Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Риторика" 1-4 класс
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Управление образования Красносулинского района р.п. Горный
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22
Рассмотрено и принято Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 22
МБОУ СОШ №22 ___________ Г.И. Тоткалова
протокол от «26» августа 2020 г. №1 МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Риторика»
Учитель Вознякова Ирина Владимировна
Класс 1а, 1б, 2, 3, 4
Количество часов в неделю 1
Общее количество часов по плану 1а класс- 33 часа, 1б класс- 33 часа, 2 класс-34 часа, 3 класс – 32 часа, 4 класс-32 часа.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Т.А.Ладыженской «Риторика»
Учебник Детская риторика: 1-4 класс: в 2-х частях / Ладыженская Т. А., Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.М., Марысева О.В., – 3-е изд.-М.: Баласс*Ювента, 2012.
Срок реализации программы 2020-2021 учебный год
- Планируемые результаты.
1 класс.
Личностные результы:
-осознавать роль речи в жизни людей;
-оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
-объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметные результы:
-соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
-реализовывать простое и сложное высказывания на заданную тему;
-ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
-самостоятельно работать с заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать различные типы словарей;
-учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
-делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы.
Предметные результы:
-различать устное и письменное общение;
-различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, жестов и мимики в разных ситуациях;
-уместно использовать несловесные средства в своей речи;
-анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.п. в различных ситуациях общения;
-продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.п. применительно к разным ситуациям общения;
-распознавать и вести этикетный диалог;
-отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
-находить по абзацным отступам смысловые части текста;
-выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам;
-осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
-выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
-сочинять тексты на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов, данной темы и проблемы;
-исполнять тексты, подбирать цитаты;
-оценивать степень вежливости (свою и других людей) в ситуациях общения.
2 класс.
Личностные результы:
-осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
-осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
-оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
-анализировать тактичность речевого поведения в семье;
-объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметные результаты:
-формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
-пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
-отличать подробный пересказ от краткого;
-знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
-пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
-пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
-реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
-реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
-при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
-делать выводы и обобщения в результате совместной работы.
Предметные результаты:
-характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
-определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
-планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
-осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
-уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
-оценивать правильность речи с точки зрения орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
-анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров: просьбы, вежливого отказа, в различных ситуациях общения;
-продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
-определять тему, основную мысль несложного текста;
-определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
-подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
-анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
-разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
-сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
-давать оценку невежливому речевому поведению.
3 класс.
Личностные результаты:
-оценивать свою вежливость;
-определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
-осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
-понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметные результаты:
-формулировать тему занятия после предварительного обсуждения;
-определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
-осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
-учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
-анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
-продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
-перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
-осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
-анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
-аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
-продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
-знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
-пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио –, видео – ) сопровождением;
-в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметные результаты:
-приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
-отличать подготовленную и неподготовленную речь;
-знать особенности неподготовленной речи;
-осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
-знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
-реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
-знать особенности диалога и монолога;
-анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
-пользоваться основными способами правки текста.
4 класс.
Личностные результаты:
-объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
-осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
-отличать истинную вежливость от показной;
-адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
-учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
-осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
-анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
-поддерживать в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметные результаты:
-формулировать задачу занятия после предварительного обсуждения;
-оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
-анализировать и оценивать свои, чужие успехи и неуспехи в общении;
-осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
-анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
-классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
-реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
-признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
-различать описания разных стилей – делового и художественного;
-продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
-анализировать словарные статьи;
-реализовывать словарные статьи к новым словам;
-осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
-воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
-анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
-слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
-редактировать текст с недочётами.
Предметные результаты:
-различать общение для контакта и для получения информации;
-учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
-уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
-определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
-называть основные признаки текста, приводить их примеры;
-называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
-продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
-вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
-анализировать типичную структуру рассказа;
-рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
-знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
-продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
-объяснять значение фотографии в газетном тексте;
-реализовывать подписи под фотографиями семьи, друзей с учётом коммуникативной ситуации.
Планируемый результат реализации программы.
