Основные трудности изучения морфологии в поликультурной начальной школе и возможные пути их преодоления.
методическая разработка
Основные трудности изучения морфологии в поликультурной начальной школе и возможные пути их преодоления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные трудности изучения морфологии в поликультурной начальной школе и возможные пути их преодоления.
У обучающихся, для которых русский язык является неродным, при усвоении категории рода имён существительных возникают трудности. Это объясняется тем, что в отдельных языках данная категория либо отсутствует, либо имеет существенные отличия в средствах выражения. Незнание рода имён существительных в русском языке приводит к ошибкам в согласовании подлежащего и сказуемого, прилагательных, порядковых числительных или отдельных разрядов местоимений с именами существительными.
Школьники-инофоны испытывают сложности и при употреблении форм множественного числа. Это может быть связано с тем, что в родном языке имеет место один способ образования формы множественного числа. Имена существительные множественного числа в русском языке имеют в одних случаях одинаковые, а в других – разные окончания. Особые затруднения у обучающихся возникают, когда при образовании формы множественного числа в слове происходят фонетические изменения, например, чередование звуков (друг - друзья), выпадение беглых гласных (день - дни), перемещение ударения (окно - окна), образование формы множественного числа от другой основы (человек - люди).
Трудность для обучающихся-инофонов представляет и предложно-падежная система русского языка, что обусловлено многозначностью падежей, разнотипностью склонения, а также расхождениями в значении и употреблении падежей в русском и родном языках.
Проблемы возникают и у обучающихся при усвоении видовременных форм глагола.
Для повышения эффективности изучения морфологии и преодоления трудностей в условиях поликультурной среды ознакомление с грамматическими понятиями необходимо осуществлять посредством ситуативно-тематической организации учебного процесса. Грамматический материал следует предъявлять с помощью речевых образцов (моделей), каждый из которых обладает конкретностью, предъявляется точно, непротиворечиво. Например, «Замени словосочетание одним словом по образцу: оказать помощь – помогать; проявлять заботу - …».
Повышению интереса к обучению, эффективному усвоению грамматических понятий способствует использование технологии учебного сотрудничества, игровых технологий. Так, эффективным приёмом освоения грамматических форм является договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах, рифмовках. Для формирования умений употреблять имена прилагательные в речи и согласовывать их с существительными используется игра «Подбери словечко». Предлагаются имена существительные, к которым дети подбирают подходящие по смыслу слова-признаки. Например, папа (какой?) …, бабушка (какая?) …, дедушка (какой?) …, брат (какой?) …
При отборе грамматического материала учитываются этап обучения, степень знакомства с новым языком. На начальном этапе обучения важно включать в учебный материал минимум грамматических явлений. Но этот материал должен содержать типовые явления, на основе которых обучающийся обобщает, систематизирует разрозненные языковые факты, строит в своём сознании правила использования русского языкового материала в речи. Работа над новым грамматическим явлением должна проводиться на знакомой лексике. Задания должны быть насыщены такими языковыми единицами, которые частотно воспроизводятся в речи носителей русского языка в условиях естественной коммуникации. Для закрепления грамматических явлений на продвинутом уровне обучения используется сюжетный текст, в котором изучаемое явление встречается многократно.
При изучении грамматики русского языка возможно непосредственное использование фактов родного для ребёнка языка, сравнение грамматических явлений разных языков. Однако делать это необходимо небольшими фрагментами. Главная цель обратить внимание обучающихся на многообразие языков, наличие в них универсального и отличного.
Блок заданий для изучения темы морфологии в поликультурной школе на тему «Слова. Лексическое значение слов. Их происхождение».
1.Составь слова из следующих букв:
а) к, о, с а) е, р, о, м а) л, а, н, е, п, т, а
б) у, д, б б) ш, а, к, а б) к, ч, а, р, у
в) м, р, и в) а, к, у, р в) ч, а, к, о, с
г) т, о, р г) б, о, н, е г) п, о, г, и, р
д) ы, с, р д) а, с, о, к д) р, о, д, о, г
е) д, м, ы е) д, а, в, о е) к, о, н, о
Дети-билингвы могут рядом записать слово на своем родном языке.
2.Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить.
1) е, м, р, о 2) к, у, а, п 3) а, к, о, р, о, с
р, а, е, к з, я, а, ц в, л, е
ш, а, а, м, р, о, к а, и, с, л щ, а, у, к
о, о, е, з, р х, м, а, у а, а, ь, с, р, к
ь, ю, т, л, н, а, п м, й, е, в, а, у, р т, р, г, и
ф, к, а, а, л, и к, в, о, л а, н, о, о, р, в
к, ж, у ь, о, н, к, у
3. «Цветочек»
Составление слова из нескольких слов. Учащимся предлагается несколько слов. Количество слов зависит, от того, сколько букв в задуманном учителем слове. Слова могут задаваться разными способами:
- записаны на доске;
- являться ответом на загадку;
- определяться по значению слова;
- определяться по картинке.
