Классификация пословиц по темам, изучаемым на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку на тему

Колина Инна Валерьевна

Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного запаса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikaciya_poslovic.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация пословиц по темам, изучаемым на уроках русского языка в начальной школе.

На уроках русского языка учащиеся знакомятся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки.

        Высоко ценит народ силу и значение правдивого, доброго, честного, искреннего и  твёрдого слова. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. С особой силой выражаются в пословицах любовь к Родине и  забота о ней.

        Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного запаса.

Использование пословиц  при изучении мягких и твёрдых согласных.

  1. Порядок время бережёт.
  2. Лучше в труде сгореть, чем замёрзнуть от безделья.
  3. Поле труд любит.
  4. И медведя люди учат.
  5. Всякий человек вперёд смотрит.
  6. Мороз невелик, да стоять не велит.

Использование пословиц  при изучении темы: «Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов».

  1. Зимою шубка не шутка.
  2. Кошке игрушки, а мышке слёзки.
  3. Не будь тороплив, а будь памятлив.
  4. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
  5. В зимний холод всякий молод.
  6. Снег на полях – хлеб в закромах.
  7. В чужих руках всё дело легко.
  8. Рыбка мелка, да уха сладка.
  9. Глаз видит, да зуб неймёт.
  10. Не в бровь, а в глаз.
  11. Наш народ растёт из года в год.
  12. На сказки герой, а на работу слаб.
  13. Хороший друг – это настоящий клад.
  14. Пример героя зовёт на подвиг.
  15. Сядем рядком. да поговорим ладком.
  16. Спасибо, мороз, что снега нанёс.
  17. Терпенье и труд всё перетрут.
  18. Если дружба велика, будет Родина крепка.

Использование пословиц  при изучении безударных гласных в корне слова.

  1. Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
  2. Флот морской – границ часовой.
  3. Смелость города берёт.
  4. Посуда любит чистоту.
  5. На хороший цветок и пчела летит.
  6. На языке медок, а на сердце ледок.
  7. Собака лает, а ветер носит.
  8. Красна весна цветами, а осень плодами.
  9. Нет земли краше, чем страна наша.
  10. Тот герой, кто за Родину стоит горой.
  11. Наша правда врагам глаза колет.
  12. Апрель с водою – май с травою.
  13. Вода на лугу – сено в стогу.
  14. По лесу ходи – под ноги гляди.
  15. Целина красна не только хлебами, но и богатырями.
  16. Народы нашей страны дружбой сильны.

Использование пословиц  при изучении слов с непроизносимыми согласными.

  1. Радостная жизнь сердце веселит.
  2. Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою.
  3. Человек трудолюбивый – самый счастливый.
  4. Честный труд – наше богатство.
  5. Рукам работа – душе праздник.
  6. Сердце матери лучше солнца греет.
  7. Ленивому и будни праздник.
  8. Счастливым и красивым делает человека работа.
  9. Дождливое лето хуже осени.
  10. Москва от глаз далеко, да к сердцу близко.
  11. Солнце пригреет – всё поспеет.
  12. Без коллектива и жизнь не счастлива.

Использование пословиц  при изучении слов с удвоенными согласными.

  1. У коллектива большая сила.
  2. Хороша нива только у коллектива.
  3. Ссора до добра не доводит.
  4. В субботу на работу, в воскресенье на веселье.

Использование пословиц  при обучении правописанию слов с предлогом и приставкой.

  1. Сначала подумай, потом говори.
  2. Труд и накормит, и научит.
  3. Язык до Киева доведёт.
  4. Родина поучает, Родина  выручает.
  5. За край родной иди бесстрашно в бой.

Использование пословиц  при изучении темы: «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу».

  1. Умел начать – умей и окончить.
  2. Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.
  3. Не давши слова – крепись, а давши – держись.
  4. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
  5. Кто дрожит, тот и бежит.
  6. Не верь чужим речам, верь своим очам.
  7. Жить – Родине служить.
  8. Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
  9. Сам погибай, а товарища выручай.
  10. Любую ошибку можно исправить.
  11. Жизнь дана на добрые дела.
  12. Чужой славой не проживёшь.
  13. Жизнь правде посвящай.
  14. На чужой стороне и летом холодно.
  15. Кто с техникой дружит, тому она верно служит.
  16. С книгой жить – век не тужить.
  17. С песней дружить – и в бою не тужить.
  18. Шила в мешке не утаишь.
  19. Грибы ищут – по лесу рыщут.
  20. Не спеши языком – торопись делом.

Использование пословиц  при изучении слов с мягким знаком для обозначения мягкости согласного.

  1. Маленькое дело лучше всякого безделья.
  1. Больше дела, меньше слов.
  2. От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.
  3. Мужество рождается в борьбе.
  4. Умел взять – умей отдать.

