Программа внеурочной деятельности "Логика" (4 класс)
рабочая программа (4 класс)

Дашевская Надежда Алексеевна

Программа внеурочной деятельности "Логика" (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logika_4_v1.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        средняя школа № 2 г. Вязьмы Смоленской области         

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

        

по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЛОГИКА»

для 4 В класса

на 2020/2021 учебный год

                     Учитель Дашевская Н. А.

Согласовано

на заседании методического совета

МБОУ СШ № 2

г. Вязьмы

Смоленской области, протокол  № 1 от 27.08.2020

Принято

на заседании педагогического совета

МБОУ СШ № 2

г. Вязьмы

Смоленской области, протокол  № 1 от 27.08.2020

Утверждено

приказом директора

МБОУ СШ № 2

г. Вязьмы

Смоленской области

№ 126/01.09 от 31.08.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЛОГИКА»

        ДЛЯ 4 В КЛАССА        

НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО, основной образовательной программой НОО, ООО, СОО МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области, уставом МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области, учебным планом МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области, учебно-методическим комплектом:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов  (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Холодова  О.  Юным  умникам  и  умницам:  Задания  по  развитию  познавательных  способностей/Методическое  пособие  1-4  классы.- М.:  РОСТ    книга.

           Программа внеурочной деятельности «Мир логики» составлена на основе авторских программ  С. Гин «Развитие Творческого Воображения. Мир фантазии. Мир логики». Программа носит развивающий характер. Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

 Возможна реализация программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий   организуется  проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов:

 e-mail, дистанционные конкурсы, олимпиады;                 

 дистанционное самообучение и обучение в Интернете;

 видеоконференции;         

 оп-line тестирование;

  Интернет-уроки;

 сервисы АИС «Образование», ЯКласс, Московская Электронная Школа, Российская Электронная Школа, Инфоурок, Учи.ру, «Просвещение», ozschool.vzm.su и др.;

  обучение с дистанционной поддержкой: skype, Zoom,WhatsApp, Viber и др.

           Программой курса по выбору «Мир логики» предусматривается дальнейшее совершенствование полученных знаний и умений, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

           Реализация программы осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода, принципах сотрудничества и сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения всех участников образовательного процесса.

Цель курса:

- обучение навыкам основных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, умозаключения и др.;

- формирование информационной культуры, освоение умений организации учебного труда.

Направление: общеинтеллектуальное

.        

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты

Учащийся научится:

- проявлять интерес к изучаемому материалу;

- доброжелательно относиться к собеседнику;

- уважать чужое мнение;

- стремиться к созданию собственных речевых произведений;

- стремиться к совершенствованию своих знаний в области математики, русского языка, чтения, развития речи.

Учащийся получит возможность для формирования:

- устойчивого и широкого интереса к изучаемому материалу;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- положительной адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности собственной деятельности;

- установки в поведении на принятые моральные нормы;

- способности реализовывать собственный творческий потенциал.

Метапредметные результаты

Учащийся научится:

- систематизировать и обобщать полученные знания;

- работать в группе, в паре;

- использовать разные приемы для составления задач, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

       - контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Учащийся получит возможность научиться:

       - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

       - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

        - прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации, осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

        - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в собственные действия и коллективную деятельность;

         - сравнивать, проводить сериацию и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям и восполнять недостающие компоненты или свойства;

          - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;

- четко, последовательно и полно передавать партнерам информацию для достижения целей сотрудничества;

- адекватно использовать средства общения для планирования и регуляции своей деятельности;

- понимать относительность мнений и подходов к решению задач, учитывать разнообразие точек зрения.

Предметные результаты         

Учащийся научится:

          - выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- использовать разные   приемы   для составления методам и приемам решения изобретательских и творческих задач;

     - выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- сравнивать, классифицировать предметы, выстраивать логические цепочки.

Учащийся получит возможность научиться:        

- составлять сказки, загадки, ребусы, шарады, двустишия;

- решать задачи по аналогии;

          - устанавливать закономерность – правило, по которому составлена последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;

          - методам и приемам решения изобретательских и творческих задач.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Учимся выделять признаки (14 ч)

1.1. Знакомство с курсом «Мир логики»

Игра на внимание «Путаница», беседа «Что и зачем?», представление нового

учебного предмета, контрольная работа.