К примеру, заданы слова:
Мама
Берег
Фильтровать
С данными словами может быть проведена предварительная работа, например, по значению слова. Потом учитель задает принцип отбора букв. Это может быть отбор по порядковому номеру буквы в слове, отбор по характеристике определенного звука в слове и определении соответствующему ему буквы или какой - либо другой способ отбора букв. В данном примере отбор букв идёт по порядковому номеру буквы в слове (1 - 4 - 3). Дети должны на основе заданного критерия отбора выявить буквы, входящие в состав слова и определить это слово. В примере это слово - мел. Продолжается работа с полученным словом:
- объяснение значения слова;
- подбор синонимов;
- составление устных предложений;
- фонетический разбор слова.
4. Игра «Волшебный мешочек».
Эта игра позволяет развивать тактильные ощущения, формулировать их словами. Ребятам можно предложить озвучить слова-названия на родном языке, потом на русском языке.
Введение в учебную деятельность элементов игры или развивающих игр позволяет ребёнку легче адаптироваться к учебной деятельности, развивать потребность в знаниях, способность анализировать, классифицировать, обобщать объекты, понятия и явления, развивать непроизвольное внимание, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности, развивать самоконтроль и самооценку, а главное-интерес к языку.
Пословицы и поговорки- традиционный набор для отработки разных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке. Их необходимо вписать в систему организации работы по развитию речи, речевого творчества.
Можно, к примеру, предложить такие:
- Мал золотник да дорог.
- Ученье-свет, а не ученье - тьма.
- Язык и хлебом кормит, и дело портит.
Задания к ним могут быть такими: прочитай одно предложение (по выбору). Устно передай его смысл. Сформулируй тему. Передай свои мысли письменно и др.
5. Итоговая работа «Энциклопедия слова. Папа, мама, я – выполняет вся семья».
В качестве инструкции можно записать для каждого:
- Родной язык - язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных;
- Соберитесь всей семьей и обсудите необычность и полезность творческой работы;
- Выберите слово, над которым вы будете работать;
- Найдите слово в родном языке, его культуре, духовной жизни;
- Понаблюдайте за словом в сказках, рассказах, стихотворениях, пословицах, загадках;
- Используйте все виды словарей, справочники, энциклопедии, помощь родных, знакомых, друзей;
- Вспомни, найди, придумай, сделай зарисовки;
- Красиво оформи работу.
Схема-план
1. Слово и его лексическое значение (толковый словарь).
2. История происхождения слова (этимологический словарь).
3. Слово и слова-родственники (однокоренные).
4. Слово и его синонимы (словарь синонимов).
5. Слово и антонимы (словарь антонимов).
6. Слово во фразеологических оборотах (словарь фразеологизмов).
7. Слово и словосочетания-рифмы.
8. Слово в фольклоре (русском и татарском).
9. Слово в названиях произведений (русской, татарской и зарубежной литературе).
10. Слово вокруг нас (газеты, детские журналы, реклама)
11. Слово в рисунках, в твоих рисунках.
12. Слово в твоей семье.
Критерии оценивания каждый педагог может составить на свое усмотрение, учитывая то, что дети с нетерпением ждут справедливой оценки, отзыва и мнения учителя. Главнее- по достоинству, по-доброму оценить каждую работу и совместно с детьми сделать вывод и обобщение. Каждый народ имеет свои корни, историю, культуру, традиции, обычаи. Человек, знающий родной язык, уважающий культуру и традиции своего народа, по достоинству может считаться ее представителем. Он будет ценить и уважать язык, культуру и традиции народа, с которым он живет в поликультурном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»
Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в ...
Приемственность в изучении русского языка между начальной школой и основной
Приемственность в изучении русского языка между начальной школой и основной на примере темы "Слово"....
Трудности работы над проектом в начальной школе. Из опыта работы
Очень люблю вводить в свою работу новые формы работы с учениками. С 2011 года в школе работаю над созданием проектов. Эта работа очень трудоёмкая иногда не всегда получаю 100% результат....
Каталог Электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для использования при изучении основных содержательных линий предмета "Технология" в начальной школе
В данном материале представлен Каталог Электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для использования при изучении основных содержательных линий предмета "Технология" в начальной ш...
Выступление на МО учителей начальных классов на тему: «Методика изучения геометрического материала в начальной школе»
Выступление на МО учителей начальных классов на тему: «Методика изучения геометрического материала в начальной школе»...
Причины трудностей при усвоении учащимися слов с непроверяемыми написаниями и пути их преодоления
Несмотря на то, что программа по русскому языку, как в начальной, так и в средней школе, уделяет достаточно внимания изучению слов с непроверяемыми написаниями, процент ошибок в их написании дост...
Выступление на РМО учителей начальных классов.Трудности при овладении чтением учащимися 1-х классов и пути их преодоления.
Выступление на заседании РМО начальных классов по теме"Трудности при овладении чтением учащихся 1-х классов и пути их преодоления "...