Использование пословиц  при изучении правописания слов с разделительными ъ и  ь знаками.

  1. Без терпенья нет уменья.
  2. Без ученья нет уменья.
  3. Доброе молчанье лучше пустой болтовни.
  4. От желанья к исполненью приложи уменье.
  5. Ручьи сольются - река, люди соединятся – сила.
  6. Красна птица перьями, а человек уменьями.
  7. Повторенье – мать ученья.
  8. Здоровье всего дороже.
  9. Уменье везде найдёт примененье.
  10. С большим подъёмом и спуск большой.
  11. Пословицу не обойти, не объехать.
  12. Не стыдись говорить, коли правду хочешь объявить.
  13. Знает кошка, чьё мясо съела.
  14. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
  15. Лето собирает, а зима подъедает.
  16. Ум без книги, как птица без крыльев.

Использование пословиц  при изучении падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений.

  1. Добрые вести не лежат на месте.
  2. Солдата к славе ведут ученье и труд.
  3. Умный товарищ – половина дороги.
  4. Нашей армии сыны – Родине веры.
  5. Будет и на нашей улице праздник.
  6. Делу – время, потехе – час.
  7. И на солнце есть пятна.
  8. Наша сила в крепости тыла.
  9. Ленивому Микишке всё не до книжки.
  10. По наружности о человеке не суди.
  11. Богаче Сибири нет земли в мире.
  12. Труд – дело чести, славы, доблести и геройства.

Использование пословиц  при формировании навыков правильного письма имён существительных с  шипящими на конце.

  1. На помощь надейся, а сам не плошай.
  2. Спящий кот мышь не поймает.
  3. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
  4. Идёт дождь, даст он рожь.
  5. Хорошую речь хорошо и слушать.
  6. Книжка – лучший товарищ.
  7. Ростом с мышь, а храбрый малыш.
  8. Наука – источник знаний, знание - светоч жизни.

Использование пословиц  при изучении тем: «Личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжений», «Правописание не с глаголами».

  1. Правда в воде не тонет, в огне не горит.
  2. Ласточка день начинает, а соловей кончает.
  3. Умелый воин не дрогнет в бою.
  4. Труд кормит, а лень портит.
  5. Хвастун и правду скажет – ему никто не поверит.
  6. Умный человек не тратит много слов.
  7. Берись дружно, не будет грузно.
  8. Лето собирает, а зима подъедает.
  9. Читает – летает, да ничего не понимает.

Использование пословиц  при изучении темы: «Личные окончания глаголов 2-го лица».

  1. Слово не воробей:  вылетит – не поймаешь.
  2. Без пословицы не проживешь.
  3. Одной рукой узла не завяжешь.
  4. Что написано пером, того не вырубишь топором.
  5. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.
  6. Слезами горю не поможешь.
  7. Веника не сломишь, прутья по одному все переломаешь.
  8. Поспешишь – людей насмешишь.
  9. Что посеешь, то и пожнёшь.
  10. Человека тогда познаешь, когда на деле его узнаешь.
  11. Делаешь наспех, сделаешь на смех.

Использование пословиц  при изучении местоимений.

  1. Одна у человека мать, одна у него и родина.
  2. Живи для людей, поживут и люди для тебя.
  3. Герой умирает, а слава его живёт.
  4. Брат мой, а ум у него свой.

Использование пословиц  при изучении темы: «Неопределённая форма глагола».

  1. Без дела жить – только небо коптить.
  2. Учить – ум точить.
  3. Любишь кататься – люби и саночки возить.
  4. Грамоте  учиться  – всегда пригодится.
  5. Умел ошибиться – умей и поправиться.

Использование пословиц  при изучении темы: «Имя прилагательное».

  1. Зимнее солнце плохо греет.
  2. Береги землю любимую, как мать родимую.
  3. Ударная работа человека красит.
  4. За худым пойдёшь, худое и найдёшь.
  5. Без хорошего труда нет плода.
  6. Хорошим словом мир освещается.
  7. Хорошую речь хорошо и слушать.
  8. Летний день за зимнюю неделю.
  9. Ленивой лошади любая дорога кажется дальней.
  10. Жизнь дана на добрые дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация пословиц по темам, изучаемым на уроках русского языка в начальной школе

На уроках русского языка учащиеся знакомятся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки.Высоко ценит народ силу и значение правдивого, доброго, честного, иск...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе

Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка....

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Классификация дидактических игр, используемых на уроках русского языка в начальной школе

в данной материале приводится классификация дидактических игр, используемых на уроках русского языка в начальной школе...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...

Пословицы и поговорки на уроках русского языка в начальной школе

Пословицы и поговорки развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире....