- Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой.
Добрый день, мои хорошие! Рада видеть вас сегодня! Нас ждет интересное познавательное путешествие! Вы готовы узнать много нового? (дети отвечают хором)Создадим хорошее настроение и почитаем наше любимое стихотворение. (дети читают наизусть 2 хорошо известных им стихотворения, сопровождая чтение – анимацией) «Ты направо повернись, Другу рядом улыбнись, Топни правою ногой, Покачай головой, Руки кверху подними, И похлопай: Раз, два, три!»
«Две ноги – шагать и топать, Две руки – писать и хлопать, Два зрачка – смотреть вперед, Нос – чтоб нюхать… Ну а рот – чтобы есть, болтать, смеяться И хихикать, и шептаться, И почаще улыбаться». Молодцы, а теперь сядем за парты и улыбнемся друг другу.
Cегодня нам с вами предстоит много говорить. Чтобы речь наша была ясной, четкой, красивой - вспомним и проговорим наши любимые скороговорки. Я начинаю, а вы продолжайте хором! Гусь купил…. себе гармошку, но дырявую немножко, хорошо гармошка пела по-гусиному шипела. Шшшшшш… Тощий немощный…..Кощей тащит ящик овощей 25 профессоров….изучали комаров и просили комаров не кусать профессоров Молодцы! Мы готовы к успешной работе! - Формулирование темы занятия. Постановка цели.
- Формулирование темы
Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите в нашем классе? (Ответ детей) Да, вокруг нас красивые разнообразные деревья, Как вы думаете, где мы с Вами оказываемся? (Ответ – в лесу) Мы с Вами совершаем (заочное) путешествие в лес. Общение с природой доставляет нам радость.Мы восхищаемся животными, растениями но особенно нам нравится наблюдать за жизнью мелких насекомых. Согласны? (ответ детей) Отгадайте мою загадку об одном месте леса Город, в котором жильцов миллион, Город, в котором всего один дом. Город за деревом спрятался с юга, Похожи жильцы в нём всегда друг на друга (муравейник с муравьями). Поднимите руки, кто хоть раз останавливался у муравейника? Давайте хором назовем тему «Муравьи - друзья леса» - Постановка цели
Дети высказывают свои предположения относительно путешествия и цели визита в муравейник: Д1 Вспомнить известные факты о муравьях; Д2:Узнать, как они живут; размножаются, любят ли они трудиться Д3: Узнать, кем они работают Д: Чем они полезны для людей и для леса Д: Прочитать интересные новые факты о муравьях Воспитатель корректирует ответы первоклассников и формулирует цель занятия. Верно, сегодня мы будем учиться пользоваться ранее полученными знаниями и умениями и, конечно, узнаем новое о жизни муравьев! Какие качества ученика вам потребуются? (ответ детей) - внимательность; - находчивость; - фантазия; -умение ориентироваться в пространстве; - аккуратность. Молодцы и, конечно, хорошее настроение! Давайте нарисуем наше настроение и возьмем с собой, как талисман. Дети рисуют талисман-настроение и прикрепляют его на столах. На слайде – талисман-настроения. У каждого на парте – свой талисман. - Повторение сформированных умений и навыков
- Актуализация знаний
Я вижу у вас хорошее настроение, ведь впереди дорога, полная открытий. Давайте проверим, что вы уже знаете о муравьях! В мини группах обсудите ответы на вопросы! Воспитатель зачитывает вопрос, дети обсуждают, отвечают, затем – слайдовая анимация правильных ответов. - Как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи? (сухие веточки, палочки, травинки, земля, мох) - Каких муравьев вы знаете? (черные, рыжие, красные) - Что они любят делать? (трудиться, запасться пищей, помогать своей семье) - Чем они полезны для человека? (лечат, помогают в садоводстве) - Чем питаются муравьи? (практически все личинки, семена, сок деревьев, сахар, мед) - Кто главные враги муравья?(муравьеды, птицы, и даже медведи) - Почему муравьев называют «санитарами леса»? (они поедают вредных насекомых, опыляют цветы, повышают плодородие почвы) После каждого верного ответа – на слайде появляется картинка и комментарий.
