Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании младших школьников.
материал по зож на тему
Цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции, ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на основе экологического сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorov.sber_.teh_.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема.
Здоровьесберегающие технологии
в экологическом воспитании младших школьников.
Одним из направлений деятельности циклового объединения «Детство», в которое входят учителя начальных классов и воспитатели группы продлённого дня является экологическое воспитание.
Экология – это наука, изучающая отношения организмов между собой и окружающей средой, или комплексная наука исследующая среду обитания живых существ, включая человека.
Экология для ребенка – это все, что его окружает. И дерево, и парк, и птицы, и наконец сам человек, т.е. природа, которую он должен научиться понимать.
По словам В.А. Сухомлинского, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства.
Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции, ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на основе экологического сознания. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время в следствии технологического прогресса человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Решение современных экологических проблем требуют компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки.
Теоретическая база нравственно – экологического воспитания основывается на решении трёх задач в их единстве:
- образовательные (формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения);
- воспитательные (формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности здорового образа жизни);
- развивающие (развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшения окружающей среды, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды).
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует своё отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твёрдое основание и станут убеждениями этого человека. Экологическое образование не ограничивается уроком. Оно имеет продолжение во внеклассной и внешкольной работе. Правильно используя различные методы воспитания, учитель или воспитатель может сформировать экологически грамотную и нравственно воспитанную личность.
Понятие экологической грамотности включает в себя: а) вооружение навыками экономного, бережного использования природных ресурсов; б) формирование активной, гуманной позиции по отношению к природе; в) формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. Сегодня мы коснёмся последнего пункта плана, т. е. здоровья человека. Основополагающими принципами экологического воспитания являются здоровьесберегающие технологии. Понятие «здоровьесберегающие технологии» включает в себя все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению, укреплению здоровья младшего школьника.
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие «здоровье» в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.
здоровье
физическое психическое
нравственное духовное
социальное
В условиях современной природной и социально – экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает. На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения, и только одного из десяти можно признать здоровым. Следовательно, бесспорна необходимость и приоритетность программ, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формирование потребности умения и решительности творить своё здоровье. Установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. Достижение этой цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно – воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами, планирует свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Здоровьесберегающие технологии в образовании – это многокомпонентное понятие, включающее как минимум три составляющие: санитарно – гигиенические (это прерогатива администрации), медико–профилактические (в школе работает медицинский работник, который организует регулярный осмотр детей, взвешивание, вакцинация; на каждого ученика заведён «Листок здоровья», который оформляют фельдшер и классный руководитель) и педагогические технологии. Таким образом педагогические здоровьесберегающие технологии составляют лишь часть данного направления в школе. Именно их мы и коснёмся.
Проблему здоровьесбережения мы рассматриваем через два принципа: «Не навреди» и «Ребёнок, ты – ценность». Такая позиция определяет подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья.
Каждое утро у нас начинается с зарядки. Ребята её делают с удовольствием. Зарядку проводят и учителя, и дети.
Главным пунктом в работе учителя является урок. При проведении урока следует учитывать следующие пункты:
- обстановка, гигиенические условия в классе;
- количество видов учебной деятельности и их смена (опрос, письмо, чтение, слушание, беседа, решение задач и т. д., норма – 5-7 видов через 7-10 мин);
- количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д., не менее четырёх;
- применение ТСО, их длительность;
- наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных физминуток в момент наступления утомления и снижение учебной активности – для глаз, для пальцев, динамические, со словами и без слов – это способствует снятию напряжения;
- плотность урока;
- психологический климат на уроке (сотрудничество во взаимоотношениях учителя и ученика, индивидуальный подход, дружелюбие, заинтересованность, активность, наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, не больше стихотворение).
В этом учебном году – в каждом классе три урока физической культуры, которые ведут учителя физкультуры и учителя начальных классов.
Между уроками активные перемены разной длительности (20, 15 мин), на которых организуются подвижные игры с участием учеников среднего звена. Для первых классов проводятся динамические паузы на свежем воздухе.
Формирование представлений о здоровье, здоровом образе жизни происходит не только на уроках, но и во внеурочное время.
Организовано горячее питание. Прогулки на свежем воздухе с активными играми. Во всех классах преподается курс внеурочной деятельности «Азбука здоровья», целью которого является:
а) дать знания из различных областей науки о человеке (анатомия, физиология, гигиена);
б) показать опасность и вред малоподвижного образа жизни;
в) дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам.
Решение проблемы по здоровьесбережению продолжается во внеклассной работе: тематические классные часы, экскурсии, викторины, беседы, прогулки на свежем воздухе, эстафеты, соревнования, устные журналы, конкурсы.
Традиционными стали «Дни здоровья», которые проводятся 3-4 раза в год.
Для организации этой работы в нашей школе налажено сотрудничество с педагогами дополнительного образования, с домом детского творчества, с родителями.
Проводится просветительская работа на родительских собраниях:
«Рациональное питание», «Режим дня», «Подготовка домашнего задания», «Вредные привычки» и другие.
Совокупность педагогических, психологических, медицинских и других условий, созданных в нашей школе, способствует успешному обучению и сохранению здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на заседании ГМС "Здоровьесберегающиетехнологии"
"Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС" (из опыта работы кружка "Азбука здоровья")...