Сформированность коммуникативно-речевой компетентности:
- знания о речевом общении, его роли в жизни современного человека, принципах и правилах эффективного общения;
- знания о факторах успешности или неуспешности речевого поведения; методах его совершенствования;
- сведения о речевом этикете;
- сведения о речи, ее видах, формах, типах, жанрах, стилевых разновидностях, качествах хорошей речи;
- знание основных законов порождения речевых высказываний;
- знания о методах и способах работы над своей речью.
Совершенствование следующих коммуникативных умений:
- анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения;
- реализовать данную стратегию в общении с использованием различных речевых тактик;
- захватывать и удерживать инициативу общения или предоставлять партнеру возможность реализовать его замысел в зависимости от ваших намерений;
- адекватно реагировать на коммуникативные помехи;
- гибко менять свое речевое поведение в зависимости от изменения ситуации общения;
- анализировать, контролировать и совершенствовать собственную коммуникативную практику в каждой конкретной речевой ситуации и в течение всей жизни.
Развитие всех видов речевой деятельности:
- говорения, слушания, письма, чтения, а также умений и навыков, лежащих в их основе.
Развитие психических функций и способностей, связанных с речевым общением:
- способность к общению (коммуникабельность, эмпатия и другие);
- психические функции, связанные с речевой деятельностью: память, внимание, воображение, речевое мышление, анализ, синтез, обобщение и другие;
- фонематический слух;
- чувство языка.
Сформированность собственно речевых умений и навыков:
- умения и навыки публичного выступления, ведения беседы, переговоров, диспута, спора;
- умения и навыки построения речевых высказываний в различной жанрово-стилевой форме;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с ортологическими (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими) и стилистическими нормами;
- умение выбрать из всех языковых ресурсов те средства, которые обеспечат эффективность речевого воздействия.
Коммуникативно-речевую культуру и воспитательный аспект
- речевой идеал, в основе которого лежит красота художественной формы, красота языка. Оценивая коммуникативное поведение говорящих (речь, манеры, позы, жесты).
Формированность этической культуры оратора:
- этические требования к личности оратора, моральные предписания, регламентирующие поведение оратора на трибуне, формы его контакта со слушателями, способы выхода из нестандартных ситуаций, возникающих в ходе общения выступающего с аудиторией и т.п.
II. Содержание занятий.
1 класс.
Раздел курса | Характеристика видов деятельности |
Общение. | Приводить примеры важности общения в жизни людей. Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения. |
Речь: устная и письменная. | Называть несловесные средства общения. Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях. Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств, при решении риторических задач. |
Текст. | Называть признаки текста, типы текстов. Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты. Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления. Различать диалог и монолог. Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов. |
2 класс
Раздел курса | Характеристика видов деятельности |
Общение. | Приводить примеры важности общения в жизни людей. Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения. |
Чему учит риторика. | Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению. Называть адресанта, адресата высказывания. Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия). Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств, в риторических заданиях. Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения. |
Как мы говорим. | Называть несловесные средства общения. Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях. Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств, при решении риторических задач. |
Учусь слушать. | Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения. Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают. Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения. Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях. Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст. Анализировать несловесные средства, используемые говорящим. Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности. |
Вежливая просьба. | Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили. Называть речевые формулы вежливой просьбы. Характеризовать особенности скрытой просьбы. Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения. |
Учусь читать и писать. | Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах. Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса). |
Текст. Тема, основная мысль.
| Определять тему и основную мысль теста. Озаглавливать текст. Выделять опорные слова в тексте. Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам. |
Пересказ. | Различать подробный и краткий пересказ. Пересказывать текст подробно. Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста. Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста. Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам. Составлять план текста для пересказа. |
Вежливый отказ. | Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы. Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ. Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ. Оценивать степень вежливости отказа. Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие. Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ. |
Типы текстов | Различать повествование, описание, рассуждение. Объяснять, чем они отличаются. |
Рассуждение. | Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать. Называть части рассуждения. Вводить в рассуждение убеждающие примеры. Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон. Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью. Различать точные и неточные рассуждения. |
Описание. | Определять тему, основную мысль описания. Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли. Определять в тексте его описательный фрагмент. Сочинять загадку, в основе которой лежит описание. |
Невыдуман- ный рассказ. | Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком. Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика. Реализовывать рассказ о случае из своей жизни. |
Повторение и обощение. | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры. Разыгрывать риторические игры. |
3 класс
Раздел курса | Характеристика видов деятельности |
Общение. Наука риторика. | Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения. Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях. Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты. Называть задачи общения. Называть некоторые коммуникативные профессии. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи. |
Учимся говорить. | Различать подготовленную и неподготовленную речь. Анализировать примеры неподготовленной речи. Называть приёмы подготовки устного высказывания. Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания. Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко. |
Похвала (комплимент).
| Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения. Выражать похвалу и отвечать на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией. |
Слушаем, вдумываемся
| Называть задачи слушания. Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации. Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя. Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах. Оценивать свои особенности как слушателя. |
Учимся читать, писать. | Анализировать роль различных выделений в учебных текстах. Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план. Объяснять, зачем нужно исправлять текст. Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.). Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами. |
Вежливое общение. | Давать определение вежливости. Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях. Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам. |
Текст. Разные тексты. | Называть признаки текста, типы текстов. Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты. Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления. Различать диалог и монолог. Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов. |
Правильная речь. | Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению. Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего. Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём. |
Правила успешного пересказа. | Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста. Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа. Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе. Вводить в пересказ эффективные цитаты. Определять в аннотации те части, в которых сжато, говорится об авторе, событиях, героях книги. |
Поздравляю тебя… Вас… | Анализировать структуру поздравления – устного и письменного. Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации. |
Учись объяснять и доказывать. | Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом. Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении. Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами. |
Что общего, чем отличаются.
| Анализировать сравнительные описания, их структуру. Называть правила сравнения. Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения. Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение. Реализовывать сравнительное описание разными способами. |
Подведем итоги. | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры. Разыгрывать риторические игры. |
4 класс
Общение.
| Называть компоненты речевой ситуации. Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику. Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения. Называть словесные и несловесные средства устной речи. Объяснять роль пауз, логических ударений. Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении. Демонстрировать уместное употребление несловесных средств. Называть этикетные формулы утешения. Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации. Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом. Оценивать себя как читателя. Оценивать себя как слушателя. |
Текст. | Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев. Называть признаки текста. Подбиратьз авершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам. Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации. Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения. Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни. Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки. Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков. Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное. Различать описания разных стилей. Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости. Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д. Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении. |
Речевые жанры.
| Анализировать словарную статью. Реализовывать словарную статью к новым словам. Анализировать типичную структуру рассказа. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни. Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию. |
Обобщение.
| Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности. Называть изученные речевые жанры. Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются. Называть этикетные речевые жанры. Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам. Оценивать свои речевые привычки. Формулировать правила эффективного общения. Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. |
- Календарно – тематическое планирование по риторике.
1а класс.
№ п/п | Запл. дата | Факт дата | Тема занятия | Номер стр. ЭУ | Кол-во часов |
Общение (6 часов). | Часть 1. | ||||
04.09 | Что такое общение. | С.2-3 | 1 | ||
11.09 | Слова приветствия. | С.4-13 | 1 | ||
18.09 | Вывески. | С.14-18 | 1 | ||
25.09 | Различные слова. | С.19-22 | 1 | ||
02.10 | Различные слова. | С.23-25 | 1 | ||
09.10 | Поиграем вместе. | С.26-27 | 1 | ||
Речь: устная и письменная (11 часов). | |||||
16.10 | Устная речь. | С.28-31 | 1 | ||
23.10 | Устная речь. | С.32-34 | 1 | ||
06.11 | Устная речь. | С.35-39 | 1 | ||
13.11 | Мимика и жесты. | С.40-42 | 1 | ||
20.11 | Мимика и жесты. | С.43 | 1 | ||
27.11 | Прощание. | С.44-47 | 1 | ||
04.12 | Вежливое обращение во время разговора. | С.48-50 | 1 | ||
11.12 | Вежливое обращение во время разговора. | С.51-53 | 1 | ||
18.12 | Слова благодарности. | С.54-57 | 1 | ||
25.12 | Слова благодарности. | С.58-62 | 1 | ||
15.01 | Новогодняя сказка. | С.63 | 1 | ||
Текст (17 часов). | Часть 2. | ||||
22.01 | Что такое текст. | С.2-6 | 1 | ||
29.01 | Что такое текст. | С.7-10 | 1 | ||
05.02 | Что такое текст. | С.11-13 | 1 | ||
12.02 | Что такое текст. | С.14-16 | 1 | ||
26.02 | Что такое текст. | С.15-18 | 1 | ||
04.03 | Что такое текст. | С.19-20 | 1 | ||
11.03 | Что такое текст. | С.21 | 1 | ||
18.03 | Что такое текст. | С.22 | 1 | ||
01.04 | Очень важные слова. | С.23-24 | 1 | ||
08.04 | Очень важные слова. | С.25 | 1 | ||
15.04 | Очень важные слова. | С.26 | 1 | ||
22.04 | Знакомые незнакомцы. | С.27-37 | 1 | ||
29.04 | Рифма. | С.38-50 | 1 | ||
06.05 | Обращение. | С.51-54 | 1 | ||
13.05 | Обращение. | С.55-58 | 1 | ||
20.05 | Обращение. | С.59 - 60 | 1 |
1б класс.
