Коллективизм. Доклад
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 им. С.И.Руденко п.Монино Щелковского муниципального района Московской области
Коллектив как объект и субъект воспитания
Доклад
Самойлова Алла Дмитриевна
Признаки коллектива. Воспитательные функции коллектива. Классный коллектив. Коллективное воспитание. Общественное воспитание.
Коллектив (от латинского «colligo» – «объединяю») – объединение людей на основе существования между ними связующих отношений.
Русский толковый словарь дает пояснение этому термину следующим образом: «это группа людей, объединенных общими делами».
В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить следующие типы отношений:
1) деловые – основываются на совместной деятельности по решению социальных задач;
2) личные – основываются на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях.
Главными признаками коллектива являются:
1) наличие прочных и действенных деловых отношений;
2) наличие зависимостей между членами коллектива.
Воспитательный коллектив – объединение учащихся, функционирующее при помощи здоровых социальных отношений, высокой организации самоуправления и межличностных отношений, стремления к общему успеху и т. д.
Выделяют три стадии в развитии коллектива:
1) первая стадия характеризуется наличием сплачивающего средства – требования педагога к учащимся;
2) вторая стадия характеризуется развитием этого требования, созданием группы учащихся, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину;
3) третья стадия характеризуется достижением определенного результата, при этом работа воспитателя становится более точной и организованной.
Функции воспитательного коллектива:
1) стимулирующая – коллектив выступает как возбудитель активности всех членов в повышении целенаправленности своей жизни;
2) организаторская – коллектив становится субъектом воспитания и управления своей деятельностью;
3) нравственная – коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, культуры поведения учащихся.
В школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение.
В общешкольный коллектив входят:
1) первичные коллективы (классы);
2) временные коллективы (различные кружки, коллективы художественной самодеятельности);
3) формальные коллективы (органы ученического самоуправления, ученический комитет);
4) неформальные коллективы (неформальный лидер).
Важнейшие средства воспитания ученического коллектива:
1) учебная работа;
2) внеклассная работа;
3) трудовая деятельность;
4) общественная деятельность;
5) культурно-массовая деятельность учащихся.
Для создания и воспитания ученического коллектива необходимо соблюдать следующие принципы:
1) воспитание ученического актива – позволит создать систему, при которой педагогические требования поддерживаются всеми учащимися;
2) правильное предъявление педагогических требований – позволит организовать успешную воспитательную работу со школьниками, закладывает основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива;
3) организация перспективной учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности – оказывает большое влияние на развитие и личностное формирование всех членов коллектива;
4) формирование здорового общественного мнения – при наличии здоровых отношений между учащимися любое воздействие на коллектив является воспитательным для каждого ученика и для всего коллектива в целом;
5) создание и поддержание положительных коллективных традиций – позволяет повысить содержательность коллективной жизни, расширяет границы деятельности учащихся, укрепляет сплоченность коллектива.
Коллективное воспитание
Коллективизм определяется как принцип общественной жизни и деятельности людей, противоположный индивидуализму .
Понятие коллектива может быть сведено к следующим признакам:
1) объединение людей на основе каких-либо общих задач;
2) известное постоянство контакта;
3) известная организация.
Одним из принципов педагогики является принцип воспитания личности в коллективе.
Для сплоченного, сформировавшегося коллектива характерно:
1) единство и цель;
2) общая ответственность;
3) здоровое общественное мнение;
4) положительные традиции;
5) атмосфера доверия;
6) высокая требовательность;
7) умение критиковать;
8) умение правильно воспринимать критику.
Общие признаки коллектива как объединения людей. Обязательным для такого объединения является общность цели, которая реализуется (достигается) в процессе совместной деятельности. Цель, которая стоит перед коллективом, должна быть социально значимой и ценной для общества, т. е. не противостоять ему. Для достижения этой цели деятельность коллектива должна быть соответствующим образом организована. В процессе этой деятельности между членами коллектива складываются определенные отношения, связанные с выполнением деятельности.
Самым точным критерием полноценного коллектива являются свободная позиция каждого его участника, взаимное уважение интересов и потребностей.
Такие отношения складываются в том случае, когда общение, участие в достижении общих целей в коллективе порождает не только требовательность, но и уважение, и заботу друг о друге.
Принципы коллектива:
1) наличие общеколлективных целей;
2) постоянное движение навстречу новым перспективам;
3) связь с другими коллективами, с жизнью общества;
4) прямое влияние на все основные стороны жизни учащихся;
5) единство управления и самоуправления;
6) ведущая роль старших;
7) использование игры;
8) создание и накопление традиций;
9) бодрый тон;
10) эстетическая выразительность.
Коллектив – это сплав разных личностей, но эти личности имеют общие цели, опыт совместной деятельности, у них имеются нормы и правила, регулирующие деятельность коллектива.
В практике воспитания различаются первичный и общий коллективы. Основные формы первичных коллективов в школе:
1) класс;
2) внеклассные кружки;
3) спортивные коллективы;
4) коллективы художественной самодеятельности и т. п.
Особенность первичных коллективов – личный контакт в нем всех его членов, постоянное деловое и товарищеское общение между ними.
Классный коллектив – важнейшая форма первичного коллектива. Он может расти, развиваться при активной и тесной связи с другими коллективами, во-первых, и с общешкольным коллективом, во-вторых. Если коллектив замыкается в рамках класса, его интересы не выходят за рамки своего класса, то этот коллектив не может рассматриваться как полноценный.
Иногда классные коллективы противопоставляют себя другим классам и общешкольному коллективу. Складывается «групповой эгоизм».
Особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста в коллективе.
Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.