Закончите мое стихотворение Он из веточек, из хвои Настоящий дом построит Без пилы и без гвоздей Кто строитель - ____? (ответ - муравей) Давайте его нарисуем по клеточкам 2) Графический диктант Каким правилам нужно следовать, чтобы прийти к верному ответу? С чего начнете работу? Как будете действовать? Что вам пригодится для работы? Дети прогнозируют свои возможности. На слайде – 3 правила работы. 1) Абсолютная тишина. 2) Внимательно слушать инструкции. 3) Двигаться строго по клеточкам. Учащиеся пишут графический диктант. Графический диктант. Начальная точка 1. Пять клеточек вниз. Две клеточки направо. Одна клеточка вниз. Четыре клеточки налево. Пять клеточек вниз. Четыре клеточки направо. Две клеточки вниз. Три клеточки наискосок налево вниз. Пять клеточек вниз. Две клеточки налево. Одна клеточка вверх и две направо. Начальная точка 2. Пять клеточек вниз. Две клеточки налево. Одна клеточка вниз. Четыре клеточки направо. Пять клеточек вниз. Четыре – налево. Две вниз. Три наискосок направо вниз. Четыре вниз. Две направо. Одна вниз. Две налево. Как вы думаете, каким образом можно оживить нашего муравья?(Дети предлагают раскрасить муравья и нарядить его. Работа в малых группах. Звучит тихая музыка.) Теперь вспомним Азбуку хороших и красивых слов и опишем нашего муравья Буква «А» | аккуратный, | Буква «Б» | бережливый, | Буква «В» | внимательный, | Буква «Г» | гостеприимный, | Буква «Д» | добрый, дружный; | Буква «Ж» | жизнерадостный; | Буква «З» | заботливый; запасливый здоровый | Буква «К» | красный, красивый, | Буква «М» | мирный, | Буква «С» | смелый, сильный; | Буква «Т» | трудолюбивый; талантливый | Буква «У» | умный; | Буква «Я» | яркий. |
(обмен идеями) Как много слов вы подобрали! Давайте оформим наше изображение (дети по очереди выходят к доске и прикрепляют на доску заранее подготовленные характеристики муравья.) На доске получается кластер прилагательные оформляются сверху.
У меня для вас есть еще интересная информация о муравьях. Как вы думаете, у них есть профессии? Какие? (дети отвечают) Давайте расширим нашу схему. (кластер заполняем снизу) Выходите к доске и приклеивайте еще описания. (Дети приклеивают веточку и зачитывают роль - муравья и дают комментарий, что именно делает такой муравей) Няньки - ухаживают за куколками и личинками Строители – строят и ремонтируют муравейник Сторожа – смотрят и охраняют муравейник Солдаты - защищают Врачи – отгрызают конечности больным Пастухи – пасут тлей
Теперь запишите в своей тетради рядом с графическим рисунком самые важные для вас характеристики муравья и озвучьте мне! Работаем в парах. - Этап формирования новых знаний.
Один муравей прислал нам посылку, в которую положил интересный текст, чтобы вы узнали больше о жизни муравьев. Давайте прочитаем послание от муравья. - Работа с текстом «История о муравьях»
Детям раздается текст «История о муравьях». Воспитатель использует личностно-ориентированный подход – текст целиком (кто читает прекрасно) - текст адаптированный (в упрощенном варианте – кто читает похуже) -текст из 5 -10 предложений ( кто читает по слогам) Воспитатель дает время на прочтение текста. Сначала прочитайте тихонько каждый для себя, а затем – вслух, но так, чтобы не мешать соседу по парте (дети читают) Теперь давайте почитаем вслух - Работа над прочитанными
Давайте обсудим, что вы уже знали, что стало новым и что вы не поняли. Предлагаю вам как очень взрослыми поработать по-новому поставить значки в текстах. (дети ставят значки в текстах, на доске визуализация обозначений) ˅ знали (рабочие муравьи сами делают всю работу) + новое, не знали (муравьи «говорят «усиками») ? не поняли (почему гибнут крылатые самцы?) Давайте поделимся своими знаниями в парах. Дети обсуждают в парах новую и старую информацию по прочитанному. - Физкультминутка
Давайте немного отдохнем! Проводится пальчиковая игра (с ускорением) Муравейник на поляне ночью крепко-крепко спит (руки в замке) А как солнце заиграет - муравьишки выбегают (хлопаем и шевелим пальчиками) Лапками перебирают и головками качают. Муравьишек ровно пять, 1-2-3-4-5 (считаем пальчики) Очень дружные они. Ты дружок их береги. (гладят ладошки). - Творческое применение знаний и умений
Подводим итог всему сказанному. Используем графический рисунок муравья и прочитанное послание. Составляем мини рассказ из семи главных предложений. Дети составляют рассказ в мини группах. Давайте все вместе сочиним белый стих о муравье Называется он - синквейн! Каждая группа будет называть мне по несколько слов! 1 группа: Назовите 3 прилагательных. Какой он муравей? (дети называют мудрый, заботливый, смелый) 2 группа Назовите 3 действия. Что он делает? (защищает, помогает, сторожит) 3 группа Закончите начало фразы. Ростом …. (маленький) – делом …. (удаленький) Что у нас получилось? На доске текст синквейна Муравей мудрый, заботливый, смелый Защищает, помогает, сторожит Ростом маленький – делом удаленький - Рефлексия учебно-познавательной деятельности.
