Умники и умницы: развитие речи
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
Рассмотрена на заседании кафедры учителей Протокол № от « » сентября 2017 г. | Утверждаю ___________________Т.В.Гордеева директор МБОУ СОШ № 5 г. Охи Приказ № -ОД От « » сентября 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
1 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДИН ГОД
составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
на основе авторской программы курса «Речь»,автор Т.Н.Соколова
Глушич Н.В., учителем начальных классов
г. Оха
2018 г.
I РАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель программы:
Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции
Задачи:
Образовательные:
-расширение и углубление программного материала;
-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
Воспитательные:
-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
-воспитание чувства патриотизма;
-повышение общей языковой культуры учащихся;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
-развитие интереса к языку как учебному предмету;
- общего языкового развития младших школьников;
-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа. Мы планируем следующие результаты:
1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.
2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.
3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение)
в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения.
II РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
2 класс
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю из расчета 34 рабочих недели).
Срок реализации программы: один год.
Изменений, внесённых в авторскую программу Т.Н.Соколовой нет.
Слово. 13ч.
1.1-1.3 Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим.
Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание. 3ч.
2.1-2.3 Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст. 15ч.
3.1-3.15 Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения. 3ч.
4.1-4.3 Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее.
Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
знать:
- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
По организации обучения: очная.
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (индивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная).
По месту обучения: школьная, внешкольная.
По продолжительности: академический час (45 мин).
По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная.
Контроль и оценка планируемых результатов
Текущий
- Прогностический - проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения
- Пооперационный - контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- Рефлексивный, контроль обращѐнный на ориентировочную основу, план действия , опирающийся на понимание принципов его построения;
- Контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом
Итоговый контроль в форме:
- Тестирования
- Практической работы
- Творческих работ учащихся
- Проект.
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | № урока в разделе | СОДЕРЖАНИЕ (раздел, тема урока) | сроки проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
Слово ( 13 часов) | |||||
1 | 1.1 | Слово. Значение слова. | |||
2 | 1.2 | Многозначные слова. | |||
3 | 1.3 | Омонимы. | |||
4 | 1.4 | Омофоны, омоформы. | |||
5 | 1.5 | Синонимы. | |||
6 | 1.6 | Антонимы. | |||
7 | 1.7 | Фразеологизмы. | |||
8 | 1.8 | Фразеологизмы(обобщение). | |||
9 | 1.9 | Фразеологизмы(закрепление). | |||
10 | 1.10 | Пословицы. | |||
11 | 1.11 | Загадки. | |||
12 | 1.12 | Изобразительные средства языка. Сравнение. | |||
13 | 1.13 | Изобразительные средства языка. Олицетворение. | |||
Предложение и словосочетание (3 часа) | |||||
14 | 2.1 | Связь между предложениями в тексте. | |||
15 | 2.2 | Связь между частями текста. | |||
16 | 2.3 | Работа с деформированным текстом. | |||
Текст (15часов) | |||||
17 | 3.1 | Текст. Тема текста. Заглавие. | |||
18 | 3.2 | Текст. Опорные слова. | |||
19 | 3.3 | Текст. Опорные слова. | |||
20 | 3.4 | Проверочная работа. | |||
21 | 3.5 | План. Составление плана. | |||
22 | 3.6 | Виды плана. | |||
23 | 3.7 | План. | |||
24 | 3.8 | Составляем план текста. | |||
25 | 3.9 | Редактирование текста. | |||
26 | 3.10 | Типы текста. | |||
27 | 3.11 | Описание. | |||
28 | 3.12 | Текст – сравнительное описание. | |||
29 | 3.13 | Типы текста. Повествование. | |||
30 | 3.14 | Типы текста. Рассуждение. | |||
31 | 3.15 | Типы текста. Рассуждение. | |||
Культура общения (3 часа) | |||||
32 | 4.1 | Сочинение на тему «Мой выходной день». | |||
33 | 4.2 | Повторение пройденного. | |||
34 | 4.3 | Материал для КВН, викторин, конкурсов. | |||
Итого 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей для 2 класса общеобразовательной школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностейдля 2 класса общеобразовательной школы на 2012 - 2013учебный год Рабочая программа составлена на основе пр...
Внеурочная деятельность. Курс "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей" 1 - 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Курс "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей". Курс разработан на основе авторской программы О. Холодовой и предста...
Программа кружка «Юным умникам и умницам» Развитие познавательных способностей
Программа кружка«Юным умникам и умницам» Развитие познавательных способностейРабочая программа составлена на основе федеральногокомпонента государственного стандарта основного общегообразо...
О. А. Холодова "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей" (РПС). 1 класс. Анализ курса.
О. А. Холодова "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей" (РПС). 1 класс. Анализ курса....
Рабочая программа курса"Умники и умницы(развитие речи)" по внеурочной деятельности
"Умники и умницы" курс развития речи для 2 класса расчитан на 68 часов 2 раза в неделю по 2 ч....
Конспект внеурочного занятия (кружок "Юные умники и умницы") "Развитие внимания. Развитие мышления. Графический диктант" (1 класс)
Цель: развитие у детей концентрации и устойчивости внимания.Задачи: 1. совершенствовать навыки логического мышления; 2. воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах, индивидуа...