Мы уже указывали на решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста того факта, что вместе с поступлением в школу он вступает и в коллектив сверстников. Конечно, и дошкольники, особенно если они воспитываются в детском саду, растут среди детей. Однако как по характеру деятельности, на основе которой организуются дети, так и по характеру взаимоотношений, которые возникают между ними, дошкольная группа существенно отличается от коллектива класса. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность.
В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса. Вначале общественная направленность младшего школьника выражается лишь в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие. Этим объясняется бросающаяся в глаза подражательность младших школьников (стоит одному поднять руку, как за ним тянутся другие, смех одного может вызвать смех всего класса, если один придумал какой-нибудь пример, то все стремятся придумать такой же).
Главные новообразования, которые возникают в этот период и являются необходимой предпосылкой для перехода ребенка на новый этап возрастного развития, а именно для перехода в средний школьный возраст.
• Это, во-первых, развитие познавательной сферы младшего школьника: развитие у него нового познавательного отношения к действительности, определяющего и перс-ход к более сложным формам мышления.
• Во-вторых, это формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами.
• В-третьих, это возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности ребенка, составляющих основу формирования его характера.
Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов: например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием. Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности, но в целом дети III—IV классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в III классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности около 75% учащихся мотивируют выбор определенными нравственными качествами других детей.
Уже в младших классах обнаруживается деление класса на неформальные группы, которые иногда становятся более значимыми, чем официальные школьные объединения (звенья, звездочки и т.п.). В них могут складываться собственные нормы поведения, ценности, интересы, во многом связанные с лидером. Далеко не всегда эти группы антагонистичны всему классу, но в ряде случаев может сформироваться определенный смысловой барьер. В большинстве случаев дети, входящие в эти группы, имея какие-либо частные интересы (спортивные, игровые, увлечения и т.д.), не перестают быть активными членами всего коллектива.
Общественное воспитание – это воспитание способности человека жить в обществе.
Общественное воспитание существовало уже в античности. Для Спарты было характерно высокая степень уничижения человеческих слабостей и человеческих жизней, что, конечно, на первый взгляд кажется ужасным, но это всего лишь необходимая потребность общества, в котором жили древние спартанцы, калеки им были не нужны, им были нужны физически здоровые сограждане. Хотя, по современным меркам, система все же чрезвычайно жестока. Спарта – это выдающийся феномен общественного воспитания, причем феномен как в плохом (в меньшей мере), так и в хорошем (в большей мере) смысле слова.
В Афинах же обучение хотя и носило общественный характер в целом, но было аристократическим, поэтому оно достигало лишь определенных целей. Однако общественное воспитание было, а то, что было четкое разделение на «аристократов» и рабов – это историческая примета. В Афинах развивалась система образования с отторжением от труда, он был недостоин свободного Афинянина.
Однако, это было ошибочно, уже на тот момент практика показывает, что материал усваивается лучше при непосредственном соприкосновении с объектом изучения или на примерах для непосредственной практики. Это уже нам привыкшим мыслить абстрактно, имеющих весьма приличный багаж знаний (по меркам того времени) легко воспринимать предмет обучения на слух, хотя скажем, маленькие дети даже в наше время сразу не в состоянии мысленно воспринимать информацию, то есть без примеров. В последствии некого времени это презрение к труду переняли древние римляне, хотя не сразу.
Вначале у римлян понятие «гражданин» было связано не только с его прямым значением, но и с понятием «хороший земледелец» и «хороший семьянин», то есть была любовь к труду, которая впоследствии была сведена к нулю. И эту лень утоляла поистине многомиллионная армия рабов.
Античная эпоха сыграла существенную роль в развитии народного образования и общественного воспитания, но не более чем оформила народное образование и стала логическим заключением эпохи древности, которая хоть и делится на части, но не в истории образования.
Сегодня роль общественного воспитания определяется прежде всего тем, что человек должен быть не только образован, но и адаптирован к окружающему миру и людям.
Подготовка любого специалиста должна стать основательной, он должен быть не однобоко специализирован согласно западной идеологии, а всесторонне развитой и чрезвычайно высоко эрудированной личностью. Именно личностью, личностью в составе общества, а не отдельно от него. При этом с высокой степенью интеграции в общество, для принесения наибольшей выгоды обществу. Ведь человек не принадлежит себе, он принадлежит обществу, его воспитавшему, и пользу в первую очередь он должен нести не себе, а этому самому обществу. И, что важно, при этом не забывая о себе. Именно этому необходимо научить ребенка в школе.
Задача учителя: не настаивать на своей точке зрения на общество, а предложить вариативную программу понимания системы общества. В этом и есть основа смысла воспитания сограждан в обществе.
Литература:
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.,2017.
2. Гриценко Л.И.Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. – М., 2005.
3. Дорохова А.В., Хасан Б.И. Современное «Человековедение» в школе. Учебно-методическое пособие.М.2002.
4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 2014.
5. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая форма работы // Начальная школа 1998, №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
Семья - один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ)Семья - основанная на брак...
Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.
Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....
Индивидуализм и коллективизм
Научная статья...
Нужен ли коллективизм в современном обществе? Воспитание коллективизма в школьном коллективе.
В данной статье рассматривается понятие коллективизма в обществе и способы воспитания коллективизма среди младших школьников....
Проблемы формирования детского коллективизма
Буклет "Проблемы формирования детского коллективизма"...
Групповая работа - способ формирования коллективизма.
В данной презентации представлены цели и задачи групповой работы, достоинства, виды и значение групповой работы, а также алгоритм работы в группе....
Урок по теме "РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Организация групповой работы в процессе урока физической культуры в начальных классах может строиться в зависимости от специфики класса, уровня развития. Организуя работу в группе, педагог может коорд...