№ п/п | Запл. дата | Факт дата | Тема занятия | Номер стр. ЭУ | Кол-во часов |
Общение (6 часов). | Часть 1. | ||||
04.09 | Что такое общение. | С.2-3 | 1 | ||
11.09 | Слова приветствия. | С.4-13 | 1 | ||
18.09 | Вывески. | С.14-18 | 1 | ||
25.09 | Различные слова. | С.19-22 | 1 | ||
02.10 | Различные слова. | С.23-25 | 1 | ||
09.10 | Поиграем вместе. | С.26-27 | 1 | ||
Речь: устная и письменная (11 часов). | |||||
16.10 | Устная речь. | С.28-31 | 1 | ||
23.10 | Устная речь. | С.32-34 | 1 | ||
06.11 | Устная речь. | С.35-39 | 1 | ||
13.11 | Мимика и жесты. | С.40-42 | 1 | ||
20.11 | Мимика и жесты. | С.43 | 1 | ||
27.11 | Прощание. | С.44-47 | 1 | ||
04.12 | Вежливое обращение во время разговора. | С.48-50 | 1 | ||
11.12 | Вежливое обращение во время разговора. | С.51-53 | 1 | ||
18.12 | Слова благодарности. | С.54-57 | 1 | ||
25.12 | Слова благодарности. | С.58-62 | 1 | ||
15.01 | Новогодняя сказка. | С.63 | 1 | ||
Текст (17 часов). | Часть 2. | ||||
22.01 | Что такое текст. | С.2-6 | 1 | ||
29.01 | Что такое текст. | С.7-10 | 1 | ||
05.02 | Что такое текст. | С.11-13 | 1 | ||
12.02 | Что такое текст. | С.14-16 | 1 | ||
26.02 | Что такое текст. | С.15-18 | 1 | ||
04.03 | Что такое текст. | С.19-20 | 1 | ||
11.03 | Что такое текст. | С.21 | 1 | ||
18.03 | Что такое текст. | С.22 | 1 | ||
01.04 | Очень важные слова. | С.23-24 | 1 | ||
08.04 | Очень важные слова. | С.25 | 1 | ||
15.04 | Очень важные слова. | С.26 | 1 | ||
22.04 | Знакомые незнакомцы. | С.27-37 | 1 | ||
29.04 | Рифма. | С.38-50 | 1 | ||
06.05 | Обращение. | С.51-54 | 1 | ||
13.05 | Обращение. | С.55-58 | 1 | ||
20.05 | Обращение. | С.59 - 60 | 1 |
2 класс
№ п/п | Запл. дата | Факт дата | Тема занятия | Номер стр. ЭУ | Кол-во часов |
Общение (1 часть -17 часов). | Часть 1. | ||||
01.09 | Проверь себя (повторение изученного в 1-м классе). | 1 | |||
Чему учит риторика. | |||||
08.09 | Наука риторика. | С. 6-13 | 1 | ||
15.09 | Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания). | С.14-16 | 1 | ||
22.09 | Твои речевые роли. | С.17-19 | 1 | ||
Как мы говорим. | |||||
29.09 | Темп. Громкость (повторение). | С.20-30 | 1 | ||
06.10 | То же слово, да не так бы молвить (тон речи). | С.31-34 | 1 | ||
13.10 | Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. | С.35-42 | 1 | ||
20.10 | Говорящий взгляд. | С.43-52 | 1 | ||
Учусь слушать. | |||||
27.10 | Мы слушаем – нас слушают. | С.53 | 1 | ||
10.11 | Мы слушаем – нас слушают. | С.54 | 1 | ||
17.11 | Сигнал принят, слушаю! | С.55 | 1 | ||
24.11 | Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное. | С.62-66 | 1 | ||
01.12 | Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день! | С.67-73 | 1 | ||
Вежливая просьба. | |||||
08.12 | Вежливая просьба. | С.74-83 | 1 | ||
15.12 | Скрытая просьба. | С.84-87 | 1 | ||
Учусь читать и писать. | |||||
22.12 | О чём нам говорит шрифт. | С.88-90 | 1 | ||
29.12 | Рисунки, иллюстрации,таблицы, схемы… | С.91 | 1 | ||
