Умники и умницы: развитие речи
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
Рассмотрена на заседании кафедры учителей Протокол № 1 от «02» сентября 2019 г. | Приказ № 294-ОД от « 02» сентября 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«УМНИКИ И УМНИЦЫ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
3 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ,
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДИН ГОД
составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
«Юным умникам и умницам: Школа развития речи», автор Соколова Т.Н.
Глушич Н.В., учителем начальных классов
г. Оха
2019 г.
I РАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов:
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
- коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
- личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
- Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
II РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Курс « Умники и умницы: Школа развития речи» в 3 классе рассчитан на 35 часов (1 ч в неделю, 35 учебных недель)
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения: школьная, внешкольная
По продолжительности: академический час (45 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в разделе | Содержание (раздел, тема урока) | Сроки проведения | Примечание | |
План | факт | ||||
1 | 1.1 | Многозначные слова | |||
2 | 1.2 | Омонимы и омофоны | |||
3 | 1.3 | Фразеологизмы | |||
4 | 1.4 | Сравнения | |||
5 | 1.5 | Олицетворение | |||
6 | 1.6 | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты | |||
7 | 1.7 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные | |||
8 | 1.8 | Откуда приходят слова | |||
9 | 1.9 | Этимология | |||
10 | 1.10 | Как тебя зовут? | |||
11 | 1.11 | Как тебя зовут? | |||
12 | 1.12 | Наши фамилии | |||
13 | 1.13 | Топонимы | |||
14 | 1.14 | Устаревшие слова | |||
15 | 1.15 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» | |||
16 | 1.16 | Проверочная работа | |||
17 | 1.17 | Типы текстов | |||
18 | 1.18 | Тема текста. Опорные слова | |||
19 | 1.19 | Связь предложений в тексте | |||
20 | 1.20 | Цепная связь предложений в тексте | |||
21 | 1.21 | Цепная связь предложений в тексте | |||
22 | 1.22 | Параллельная связь предложений в тексте | |||
23 | 1.23 | Сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание» | |||
24 | 1.24 | Единый временной план текста | |||
25 | 1.25 | Единый временной план текста | |||
26 | 1.26 | Единый временной план текста | |||
27 | 1.27 | Стили речи | |||
28 | 1.28 | Стили речи | |||
29 | 1.29 | Культура общения | |||
30 | 1.30 | Научный стиль | |||
31 | 1.31 | Словари | |||
32 | 1.32 | Проверь себя | |||
33 | 1.33 | Проверочная работа | |||
34 | 1.34 | Обобщающий урок по курсу | |||
35 | 1.35 | Обобщающий урок по курсу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей для 2 класса общеобразовательной школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностейдля 2 класса общеобразовательной школы на 2012 - 2013учебный год Рабочая программа составлена на основе пр...
Внеурочная деятельность. Курс "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей" 1 - 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Курс "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей". Курс разработан на основе авторской программы О. Холодовой и предста...
Программа кружка «Юным умникам и умницам» Развитие познавательных способностей
Программа кружка«Юным умникам и умницам» Развитие познавательных способностейРабочая программа составлена на основе федеральногокомпонента государственного стандарта основного общегообразо...
О. А. Холодова "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей" (РПС). 1 класс. Анализ курса.
О. А. Холодова "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей" (РПС). 1 класс. Анализ курса....
Рабочая программа курса"Умники и умницы(развитие речи)" по внеурочной деятельности
"Умники и умницы" курс развития речи для 2 класса расчитан на 68 часов 2 раза в неделю по 2 ч....
Конспект внеурочного занятия (кружок "Юные умники и умницы") "Развитие внимания. Развитие мышления. Графический диктант" (1 класс)
Цель: развитие у детей концентрации и устойчивости внимания.Задачи: 1. совершенствовать навыки логического мышления; 2. воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах, индивидуа...