1.2. Признаки объекта

Игра на внимание «Запрещённое движение», анализ контрольной работы, беседа о сравнении, игра «Передай апельсин», беседа о выделении признаков, задание на смекалку.

1.3. Различия

Игра на внимание «Повтори — отличись», беседа о различиях, работа в группах

«Обучающий альбом», упражнение «Чем отличаются?», игра-дискуссия «Чем страус отличается от человека?», упражнение «Что изменилось? ».

1.4. Сходство

Игра на внимание «Руки-ноги», упражнение «Найти общее», работа в группах

«Чем похожи?», упражнение «Проверь себя».

1.5. Существенные признаки

Игра на внимание «Птица, рыба», беседа о существенных признаках, упражнение

«Выделение существенных признаков», работа в группах «Почему они вместе?».

1.6. Характерные признаки

Игра-театрализация «Изобрази дерево», беседа о характерных признаках, работа в группах «Как сравнить?», беседа о «не измеряемых» признаках, задача-шутка.

1.7. Упорядочение признаков

Игра на внимание «Буква, цифра», беседа об упорядочении, работа в группах «Как упорядочить?», упражнение «Кто больше?», задание на смекалку.

2.   Учимся сравнивать (4 ч.)

2.1. Правила сравнения

Игры на внимание «Эстафеты», упражнение на сравнение игр, работа в парах «Где ошибка?», работа в группах «Сравнение объектов»

2.2. Значение сравнения

Игры на внимание «Хор», «Разминка», беседа о значении сравнения, упражнения на выбор объекта, работа в группах «Сравниваем «по правилам», упражнение «Проверь себя».

3.  Учимся классифицировать (6 ч)

3.1. Понятие о классах

Игра на внимание «Мальчик, девочка, цветок», упражнение «Четвёртый лишний», беседа о понятии «класс», упражнение «Четыре липших», работа в группах «Исключи и объясни», игра «Выбывание слов», задание на смекалку.

3.2. Правила классификации

Игра на внимание «Руки вверх — руки в стороны», беседа о правилах классификации, работа в группах «Раздели и назови», упражнение «Где классы, где части?», задание на смекалку.

3.3. Вопросы

Игра на внимание «Да и нет», обсуждение «Что мы знаем и не знаем», беседа о классификации вопросов, работа с текстом, упражнение «Вопросы корректные и некорректные», игра «Да-нет».

4. Учимся находить закономерности (8 ч)

4.1. Алгоритм

Игра на внимание «Плавает — летает», упражнение «Проверь себя», беседа «Что такое алгоритм?», работа в парах «Графический диктант», работа в группах «Составляем план», составление инструкции «Как открыть дверь?», задания-шутки.

4.2. Закономерности в числах и фигурах

Игра на внимание «Посчитай — не ошибись», упражнение на поиск закономерности числового ряда, упражнение «Проверь себя», работа в группах

«Продолжи ряд», упражнение на нахождение закономерности в серии фигур, задание на смекалку.

4.3. Закономерности в буквах и словах

Игра на внимание «Цепочка», упражнение «Алфавит», работа в группах

«Продолжи ряд», упражнение «Проверь себя», задание на смекалку, игра «Да-нет».

4.4. Логические задачи

Игра на внимание «Отвечай — не торопись!», решение логических задач на упорядочение, решение логических задач: родственнее отношения, решение логических задач на нахождение соответствия, работа в группах «Решение задач», решение логических задач про лжецов.

5. Учимся выделять вид отношения между понятиями (12 ч)

5.1. Причина и следствие

Игра на внимание «День, ночь», беседа о причине и следствии, упражнение «Найди пару», работа в группах «Почему и что потом?», упражнение «Как найти причину?», задачи-шутки.

5.2. Причинно-следственные цепочки

Игра на внимание «Рассказчик», упражнение по составлению причинно-следственных цепочек, работа в группах «Сочинители», игра «Обмен причинами».

5.3. Противоположные отношения между понятиями

Игра на внимание «Наоборот», упражнение на выделение противоположных признаков, упражнение «Проверь себя», работа в группах «Точка зрения», упражнение

«Подбери антоним», задание на смекалку.

5.4. Отношения «род — вид» между понятиями

Игра на внимание «Реки, города»; беседа о значении слов «род», «вид», «элемент»; упражнение «Проверь себя», работа в группах «Найди ошибку», игра «Да-нет».

5.5. Упорядочение по родовидовым отношениям

Игра на внимание «Род — вид», беседа об объёмах понятия, упражнение «Проверь себя», упражнение «Разложи по порядку», работа в группах «Составляем схемы», задачи-шутки.

5.6. Виды отношений между понятиями

Игра на внимание «Понятно — непонятно», беседа о видах отношений между понятиями, упражнение «Группировка», работа в группах «Кто больше?», упражнение

«Проверь себя».

6. Учимся давать определения (4 ч)

6.1. Определения

Игра «Да-нет», игра-дискуссия «Что такое книга?», беседа о способах объяснения значения слов, беседа о значении определений, упражнение «Правила построения определений».

6.2. Анализ ошибок в построении определений

Игра на внимание «Правильно — неправильно», беседа об ошибках в построении определений, работа в группах «Исправляем ошибки», упражнение «Почему так говорят?».

7. Учимся делать умозаключения (6 ч)

7.1. Умозаключения

Игра на внимание «Съедобное*— несъедобное», беседа о суждениях и умозаключениях, упражнение «Проверь себя», работа в парах «Восстанавливаем суждения», работа в группах «Как мы делаем выводы».

7.2. Анализ ошибок в построении у по заключений

Игра на внимание «Рыцари и лжецы», упражнение * Сравнение умозаключений», работа в группах «Ищем «ловушки», упражнение «Следовательно», практическая работа

«Умозаключения», упражнение «Доказательство».

7.3. Язык и логика

Игра на внимание «Числа и слова», упражнение «Перестановки», упражнение «Кто кого?», упражнение «Двойной смысл», упражнение «Проверь себя».

8. Учимся использовать аналогии (6 ч)

8.1. Придумывание по аналогии

Игра ни внимание «Сказочный герой», упражнение «Сказка-калька», упражнение

«Продолжи стихотворение», работа в группах «Сочинение загадок», придумывание вопросов на смекалку.

8.2. Использование аналогии в обучении

Игра на внимание «Повторяй за мной», упражнение «Подражайка», упражнение «От двух до пяти», беседа об использовании аналогии в обучении, упражнение «Аналог и я» , упражнение «Проверь себя», работа в группах «Шести клеточные логиконы».

8.3. Продолженная аналогия

Игра на внимание «Пальцы», игра «Да-нет», решение задач, упражнение

«Секретный язык», беседа о суевериях.

9. Учимся рассуждать (6 ч)

9.1. Рассуждения

Игра на внимание «Перестановки», работа в группах «Решаем и объясняем», упражнение «Рассуждения», решение задач «с противоречиями», решение детективных задач.

9.2. Анализ ошибок в построении рассуждений

Игра на внимание «Повтори — не ошибись», решение логических задач, ознакомление с софизмами, работа в группах «Поиск вариантов».

9.3. Юмор и логика

Игра «Несмеяна» итоговая контрольная работа, беседа об остроумии, Упражнение

«Придумай окончание».

10. Подведение итогов обучения (2ч)

10.1. Обобщающее занятие

Презентация творческих работ. Анализ итоговой контрольной работы.

Анкетирование.

п/п

Тема

Всего
часов

1

Учимся выделять признаки

14

2

Учимся сравнивать

4

3

Учимся классифицировать

6

4

Учимся находить закономерности

8

5

Учимся выделять вид отношения между понятиями

12

6

Учимся давать определения

4

7

Учимся делать умозаключения

6

8

Учимся использовать аналогии

6

9

Учимся рассуждать

6

10

Подведение итогов обучения

2

Итого

68

                                      Используемая литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов  (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие  1-4  классы.- М.:  РОСТ    книга.
  5. С. Гин «Развитие творческого воображения. Мир фантазии. Мир логики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...