Текст (2 часть – 15 часов). Тема и основная мысль. | Часть 2. | ||||
12.01 | Тема, основная мысль, заголовок (повторение). | С.4-5 | 1 | ||
19.01 | Тема, основная мысль, заголовок (повторение). | С.6-8 | 1 | ||
26.01 | Опорные слова. | С.9-11 | 1 | ||
02.02 | Опорные слова. | С.12-14 | 1 | ||
Пересказ. | |||||
09.02 | Подробный пересказ. | С.15-19 | 1 | ||
16.02 | Подробный пересказ. | 1 | |||
02.03 | Краткий пересказ. | С.20-25 | 1 | ||
09.03 | Краткий пересказ. | С.26-31 | 1 | ||
Вежливый отказ. | |||||
16.03 | Согласие или отказ. | С.32-36 | 1 | ||
06.04 | Отказывай, не обижая. Ответы на отказ. | С.37-49 | 1 | ||
Типы текстов. | |||||
13.04 | Отказывай, не обижая. Ответы на отказ.Типы текстов. | С.50-54 | 1 | ||
Рассуждение. | |||||
20.04 | Рассуждение. Примеры в рассуждении. | С.55-62 | 1 | ||
27.04 | Ссылка на правило, закон. | С.63-64 | 1 | ||
04.05 | Точные и неточные объяснения. | С.65-86 | 1 | ||
Невыдуманный рассказ. | |||||
11.05 | Было или придумано, части рассказа. | С.87-92 | 1 | ||
18.05 | Хочу вам рассказать. | С.93 | 1 | ||
25.05 | Хочу вам рассказать. | 1 |
3 класс
№ п/п | Запл. дата | Факт.дата | Тема занятия | Номер стр. ЭУ | Кол-во часов |
Общение (I часть – 17 часов). Наука риторика. | Часть 1. | ||||
07.09 | Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. | С.4-9 | 1 | ||
14.09 | Что мы помним о речевой ситуации. | С.10-13 | 1 | ||
21.09 | Твои речевые роли (повторение). | С.14-21 | 1 | ||
28.09 | С какой целью? Зачем? (задачи общения) | С.22-33 | 1 | ||
Учимся говорить. | |||||
05.10 | Неподготовленная речь. | С.34 | 1 | ||
12.10 | Подготовленная речь. | С.40-46 | 1 | ||
19.10 | Приёмы подготовки. | С.47-55 | 1 | ||
26.10 | Говорим подробно, кратко. | С.56-58 | 1 | ||
09.11 | Говорим подробно, кратко. | С.59-62 | 1 | ||
Похвала (комплимент). | |||||
16.11 | Похвала (комплимент). | С.63 | 1 | ||
Слушаем, вдумываемся. | |||||
23.11 | Слушаем, вдумываемся. | С.71-75 | 1 | ||
30.11 | Слушаем по-разному. | С.76-80 | 1 | ||
Учимся читать и писать. | |||||
07.12 | Читаем учебные тексты. | С.81-91 | 1 | ||
14.12 | Учимся писать, редактировать. | С.92-96 | 1 | ||
21.12 | Как исправить текст? (правка текста) | С.97-103 | 1 | ||
Вежливое обшение. | |||||
28.12 | Что такое вежливость. | С.104-111 | 1 | ||
11.01 | Добрые дела – добрые слова. | С.112 | 1 | ||
Текст (2 часть – 16 часов). Разные тексты. | Часть 2. | ||||
18.01 | Проверь себя. Тексты разные нужны. | С.3-7 | 1 | ||
25.01 | Диалог и монолог. | С.8-23 | 1 | ||
Правильная речь. | |||||
01.02 | Пиши правильно! | С.24-31 | 1 | ||
08.02 | Произноси правильно! | С.32 | 1 | ||
15.02 | Употребляй слова правильно! | С.36 | 1 | ||
Правила успешного пересказа. | |||||
20.02 | Пересказ. | С.45 | 1 | ||
01.03 | Выбери нужное (выборочный пересказ). | С.53 | 1 | ||
15.03 | Цитата в пересказе. | С.60 | 1 | ||
05.04 | Кратко о книге (аннотация). | С.63 | 1 | ||
Поздравляю тебя… Вас… | |||||
12.04 | Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? | С.69 | 1 | ||