Наше путешествие подошло к концу. В: Давайте посмотрим на ваших красивых, ярких муравьишек. Прочитайте мне по очереди, что у вас написано рядом с его картинкой (дети по цепочке читают) Я вижу, вы все довольны. Рада! Тогда дополните предложения. На слайде начало предложения, дети дополняют ответ. - Я рад, что ….. (у меня все получилось) - Я смог….. (написать графический диктант) - Я повторил… (профессии муравьев) - Я узнал как…..( живут муравьи) В: Кто из ребят больше всех, на ваш взгляд, нам помогал на занятии? Дети отвечают. Мы покидаем наш Лес! Я восхищена вашей работой и тем, как вы научились самостоятельно добывать знания и познавать новое!
Давайте завершим наше путешествие бодрым стихотворением На слайде – украшенный муравей и текст стихотворения. «Жили-были мураьишки: Пик, Пак, Пок. Хорошо и дружно жили, Пик, Пак, Пок. Как-то утром очень ловко Пик, Пак, Пок, Шли они на тренировку, Пик, Пак, Пок, Потрудились они славно, Пик, Пак, Пок, Очень долго и исправно, Пик, Пак, Пок. Много бревен натаскали, Пик, Пак, Пок, Много пищи отыскали
| Задачи: (1) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; (2) создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Планируемые результаты УУД: Умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умеют слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Задачи: - формулирование темы занятия;
- установка тематических рамок;
- уточнение направлений деятельности по ходу занятия;
- определение цели занятия;
- выявление места и причины затруднения.
Планируемые результаты УУД: Дети, работая в малой группе, могут планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, обращаться к различным источникам. (Познавательные УУД).
В ходе работы в малой группе дети учитывают мнения и позиции других детей, учатся обосновывать собственную позицию. (Коммуникативные УУД).
Умеют слушать и понимать речь других, обсуждать информацию в группах. (Коммуникативные УУД).
Задачи: - закрепление, коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов
Планируемые результаты УУД: Производят прогностическую оценку возможности выполнения предложенных заданий. (Регулятивные УУД).
Умеют проговаривать последовательность действий на занятии. (Регулятивные УУД).
Умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Умеют оформлять свои мысли мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Задачи: - выполнение пошаговых действий;
- выявление места (шаг, операция) и причины затруднения;
- коррекция обнаруженного затруднения;
Планируемые результаты УУД: Осуществляют расширенный поиск информации с использованием различных источников. (Познавательные УУД). Умеют совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
Умеют планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Коммуникативные УУД).
Производят прогностическую оценку возможности выполнения предложенных заданий. (Регулятивные УУД).
Дети, работая в малой группе, могут планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, обращаться к различным источникам. (Познавательные УУД).
Задачи: - реализация цели занятия;
- выполнение пошаговых действий;
- коррекция учащимися своих ошибок, формирование умения правильно применять полученные знания;
- фиксация во внешней речи причины затруднения.
Планируемые результаты УУД: Знают, что такое антонимы, фразеологизмы, умеют верно определить семантический ряд слов (Предметные УУД). Умеют структурировать знания, сравнивать объекты, находить лишнее (Познавательные УУД).
Производят прогностическую оценку возможности выполнения предложенных заданий. (Регулятивные УУД).
Умеют планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Коммуникативные УУД).
Формируют интерес к познавательной деятельности. (Личностные УУД).
Умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умеют работать по коллективно составленному плану. (Регулятивные УУД).
Умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Формируется интерес к творческой деятельности. (Личностные УУД).
Нравственно-этическое оценивание. (Личностные УУД).
Задачи: - организация усвоения сформированного учениками способа действий с проговариванием во внешней речи.
Планируемые результаты УУД: Умеют проговаривать последовательность действий на занятии (Регулятивные УУД).
Умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Формируется интерес к познавательной деятельности. (Личностные УУД). Задачи: - организация отработки навыка самостоятельной работы.
Планируемые результаты УУД: Умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Задачи: - организация рефлексии и самооценки первоклассниками собственной учебно-познавательной деятельности.
Планируемые результаты УУД: Умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Формируется способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |