен следующими её образовательными ресурсами в достижении личностных и образовательных результатов
- Во-первых, учащиеся приобретают позитивный опыт проектирования и пробных поисковых действий, а также опыт разных способов соорганизации (учитель-ученик, ученик – ученики, ученик – родители, разновозрастное сотрудничество);
- Во-вторых, у детей формируются универсальные учебные действия: познавательные; информационно-речевые; связанные с организацией деятельности;
- В-третьих, дети получают первые представление о работах отечественных и зарубежных учёных в определённой области знания, практически знакомятся с понятием" исследование" и его методами, у них развиваются такие личностные качества, как любознательность, самостоятельность, ответственность, коммуникативность, способность к самообучению.
Таблица №1: Организация обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Первый этап : пропедевтический (1 касс) Цель этапа: Погружение детей в проектно-исследовательскую деятельность через организацию разновозрастного сотрудничества с учащимися 1-х и 5-х классов. Формы работы: -презентационные занятия совместно с учащимися 1-х и 5-х классов; | |||
Содержание | Позиция учителя и учащихся | Деятельность детей | УУД, формирующиеся в рамках данного этапа |
- формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности через организацию разновозрастного сотрудничества с учащимися 5-х классов. - проведение свободных уроков с целью формирования и реализации собственных познавательных интересов; | Учитель: лидер в организации совместной учебно-познавательной деятельности детей. Учащиеся: исполняют, выбирают | - знакомятся с книгой, со способами получения информации; - овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе); - учатся представлять результаты познавательной деятельности в виде рисунка, моделей, макетов; - с помощью родителей выполняют мини-проекты; - под руководством учителя проводят кратковременные исследования в рамках уроков; - учатся оценивать свою деятельность (по совместно с учителем разработанным критериям). | Познавательные: - умение наблюдать; - находить доступную информацию в книге, из рассказа учителя, старших учеников; - сохранять в памяти увиденное, услышанное, прочитанное; -составлять небольшие сообщения по изучаемой теме; - представлять результаты деятельности в виде сообщения, рисунка, модели. Регулятивные: -способность принимать учебную цель, участвовать в планировании её реализации; - способность сосредоточиться на общем деле, определять свою роль; - сотрудничать с другими детьми, учителем для реализации проекта; - обсуждать результаты деятельности с учителем, пятиклассниками. Коммуникативные: - умение услышать другое мнение; -отстаивать свою точку зрения без конфликтов; - делиться информацией, в форме монолога (доклад) и диалога (обсуждение); |
Результатом первого этапа обучения детей проектно-исследовательской деятельности можно считать: -появившийся у детей интерес к исследовательским действиям преимущественно практического характера; -приобретение первичных коммуникативных навыков в общении с одноклассниками, учащимися 5-х классов, учителями; -опыт пробных проектно-исследовательских действий, осуществляемых с помощью, учителя, родителей. | |||
Второй этап : организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2класс--3класс) Цель этапа: Научить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений. Формы работы: -коллективные исследования, осуществлённые с учётом детской инициативы с постепенным развёртыванием всех этапов исследования; -организация осуществления мини-проектов в рамках учебных предметов; -специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений на всех уроках. | |||
Содержание | Позиция учителя и учащихся | Деятельность детей | УУД, формирующиеся в рамках данного этапа |
- практическая реализация основных этапов исследования (рождение замысла, разворачивание замысла в деятельности, оформление и предъявление результатов; - формирование первоначальных проектно-исследовательских умений; - работа по реализации коллективных и индивидуальных мини-проектов; - выход учащихся за пределы класса школы с результатами работ | Учитель: помощник-консультант в организации совместной проектно-исследовательской деятельности детей. Учащиеся: Выбирают, инициируют. | -осуществляют поиск информации из рассказа учителя, рисунка, наблюдения в природе, учебного текста, схемы; - сотрудничают в группе по реализации коллективных проектов; - самостоятельно осуществляют мини-проекты; - совместно с учителем и учащимися оценивают свою деятельность; - участвуют в районных и областных конференциях с результатами своих работ. | Познавательные: - с помощью учителя выстраивать гипотезы, определять цели и задачи работы; - искать и анализировать доступную информацию; -представлять результаты деятельности в виде иллюстраций, макетов, моделей; -совместно выстраивать выводы по итогам реализации коллективного проекта. Регулятивные: -выбирать учебную цель, планировать её реализацию; -участвовать в распределении задач между участниками проекта, сотрудничать друг с другом, учителем по их реализации; -осуществлять взаимооценку действий и результатов коллективной работы, оценивать свой вклад в неё; Коммуникативные: -консультироваться у педагога, друг у друга по содержанию работы; -вести учебный диалог с учителем, одноклассниками; -строить монологические высказывания, отображая предметное содержание изучаемого материала; -способность представлять результаты коллективных проектов перед широкой аудиторией детей за рамками класса, школы. |
Результатами второго этапа можно считать: приобретение детьми опыта создания инициативных групп, реализующих коллективные исследовательские проекты; формирование универсальных учебных действий, связанных с реализацией проектов (осуществлять поиск информации разными способами; формулировать вопросы и выстраивать простейшие гипотезы исследования; разнообразно представлять результаты и продукты своей деятельности; оценивать свою деятельность и деятельность группы); на данном этапе происходит расширение коммуникативных каналов за счёт выхода детей с результатами работ за пределы не только класса, но и школы. | |||
Третий этап: расширение пространства проектно-исследовательской деятельности через овладение разными видами проектирования ( 4 класс) Цель: Научить детей разным видам проектирования с осуществлением индивидуальных и групповых исследований по определённому плану. Формы работы: учебный проект; образовательный проект; социальный проект; овладение способами организации индивидуального исследования | |||
Содержание | Позиция учителя и учащихся | Деятельность детей | УУД, формирующиеся в рамках данного этапа |
- формирование более сложных проектно-исследовательских умений; - овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный проект); -организация разновозрастного сотрудничества с учащимися среднего и старшего звена. | Учитель: организатор и участник проектно-исследовательской деятельности детей. Учащиеся: инициируют, выбирают. | - осуществляют поиск информации в источниках разного типа; - анкетируют других детей и взрослых; -осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты; - с помощью учителя осуществляют образовательные проекты; - овладевают навыками социального проектирования; - оценивают свою деятельность по разработанным совместно с учителем критериям; - участвуют в конференциях с результатами своих работ и выступают в качестве экспертов. | Познавательные: -формулировать гипотезы, определять цели и задачи работы; -выбирать методы исследования (наблюдение, эксперимент, анкетирование, измерение, сравнение, интервьюирование и др.); -творчески преобразовывать результаты познавательной деятельности, представлять их в виде макетов, моделей, сказок, игр и пр.; -формулировать выводы и заключения. Регулятивные: -инициировать учебную цель, планировать деятельность по её реализации; -распределять задачи в группе и самостоятельно по реализации проекта; -осуществлять взаимооценку и самооценку по реализации проекта. Коммуникативные: -аргументированно отстаивать свою точку зрения; -сотрудничать с учениками среднего звена по реализации проектов в роли равноправных партнёров; -инициировать и осуществлять сотрудничество с учителями по реализации индивидуальных проектов; -представлять результаты индивидуальных проектов на уровне школы, района, области. |
Результатами третьего этапа можно считать: овладение детьми способами организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности (исследовательский, творческий, комбинированный проекты); умение самостоятельно осуществить все этапы этой деятельности, приобретение навыков равноправного делового сотрудничества с одноклассниками, учителями, родителями, учащимися среднего звена; анализ (экспертиза) результатов и продуктов своей и совместной работы; приобретение опыта разных видов проектирования. |
Результат:
- повысить мотивацию школьников к учению;
- расширить свой творческий потенциал;
- способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;
- создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;
- способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;
- наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;
- получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.
Цели и задачи проекта были достигнуты.
Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, региональной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
План мероприятий на 2015-2016г.
Участники | организаторы | |||
1. | Обучение проектной работе на уроках математике,окружающего мира и во внеурочное время | 1.Математикус. 2. «Геометрия вокруг нас» | ||
2. | Исследовательская деятельность | 1.исследовательская работа «коровье молоко» октябрь 2015 | 5д 1в родители | 5д, |
2.подготовка 5кл НПК «Серебряная Альфа» ноябрь-декабрь 2015 | 5кл,Слушатели 1в | |||
3.родительское собрание декабрь 2015 | Родители 1в | Вика В 5д | ||
4.Исследовательская работа в урочное время окружающий мир | ||||
5.подготовка к НПК индивидуальные консультации | Аяна Д Егор Л Амелия Б Милана В | И.А |
План мероприятий на 2016-2017г.
Участники | организаторы | |||
1. | Обучение проектной работе на уроках математике,окружающего мира и во внеурочное время | |||
2. | Исследовательская деятельность | 1.исследовательская работа (предметная) А.вода | 2в | , И.А |
2.подготовка 6кл НПК «Серебряная Альфа» ноябрь-декабрь 2016 | 6кл,Слушатели 2в Рита Ш Эрдем П | И А | ||
3.родительское собрание октябрь 2016 | Родители 2в | И.А | ||
4.Исследовательская работа в урочное время окружающий мир | ||||
5.подготовка к НПК индивидуальные консультации | Аяна Б Анна Л Алексей А Егор Л Милана В | Доленко И.А |
План мероприятий на 2017-2018г.
Участники | организаторы | |||
1. | Обучение проектной работе на уроках математике,окружающего мира и во внеурочное время | 3В | И.А | |
2. | Исследовательская деятельность | 1.исследовательская работа «Родной край» «экология» | 3 в | , И.А |
2.подготовка Республиканской НПК «Первые шаги» | Егор Л Милана В | |||
5.подготовка к НПК индивидуальные консультации | Елена М Нарана Ц Арина Ц Кира Е | И.А |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья о научно-исследовательском проекте"Хочу все знать"
Статья в школьной газете посвящена работе научного общества "Созвездие" учащихся 3 класса МБОУ "Сош №8" города Астрахани, в рамках работы по проекту "Хо...
научно-исследовательская работа "Развитие математических способностей младших школьников во внеурочное время
- Процесс совершенствования математических знаний при реализации различных форм внеклассных занятий по математике....
Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"
Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"...
Внеурочное занятие в 3 классе по НИО («Научно-исследовательская деятельность»)
Тема: Работа над структурой проекта. Мини проект «Нарядная клумба на школьном дворе»Учитель: Сапрыкина С.И....
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я-исследователь". Планы работы по организации научно-исследовательской деятельности.
Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я - исследователь". Планы работы по организации ...
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ (на ...
- Мне нравится (1)