19.04 | С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! | С.76 | 1 | ||
Учись объяснять и доказывать. | |||||
26.04 | С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! Рассуждение, вывод в рассуждении. | С.87-89 | 1 | ||
17.05 | Правило и цитата в доказательстве. | С.90-101 | 1 | ||
Что общего, чем отличаются. | |||||
24.05 | Сравни и скажи. Правила сравнения. | С.102-110 | 1 | ||
31.05 | Как строятся сравнительные тексты. | С.111 | 1 |
4 класс
№п/п | Запл. дата | Факт. дата | Тема занятия | Номер стр. ЭУ | Кол-во часов |
Общение (11 часов) | Часть 1. | ||||
07.09 | Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. | С.6-8 | 1 | ||
14.09 | Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. | С.9-11 | 1 | ||
21.09 | Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. | С.12-15 | 1 | ||
28.09 | Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). | С.16-19 | 1 | ||
05.10 | Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). | С.20-27 | 1 | ||
12.10 | Особенности говорения. | С.28-31 | 1 | ||
19.10 | Речевые отрезки и паузы. | С.32-39 | 1 | ||
26.10 | Успокоить, утешить словом. | С.40-45 | 1 | ||
09.11 | Утешить – помочь, утешить – поддержать. | С.46-49 | 1 | ||
16.11 | Какой я слушатель. | С.50-53 | 1 | ||
23.11 | Я – читатель. | С.54-61 | 1 | ||
30.11 | Типы текстов. | С.62-63 | 1 | ||
07.12 | Яркие признаки текста. | С.64-65 | 1 | ||
14.12 | Абзацные отступы, завершающий абзац. | С.66-72 | 1 | ||
21.12 | Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. | С.73-79 | 1 | ||
28.12 | Знаки вокруг нас, дорожные знаки. | С.80-81 | 1 | ||
11.01 | Знаки-символы и знаки-копии. | С.82-85 | 1 | ||
18.01 | Опорные конспекты. | С.86-87 | 1 | ||
25.01 | Составляем опорный конспект. | С.88 | 1 | ||
01.02 | Составляем опорный конспект. | С.89 | 1 | ||
08.02 | Описание – деловое и художественное. Вежливая оценка. | С.90-100 | 1 | ||
15.02 | Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение). | С.101-107 | 1 | ||
20.02 | Во-первых, во-вторых, в-третьих … | С.108-109 | 1 | ||
01.03 | Вступление и заключение. | С.110 | 1 | ||
15.03 | Словарная статья. | С.118-120 | 1 | ||
05.04 | Словарная статья. | С.121 | 1 | ||
12.04 | Рассказ. | С.122-128 | 1 | ||
19.04 | Хочу рассказать. | С.129-131 | 1 | ||
26.04 | Служба новостей, что такое информация. | С.132-135 | 1 | ||
17.05 | Газетная информация, факты, события и отношение к ним. | С.136-141 | 1 | ||
24.05 | Информационные жанры: хроника, заметка. | С.142-159 | 1 | ||
31.05 | Подпись под фотографией. | С.160-169 | 1 |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________________ Кононова Н.А. Подпись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса
Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального образования....
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности (духовно – нравственное направление) «В гостях у сказки» 2 класс
Пояснительная записка Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...