Формирование речевой компетенции младших школьников через игровые технологии
материал

Труфанова Ольга Михайловна

В статье рассматриваются вопросы по использованию игровых технологий для формирования речевой компетенции младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechevoy_kompetentsii_mladshih_shkolnikov.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевой компетенции младших школьников через игровые технологии

Речевая компетенция считается одним из условий самореализации младших школьников в процессе познания. Всем известно, что именно игра дает возможность робким, застенчивым и неуверенным ребятам преодолеть собственную нерешительность и неуверенность. Благодаря игре в коллективе создается благоприятный психологический климат. Именно в игре приобретается самостоятельность, предприимчивость, коммуникативное общение, формируются равные условия в деятельности, речевом партнерстве.

Формирование речевой компетенции у обучающихся – очень важная и актуальная проблема, поскольку степень сформированности этого умения оказывает влияние не только на результативность обучения, но и на процесс их социализации и становления личности в целом. Умения складываются в работе, а коммуникативные умения складываются и улучшаются в процессе общения как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В формировании речевой компетенции школьников помощниками в работе могут стать игровые технологии. Рассмотрим некоторые из них.

Игровые технологии на развитие мышления, речи, памяти, интереса ребят, речевой компетенции. К примеру, игра «Три слова». Ребятам предлагается три текста, не связанных между собой по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова. Возможно заменять падежи, дополнять предложения другими текстами. Варианты слов: книжка, цветок, небо; двор, друзья, мяч; сумочка, очки и другие. Возможно усложнение игры, можно предлагать ребятам оформлять не только предложения, но и рассказы.

Игровые технологии на составление умения отмечать главные, характерные признаки предметов, на сопоставление и их сравнение. К примеру, игра-упражнение «Сопоставление», где нужно высказать мнение об отношении свойств различных предметов. «Валя и Лена читали книги. Они начали декламировать в одно и тоже время и читали очень быстро. Валя прочла больше книжек, чем Лена. Кто из них затратил больше времени?».

Игровые технологии на становление умений различать настоящие явления от нереальных. К примеру, «Кто летает?». Учитель узнает, а ребята без пауз отвечают.

Игровые технологии на становление фонематического слуха и находчивости. К примеру, «Невидимые слова». Преподаватель в воздухе как бы прописывает обычные слова, а школьники обязаны прочесть их и записать на собственном листе, но так, чтоб другие не увидели. Затем подводится итог.

Особенно важна такая игровая деятельность, которую организует сам участник. Ребенок сам командует взятой на себя ролью, уточняет правила игры и отношения с партнерами, развертывает сюжет игры и завершает ее также по собственному заключению. Как раз ролевая игра содействует развитию фантазии, креативного мышления, коммуникативных умений. На уроке математики ученики играют в игру «Рыболовы». Некоторое количество обучающихся получают «удочки», имитируют насаживание наживы и забрасывают крючок «в воду». По очереди вылавливают рыбок, на которых написаны примеры и задают их классу. На уроке русского языка они играют в игру «Наш почтальон». В классе появляется почтальон и докладывает, что у него есть послания для ребят класса. Они их получают, вскрывают конверты и вынимают карточки с поручением для работы. Ребятам нравится брать на себя роль в играх со сказочным сюжетом.

Используя в работе предложенные технологии можно добиться следующих результатов: высокий уровень речевого развития, умение свободно и правильно строить свои высказывания в устной форме, аргументировать свое мнение в классе, использовать коммуникативные умения в отношениях со сверстниками, высокая мотивация к учению

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическая, методически продуманная работа, основанная на использовании игровых технологий по формированию речевой компетенции младших школьников, дает положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных компетенций младшего школьника через решение проектных задач.

Первое заседание  проблемного семинара по теме: "Формирование личностных компетенций младшего школьника на основе реализации системно - деятельностного подхода".  Знакомство в творческой гру...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность

Статья "Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектную деятельность"...

Речевое развитие младших школьников через игровую деятельность

Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. От ее  состояния зависит уровень реализации  личности.  Вне речи не возможно полноценное овладение...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Формирование ключевых компетенций младшего школьника через внедрение технологии проблемного обучения.

Хочу поделиться материалом из своего опыта, как я использую в учебном процессе технологию проблемного обучения. Из всех методов проблемного обучения на уроках я чаще отдаю предпочтение побуждающему и ...